Опыт дуального обучения по профессии Продавец, контролер-кассир
статья на тему
Основная цель обучения по дуальной системе – самостоятельное выполне-
ние профессиональных задач после окончания обучения. В связи с этим весь
процесс обучения направлен на то, чтобы выпускники могли планировать, выполнять и оценивать свою профессиональную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 23.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема конференции: «Подготовка специалистов в реализации ФГОС среднего профессионального образования»
Тема доклада: «Опыт дуального обучения по профессии Продавец, контролер-кассир»
О.П. Зеленина – мастер производственного обучения
Действующая система подготовки рабочих кадров во многих регионах характеризуется как слабо реагирующая на происходящие в экономике преобразования, обладающая высокой инерционностью профессиональных образовательных организаций в сфере внедрения новых производственных и образовательных технологий и не обеспечивающая адаптацию выпускников в условиях реального производства.
Работодатель же хочет получить творчески активного, инициативного работника, владеющего новейшими технологиями, способного применить
свои знания на практике.
Повысить эффективность системы СПО можно за счет переориентации системы и внедрения элементов дуального (практико-ориентированного) обучения, активно применяемого в Германии и доказавшего свою эффективность.
Основная цель обучения по дуальной системе – самостоятельное выполне-
ние профессиональных задач после окончания обучения. В связи с этим весь
процесс обучения направлен на то, чтобы выпускники могли планировать, выполнять и оценивать свою профессиональную деятельность. Цели программы обучения и отбор содержания подчинены интересам профессии и тесно связаны с ней. Дидактические принципы составляют ориентированную на трудоустройство концепцию обучения. Она может быть реализована разными методами, но главный принцип – ориентация на действие в условиях профессиональной деятельности (формирование «компетенции действия»). Компетенция действия может быть приобретена только посредством деятельности.
Хочу поделиться опытом использования элементов дуального обучения по профессии Продавец, контролер-кассир в КГПОАУ «Камчатский колледж технологии и сервиса».
Система практико-ориентированного (дуального) обучения,
предусматривает баланс теории и практики, развитие института наставничества.
При реализации ОПОП СПО по профессии учебная практика и производственная практика проводятся при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализовываются как в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Обучение студентов «Камчатского колледжа технологии и сервиса» по профессии Продавец, контролёр-кассир на рабочем месте осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса.
И теоретическое, и практическое обучение студентов происходит только очно. Использование элементов дуального обучения в образовательном процессе нашего колледжа подразумевает, что освоить квалификацию по профессии или специальности невозможно, изучая какие-либо части образовательной программы
самостоятельно. Поэтому каждому студенту обеспечивается возможность выполнить все виды работ всех видов практик и пройти теоретическое обучение, необходимое для выполнения этих работ в полном объеме
Учебная практика по профессиональным модулям ПМ.01 «Продажа непродовольственных товаров», ПМ.02 «Продажа продовольственных товаров»,
ПМ. 03 «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» на начальном этапе реализуется на базе учебных лабораторий колледжа. Так, например, в Лаборатории торгово-технического оборудования студенты во время учебной практики по профессиональному модулю «Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями» обучаются на оборудовании, на котором им предстоит работать в реальных предприятиях торговли.
Задания, использующиеся в процессе учебной практики в колледже, взяты из реальной производственной практики. Практические работы максимально приближены к производственной деятельности, часть из них проводится на реальном оборудовании учебных лабораторий. Учебную практику проводят мастера производственного обучения колледжа, имеющие производственный опыт.
В колледже практико-ориентированное обучение на прямую связано с практическим обучением студентов, с их «погружением» в профессиональную деятельность в период прохождения производственной практики (по профилю профессии), практики преддипломной.
Практическое обучение проходит на реальных производственных местах, структурных подразделениях предприятий, организаций г. Петропавловска-Камчатского.
Производственная практика обучающихся проводится на предприятиях на основе прямых договоров на организацию и проведение практики, заключаемых между КГПОАУ «Камчатский колледж технологии и сервиса» и каждым предприятием, куда направляются обучающиеся.
У нашего образовательного учреждения сложились наиболее тесные и взаимовыгодные отношения с ООО «Шамса-Маркет». Данное предприятие на протяжении последних лет предоставляет свои производственные площади для организации практического обучения студентов по профессии Продавец, контролер-кассир.
В рамках отведенного времени на учебную и производственную практику, наши студенты получают практические навыки и умения в учебном классе и торговых залах предприятия ООО «Шамса-Маркет». На данном предприятии имеется современное оборудование (низкотемпературные прилавки, горячие упаковочные столы, современная кассово-вычислительная техника), работа на котором, позволяет нашим студентам осваивать современные методы и требования, предъявляемые к квалифицированным рабочим и служащим. Более 38 % наших выпускников остаются в дружном коллективе этого предприятия.
В местах проведения практик, за нашими практикантами закрепляют квалифицированного наставника, при помощи которого наши студенты адаптируются к производственной деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, закреплению в профессиональной деятельности, на рабочем месте. Присвоение квалификации по профессиям проводится по рекомендации наставников.
В колледже регулярно обновляется банк данных работодателей.
Представители работодателей добровольно принимают участие в подготовке выпускных квалифицированных работ, активно участвуют в процедурах промежуточной и итоговой аттестации. Участие организаций-работодателей в подготовке выпускных квалификационных работах заключается в согласовании тем письменных экзаменационных работ, консультациях по изучению ассортимента товара и потребительского спроса. Работодатель оказывает помощь при подготовке практических квалификационных работах, передавая свой опыт и навыки, а также участвует в государственной итоговой аттестации, являясь председателем государственной экзаменационной комиссии.
Работодатели являются постоянными гостями нашего колледжа, не только для участия в государственной итоговой аттестации, но и внеклассных мероприятий, посвященных профориентации студентов и ориентации выпускников.
Выпускники колледжа, прошедшие практико-ориентированное обучение
в координатах «реальной жизни», приходят на предприятия торговли адаптированными, подготовленными к особенностям работы и имеют высокую степень социализации.
Только при тесном взаимодействии образовательных организаций с организациями-работодателями возможно воспитать и обучить конкурентоспособного специалиста!
Список литературы:
1.В.И. Блинов, И.С. Сергеев «Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образовании»
2.Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)
Вызывающее большой интерес модульное обучение позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...
Профилированная программа по предмету "Экономика" по профессии "Продавец, контролер, кассир"
Данная программа предназначена для преподавателей экономики социально - гуманитарного профиля по професии "Продавец, контролер, кассир". Программа составлена с учетом ФГОС 3 поколения....
Перспективно - тематический план по предмету "Экономика" по профессии "Продавец, контролер, кассир"
Перспективно - тематический план к профилированной программе по экономике по профессии "Продавец, контролер, кассир"...
Учебно-методический комплект по дисциплине "Информатика и ИКТ" по профессии Продавец, контролер-кассир
Учебно-методический комплект...
Авторская рабочая программа и КТП по профессии продавец, контролер-кассир по дисциплине "Химия в профессии".
Авторская рабочая программа и КТП по профессии продавец контролер-кассир по дисциплине "Химия в профессии"....
Конкурс профессионального мастерства по профессии Продавец, контролер-кассир, Лучший продавец
Конкурс профессионального мастерства по профессии Продавец, контролер-кассир, Лучший продавецЦель и задачи конкурса: Определение и повышение качества профессиональной подготовки студентов, уровня техн...
Методическая разработка урока производственного обучения по профессии «Продавец; контролер-кассир» на тему: «Работа на контрольно-кассовой технике»
Методическая разработкаурока производственного обученияпо профессии «Продавец; контролер-кассир»на тему:«Работа на контрольно-кассовой технике»...