Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы
план-конспект урока по теме
Конспект открытого урока "Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с примененением инновационных форм работы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_otkrytogo_uroka_po_predmetu_solfedzhio.docx | 24.93 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».
Ряпусова Людмила Владимировна,
преподаватель теории музыки
МБОУ ДОД «ДШИ п. Искателей»
Иллюстраторы: обучающиеся 1 класса музыкального
отделения МБОУ ДОД «ДШИ п. Искателей»
Цель: Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.
- Привить детям начальные навыки сольфеджирования.
- Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями.
- Закрепить навыки ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.
- Развивающие:
- Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.
- Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, хореографические через инновационные формы работы на уроке.
- Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
- Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
- Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
- Воспитательные:
- Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
- Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных и аудиальных образов.
- Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.
- Воспитывать в детях любовь к искусству.
- Формировать в детях коммуникативные качества.
Этапы урока:
- Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока).
- Теоретический (подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков).
- Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, игра в шумовом оркестре).
- Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).
Используемые методы:
- импровизационно-вариативный;
- сценарно-игровой;
- эвристический;
- информационно-рецептивный;
- проблемный;
- накопление знаний;
- наблюдение;
- контроль;
- самоконтроль;
- поиск;
- репродуктивный;
- убеждение;
- стимулирование;
- создание ситуации успеха.
Используемые инновационные формы работы
- Личностно - ориентированное обучение
- Информационно - коммуникационные технологии
- Проектно - исследовательская технология
- Здоровьесберегающие технологии
- Коллективно - индивидуальная мыследеятельность
- Игровые технологии
- Технология экологического воспитания
Оборудование и наглядные материалы:
- Демонстрационый материал - клавиатура, столбица, красочные иллюстрации;
- Раздаточный материал: карточки с изображением длительностей, пуговицы;
- Шумовые инструменты: маракасы, бубенцы, металлофон;
- Фонограммы на внешнем жестком диске.
План урока:
Введение.
- Сольфеджирование:
а) Определение понятия «Унисон». Исполнение распевки в унисон на одном звуке с различной артикуляцией.
б) Определение понятия «Гамма», движения мелодии в гамме. Пение гаммы Ре - мажор.
в) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей.
г) Определение устойчивых и неустойчивых ступеней.
д) Определение тонического трезвучия, входящих в него ступеней и нот в тональности Ре - мажор.
е) Определение понятия «Тоника».
ж) Определение понятия «Опевание».
з) Упражнения «Веселые ноты».
- Метро - ритмические упражнения.
а) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей, ритмических групп с их использованием.
б) Ритмическая импровизация.
в) Определение понятий «Остинато», «Ритмическое остинато».
г) Закрепление навыков ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.
- Итоговое обобщение урока.
а) анализ выполненных заданий;
б) повторение и закрепление полученных знаний;
в) создание ситуации успеха и поощрение участников.
«Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».
Урок №8 по развитию ритмического и мелодического слуха в первом классе.
Тип урока: закрепление изучаемого материала.
Вид урока: традиционный с применением атрибутов и дидактических материалов.
Цель урока: Развитие и организация ритмического и мелодического слуха на основе активного использования полученных навыков в творческой и исполнительской практике.
Задачи урока:
- Образовательные:
- Познакомить детей с формами работы на уроках сольфеджио.
- Привить детям начальные навыки сольфеджирования.
- Закрепить понятие ритма, ритмического рисунка на примере работы с ритмическими упражнениями.
- Закрепить навыки ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.
- Развивающие:
- Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.
- Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, хореографические через инновационные формы работы на уроке.
- Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
- Формировать в детях психологическое раскрепощение и коммуникабельность.
- Способствовать формированию интереса к предмету «Сольфеджио».
- Воспитательные:
- Воспитывать в детях любовь к сольфеджированию и музыкальной культуре в целом.
- Воспитывать в детях эстетический вкус посредством визуальных и аудиальных образов.
- Воспитывать в детях толерантность и коммуникабельность.
- Воспитывать в детях любовь к искусству.
- Формировать в детях коммуникативные качества.
Этапы урока:
- Организационный (подготовка к занятию, размещение иллюстраторов на местах, подготовка атрибутов и дидактических материалов урока).
- Теоретический (подведение итогов, осознание знаний, умений и навыков).
- Практический (сольфеджирование, исполнение упражнений, игра в шумовом оркестре).
- Заключительный (выводы урока, подведение итогов, поощрение участников).
Средства обучения:
- Демонстрационный материал - клавиатура, столбица, красочные иллюстрации;
- Раздаточный материал: карточки с изображением длительностей, пуговицы; ножницы, цветные карандаши.
- Шумовые инструменты: маракасы, бубенцы, бубны, барабан;
- Грамзаписи;
- Рисунки по содержанию песни;
План урока:
Введение.
- Сольфеджирование:
2. Метро - ритмические упражнения.
3. Итоговое обобщение урока.
Ход урока
- Сольфеджирование:
а) Определение понятия «Унисон». Исполнение распевки в унисон на одном звуке с различной артикуляцией.
б) Определение понятия «Гамма», движения мелодии в гамме. Пение гаммы Ре - мажор.
в) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей.
г) Определение устойчивых и неустойчивых ступеней.
д) Определение тонического трезвучия, входящих в него ступеней и нот в тональности Ре - мажор.
е) Определение понятия «Тоника».
ж) Определение понятия «Опевание».
з) Упражнения «Веселые ноты».
- Метро - ритмические упражнения.
а) Определение восьмых, четвертных и половинных длительностей, ритмических групп с их использованием.
б) Ритмическая импровизация.
в) Определение понятий «Остинато», «Ритмическое остинато».
г) Закрепление навыков ритмической импровизации в игре на музыкальных инструментах шумового оркестра.
- Итоговое обобщение урока.
а) анализ выполненных заданий;
б) повторение и закрепление полученных знаний;
в) создание ситуации успеха и поощрение участников.
Используемая литература:
- Ж.Металлиди, А.Перцовская, «Сольфеджио» 1 кл.
- Б.Л.Цейтлин «По ступенькам музыкальных знаний»
- Е.Резникова «Музыкальные задачки» 1 кл.
- Т.Стоклицкая «100 уроков сольфеджио» ч.1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих навыков на уроках сольфеджио в младших классах.
Развивать творческие способности детей с помощью творчества самих же детей – задача современной музыкальной педагогики, т.к. детское творчество является средством ...
«Западноевропейские знаковые системы XIX–XX вв. в методике преподавания сольфеджио в младших классах»
Как историческая категория музыкальная педагогика прошла многовековой путь развития в различных цивилизациях и была связана с творчеством композиторов. У истоков западноевропейских музыкально-педагог...
Мастер-класс по применению интерактивных форм обучения на примере использования интерактивных мототренажеров "Мото-2".
В качестве примера использования современных компьютерных технологий в сфере образования я хочу представить вашему вниманию на базе учебного кабинета интерактивного учебного центре «Автог...
урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах».
урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах»....
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
В статье в качестве основы всей воспитательной работы рассматривается союз учителя, родителей и ребёнка. Ведь ребёнок – это не только объект, но и субъект воспитательного процесса....
РАЗВИТИЕ ЛАДОВОГО СЛУХА НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
Статья по музыкально-педагогической тематике....
Инновационные формы работы с родителями
laquo;Инновационные формы работы с родителями в ДОУ»Как сложно бывает достучаться до пап и мам!Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть,...