ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
статья на тему
Воспитание и обучение как предмет педагогического процесса всегда
имеют целенаправленный характер и управление ими соответственно тоже,
так как вне конкретной целевой установки управление невозможно. По-
этому первым и важнейшим принципом управления в системе образования
является принцип конкретного целеполагания как основа планирования,
организации и контроля, т.е. основа содержания всей деятельности мене-
джера, специалиста в области управления системы любого уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskovskiy_universitet_imeni_s.docx | 25.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю.ВИТТЕ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
РОССИИ В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО
МИРА
Материалы XIII Международной
научно-практической конференции студентов
и аспирантов
23 апреля 2015 года
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Косякова Л.Ю.,
магистрант, 2 курс, факультет управления,
научный руководитель – Дохолян С.Б.,
к.п.н., доцент,
Московский университет им. С.Ю. Витте, Москва
Каждый руководитель образовательного учреждения мечтает об успе-
хе, о лучшей команде преподавателей, о постоянных инновациях, низких
затратах, большом потоке абитуриентов и высоких показателях качества
образования. Но для большинства эти цели остаются несбыточными меч-
тами. Несмотря на расходование огромных бюджетных сумм, работу все-
возможных диагностических и методических служб, внедрение новых тех-
нологий и ряд других инструментов, они, вероятно, находятся так же дале-
ко от осуществления своих мечтаний, как и раньше. Некоторые сочтут это
следствием неправильно выбранной стратегии. В целом же неудача состоит
не только в одной стратегии. Это неудача исполнения.
Проблема в том, что модель управления, используемая большинством
школ, колледжей и вузов сегодня, не предназначена для той работы, для ко-
торой ее применяют. Она была разработана, чтобы дать возможность руко-
водителям планировать и контролировать их организации из центра. Воз-
можность отделений и подразделений по всей организации сфокусировать-
ся на создании ценности для студентов и школьников никогда не была ча-
стью этих разработок. Но это именно то, что требуется сделать сейчас.
Воспитание и обучение как предмет педагогического процесса всегда
имеют целенаправленный характер и управление ими соответственно тоже,
так как вне конкретной целевой установки управление невозможно. По-
этому первым и важнейшим принципом управления в системе образования
является принцип конкретного целеполагания как основа планирования,
организации и контроля, т.е. основа содержания всей деятельности мене-
джера, специалиста в области управления системы любого уровня.
Принцип целенаправленности управления отражает требование ставить
цели с учетом их оптимальности и реальности, социальной значимости и
перспективности. Неопределенно сформулированная цель управления в об-
разовании в виде излишнего усложнения или упрощения процесса уже на
начальном этапе является дезорганизующим и дезориентирующим факто-
ром, а усложненная цель к тому же нереальна для достижения. Перспек-
тивность и социальная значимость цели отражают непрерывный характер
поступательного движения, развития учебного заведения как сложного со-
циального организма. Важным понятием теории и практики управления в
образовании является понятие о функциях, которые отражают основное со-
держание управленческой деятельности. Функция – это особый вид управ-
ленческих действий на объект менеджмента или особые виды действий
субъекта менеджмента с информацией. Необходимая для управления ин-
формация является предметом и в то же время продуктом управленческой
деятельности. Исходя из теории менеджмента, можно выделить следующие
функции управления в образовании:
1 Функция принятия решений, которая реализуется в фор-
ме распоряжений, рекомендаций, решений совета, приказов, планов, обра-
зовательных стандартов.
2 Функция организации выполнения принятых решений, включающая
в себя доведение принятого (например, образовательного стандарта) до ис-
полнителя, учебного заведения; материально-техническое обеспечение вы-
полнения данного решения, а также согласование данного решения с уста-
новками и потребностямиличности исполнителя.
3 Функция предварительного, текущего и итогового контроля, а также
координирование деятельности исполнителей на основе информации, по-
лученной в ходе этого контроля, учет результатов деятельности, анализ и
оценка ее эффективности на основании результатов.
В комплексе данные функции отражают ход и последовательность
определенных управленческих воздействий, их завершенный цикл. Каждое
управленческое действие начинается с принятия решения или планирова-
ния, а заканчивается итоговым контролем с анализом результативности и
эффективности реализации данного управленческого решения.
Разработка научных основ управления в образовании актуализирует
вопрос о методах управления, которые выступают как способы достижения
поставленных целей. Первая группа методов – экономические, или методы
экономического стимулирования, которые должны реализоваться путем
претворения в жизнь важного принципа: «От каждого по способностям,
каждому по труду», что на практике пока труднодостижимо. По мере со-
вершенствования нашего общества, очевидно, будут меняться и методы
экономического стимулирования педагогических работников. Необходимо,
чтобы эти методы соответствовали количеству и качеству труда в связи с
тем, что педагогический стаж не является абсолютным показателем воз-
можной эффективности педагогической деятельности. Исследования в
данном направлении позволяют вводить оплату за категории, звания и
внедренные педагогические инновации.
Ко второй группе методов управления образованием относятся орга-
низационно-распорядительские, или административные, методы. Они реа-
лизуются путем регламентирования деятельности исполнителей, ее норми-
рования, инструктирования исполнителей в форме указаний, распоряже-
ний, приказов, требований. С помощью этих методов осуществляются под-
бор, расстановка и воспитание кадров, разрабатываются и внедряются
должностные инструкции. Административные методы важны и нужны, но
управлять только с их помощью в настоящее время нерационально и неэф-
фективно. Применение этих методов в значительной мере способствует
формированию авторитарного стиля управления, а не развитию творческих
способностей членов педагогического коллектива.
При использовании третьей группы – методов социально-психологи-
ческого воздействия, реализуемых в форме совета, просьбы, пожелания,
требовательного и корректного распоряжения, поощрения и благодарности,
возможно формирование демократического стиля управления. С помощью
этих методов осуществляется планирование социального развития коллек-
тива, в нем устанавливается благоприятный психологический кли-
мат, повышаются творческая активность, инициативность всех работников
учебного заведения, формируются групповое самосознание и чувство кол-
лективной ответственности, изучаются и осваиваются положительные, со-
циально значимые модели трудовой деятельности. Эти методы опираются
на использование различных форм коллективного и индивидуального мо-
рального поощрения, учитывают индивидуальные психологические осо-
бенности членов коллектива.
К четвертой группе относятся методы общественного воздействия, ко-
торые реализуются путем широкого вовлечения работников в управление,
развития в нем демократических начал посредством широкого обсуждения
основных проблем и их преодоления, охвата членов коллектива методиче-
ской учебой, развития в коллективе здоровой конкуренции. Использование
данных методов в значительной степени служит делу формирования доб-
росовестного отношения к труду, чувства долга и ответственности за пору-
ченное дело, воспитанию экономного и бережного отношения к различным
видам собственности, развитию общественной активности преподавателей
и учащихся. Эти методы в значительной степени способствуют росту при-
оритета личности и ее интересов, обеспечению свободы личности каждого
педагога и учащегося.
Всякое управленческое воздействие является итогом конкретного
управленческого решения, принятого менеджером определенного уровня.
При этом управленческое решение должно удовлетворять ряду требований.
Во-первых, иметь целевую направленность, полностью соответствовать
цели управления в образовании. Во-вторых, быть обоснованным и иметь
конкретный адрес: должно быть известно, кто будет его претворять в
жизнь, и нести ответственность за эффективную реализацию. В-третьих,
решение должно быть правомочным и базироваться на юридической осно-
ве. Принятое решение должно быть также непротиворечивым и отражать
единство, согласованность с общей системой принимаемых управленче-
ских решений. В-четвертых, решение должно отвечать условию конкрет-
ности времени его реализации и предусматривать критерии эффективности
реализации с учетом оптимальности затрачиваемых сил, средств и време-
ни. В-пятых, решение должно отвечать условию актуальности и современ-
ности, быть полным, кратким, четко изложенным.
В целом успешное достижение руководителем образовательного
учреждения целей и задач управления зависит от ряда определенных субъ-
ективных и объективных обстоятельств, которые условно можно разделить
на три группы:
1) фактор личности руководителя, важнейшими составляющими кото-
рого являются: степень его подготовленности и профессионализма, целе-
вые установки и ценностные ориентации и потребности;
2) морально-психологический климат в коллективе: стиль взаимоот-
ношений, степень заинтересованности членов коллектива в общении;
3) материально-техническое обеспечение, гигиенические и эстетиче-
ские условия, в которых протекает деятельность.
На деле при существующей системе объединения школ, колледжей,
слиянии вузов и постоянной смене руководства говорить о влиянии лично-
сти руководителя можно с большой натяжкой. Каждое такое образователь-
ное учреждение разбросано на разных площадках, иногда в разных частях
города. Руководитель не знает своих педагогов, не видит потенциала разви-
тия коллектива, основываясь только на предоставленную ему и не всегда
верную информацию. Руководителями нередко становятся молодые амби-
циозные менеджеры, весьма далекие от образования. Их цель – сократить
бюджетные расходы, получить больше прибыли от внебюджетной деятель-
ности, будь то дополнительное образование или сдача в аренду имущества,
территории, зданий образовательного учреждения. Целевые установки та-
ких руководителей не включают в себя заботу о преподавателях, методи-
стах, служебном персонале, что повышает текучесть кадров.
В условиях разразившегося кризиса и массовых сокращений управ-
ленческого аппарата возросла конкуренция. Место преподавателя со ста-
бильной зарплатой для многих оказалось желанным, а значит в при любой
конфликтной ситуации руководитель, обладающий по новому Закону об
образовании огромными полномочиями, легко идет на увольнение опыт-
ных, принципиальных кадров, заменяя их послушными посредственными
исполнителями. Страдают от этого прежде всего потребители образова-
тельных услуг: студенты, школьники, родители учащихся.
Еще одной важной составляющей снижения эффективности управле-
ния является контроллинг. Формы и виды контроля в любом образователь-
ном учреждении включают много уровней: от внутреннего до министер-
ского. В рзультате 40 % учебного времени отдается не обучению, а провер-
кам знаний, умений, что также снижает уровень образования.
Литература
1. Каргина З.А. Современные методологические подходы в сфере до-
полнительного образования детей// Вестник ТГПУ. – 2011. – Выпуск 1
(103). – С. 5–11.
2. Комолова Л.Ф., Швецова О.Н. Синергетический подход к организации
системы дополнительного образования в средней школе // Технологии совре-
менной дидактики в процессе управления методической работой в школе /
под ред. Л.П. Ильенко. 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – С. 162–170.
3. Логинова Л.Г. Методология управления качеством дополнительного
образования детей: монография. – М.: АПКиПРО, 2003. – 132
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
10- Всероссийская интернет – конференция «Поиск эффективных форм и методов обучения в профессиональном образовании».Тема: Современное состояние и особенности развития профессии бухгалтер. Система образования и подготовки профессиональных бухгалтеров в РФ.
Обострившиеся процессы глобализации диктуют переход функционирования российских предприятий по международным правилам. Международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО) должны быть приближены к ...
Проблемы соотношения науки и образования в информационном обществе
В данной статье рассмотрены актуальные поросы такие как:- Что такое информационное общество?- Проблемы образования в информационном обществе?- Роль образования в информационном обществе?...
Проблема переподготовки педагогов математического образования в советскую эпоху.
Показаны сущность и решение, возникшей в советскую эпоху проблемы переподготовки педагогов математического образования.В материале присутствуют вырезки из еженедельника Наркомпроса РФСФР, а именно из ...
Проблемы управления риском ликвидности банка
в стастье выявлены проблемы управления банковской ликвидностью (на примере Банк ВТБ (ПАО), а так же предложены рекомендации по повышению ликвидности банка...
30-ЛЕТИЕ РЕФОРМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ. ИТОГИ И ПРОБЛЕМЫ
Введение Ведущие эксперты США пришли в свое время к выводу, что СССР достиг успеха за счет лучшей в мире системы образования и науки...
Сборник: Актуальные проблемы подготовки кадров, статья "Проблемы повышения качества профессионального образования"
Сборник статей по результатам работы конференции содержит оригинальные материалы ведущих и молодых ученых, посвященные актуальным вопросам подготовки кадров в системе среднего и высшего профессиональн...
Современные проблемы безопасности жизнедеятельности,географии,физического воспитания, спорта и туризма в системе образования: материалы XIII Всероссийской ежегодной научно-практической конференции 23 марта 2022 г./научный редактор Е.ГМишина – Н-Тагил,2022
Завьялова С.В., Завьялова А.А. Что можно считать символом нашего края? С. 90-95...