Синтетический подход в преподавании математики в образовательных учреждениях СПО и НПО
статья по теме

Панарина Ирина Анатольевна

Статья. Синтетический подход в преподавании математики в образовательных учреждениях СПО и НПО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Синтетический подход в преподавании математики в образовательных учреждениях СПО и НПО.

При разработке стандартов третьего поколения среднего профессионального образования центральной идеей стала концепция интеграции образования и практики. Магистральным путем претворения этой идеи в жизнь может и должен послужить синтетический подход в преподавании дисциплин физико-математического направления.

Анализ психодидактических основ синтетического подхода в профессиональном математическом образовании к ранее известным уровням развития математического мышления (эмпирический, уровень анализа, планирования, рефлексии) позволяет добавить новый уровень — уровень синтеза знаний, который следует непосредственно за уровнем рефлексии и занимает в новой иерархии уровней математического мышления самое высокое положение.

Синтез знаний — стратегическая линия при формировании мотивационной, содержательной и операционной учебно-познавательной деятельности обучаемых по следующим причинам:

  • синтетическое знание обладает признаками фундаментальности и универсальности, что представляет теоретический и практический интерес для студентов и преподавателей в условиях усиливающейся конкурентной борьбы между различными типами учебных заведений в сфере образовательных услуг;
  • синтетическое знание позволяет усовершенствовать содержание «старой» дисциплины;
  • синтетическое знание оптимально  при формировании универсальных учебных действий не только по математике, но и по всем другим учебным дисциплинам;
  •  среди приемов учебной деятельности (наблюдение, анализ, синтез, выделение свойств, выделение главного, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация, моделирование, классификация, перенос) синтез также занимает одно из ведущих положений, так как синтез обязательно присутствует в наблюдении, необходим при обобщении и при классификации;
  • уровень синтеза знаний в математическом мышлении замыкает иерархию уровней.
  • уровень синтеза знаний — это конечный этап в развитии математического мышления.
  • Уровень синтеза знаний имеет следующие отличительные признаки:
  • высокая степень развития способности к обобщению материала;
  • свертывание информации;
  • гармоничное сочетание абстрактного и образного типов мышления.
  • Достижение студентами уровня синтеза знаний возможно при соответствующем уровне организации учебно-воспитательной деятельности, чтобы были обеспечены:
  • совместная систематическая деятельность педагога и студента в режиме интерактивного общения;
  • высокая степень самостоятельности обучаемых и, при этом, эффективная система управления и контроля за самостоятельной работой студента;
  • развитие на должном уровне системного, глубокого структурированного мышления, умение обобщать ранее изученный материал;
  • умение успешно использовать в процессе обучения новые информационные технологии и компьютерные системы.

                Вот на этом уровне организации учебной деятельности студентов остановимся подробнее, так как размышляя о технологиях современного учебного процесса, мы в первую очередь имеем в виду информационно-коммуникационные технологии. Информационные технологии чрезвычайно быстро проникают в образование. Использование ИКТ в учебном процессе – это требование времени.

Использование ИКТ во время урока математики является сложным и ответственным делом. По сравнению с классическим обучением, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность преподавателя уступает место активности обучающихся, а  задачей преподавателя становится создание условий для  инициативы студентов. Кроме этого, нужно учесть, что информация, доносимая до студентов, должна быть учебной, специальным образом отобранной, обработанной, помещенной в некоторую программную среду и только затем представленной обучаемому. Работа преподавателя в новых условиях не только упрощается, а наоборот, усложняется и требует более высокой квалификации, чем проведение традиционного урока в классе. Учебный материал, поддержанный компьютерной программой, позволяет сконцентрировать внимание учащихся, а также повысить их интерес к изучаемой теме. Перспективным является  использование компьютера при изучении курса геометрии, где в полной мере можно использовать графические возможности компьютера. И это не только визуализация излагаемого материала, но и развитие визуального мышления. Например, когда график функции студент строит на бумаге, возникают существенные пространственные ограничения, так как в область ближайшей бесконечности студент должен «попасть» мысленно. Далеко не все студенты обладают необходимым пространственным воображением. Для развития пространственного воображения и правильного формирования очень многих понятий компьютер становится незаменим. Создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, предоставляется  возможность выбора индивидуальной схемы изучения материала; появляется возможность отслеживать и направлять траекторию изучения материала; текст содержит ссылки на другой материал без ограничения. В последнее время очень большую популярность приобрели презентации, выполняемые в Power Point. Компьютер преподаватель может использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для студента он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

По данным исследований, в памяти человека остается четвертая  часть услышанного материала,  третья часть увиденного, половина увиденного и услышанного, три четвёртых части материала, если студент привлечен в активные действия в процессе обучения. Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором студент становится активным субъектом учебной деятельности.

Использование информационных технологий повышает эффективность процесса обучения, экономит учебное время, позволяет работать ученику в таком темпе, при котором он лучше усваивает учебный материал, т.е. позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении ученика, создает условия для самостоятельного приобретения учащимися знаний, обеспечивает реализацию принципов развивающего обучения, создает комфортную среду обучения.

Особо хочется отметить такое направление работы преподавателя как использование компьютера для проверки знаний учащихся. Для этого применяются тесты, предложенные в электронных учебниках, тесты пишутся самим преподавателем, но не всегда готовые тесты соответствуют требованиям новых стандартов, поэтому при помощи программы АСТ-тест создаются необходимые тесты. Компьютер проверяет знания учащихся и выдает результат, который позволяет сделать контроль более объективным, не зависящим от преподавателя. Результаты тестирования формируют базу данных о качестве знаний каждого студента и группы в целом.

Несмотря на трудности внедрение информационных компьютерных технологий, перспектива использования ИКТ достаточно заманчива. Анализируя опыт использования ИКТ на уроках математики, можно с уверенностью сказать, что использование  информационно-коммуникативных технологий позволяет:

  1. повысить мотивацию обучения (в связи с развитием информатизации);
  2. представить на уроках максимальную   наглядность;
  3. использовать на уроках разнообразные формы и методы работы с целью максимальной эффективности урока;
  4. формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  5. использовать тестовые задачи с моментальной проверкой и выставлением компьютером отметки за выполненную работу (на разных этапах работы);
  6. обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности. На своих уроках применяю вариант проникающей технологии, т.е. применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. В настоящий момент я использую ИКТ в преподавании математики по следующим направлениям:

  1. подготовка печатных методических и дидактических материалов;
  2. создание компьютерных презентаций для использования на уроках;
  3. применение компьютерных тестов для контроля знаний студентов;
  4. использование возможностей образовательного пространства Интернета.

В планах на будущее – использование возможностей ИКТ в дистанционном обучении, в частности для студентов заочного отделения.

Стандарты третьего поколения только начали внедряться, но уже очевидно, что  информационно-коммуникативные технологии становятся неотъемлемой частью любого урока, органично вплетаясь в деятельность каждого  учителя. Отличительные особенности уровня синтеза знаний в математическом мышлении (фундаментальность, универсальность, способность к обобщению и свертыванию информации) позволяют педагогу осуществлять целевую ориентацию студентов на решение принципиальных проблем, на получение полных и законченных результатов обучения математики и развития  гармонического типа мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика применения информационных технологий в образовательном учреждении СПО в процессе преподавания истории и социальных дисциплин

Доклад на заседании методического объединения, посвященный применению ИКТ в СПО на уроках истории и социальных дисциплин...

Технология компетентностного подхода в образовательном учреждении СПО

Компетентностный подход является методологической основой для разработки модели выпускника, определяющей виды, структуру и специфику компетенций на основе ФГОС нового поколения.Под результатами образо...

СТАТЬЯ «Современные подходы в преподавании математики»

Статья "Современные подходы в преподавании математики"...

Научные статья на тему "Реализация системного подхода в проектной деятельности при обучении физике в медицинских образовательных учреждениях" в журнале СПО №8, 2019 года, который входит в перечень ВАК

В статье рассматривается применение системного подхода в проектной деятельности при обучении физике. Системный подход позволяет связывать теорию с личной практикой учащихся. Применение компьютерных те...

Статья на тему: "ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ПРЕПОДАВАНИЮ МАТЕМАТИКИ"

Качественная подготовка квалифицированных рабочих требует творческого подхода преподавателей и мастеров производственного обучения среднего профессионального образования (СПО) к выбору содержания, фор...