ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
статья на тему

Домнина Людмила Владимировна

 В статье в качестве основы всей воспитательной работы рассматривается  союз учителя, родителей и ребёнка. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.  И поэтому главная цель  работы педагогов с родителями – достигать взаимодействия, согласия в воспитании общей культуры обучающихся, в создании эмоционально-благоприятного климата классного коллектива, ориентирующего на общечеловеческие ценности, как традиционными, так  и инновационными формами работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domnina-statya.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

 ДОМНИНА ЛЮДМИЛА ВЛАДИМИРОВНА

учитель начальных классов

МОУ «Средняя  общеобразовательная школа № 8»,

 г.о. Саранск, vip.l.domnina@mail.ru

Ключевые слова: семья, ребёнок, педагог, взаимодействие, инновация, нетрадиционные формы общения педагога и родителей, наглядно-информационная форма работы учителя с родителями.

Аннотация: в статье в качестве основы всей воспитательной работы рассматривается  союз учителя, родителей и ребёнка. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса.  И поэтому главная цель  работы педагогов с родителями – достигать взаимодействия, согласия в воспитании общей культуры обучающихся, в создании эмоционально-благоприятного климата классного коллектива, ориентирующего на общечеловеческие ценности, как традиционными, так  и инновационными формами работы.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, являясь методологической основой разработки и реализации ФГОС, подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. В Федеральном государственном образовательном стандарте в каждой строке улавливается акцент на первостепенную роль воспитания в образовании.

Достижение успеха в процессе воспитания детей возможно только при условии объединения усилий семьи и школы. Из года в год инновационные технологии  все плотнее входят в нашу жизнь. Источником инноваций является проблема.

Все чаще в  школе возникают проблемы во взаимодействии с родителями воспитанников. Педагогическая пассивность родителей, непонимание ими своей воспитательной функции, нежелание установить единые требования к ребенку в школе и семье, игнорирование родителями того факта, что в определении содержания, форм работы школы с семьей не школа, а именно они выступают социальными заказчиками.

В настоящее время в основу принципа взаимодействия родителя и учителя легло понятие -  учитель и родитель - союзники. Действия педагога должны основываться на  интересах и запросах семьи.

Таким образом, можно сделать вывод о своевременности внедрения нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка и включение  инновационных форм работы для активного вовлечения родителей в жизнь школы. Все это позволяет рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности школы на современном этапе модернизации системы образования.

Решить проблему инновационно - значит изменить систему, привести ее в соответствие с желаемой моделью.

Инновационные формы работы с родителями предполагают:

- активную позицию родителей,

- их партнерство с педагогами,

-инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,

-применение в семейной среде результатов воспитательной деятельности.

Какие же инновационные формы мы можем применить в своей работе?

В качестве приоритетного направления в системе работы с родителями предлагаем использовать нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей:

- информационно - аналитические (проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик», индивидуальные блокноты);

- познавательные (мини-собрания, педагогический брифинг,  педагогическая гостиная, педагогическая библиотека для родителей, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры);

- досуговые

(Клубы отцов, бабушек, альманахи, журналы и газеты, издаваемые для родителей,  дни (недели) открытых дверей).

Целью всех данных мероприятий является координация действий родительской общественности и педагогического коллектива по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

 Помимо традиционных родительских собраний,  необходимо внедрять следующие наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность им не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.

 Родительские вечера - форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Например, проведенные  родительские вечера были посвящены следующим темам:

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4.  Праздники нашей семьи.

5. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.

Как мы видим, формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительский тренинг - это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Он проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

На одном из тренингов с большим интересом родители выполняли такие задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».

 Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Родительский час - форма работы, используемая в первый год обучения, который очень важен и в психологическом, и в физическом, и в умственном развитии ребенка. Важно научить первоклассника учиться, правильно организовывать свой труд, свой день. Все это порождает множество вопросов у родителей. Для того, чтобы ответить на них можно организовать родительские часы.

В случае необходимости можно эту работу продолжить и во втором и третьем классах. При необходимости можно пригласить на эти часы психолога, врача.

Родительский час планируется и проводится с учетом трудностей, возникающих при обучении и воспитании детей, а также пожеланий родителей. Это практическое занятие, на котором конкретно и доступно анализируются все возникающие проблемы, предупреждаются ошибки в семейном воспитании. Родительский час начинается с краткого сообщения, раскрывающего тему и цель данной встречи, затем идет практическая работа, в ходе проведения которой родители получают рекомендации. Если затронутый вопрос требует более тщательного рассмотрения, то он выносится на родительское собрание. Например, на родительском часе «Дети и телевидение» родители прослушали сообщение о вреде и пользе просмотра телевизионных программ для детей, в конце которого были даны следующие рекомендации:

  • Не рекомендуется смотреть телевизор детям до 3 лет.
  • Телевизор следует смотреть на расстоянии в 5-6 раз больше , чем его диагональ ( кроме телевизора 100 Гц).
  • Дети могут смотреть телепередачи непрерывно не более 1 часа.
  • После длительного просмотра следует погулять, поиграть на свежем воздухе, дать отдохнуть глазам.

В конце встречи родителям предлагается заполнить анкеты для планирования следующей встречи.

И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия педагога с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь. 

          Подытоживая выше сказанное, стоит отметить тот факт, что в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно решить любую проблему развития личности. Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания. Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности. Показателем успешности в этом случае будет являться умение классного руководителя сделать родителей своими союзниками в педагогическом процессе.

         Использование в воспитательной практике учителей как традиционных, так и инновационных форм работы с родителями позволяет сделать следующие выводы: необходимо комбинировать старые традиционные формы и новые приёмы, применять более современные технологии в работе с родителями, без которых уже не может существовать современная школа. 

Список использованных источников

1. Аммонашвили , Ш. А. Педагогика сотрудничества – момент истины // Семья и школа.-1988. - № 9.

2.Зверева, О. Л., Кротова, Т. В. Общение педагога с родителями: Методический аспект[Текст] / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005.

3.Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями. – М.: Просвещение, 2015. – С. 126  

4.Современные формы работы  с родителями [Электронный ресурс]// http://www.vseodetishkax.ru/rabotnikam-doshkolnogo-obrazovaniya/112- sotrudnichestvo-pedagogov-i-roditelej-/798-sovremennye-formy-raboty-s- roditelyami-v-doshkolnom-uchrezhdenii

5. Сухомлинский, В. А. Мудрость родительской любви.- М., 1988.

6. Начальная школа- 2009 № 11

7. Начальная школа -2009 № 9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы

Конспект открытого урока "Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с примененением инновационных форм работы"...

Инновационная форма повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций

Повышение квалификации педагогических работников в форме стажировки...

Формы работы с родителями по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.

Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество....

Форма работы с родителями в начальной школе

Форма работы с родителями в начальной школе...

Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО

Методы и формы работы с родителями. Конспект открытого урока для студентов СПО специальность 44.02.01 Дошкольное образование....

Инновационные формы работы с родителями

laquo;Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть,...

Методические рекомендации к проведению практического занятия на тему «Нетрадиционные формы работы с родителями»

Методические рекомендации для преподавателей междисциплинарного курса 04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками дошкольно...