Презентация "Половые различия в социальной активности"
презентация урока для интерактивной доски на тему
Материал может использоваться в изучении "Гендерной психологии"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Половые различия в социальной активности" | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: Половые различия и особенности мужчины и женщины интересовали человека как на уровне человеческой цивилизации с момента её зарождения, так и в удивлении маленького ребенка с того самого момента, когда он открывал для себя эту важную тайну – кто он: мальчик или девочка?
Интерес к изучению половых различий своими корнями уходит в Древнюю Грецию (Ксенофонт, Платон, Аристотель) и проходит через всю эпоху Возрождения. Научная разработка проблемы половых различий в России была начата на рубеже ХIХ и ХХ в. в связи с реформами в образовании (совместное обучение мальчиков и девочек в учебных за- ведениях) и возникшими движениями за равноправие женщин.
Основы отечественной психологии пола были заложены в 1910– 1940 гг. А.Ф. Лазурским, М.Я. Басовым, П.П. Блонским и др.
Среди исследователей психологии по- ловых различий можно выделить таких авторов, как И.В. Грошев, В.Н. Дружинин, Е.П. Ильин, В.В. Знаков, В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман, Т.А. Репина, А.Л. Сиротюк, М. Гариен, Е.Е. Maccoby, C.N. Jacklin. Ген- дерная психология в Россию пришла с За- пада (Ш. Берн, R. Edwards и др.), у нас данное направление развивают Т.В. Бендас, М.Л. Бутовская, О.Н. Воронина, И.С. Клёци- на, И.В. Костикова и др.
Пол – первое и главное понятие. «Пол – комплекс биологических, поведенческих и социальных признаков, развивающихся в онтогенезе и определяющих индивида как мужчину или женщину»
Биологический пол зародыша человека определяется половой хромосомой, содержащейся в отцовском сперматозоиде: если это Х-хромосома, то родится девочка, Y – мальчик.
Исходными факторами в определении половой принадлежности индивида являются его биогенетические характеристики. Первичное звено в этой цепи – хромосомный, или генетический, пол, возникающий уже в момент оплодотворения яйцеклетки.
Понятие гендер было введено в понятийный аппарат науки в конце 60 – начале 70-х гг. ХХ в. и использовалось сначала в истории, историографии, социологии, а затем и в психологии для описания социальных «последствий» природного пола человека.
Гендер в отечественной психологии – это социальный пол, т. е. совокупность социальных и межличностных характеристик человека, устойчиво связываемых в данных общественно- исторических условиях с принадлежностью к мужчинам (мальчикам) или женщинам (девочкам).
Термин «гендер» даёт понимание того, что в дополнение к биологической основе существуют социально детерминированные представления о мужчине и женщине, которые оказывают мощнейшее влияние на культурный контекст развития мальчика и девочки, женщины и мужчины.
Если пол осмысляется в категориях «мужчина» и «женщина, то «гендер» – в терминах «мужественность» (мужское начало) и «женственность» (женское начало).
Отношения между гендерной психологией и психологией половых различий сложны и неоднозначны, и далеко не всегда предметную область одной дисциплины можно легко отличить от предмета другой.
Тип эксперимента, проводимых психологами.
Один тип: берётся группа испытуемых, и изучаются у каждого из них какие-то психологические особенности. Затем данная выборка делится на подгруппы мужчин и женщин, мальчиков и девочек, и анализируются различия отмеченных психологических признаков. Данный тип эксперимента характерен для психологии половых различий.
Принципиально иной тип эксперимента, другие переменные представлены в гендерных исследованиях. Современные гендерные исследования характеризуются тремя отличительными признаками:
1) разделяются изначально группы испытуемых по половому, биологическому признаку на мужчин и женщин (мальчиков и девочек);
2) изучаются ролевые позиции, которые люди, независимо от биологического пола, занимают в общении. Роли могут быть маскулинными, фемининными и андрогинными;
3) декларируются различия в ценностных ориентациях, направленность на отличающиеся системы ценностей. В фемининных ценностях более значимыми считаются ценности любви, семьи, человеческих отношений.
В маскулинных – независимость, социальная успешность, высокий уровень достижений. Признание субъективно и объективно более значимых маскулинных или фемининных ценностей также может быть напрямую не связано с биологическим полом.
Подчёркнем важность того факта, что исходными в определении пола индивида являются его биогенетические характеристики.
Фундаментальным положением гендерной теории является представление о том, что почти все традиционно считающиеся «естественными» различия между полами имеют под собой не биологические, а социальные основания
Список литературы Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2005. Знаков В.В. Половые различия в понимании неправды, лжи и обмана // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 1. С. 38–49. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб., 2002. Кондаков И.М. Психология: Иллюстрированный словарь. СПб., 2003. Лабунская В.А. Социально-психологический подход к изучению маскулинности-фемининности личности // Личность и бытие: теория и методология / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2003. Юнг К.Г. Аналитическая психология. СПб., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние духовно-нравственных ценностей на формирование социальной активности подростков
В статье раскрывается проблема социальной активности подростков....
Участие выпускников организаций для детей-сирот в социально-значимых проектах как условие повышения их социальной активности (из опыта работы)
Живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны является эффективным средством патриотического воспитания молодых людей. Обращаясь к воспоминаниям участников Великой Отечественной войны и труже...
«Решение проблем социальной активности через студенческое самоуправление».
Рассматриваются вопросы решения проблем обучения и воспитания через студенческое самоуправление. Раскрывается его цель, формы организации, показан опыт и этапы становления...
ВОЛОНТЕРСТВО КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ
В Росии волонтерское движение стало зараждаться в конце 80-х годов Студенты ГБПОУ ВО "Лискинский аграрно-технолгический техникум" принимают активное участие в различных меропиятиях....
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ Батырова Н.Ш., БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы человеческой де
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХБатырова Н.Ш.,БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы чело...
Презентация доклада на педсовете ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Формирование социально-активной личности студентов через внеурочную деятельность"
Презентация доклада на педсовете ГПОУ ТО "АХТТ" по теме "Формирование социально-активной личности студентов через внеурочную деятельность"...
Модель практического семинара по проблеме коррекции и оптимизации социальной тревожности обучающихся, с целью повышения социальной активности и самоэффективности.
Как можно помочь интегрироваться в социальное общество современному подростку, с выраженными социально-психологическими трудностями, с низкой мотивацией приобщения к социально-культурному опыту....