Статья “Основы здорового образа жизни обучающихся ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ», с различными заболеваниями”
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Статья
“Основы здорового образа жизни обучающихся ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»,
с различными заболеваниями”
преподаватель
физической культуры Гераськин А.А.
Саратов
апрель
2017
Физические упражнения, являясь мощным средством воздействия на организм, расширяют диапазон возможностей, в первую очередь, двигательной сферы, нарушенной стойким дефектом. Можно привести множество примеров из практики, когда с помощью физических упражнений и специальной тренировки исправляются нарушения речи, дети с проблемами интеллекта осваивают сложные гимнастические программы, незрячие начинают уверенно ориентироваться в пространстве, дети с тяжелыми последствиями детского церебрального паралича после занятий плаванием впервые начинают ходить и говорить, прикованные к инвалидной коляске овладевают высоким спортивным мастерством в разных видах спорта. Адаптивный спорт оказывает глубокое многостороннее воздействие на сущностные стороны человека, развивая его духовно и физически. Это длительный процесс формирования личности, аккумулирующий в себе ценности, нормы, традиции, идеалы и правила спортивного поведения. Это накопление индивидуального опыта социальной жизни в спорте. Само понятие «вовлечение» в спорт уже тесно связано с социализацией, так как в процессе общения происходит освоение и присвоение опыта данной общности людей, сохранение и передача его своим детям. Влияние Спортивные игры, практикующиеся в СКИПО, оказывают влияние на формирование личностных особенностей обучающихся, занимающихся различными видами спорта. Особенно ярко социализация учеников проявляется в системе спортивных соревнований среди инвалидов и лиц с ОВЗ, которые можно рассматривать как форму их социальной активности, в процессе которой создаются такие социальные ценности, как победа, престиж, зрелище, сопереживание, эмпатия и др.
Спорт для инвалидов - это особый мир отношений и переживаний, который увлекает, сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроения. С другой стороны, это активная творческая деятельность, где инвалиды, имея в движениях эстетические погрешности, все равно стремятся к совершенству, изменяя свои физические качества, систему движений, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик, вкладывая в него гармонию бодрости и силу духа. Это придает поведению, характеру, образу жизни новый колорит, который позволяет нашим обучающимся повысить самооценку собственного «Я», чувствовать себя полезным гражданином своего общества, т.е. социализироваться в нем.
В настоящее время в Российской федерации сделан законодательно крупный шаг вперед в развитии спорта среди инвалидов, поддержанный Росспорткомитетом. Теперь в Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 4 декабря 2007 года) прописано очень важное требование к исполнительным властям и органам местного самоуправления: «Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные объединения инвалидов, организуют проведение физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В ГАПОУ СО ”СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ” особое внимание уделяется основам здорового образа жизни обучающихся. Статистические данные учреждения свидетельствуют о том, что число учеников, имеющих как инвалидность , так и иные различные отклонения в состоянии здоровья, постоянно от года к году увеличивается. За последние годы отмечено увеличение числа учеников, имеющих несколько диагнозов, в том числе обучающихся с девиантным поведением. В связи с этим, особый упор в своей работе я делаю на использование на уроках здоровьесберегающих технологий, а также проведение занятий с инвалидами и лицами с ОВЗ в спортивных секциях и участие их в соревнованиях различного уровня.
Основной целью в своей работе считаю:
Формирование волевых качеств личности и повышение у обучающихся интереса к регулярным занятиям физической культурой.
Реализация этих целей способствует дальнейшему формированию у обучающихся культуры здоровья и содействует всестороннему развитию личности.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами, методами, средствами и личный примером:
- Главный принцип - общение с обучающимися с соблюдением педагогического такта и этики общения, при этом учитываю личностные особенности учеников, их характер, устои и обычаи;
- Средства - это физические упражнения, подобранные с учётом заболеваний и состояния психики и здоровья в целом ( как результат совместной работы с медиками, врачом психиатром и психологом учреждения);
- Метод - это процесс взаимодействия педагога и обучающегося.
К стратегическим методам преподавателя физкультуры относятся:
1) Метод воспитывающей среды:
Организация жизнедеятельности во взаимодействии с окружающими
(Спортивная секция, спортивная команда).
2) Метод воспитывающей деятельности - Вовлечение инвалидов и лиц с ОВЗ во все разнообразные виды спортивной деятельности.
3) Метод осмысления учеником себя человеком в реальной жизни - это взаимодействие с его окружающим миром (самооценка) - Я и мир.
Проведя анализ социального здоровья обучающихся в ГАПОУ СО “СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ” за 2016-2017 год, мной были получены следующие данные (метод устного опроса учеников):
Хорошее самочувствие - 1,3% случаев;
Среднее самочувствие - 31, 3 %
Плохое самочувствие - 5,3%
Затрудняюсь ответить - 12%.
Половина опрошенных обучающихся всерьёз задумывается о своем здоровье, но только или в результате своей болезни (41,3%) или болезни близких(29%)
Социально - экономические условия жизни семей наших учеников в основном ниже или около прожиточного минимума, что не позволяет им посещать платные спортивные и реабилитационные центры.
С 2013 года в комплексе-интернате построен новый спортивный комплекс: спортивная площадка для игровых видов спорта, 16 тренажеров для инвалидов, раздевалки, трибуна для болельщиков. Все это обеспечивает высокий уровень внеурочной спортивной и реабилитационной работы в комплексе-интернате. Для охвата обучающихся систематическими занятиями адаптивной физкультурой разработаны планы и рабочие программы, адаптированные для инвалидов, которые помогают решать следующие задачи реабилитации:
при ДЦП – улучшение трофических процессов в мышцах, предотвращение развития атрофии и контрактуры суставов, профилактика или коррекция нарушения осанки и походки. Обучающиеся с ДЦП занимаются в секции пауэрлифтинга (15 учеников), где достигли высоких результатов на районных, областных и Российских соревнованиях среди спортсменов- инвалидов с ПОДА. В секции мини-футбола занимаются обучающиеся с заболеванием органов слуха и F 70 (всего 18 человек). Тренировки способствуют улучшению функционального состояния сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышают адаптацию организма к физическим нагрузкам. Воспитанники секции являются неоднократными победителями городских, областных и Российских соревнований, а также
в комплексе-интернате проводятся регулярные спартакиады среди обучающихся и сотрудников, спортивные соревнования открытого типа с приглашением социальных партнеров из образовательных и социальных учреждений Саратова и Саратовской области.
Зимняя спартакиада 2017г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....
Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Статья посвящена значению и роли здоровьесберегающих технологий учебного процесса как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения...
Общие направления педагогики поддержки в профессиональном самоопределении инвалидов в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"
Главной целью профессионального обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в комплексе-интернате является формирование личности, которая будет способна на основе полученных знаний, умений, навыков свободно ориент...
Моделирование уроков различных типов в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»
Создание педагогами комплекса-интерната для инвалидов и лиц с ОВЗ специальных условий для самореализации как обучающегося, так и обучающего педагога, что соответствует требованиям современности, подр...
Интегрированный урок с обучающимися в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ" на тему:Физическая культура в профессиональной деятельности
Урок построен на основе здоровьесберегающей технологии обучения, в сочетании с технологий проблемного обучения, личностно – ориентированного обучения и информационно - коммуникативной технологи...
Туризм как средство воспитания здорового образа жизни обучающихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детей«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»(МБОУ ДОД «СДЮТЭ»)...