Синтетический подход в профессиональном математическом образовании
статья на тему
Предварительный просмотр:
СИНТЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ
МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Кочеткова Ирина Александровна,
бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Омской области
«Сибирский профессиональный колледж»
Аннотация: анализ психодидактических основ синтетического подхода в профессиональном математическом образовании к ранее известным уровням развития математического мышления (эмпирический, уровень анализа, планирования, рефлексии) позволяет добавить новый уровень – уровень синтеза знаний, который следует непосредственно за уровнем рефлексии и занимает в новой иерархии уровней математического мышления самое высокое положение.
При разработке стандартов третьего поколения среднего профессионального образования центральной идеей стала концепция интеграции образования и практики. Магистральным путем претворения этой идеи в жизнь может и должен послужить синтетический подход в преподавании дисциплин математического направления.
Синтез знаний – стратегическая линия при формировании мотивационной, содержательной и операционной учебно-познавательной деятельности обучаемых по следующим причинам:
– синтетическое знание обладает признаками фундаментальности и универсальности, что представляет теоретический и практический интерес для обучающихся и преподавателей в условиях усиливающейся конкурентной борьбы между различными типами образовательных организаций в сфере образовательных услуг;
– синтетическое знание позволяет усовершенствовать содержание «старой» дисциплины;
– синтетическое знание оптимально при формировании универсальных учебных действий не только по математике, но и по всем другим учебным дисциплинам;
– среди приемов учебной деятельности (наблюдение, анализ, синтез, выделение свойств, выделение главного, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация, моделирование, классификация, перенос) синтез также занимает одно из ведущих положений, так как синтез обязательно присутствует в наблюдении, необходим при обобщении и при классификации.
Уровень синтеза знаний в математическом мышлении замыкает иерархию уровней. Уровень синтеза знаний – это конечный этап в развитии математического мышления.
Уровень синтеза знаний имеет следующие отличительные признаки:
– высокая степень развития способности к обобщению материала;
– свертывание информации;
– гармоничное сочетание абстрактного и образного типов мышления [2].
Достижение обучающимися уровня синтеза знаний возможно при соответствующем уровне организации учебно-воспитательной деятельности, чтобы были обеспечены:
– совместная систематическая деятельность педагога и обучающегося в режиме интерактивного общения;
– высокая степень самостоятельности обучаемых и, при этом, эффективная система управления и контроля за самостоятельной работой обучающегося;
– развитие на должном уровне системного, глубокого структурированного мышления, умение обобщать ранее изученный материал;
– умение успешно использовать в процессе обучения новые информационные технологии и компьютерные системы.
Использование ИКТ на занятиях по математике является сложным и ответственным делом. По сравнению с классическим обучением, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучающегося: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а задачей преподавателя становится создание условий для инициативы обучающихся. Кроме этого, нужно учесть, что информация, доносимая до обучающихся, должна быть учебной, специальным образом отобранной, обработанной, помещенной в некоторую программную среду и только затем представленной обучаемому.
Работа преподавателя в новых условиях не только упрощается, а наоборот, усложняется и требует более высокой квалификации, чем проведение традиционного занятия в аудитории. Учебный материал, поддержанный компьютерной программой, позволяет сконцентрировать внимание обучающихся, а также повысить их интерес к изучаемой теме. Перспективным является использование графических возможностей компьютера. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Далеко не все обучающиеся обладают необходимым пространственным воображением. Для развития пространственного воображения и правильного формирования очень многих понятий компьютер становится незаменим.
Создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, предоставляется возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; появляется возможность отслеживать и направлять траекторию изучения материала; текст содержит ссылки на другой материал без ограничения.
Компьютер преподаватель может использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для обучающегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
По данным исследований, в памяти человека остается четвертая часть услышанного материала, третья часть увиденного, половина увиденного и услышанного, три четвёртых части материала, если студент привлечен в активные действия в процессе обучения. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности.
Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать обучающемуся в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, т.е. позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении ученика, создает условия для самостоятельного приобретения обучающимися знаний, обеспечивает реализацию принципов развивающего обучения, создает комфортную среду обучения.
Несмотря на трудности внедрения информационных компьютерных технологий, перспектива использования ИКТ достаточно заманчива. Анализируя опыт использования ИКТ на занятиях по математике, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
– повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
– представить на уроках максимальную наглядность;
– использовать на занятиях разнообразные формы и методы работы с целью максимальной эффективности занятия;
– формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
– использовать тестовые задачи с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу (на разных этапах работы);
– обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам [1, с.154].
В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности. На своих занятиях применяю вариант проникающей технологии, т.е. применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. В настоящий момент я использую ИКТ в преподавании математики по следующим направлениям:
– подготовка печатных методических и дидактических материалов;
– создание компьютерных презентаций для использования на занятиях;
– применение компьютерных тестов для контроля знаний обучающихся;
– использование возможностей образовательного пространства Интернета, в том числе в дистанционном обучении, в частности для студентов заочной формы обучения.
Очевидно, что информационно-коммуникативные технологии становятся неотъемлемой частью любого занятия, органично вплетаясь в деятельность каждого преподавателя. Отличительные особенности уровня синтеза знаний в математическом мышлении (фундаментальность, универсальность, способность к обобщению и свертыванию информации) позволяют педагогу осуществлять целевую ориентацию обучающихся на решение принципиальных проблем, на получение полных и законченных результатов обучения математики и развития гармонического типа мышления.
Список использованных источников
- Сечкина, И. В. Концепция единой математики и единой методики преподавания математики [Текст] / И. В. Сечкина, Г. И. Сечкин. – Омский научный вестник. – 2011. – № 1(95) – С. 154–156.
- Синтетический подход в преподавании математики в образовательных учреждениях СПО и НПО. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/19254.html (дата обращения 25.10.2016).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему «Личностно-ориентированный подход в профессиональном образовании»
Министерство образования Московской областиМосковский областной промышленно-экономический колледж Эссе на тему«Личностно-ориентированныйподход в профессиональномобра...
Синтетический подход в преподавании математики в образовательных учреждениях СПО и НПО
Статья. Синтетический подход в преподавании математики в образовательных учреждениях СПО и НПО...
Влияние математического образования на развитие личности в современных условиях
Влияние математического образования на развитие личности в современных условиях....
МОДУЛЬНО – КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
В статье анализируется опыт внедрения модульных технологий в образовательный процесс при переходе на федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования нового...
О СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДАХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОВЗ
Статья посвящена рассмотрению современных подходов к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации; затронуты проблемы организации и прове...
Статья "Практико-ориентированный подход в профессиональном образовании", 2021 г.
Современные подходы к решению образовательных задач должны соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. В связи с требованиями ФГОС СПО и современного рынка тр...