Участие выпускников организаций для детей-сирот в социально-значимых проектах как условие повышения их социальной активности (из опыта работы)
статья на тему
Живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны является эффективным средством патриотического воспитания молодых людей. Обращаясь к воспоминаниям участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, наши выпускники видят эмоциональное отношение ветеранов к своему прошлому, что способствует укреплению связи поколений и формированию у юношей и девушек чувства долга и ответственности. Данный проект ориентирован на выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchastie_vypusknikov_v_proektnoy_deyatelnosti.docx | 46.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Участие выпускников организаций для детей-сирот
в социально-значимых проектах как условие повышения
их социальной активности (из опыта работы)
- Краткая характеристика учреждения
Государственное образовательное бюджетное учреждение Ярославской области специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 6 создано на базе действующего муниципального образовательного учреждения специальной (коррекционной) школы-интерната №9 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья и ведет свою историю с 1960 года.
Школа-интернат № 6 города Ярославля – одно из самых больших учреждений для детей-сирот в Ярославской области, где проживают 76 воспитанников – 59 мальчиков и 17 девочек в возрасте от 7-и до 18-и лет.
Миссией ГОБУ ЯО школы-интерната №6 является создание и совершенствование системы помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в социальной адаптации, социализации и духовно-нравственном развитии.
Главная задача коллектива– разработать эффективные формы педагогической деятельности с целью организации жизни воспитанников таким образом, чтобы, выйдя из детского дома, они чувствовали себя социально защищенными и психологически готовыми к взрослой самостоятельной жизни, а также помочь выпускникам адаптироваться в новой, непривычной обстановке.
С января 2013 года на базе ГОБУ ЯО школы-интерната №6 была создана служба постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Содействие» (на основании Приказа департамента образования Ярославской области от 03.07.2012 г. №370/01-03 и в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области №313-п от 12.04.2012 г.), отрыто отделение социальной и психологической помощи.
Целью деятельности службы «Содействие» является организация и обеспечение социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проживающих на территории Ярославской области.
С 1 января 2014 года в службе постинтернатного сопровождения «Содействие» открыты дополнительно два отделения: консультативное и стационарное «Социальная гостиница» (на основании Приказа департамента образования Ярославской области №757/01-03 от 31.12.2013 г.). Услугами стационарного отделения пользуются выпускники учреждений интернатного типа Ярославской области и бывшие опекаемые дети.
Таким образом, служба постинтернатного сопровождения «Содействие» - единственная из шести служб на территории Ярославской области, где открыты три из трех возможных отделений.
С января 2015 года в соответствии с решением коллегии Департамента образования Ярославской области от 14.10.2014 г. «Комплексное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа» ГОБУ ЯО специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернату №6 поручено обеспечить на базе службы постинтернатного сопровождения «Содействие» методическое сопровождение специалистов служб постинтернатного сопровождения Ярославской области.
- Предпосылки организации проекта.
Стационарное отделение «Социальная гостиница» службы постинтернатного сопровождения находится на территории школы-интерната. Выпускники, проживающие в ней, часто вместе с воспитанниками учреждения привлекаются к внеурочной деятельности, становятся участниками спортивных мероприятий, праздников.
Данная деятельность не носила целенаправленный характер, так как выпускники принимали участие в отдельных спортивных мероприятиях, импровизированных мастер-классах.
Специалисты службы «Содействие», наблюдая за этим процессом, предложили выпускникам структурировать свою деятельность, организовать плановые и целенаправленные мероприятия. Были выбраны праздники для совместного проведения: Новый год, 23 февраля,8 марта. Ключевым делом стала работа над проектом «Мы - наследники Победы», посвящённым 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
- Работа над проектом «Мы - наследники Победы»
Живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны является эффективным средством патриотического воспитания молодых людей. Обращаясь к воспоминаниям участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла, наши выпускники видят эмоциональное отношение ветеранов к своему прошлому, что способствует укреплению связи поколений и формированию у юношей и девушек чувства долга и ответственности. Данный проект ориентирован на выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Цель проекта: в процессе организации проектной деятельности воспитывать и развивать у выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социально-значимые ценности, гражданственность и патриотизм, познавательную самостоятельность выпускников в области организации досуговой деятельности; создавать условия для развития и реализации социально-личностных компетенций.
Задачи:
- вовлечь выпускников в работу по подготовке и проведению праздничных и спортивных мероприятий для воспитанников школы-интерната №6;
- силами выпускников создать видеоархив воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны;
- продемонстрировать воспитанникам ГОБУ ЯО школы-интерната №6 положительный опыт участия в разработке и проведении интересных дел;
- включить выпускников в процесс подготовки праздника, обучать навыкам групповой деятельности.
Внешние партнеры:
- Ярославская областная общественная организация ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов;
- Детская районная библиотека №9 г. Ярославля;
- ДК «Энергетик» г. Ярославля
Перспективы проекта: образование волонтерского отряда из выпускников учреждений интернатного типа, проживающих в социальной гостинице
Основные этапы и сроки реализации проекта
№ п/п | Этапы | Планируемый результат | Срок проведения мероприятий | Содержание мероприятия |
1. | Подготовительный
| Установление личных контактов выпускников и ветеранов, которые дали согласие на участие в съёмке Утверждение сценария фильма | Январь, 2015 год | Проведено обсуждение предстоящих знаменательных дат в истории страны с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающими в стационарном отделении «Социальная гостиница» службы постинтернатного сопровождения. Выпускники предложили снять фильм, в котором ветераны расскажут свои воспоминания о войне. Данную запись ребята решили использовать при организации праздника «9 мая» в ГОБУ ЯО школе-интернате №6. Составлен план работы по месяцам |
2. | Практический
| Проведение съёмки и подготовка фильма о ветеранах | Март, 2015 год | Тяпкин Алексей и Зеленский Александр проводят съёмку видеосюжетов о ветеранах войны и труда, съемки вручения юбилейных медалей ветеранам в ДК «Энергетик» и в школе №83 Кодирова Елизавета, Елена Никитина, Громова Виктория готовят вопросы для интервью и беседуют с ветеранами во время съёмки. Громова Виктория делает презентацию «ДАЙ БОГ ВАМ, ВЕТЕРАНЫ, ДОЛГИХ ЛЕТ!». Она же готовит приглашения ветеранам на праздник 9 мая. |
3. | Заключительный Подготовить и провести в интернате 8 мая праздник «Мы – наследники Победы» с приглашением ветеранов и показом снятого фильма | Заключительное мероприятие – проведение праздника «Мы – наследники Победы» | Май, 2015 год | Разработка сценария и подготовка праздника «70 лет со дня Великой Победы» в школе-интернате №6 силами выпускников, проживающих в социальной гостинице, с привлечением воспитанников школы-интерната. Коллективный анализ, оценивание результатов работы. |
- Результаты работы по проекту
Ожидаемыерезультаты:
Участники проекта – лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получат полезный опыт социальноориентированной деятельности и рефлексии ее результатов, оценки качества созданного социального продукта. После завершения проекта участники смогут продолжать развивать свои творческие способности, участвуя в совместных с воспитанниками интерната мероприятиях.Участники проекта научатся брать ответственность на себя, принимать решения, действовать и работать в коллективе ведомым и ведущим, выдвигать гипотезы, критиковать, оказывать помощь другим.
Промежуточные результаты:
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимавших активное участие в реализации мероприятий проекта стали более общительны, появилась уверенность в собственных силах, чувство собственной значимости.
Через организацию новой для выпускников деятельности происходит развитие творческих способностей. Этому способствуют мероприятия: коллективное планирование совместных с воспитанниками интерната мероприятий, оборудование интерьера зала для видеосъёмки, подготовка вопросов для интервью и проведение беседы с ветеранами во время видеосъёмки, анализ и обработка отснятого материала, разработка сценария праздника для ветеранов, подготовка к участию в I городском фестивале творчества.
Повышается уровень самостоятельности, уверенности в себе, ответственности. Происходит формирование социально-личностных компетенций: развитие полезных социальных навыков и умений (коллективное планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, коллективный анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), повышается социальная мобильность; закрепляются навыки командной работы.
Реально достигнутые результаты:
Выпускники получили полезный опыт социальноориентированной деятельности и рефлексии ее результатов, оценки качества созданного социального продукта.
Диаграмма 1.
Динамика социально-психологических показателей группы
В результате участия в фестивале творчества «Мы не забыты, мы не одни и это уже Победа», выпускники получили диплом лауреатов I степени в номинации «Хореография».
8 мая 2015 года в интернате прошёл праздник «Мы – наследники Победы» с приглашением ветеранов и показом снятого фильма. Выпускники подготовили и провели концерт, зрителями которого стали ветераны Великой Отечественной войны и воспитанники школы-интерната. После мероприятия было организовано чаепитие.
Общение выпускников и воспитанников с ветеранами расширило социальную сеть ребят, способствовало развитию у них эмпатии.
Все участники проекта учились коллективному планированию и анализу творческой деятельности. В результате самоанализа своей деятельности участники проекта развили умения управлять своими эмоциями, чувство ответственности, осознали чувство сопричастности к социальным событиям.
Таким образом, работа над социально значимым проектом «Мы – наследники Победы!» стала значимым этапом в жизни выпускников и воспитанников ГОБУ ЯО «Ярославской школы-интерната №6».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на МО классных руководителей и воспитателей "Развитие способностей ребенка к самоопределению, самореализации, самореабилитации в условиях речевой школы-интерната" (из опыта работы)
Описание материала находится в прикрепленных файлах....
Современные технологии как условие повышения социальной значимости строительных профессий.
Республикансеое выступление на обучающем семинаре....
Применение современных технологий обучения на уроках биологии в условиях реализации ФГОС СПО (из опыта работы).
Современная система образования не возможна без применения современных информационных технологий. Развитие качеств личности зависит от разнообразия видов деятельности. В статье приводится описание лич...
Отчет о социально-значимом межпредметном проекте «Организация деятельности сварочной мастерской в СТО»
Отчет о социально-значимом межпредметном проекте «Организация деятельности сварочной мастерской в СТО»...
Отчет о социально-значимом предметном проекте «Состояние пожарной безопасности Энгельсского политехникума»
Отчет о социально-значимом предметном проекте«Состояние пожарной безопасности Энгельсского политехникума»...
Использование метода проектов в системе среднего профессионального образования (из опыта работы)
Из опыта работы преподавателя экономических и спецдисциплин с использованием метода проектов....