ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему

Косякова Людмила Юрьевна

Воспитание и обучение как предмет педагогического процесса всегда

имеют целенаправленный характер и управление ими соответственно тоже,

так как вне конкретной целевой установки управление невозможно. По-

этому первым и важнейшим принципом управления в системе образования

является принцип конкретного целеполагания как основа планирования,

организации и контроля, т.е. основа содержания всей деятельности мене-

джера, специалиста в области управления системы любого уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moskovskiy_universitet_imeni_s.docx25.1 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю.ВИТТЕ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

РОССИИ В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО

МИРА

Материалы XIII Международной

научно-практической конференции студентов

и аспирантов

23 апреля 2015 года

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Косякова Л.Ю.,

магистрант, 2 курс, факультет управления,

научный руководитель – Дохолян С.Б.,

к.п.н., доцент,

Московский университет им. С.Ю. Витте, Москва

Каждый руководитель образовательного учреждения мечтает об успе-

хе, о лучшей команде преподавателей, о постоянных инновациях, низких

затратах, большом потоке абитуриентов и высоких показателях качества

образования. Но для большинства эти цели остаются несбыточными меч-

тами. Несмотря на расходование огромных бюджетных сумм, работу все-

возможных диагностических и методических служб, внедрение новых тех-

нологий и ряд других инструментов, они, вероятно, находятся так же дале-

ко от осуществления своих мечтаний, как и раньше. Некоторые сочтут это

следствием неправильно выбранной стратегии. В целом же неудача состоит

не только в одной стратегии. Это неудача исполнения.

Проблема в том, что модель управления, используемая большинством

школ, колледжей и вузов сегодня, не предназначена для той работы, для ко-

торой ее применяют. Она была разработана, чтобы дать возможность руко-

водителям планировать и контролировать их организации из центра. Воз-

можность отделений и подразделений по всей организации сфокусировать-

ся на создании ценности для студентов и школьников никогда не была ча-

стью этих разработок. Но это именно то, что требуется сделать сейчас.

Воспитание и обучение как предмет педагогического процесса всегда

имеют целенаправленный характер и управление ими соответственно тоже,

так как вне конкретной целевой установки управление невозможно. По-

этому первым и важнейшим принципом управления в системе образования

является принцип конкретного целеполагания как основа планирования,

организации и контроля, т.е. основа содержания всей деятельности мене-

джера, специалиста в области управления системы любого уровня.

Принцип целенаправленности управления отражает требование ставить

цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и

перспективности. Неопределенно сформулированная цель управления в об-

разовании в виде излишнего усложнения или упрощения процесса уже на

начальном этапе является дезорганизующим и дезориентирующим факто-

ром, а усложненная цель к тому же нереальна для достижения. Перспек-

тивность и социальная значимость цели отражают непрерывный характер

поступательного движения, развития учебного заведения как сложного со-

циального организма. Важным понятием теории и практики управления в

образовании является понятие о функциях, которые отражают основное со-

держание управленческой деятельности. Функция – это особый вид управ-

ленческих действий на объект менеджмента или особые виды действий

субъекта менеджмента с информацией. Необходимая для управления ин-

формация является предметом и в то же время продуктом управленческой

деятельности. Исходя из теории менеджмента, можно выделить следующие

функции управления в образовании:

1 Функция принятия решений, которая реализуется в фор-

ме распоряжений, рекомендаций, решений совета, приказов, планов, обра-

зовательных стандартов.

2 Функция организации выполнения принятых решений, включающая

в себя доведение принятого (например, образовательного стандарта) до ис-

полнителя, учебного заведения; материально-техническое обеспечение вы-

полнения данного решения, а также согласование данного решения с уста-

новками и потребностямиличности исполнителя.

3 Функция предварительного, текущего и итогового контроля, а также

координирование деятельности исполнителей на основе информации, по-

лученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и

оценка ее эффективности на основании результатов.

В комплексе данные функции отражают ход и последовательность

определенных управленческих воздействий, их завершенный цикл. Каждое

управленческое действие начинается с принятия решения или планирова-

ния, а заканчивается итоговым контролем с анализом результативности и

эффективности реализации данного управленческого решения.

Разработка научных основ управления в образовании актуализирует

вопрос о методах управления, которые выступают как способы достижения

поставленных целей. Первая группа методов – экономические, или методы

экономического стимулирования, которые должны реализоваться путем

претворения в жизнь важного принципа: «От каждого по способностям,

каждому по труду», что на практике пока труднодостижимо. По мере со-

вершенствования нашего общества, очевидно, будут меняться и методы

экономического стимулирования педагогических работников. Необходимо,

чтобы эти методы соответствовали количеству и качеству труда в связи с

тем, что педагогический стаж не является абсолютным показателем воз-

можной эффективности педагогической деятельности. Исследования в

данном направлении позволяют вводить оплату за категории, звания и

внедренные педагогические инновации.

Ко второй группе методов управления образованием относятся орга-

низационно-распорядительские, или административные, методы. Они реа-

лизуются путем регламентирования деятельности исполнителей, ее норми-

рования, инструктирования исполнителей в форме указаний, распоряже-

ний, приказов, требований. С помощью этих методов осуществляются под-

бор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются

должностные инструкции. Административные методы важны и нужны, но

управлять только с их помощью в настоящее время нерационально и неэф-

фективно. Применение этих методов в значительной мере способствует

формированию авторитарного стиля управления, а не развитию творческих

способностей членов педагогического коллектива.

При использовании третьей группы – методов социально-психологи-

ческого воздействия, реализуемых в форме совета, просьбы, пожелания,

требовательного и корректного распоряжения, поощрения и благодарности,

возможно формирование демократического стиля управления. С помощью

этих методов осуществляется планирование социального развития коллек-

тива, в нем устанавливается благоприятный психологический кли-

мат, повышаются творческая активность, инициативность всех работников

учебного заведения, формируются групповое самосознание и чувство кол-

лективной ответственности, изучаются и осваиваются положительные, со-

циально значимые модели трудовой деятельности. Эти методы опираются

на использование различных форм коллективного и индивидуального мо-

рального поощрения, учитывают индивидуальные психологические осо-

бенности членов коллектива.

К четвертой группе относятся методы общественного воздействия, ко-

торые реализуются путем широкого вовлечения работников в управление,

развития в нем демократических начал посредством широкого обсуждения

основных проблем и их преодоления, охвата членов коллектива методиче-

ской учебой, развития в коллективе здоровой конкуренции. Использование

данных методов в значительной степени служит делу формирования доб-

росовестного отношения к труду, чувства долга и ответственности за пору-

ченное дело, воспитанию экономного и бережного отношения к различным

видам собственности, развитию общественной активности преподавателей

и учащихся. Эти методы в значительной степени способствуют росту при-

оритета личности и ее интересов, обеспечению свободы личности каждого

педагога и учащегося.

Всякое управленческое воздействие является итогом конкретного

управленческого решения, принятого менеджером определенного уровня.

При этом управленческое решение должно удовлетворять ряду требований.

Во-первых, иметь целевую направленность, полностью соответствовать

цели управления в образовании. Во-вторых, быть обоснованным и иметь

конкретный адрес: должно быть известно, кто будет его претворять в

жизнь, и нести ответственность за эффективную реализацию. В-третьих,

решение должно быть правомочным и базироваться на юридической осно-

ве. Принятое решение должно быть также непротиворечивым и отражать

единство, согласованность с общей системой принимаемых управленче-

ских решений. В-четвертых, решение должно отвечать условию конкрет-

ности времени его реализации и предусматривать критерии эффективности

реализации с учетом оптимальности затрачиваемых сил, средств и време-

ни. В-пятых, решение должно отвечать условию актуальности и современ-

ности, быть полным, кратким, четко изложенным.

В целом успешное достижение руководителем образовательного

учреждения целей и задач управления зависит от ряда определенных субъ-

ективных и объективных обстоятельств, которые условно можно разделить

на три группы:

1) фактор личности руководителя, важнейшими составляющими кото-

рого являются: степень его подготовленности и профессионализма, целе-

вые установки и ценностные ориентации и потребности;

2) морально-психологический климат в коллективе: стиль взаимоот-

ношений, степень заинтересованности членов коллектива в общении;

3) материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетиче-

ские условия, в которых протекает деятельность.

На деле при существующей системе объединения школ, колледжей,

слиянии вузов и постоянной смене руководства говорить о влиянии лично-

сти руководителя можно с большой натяжкой. Каждое такое образователь-

ное учреждение разбросано на разных площадках, иногда в разных частях

города. Руководитель не знает своих педагогов, не видит потенциала разви-

тия коллектива, основываясь только на предоставленную ему и не всегда

верную информацию. Руководителями нередко становятся молодые амби-

циозные менеджеры, весьма далекие от образования. Их цель – сократить

бюджетные расходы, получить больше прибыли от внебюджетной деятель-

ности, будь то дополнительное образование или сдача в аренду имущества,

территории, зданий образовательного учреждения. Целевые установки та-

ких руководителей не включают в себя заботу о преподавателях, методи-

стах, служебном персонале, что повышает текучесть кадров.

В условиях разразившегося кризиса и массовых сокращений управ-

ленческого аппарата возросла конкуренция. Место преподавателя со ста-

бильной зарплатой для многих оказалось желанным, а значит в при любой

конфликтной ситуации руководитель, обладающий по новому Закону об

образовании огромными полномочиями, легко идет на увольнение опыт-

ных, принципиальных кадров, заменяя их послушными посредственными

исполнителями. Страдают от этого прежде всего потребители образова-

тельных услуг: студенты, школьники, родители учащихся.

Еще одной важной составляющей снижения эффективности управле-

ния является контроллинг. Формы и виды контроля в любом образователь-

ном учреждении включают много уровней: от внутреннего до министер-

ского. В рзультате 40 % учебного времени отдается не обучению, а провер-

кам знаний, умений, что также снижает уровень образования.

Литература

1. Каргина З.А. Современные методологические подходы в сфере до-

полнительного образования детей// Вестник ТГПУ. – 2011. – Выпуск 1

(103). – С. 5–11.

2. Комолова Л.Ф., Швецова О.Н. Синергетический подход к организации

системы дополнительного образования в средней школе // Технологии совре-

менной дидактики в процессе управления методической работой в школе /

под ред. Л.П. Ильенко. 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – С. 162–170.

3. Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного

образования детей: монография. – М.: АПКиПРО, 2003. – 132


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.

Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...

Проблемы соотношения науки и образования в информационном обществе

В данной статье рассмотрены актуальные поросы такие как:- Что такое информационное общество?- Проблемы образования в информационном обществе?- Роль образования в информационном обществе?...

Проблема переподготовки педагогов математического образования в советскую эпоху.

Показаны сущность и решение, возникшей в советскую эпоху проблемы переподготовки педагогов математического образования.В материале присутствуют вырезки из еженедельника Наркомпроса РФСФР, а именно из ...

Проблемы управления риском ликвидности банка

в стастье выявлены проблемы управления банковской ликвидностью (на примере Банк ВТБ (ПАО), а так же предложены рекомендации по повышению ликвидности банка...

30-ЛЕТИЕ РЕФОРМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ

Введение         Ведущие эксперты США пришли в свое время к выводу, что СССР достиг успеха за счет лучшей в мире системы образования и науки...

Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"

Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...