Литературное чтение Басня "Как мужик камень убрал"
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
УМК: Школа России
Класс: 4
Тема урока: Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»
Тип урока: изучения нового материала
Форма урока:
Цель: продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого; изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень»;
Задачи:
Образовательные: познакомить с содержанием басни Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»; обобщить знания детей по творчеству и биографии Л. Н. Толстого;
Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, фантазию, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.
Воспитательные: ; воспитывать нравственные качества личности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Познакомится с содержанием басни Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»;
- учиться выделять мораль басни, давать характеристику героям.
Личностные:
- понимать нравственные идеи, которые дает басня;
- анализировать поведения литературных героев, делать выводы
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД.
- учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Оборудование: учебник, рабочие тетради, компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска
Продолжительность урока: 40 минут.
Этапы урока | Время | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент, | 1 мин | Словесный метод | Прозвенел уже звонок, Позвал детей всех на урок, Друг на друга посмотрели И за парты тихо сели. - Добрый день ребята! У нас урок литературного чтения. Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Ребята, как вы считаете, почему это важно? - Давайте настроимся на активную работу. | Приветствуют учителя. Настраиваются на учебный процесс. Учащиеся высказывают свои предположения | Личностные УУД.: Положительно- эмоциональный настрой на предстоящую деятельность |
2. Открытие новых знаний |
| Словесный метод Беседа | Ребята, сегодня у нас очень интересный урок. Мы познакомимся с творчеством великого русского писателя, а вот кого именно попробуйте отгадать, внимательно прослушав мой рассказ. (На фоне плавной классической музыки учитель рассказывает) - Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. Там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? И вот теперь оказалось , что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить. Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом казался им огромным, ведь сами-то выросли они в низеньких избах под соломенными крышами. Граф вышел на крыльцо-плечистый, крепкий, с черной бородой .Ребята слегка заробели,когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто и хорошо. С первой же встречи началась дружба. Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел. « Не называйте меня «ваше сиятельство»,- сказал он,- меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».
( на интерактивной доске открывается надпись) « В искусстве слова первый Толстой». ( М. Горький) Как вы понимаете эти слова? Вы совершенно правы, ребята. Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Откройте учебник на странице 121 и определите тему урока. Определите цели урока. Молодцы! – Сегодня на уроке будем читать басню Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень». Постараемся определить мораль этой басни. | Слушают внимательно учителя -Это Лев Николаевич Толстой Лев Толстой – великий русский писатель. Внимательно слушают учителя Самостоятельно ставят цели урока и формулируют тему урока. Тема урока: басня Толстого «Как мужик убрал камень». - продолжить знакомство с жизнью и творчеством Л.Н. Толстого -: познакомиться с содержанием басни Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень» | Познавательные УУД.: извлечение необходимой информации. Коммуникативные УУД: – выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге; |
3. Работа с басней. Первичное восприятие Выявление специфики восприятия | 6 мин | Наглядно-практический метод Словарная работа Беседа | Учитель: Послушайте произведение. (аудиозапись басни) Какие слова показались трудными? Понравилось ли вам произведение? Кто герои (участники) произведения? К какому жанру вы бы отнесли данное произведение? Аргументируйте свой ответ. | Учащиеся прослушивают аудиозапись басни. Инженер, выдумка, каток, подле, порох Инженер– специалист с высшим техническим образованием. Порох– взрывчатое соединение или смесь. Каток– машина для утрамбовки и уплотнения грунта или асфальта на дороге. Подле – возле. Выдумка– вымысел, изобретение. - да, интересный и в то же время очень простой способ предложил мужик. - Люди, имеющие техническое образование и простой мужик. - К рассказу, так как это прозаическое произведение. Предложения по цели высказывания – повествовательные. Наблюдается динамика происходящих событий. | Познавательные УУД.: извлечение необходимой информации. Познавательные УУД.: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные УУД: – выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге; |
Физкультминутка | 3 мин | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, ручками похлопали. Покрутились. Повертелись и за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5-ти считаем. Открываем, поморгаем и работать продолжаем. | Выполняют упражнения | ||
4.Постановка учебной задачи | 1 мин | Словесный метод | Является ли это произведение басней? Чтобы доказать, что это произведение - басня, давайте сначала ответим на вопросы. Эти вопросы я вам предлагаю сформулировать самостоятельно и записать их. | Слушают учителя. | Коммуникативные УУД: – грамотно формулировать вопросы; |
5. Этап перечитывания и анализа произведения | 12 мин | Беседа | Прочитайте произведение про себя. Запишите свои вопросы в тетрадку. Проверка вопросов и выбор наиболее подходящих для ответа на главный вопрос урока… Где происходит действие? Назовите участников? Какая стояла задача перед инженерами? Что предложил 1 инженер? Найдите и прочитайте в тексте.
Что вы можете сказать об инженерах? Какие они? За какие деньги инженеры хотели убрать камень? Кто вызвал удивление инженеров? Как вы его себе представляете? Какими чертами характера обладал мужик? - Запишите характеристики персонажей в сравнительную таблицу. Подтвердите характеристики словами из текста. см.Приложение 1 Попробуйте составить антонимический ряд с опорой на характеристики героев. Давайте вернёмся к вопросу. Является ли это произведение басней? В баснях есть мораль. А что такое мораль?
В баснях часто встречается аллегория. Что это такое? Верно, АЛЛЕГОРИЯ – иносказательное изображение -предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты. Как вы думаете, какие человеческие качества, показал автор в своём произведении? Каких героев для этого выбрал Толстой? В какой форме написано произведение? Итак, какой мы можем сделать вывод? | - в городе, на площади - Инженеры и мужик -убрать камень
- другой сказал, что под камень надо подвезти большой каток и на катке свезти камень и что это будет стоить шесть тысяч рублей. - инженеры жадные, набивают себе цену при помощи силы -мужик - простой, умный, сообразительный. -заполняют таблицу в тетрадях
Самоучка – получили образование, мыслящий – не думающие, одарённый – бездарные, бедный – богатый, умный – глупый, делает дело – набивают цену… - Поучительный вывод, наставление, какие-то правила -Важна не столько сила, сколько смекалка - Аллегория – иносказание
- в прозаической Произведение «Как мужик убрал камень» является басней, так как имеет аллегорию и мораль. | Коммуникативные УУД: учитывание другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные УУД: – составлять и применять схемы, таблицы как способ предоставления, осмысления и обобщения информации; Коммуникативные УУД: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения. Коммуникативные УУД: Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения. |
6.Закрепление и систематизация знаний | 5 мин | Наглядно-практический | Сейчас проявите смекалку и сообразительность. Выберите пословицу, которая больше всех подходит к нашей басне, и запишите её в тетрадь. Устно аргументируйте свой ответ. 1. Мало что хотеть, надо знать да уметь. Басни учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми, учат нравам. Поэтому их называют нравоучительными произведениями. | Слушают учителя.
| Регулятивные УУД.: выполнение учебного действия; |
7. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению. | 2 мин | Словесный метод | . | ||
8. Итог урока | 3 мин | Беседа | Вот и кончился урок, Подвести пора итог. О каком писателе мы говорили сегодня на уроке? -Зачем Толстой писал басни? Чему они учат? | Учащиеся участвуют в беседе. - об Л.Н.Толстой - Как мужик убрал камень» - Басни учат нравам, поэтому их еще называют нравоучительными произведениями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...
Рабочая программа курса "Литературное чтение" в 3 классе (Система общего развития ребенка Л.В.Занкова)
Предлагаю вариант рабочей программы курса "Литературное чтение" 3 класс ( система развивающего обучения Л.В.Занкова):1. Пояснительная записка2. Календарно – тематическое планирование...
Повышение интереса чтению у младших школьников на уроках литературного чтения
Способы повышения интереса к чтению литературных произведений у младших школьников на уроках литературы в начальных классах. В статье представлены формы и виды организации работы с детьми. Из опы...
Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".
Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...
Урок по литературному чтению 4 класс на тему: Басня Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».
Конспект урока по литературному чтению, 4 класс...
Теоретический материал по одной из форм работы на уроках литературного чтения. «Литературная игра как форма работы».
Одним из средств воспитания на уроках чтения являются литературные игры. В методическом аспекте литературные игры – это словесные, ролевые, драматические игры, построенные на литературном ...
Сборник упражнений по выразительному чтению при изучении поэзии первой половины 20 века на уроках литературного чтения в начальной школе «Мир красивой речи»
В настоящее время в современном обществе заметно снижение количества читающих и любящих читательскую деятельность людей. Особенно это касается детей, которые практически всё свободное время проводят в...