статья на тему: "Образ учителя в жизни А.П.Чехова и его ранних рассказах"
статья на тему

1.  Введение

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель.

Л. Н. Толстой

 

Знакомясь с творчеством Антона Павловича Чехова, я заметила, что во многих его произведениях поднимается школьная тема, создается образ учителя.  Он глубоко интересовался вопросами воспитания, образования подрастающего поколения. В его юмористических рассказах разбросано немало язвительных замечаний о казённой системе классического образования («Репетитор», «Человек в футляре», «Случай с классиком», «Учитель»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_uchitelya.docx34.44 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж »

(ГПОУ РО «ЗернПК»)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

ТЕМА:

«Образ учителя в жизни А.П.Чехова и его ранних рассказах»

44.02.01 «Дошкольное образование»

Выполнила: студентка 1 «В» группы

Кондратьева Елена Ивановна

Руководитель: Ярина О.В.

г.Зерноград

2017г.

Тип проекта – исследовательские

Актуальность:  

Цель проекта: посмотреть, каким показывает Чехов образ учителя в своих ранних произведениях, какими средствами он этого достигает.

Задачи проекта:         

  • методом контекстного и стилистического анализа исследовать некоторые ранние рассказы Чехова;

  • выявить закономерности в изображении личности учителя;

  • исследовать художественное мастерство писателя.

Гипотеза: если рассмотреть ранние произведения Чехова, то можно понять, каким изображает А. П. Чехов учителя.

Проектный продукт – статья

При подготовке были использованы следующие методы:

  • эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме);

  • теоретические (изучение, обобщение и систематизация полученных сведений);

  • историко-культурный;

  • исследовательский (исследование художественного мастерства Чехова).

1 этап: подготовительный (ноябрь декабрь 2016 года

  • Выбор темы
  • Разработка проекта (цели, задачи)

2 этап: реализация проекта (январь- апрель 2017 года)

  • Изучение профессии учитель
  • Изучение биографии А.П.Чехова
  • Изучение ранних рассказов А.П.Чехова

3 этап: подведение итогов (май 2017 года)

  • Публикация статьи в Интернет ресурсах
  • Презентация проекта

Содержание

1.        Введение        4

2.        Основная часть        5

2.1        Учителя в жизни А.П.Чехова        5

2.2        Образ учителя в рассказе «Человек в футляре»        6

2.3        Образ учителя в рассказе «Учитель»        8

3.        Заключение        8

4.        Список литературы        10

  1. Введение

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если он имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель.

Л. Н. Толстой

Знакомясь с творчеством Антона Павловича Чехова, я заметила, что во многих его произведениях поднимается школьная тема, создается образ учителя.  Он глубоко интересовался вопросами воспитания, образования подрастающего поколения. В его юмористических рассказах разбросано немало язвительных замечаний о казённой системе классического образования («Репетитор», «Человек в футляре», «Случай с классиком», «Учитель»).

Кто же такой учитель? УЧИТЕЛЬ,   1. лицо занимающееся преподаванием какого-нибудь предмета в низшей и средней школе, преподаватель, школьный работник.   2.Глава, автор или распространитель какого-ннибудь учения.  3.Тот, кто научил или учит чему-нибудь, кто оказывает или оказал влияние на развитие кого-нибудь.  Словарь С.И.Ожегова и Д.Н.Ушакова.

А А.П.Чехов говорил об учителях так: «Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный, образованный учитель. У нас в России его необходимо поставить в какие-то особенные условия, и это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится как дом, сложенный из плохо обожжённого кирпича. Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело, (а у нас – это чернорабочий, плохо образованный человек, который идёт учиться с такой же охотой, с какой пошёл бы в ссылку). Он должен быть первым человеком, чтобы ответить на все вопросы, чтобы все черпали в нём силу, достойную внимания и уважения, чтобы не мог орать на него тот, кто носит звание инспектора школ, но заботится о не лучшей постановке образования, а только о тщательном выполнении циркуляров. Нелепо платить гроши человеку, который призван воспитывать народ – вы понимаете? – воспитывать народ! Отвратительно всё это. Какое издевательство».

  1. Основная часть

  1. Учителя в жизни А.П.Чехова

Первым учителем жизни А.П.Чехова был его отец - Павел Егорович. За малейшую провинность, оплошность, шалость, а тем более непослушание дети в семье Чеховых с раннего возраста строго наказывались. «Я помню, отец начал учить меня, или попросту говоря, бить, когда мне не было еще и пяти лет. Он сёк меня розгами, драл за уши, бил по голове, и я, просыпаясь, каждое утро думал, прежде всего, будут ли меня сегодня драть?..» – рассказывает герой автобиографичной повести А.П.Чехова «Три года». В дальнейшем  из семьи Чеховых  выросли  педагоги: Иван Павлович Чехов   – младший брат А.П. Чехова -  педагог, учительствовал в московских городских училищах, и Мария Павловна Чехова – единственная сестра А.П.Чехова, работала преподавательницей истории и географии в частной женской гимназии Л.Ф. Ржевской.

Таганрогская гимназия, в которой учился А.П.Чехов,  считалась образцовым учебным заведением, числилась на хорошем счету у начальства, воспитывала верных слуг царя и отечества. Система обучения строилась в соответствии с этой задачей и сводилась к затуманиванию мозгов, искоренению свободомыслия и самостоятельности. Главными предметами были древние языки, а главным методом обучения была зубрежка. Основным принципом воспитания провозглашалась дисциплина. «Не рассуждать, а исполнять», – вот первая заповедь ученика. Для нерадивых учеников существовал карцер, в дверях классных комнат – глазки, наподобие тюремных. Директор гимназии Н.Н.Порунов разработал инструкции, определяющие поведение в стенах гимназии и вне её не только для гимназистов, но и для учителей. Все было расписано по пунктам – что можно и главным образом, чего нельзя делать. Большинство преподавателей были людьми забитыми, запуганными .

В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Г.А.Захарьина, Н.В.Склифосовского, А.А.Остроумова, А.Я.Кожевникова. В этом же году брат Антона Иван получил место учителя в подмосковном городе Воскресенск.

  1. Образ учителя в рассказе «Человек в футляре»

Учителя в произведениях А.П.Чехова являются прототипом учителей, учивших его. Например, рассказ «Человек в футляре» повествует о Беликове – учителе греческого языка. А прототипом Беликова  стал инспектор таганрогской гимназии А. Ф. Дьяконов. Вспомним, как выглядел Беликов: даже «в очень хорошую погоду» он «ходил в калошах и с зонтиком и непременно в тёплом пальто на вате». И зонтик, и часы у него были в чехле, даже «…лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». Беликов всегда носил «тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».  Но Чехов изображает вовсе не безобидного человека. Учитель гимназии Беликов давил, угнетал всех на педагогических советах – и ему уступали. Учителя боялись его, и директор боялся: «Вот подождите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город!». Но проникает в город веяние новых времен. Среди учителей гимназии появляются независимые люди вроде преподавателя истории и географии Коваленко и его сестры Вареньки. « Не понимаю,– говорит Коваленко,– как вы перевариваете этого фискала, эту мерзкую рожу. Эх, господа как вы можете тут жить! Атмосфера у вас удушающая, поганая. Разве вы педагоги, учителя? Вы чинодралы, у вас не храм науки, а управа благочиния, и кислятиной воняет, как в полицейской будке». С приходом таких людей заканчивается век Беликова. Он умирает: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет». Да, он достиг своего идеала!   

 На чем же держалось его ничтожество, стоявшее у власти? Почему весь город дрожал перед этим внутренне мертвым человеком? Оказывается, на силе привычки, на инерции подчинения, живущей в обывателях этого городка и в читающих Щедрина педагогах. Во время похорон стояла дождливая погода и все учителя гимназии «были  в калошах и с зонтами». О многом говорит эта чеховская деталь. Умер Беликов, а «беликовщина» осталась в душах людей: «Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная  вполне; не стало лучше. И в самом деле, Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!».

 В финале рассказа звучит гневная тирада собеседника Буркина Ивана Ивановича: «Видеть и слышать, как лгут и тебя же называют дураком за то, что ты терпишь эту ложь; сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, - нет, больше жить так невозможно!».

   Но эти обнадеживающие слова сталкиваются с равнодушной «беликовской» репликой учителя Буркина: «Ну, уж это вы из другой оперы, Иван Иванович …Давайте спать». И минут через десять Буркин уже спал.

  1. Образ учителя в рассказе «Учитель»

А вот рассказ о Федоре Лукиче Сысоеве, в течение четырнадцати лет преподававшем в фабричной школе. Рассказ написан в 1886 году, он так и называется – «Учитель». После очередных экзаменов (четырнадцатых в его педагогической карьере) герой пребывает в подавленном настроении, несмотря на то что, как пишет Чехов, «сошли эти экзамены прекрасно; все мальчики старшего отделения были удостоены свидетельства и награды; начальство, и фабричное, и казенное, осталось довольно успехами». Причина недовольства учителя заключалась в том, что:  «Ему было досадно, что ученик Бабкин, всегда писавший без одной ошибки, сделал в экзаменационном диктанте три ошибки».«Инспектор, человек молодой и неопытный, статью для диктанта выбрал трудную, а учитель соседней школы, Ляпунов, которого инспектор попросил диктовать, вел себя «не по-товарищески»: диктуя – выговаривал слова не так, как они пишутся, и точно жевал слова» .

О том, чем и как оплачено право Федора Лукича Сысоева горячиться и упрекать Ляпунова в некорректности, Чехов напишет в самом конце рассказа: «… Он подошел к столу, где лежала стопка ученических тетрадей, и, выбрав тетрадь Бабкина, сел и погрузился в созерцание красивого детского почерка…».

  1. Заключение

Итак, я убедилась, что образ учителя в произведениях писателя не выдуман. Каждый герой является либо собирательным образом учителей самого Антона Павловича, либо навеян впечатлениями и воспоминаниями его детства и нелегкой юности.

    Антон Павлович Чехов – поразительный писатель! Кто (кроме, конечно, литераторов, которые в прошлом работали в школах или гимназиях) так много и страстно писал о проблемах образования! Кто может похвастаться такой галереей героев – учителей? Их – Беликовых и Никитиных, Рыжицких и Сысоевых, Коваленко и Ляпуновых – десятки. Разные это люди – равнодушные и болеющие за своих учеников душой, талантливые и бездарные, старые и еще очень молодые. Каждый из них словно выхвачен писателем из гущи современной ему жизни, наделен своим характером, своей неповторимой индивидуальностью.

   И еще, возможно, невольно, попутно этот гениальный человек написал очень много ценного и о культуре обучения слову, поскольку всю свою сознательную творческую жизнь служил ему – великому русскому слову.

Чехов – один из тех счастливых авторов, кого не только почитают, но и читают. Его пьесы ставятся на сценах всего мира, его произведения получают новую жизнь в кино- и теле - экранизациях, в радиопостановках, в живописи, музыке, балете. Ибо этот, по выражению Льва Толстого, «Пушкин в прозе» помог нам правдиво взглянуть на самих себя – что, по мысли самого Антона Павловича, является лучшим стимулом самосовершенствования человека, в котором, как свято верил писатель, «все должно быть прекрасно»Задачей Чехова не было подробно и методически точно написать о том, как    учить, как преподавать. Но о том, каким должен быть учитель, а главное – каким он быть не должен. Особенности композиции рассказов, проблематика, стиль и лексика, речь и психологическое состояние героев, внешний мир с его звуками и запахами, говорящие фамилии, трагикомический финал – является тем калейдоскопом красок, в центре которого личность героя –учителя.

  1. Список литературы

1. Книга «Жизнь Антона Чехова», автор - Дональд Рейфилд

2."Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция" Издательство: Славянский Дом Книги, 2014 г.

3.Антон Чехов «Человек в футляре (сборник)»,  Автор: Антон Чехов Год: 2008 Жанр: Литература 19 века, Литература 20 века, Русская классика.

4. Сборник произведений А.П.Чехова, Автор: Чехов Антон ПавловичЖанр: Классическая проза, Русская классическая проза.

5. Книга: Михаил Громов «Книга о Чехове»

6. http://book-online.com.ua/author.php?author=204

7. http://www.microarticles.ru/article/gimnazicheskie-godi-chehova.html

8. http://www.litocean.ru/liocs-530-1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Статья на тему "Роль семьи в жизни общества"

Семья и брак относятся к явлениям, которые интересовали и будут интересовать огромное количество людей в обществе. Семья является один из наиболее древних и значимых социальных институтов....

СТАТЬЯ. ИНФОРМАТИКА И ИКТ В НАШЕЙ ЖИЗНИ. ГОТОВЬТЕСЬ К БУДУЩЕМУ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЛИСТКИ.

Книжки детям не игрушки!  Сегодня идёт замена книг для малышей некими   «книгоподобными   продуктами».ЧТО  ТАКОЕ  « СПОРТЗАЛ  ДЛЯ  МОЗГА...

Конспект урока по теме: Образ Раскольникова. Его теория.

Творчество Ф.М. Достоевского, обсуждение теории Раскольникова...

Статья на тему: "Сознание — состояние психической жизни человека"

Сознание — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной приживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях....

статья на тему: "Начальная школа в жизни ученика"

статья на тему: "Начальная школа в жизни ученика"...

Статья "Физическая культура и здоровый образ жизни"

В современности физическая культура и здоровый образ жизни являются типом человеческой жизнедеятельности. Физическое воспитание осуществляет прямое воздействие на человеческие взаимоотношения в предел...