Доклад к родительскому собрани. на тему "Компьютер: за и против"
методическая разработка
Разработка предназначена для ознакомления родителей с проблемой компьютерной зависимости среди подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod_sobr_doklad_kompyuter_za_i_protiv.docx | 25.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Тульской области
«Тульский технико-экономический колледж имени А. Г. Рогова»
Доклад к родительскому собранию
на тему: «Компьютер: за и против»
2020 год
Автор: Белобрагина И.В.
Рассмотрен и одобрен на заседании ПЦК
Экономических дисциплин бух. учёта,
малого и среднего бизнеса
Протокол №____ от «__»___________20__г.
Председатель ПЦК Ершова С.А. /______/
Цель: обратить внимание родителей на роль компьютера в жизни подростка.
Задачи: проанализировать влияние компьютера на развитие личности и здоровье подростка; выявить причины увлеченности компьютерными играми.
Ход собрания:
- Вступительное слово классного руководителя
В современном мире трудно найти ребенка, не интересующегося компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение с ним обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией. В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с «металлическим другом»?
К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все «плюсы» и «минусы» увлечения компьютером, а также учесть индивидуальные особенности ребенка и той ситуации, в которой он растет.
- Компьютер и подросток
Прежде всего попробуйте ответить на вопрос: сколько времени проводит за компьютерными играми ваш сын или дочь? Можно ли говорить о «компьютеризации» всего свободного времени ребенка? Или помимо занятий у монитора ваш ребенок успевает пообщаться со сверстниками, выполнить все домашние задания по школьным предметам, да еще посетить какие-нибудь кружки и секции? В этом случае вам вряд ли стоит сильно беспокоиться о «пагубном влиянии» компьютера на его психику.
Если же, прочитав эти строки, вы с горечью подумали: «Если бы!», то, вероятно, ваши опасения не беспочвенны. Часто современным детям компьютер заменяет и друзей, и книги, а победы над виртуальными монстрами или в продуманных стратегиях выступают заменой достижений в реальной жизни. Естественно, это не может оставлять спокойными любящих родителей, которым порой хочется избавиться от компьютера в доме как от источника всех бед. Однако не торопитесь! Сделать это вы всегда успеете, но ведь, как известно, свято место пусто не бывает. Чем заменит его ребенок? Будет ли эта замена более полезна для его развития? Те же, кто ожидает, что ребенок, проводивший едва ли не сутки за компьютером, станет посвящать это время учебе, общению со сверстниками и прогулкам в лесу, скорее всего/будут разочарованы. Ведь не случайно появилось столь сильное увлечение. Вполне возможно, что такая замена реального мира виртуальным произошла потому, что ребенок испытывает какие-то трудности в реальной жизни.
Прежде чем перейти к известному вопросу «что делать?», давайте сначала попробуем проанализировать, чем же так привлекательны для детей компьютерные игры. Как говорится, врага надо знать в лицо! *
Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекают детей по тем же причинам, что и сказки, - это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Здесь немного полутонов, не нужно разбираться в хитросплетениях человеческих душ, предугадывать последствия своего поведения. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.
- Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениям с окружающими и т. п. То же касается и конечности нашего существования. С определенного возраста все нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям даже в одной игре зачастую по несколько жизней. Как приятно в очередной раз, когда тебя победил страшный враг, с оптимизмом спросить: «Ну, ничего. Сколько жизней у меня осталось?».
- Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке (не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о целенаправленности, силе воли и постоянстве.
- Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главными героями - почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то «переделать» себя, а кроме этого преодолеть чувство досады, что ты «не один такой умный»!
- И наконец, сам компьютер - замечательный партнер по общению: всегда понимает (если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.
Теперь, когда мы рассмотрели основные причины виртуальных соблазнов, попробуйте ответить на вопросы: чего именно не хватает вашему ребенку в окружающей реальности? Что особенно привлекательно для него в компьютерных играх? Если вы смогли ответить на эти вопросы, то, значит, вы сформулировали трудности в развитии вашего ребенка или в вашем общении с ним.
Теперь наберитесь терпения и педагогического такта, чтобы постепенно начать решать эти реальные проблемы, которые лишь отражаются в увлечении виртуальным. Если вы склоняетесь к тому, что за зависимостью от компьютера стоит неумение ребенка общаться, помогите ему приобрести этот навык (чаще берите в гости, приглашайте других детей к себе, при этом позаботьтесь об их совместной деятельности, запишите в новые кружки, где, может быть, другие ученики больше схожи с вашим ребенком по интересам и т. п.). Если считаете, что главная причина - потребность чувствовать успех, помогите подростку добиться реальных достижений, научите его видеть эти достижения, даже если они совсем маленькие (не как в игре, где за 15 минут можно построить город!). В общем, действуйте, исходя из выявленных причин чрезмерного увлечения компьютерными играми.
Допустим, что вы все хорошо обдумали и выбрали стратегию помощи ребенку. Но как же поступить с «железным другом» во время постепенного выполнения намеченных планов? Отвечая на данный вопрос, помните, что любые резкие перемены в нашей жизни приводят к стрессам. А если ребенок действительно стал «компьютероманом», то, запретив ему привычные игры, вы сломаете весь образ жизни ребенка! Такое грубое воздействие, скорее всего, вызовет у подростка протестные реакции, и все, что вы ему предлагаете взамен, будет отвергнуто. Поэтому самый верный путь - вносить постепенные изменения в окружающую действительность, давая ребенку возможность привыкнуть к ним и понять их преимущества'. Таким образом, вы шаг за шагом восстановите свои отношения и возможность влиять на жизнь сына или дочери.
Кстати, для того чтобы компьютерная территория не осталась для вас заповедной, важно, чтобы вы оставили свой след и там. Поэтому необходимо понять, что есть и польза от сидения за монитором. Тогда вы с легким родительским сердцем станете вникать в виртуальные интересы вашего ребенка и даже покупать ему новые компьютерные игры, а также составлять компанию в играх, предполагающих партнерство.
Итак, чем же могут быть полезны компьютерные игры?
Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих. Так, для старшеклассников подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам. Даже самый скептичный родитель вряд ли сможет отрицать положительное влияние такого рода игр на развитие ребенка.
Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении тех детей, у которых не сформирована собственно познавательная мотивация. Причем для учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент непроизвольное. При этом увиденное легко запоминается, так как непроизвольно функционируют эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая.
В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ваш ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.
В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления подростка. Во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений; написанных слов - когда возникает необходимость мыслить отвлеченно, без опоры на конкретный образ предмета, о котором идет речь.
В-пятых, путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем.
Последний пункт многие сочтут довольно сомнительным достоинством компьютерных игр. И частично будут правы. В последнее время тема агрессии и насилия на экранах телевизоров и мониторов совершенно оправданно беспокоит родителей, психологов и педагогов. Здесь нужно проявлять осторожность.
Подростки гораздо более чувствительны к границам роли и вряд ли будут переносить способы действия с компьютерными существами на реальных людей. А вот «выпустить пар», не щадя фантастических существ, может быть полезным II этот период.
Так что если ваш ребёнок психически здоров и не относится к гиперактивным и легковозбудимым, то иногда и ограниченно можно разрешить поиграть в «стрелялки» и тому подобные игры агрессивного содержания.
Теперь, когда мы рассмотрели все основные «плюсы» и «минусы» виртуальных игр, наверное, будет проще найти свою «золотую середину» в общении с компьютером для каждого ребенка, исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и сделав таким образом из «механического противника» друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.
При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе подростков за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем. Но на эту тему лучше найти книгу, написанную медиками.
III. Подведение итогов
Дополнительный материал
Гэмблинг- зависимое поведение
Зависимое поведение - это глубокая, рабская зависимость от непреодолимой вынуждающей силы, которая обычно воспринимается и переживается как идущая извне (наркотик, алкоголь, табак, азартные и компьютерные игры, власть, деньги и т. д.), т. е. любая система или объект, требующие от человека тотального повиновения и получающие его. Пристрастие к азартным играм, т. е. игровая зависимость, - это гэмблинг.
Проблема патологической зависимости возникает, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей, вторгающейся в жизнь и приводящей к отрыву от реальности. Наступает момент, когда человек не только не решает важных для себя проблем (бытовых, социальных), но и останавливается в своем личностном развитии. Важно отметить, что процесс реализации зависимости включает в себя не только использование предмета зависимости, возможности и способ его достижения, но и мысли о состоянии ухода от реальности.
Как же выглядит человек, склонный к зависимостям?
У таких людей наблюдаются:
- уязвимость системы эмоциональной саморегуляции, неспособность адекватно выражать свои чувства;
- неадекватная самооценка, причем как заниженная, так и завышенная;
- чувство стыда и вины;
- ощущение своей никчемности с повышенной самокритичностью;
- крайняя несамостоятельность и неумение сказать «нет!» (то, что в обиходе называют слабой волей) из-за страха быть отвергнутыми другими людьми;
- ранимость критикой или неодобрением;
- нежелание брать на себя ответственность, как следствие - безоговорочное подчинение значимым людям;
- пассивная жизненная позиция, когда человек отказывается первым вступать в контакт с окружающими и самостоятельно принимать решения;
- страх одиночества и желание его избежать;
- социальная неприспособленность, характеризующаяся узким кругом общения (или, наоборот, общение со многими людьми, но очень поверхностное), неумение высказываться, поделиться своими переживаниями с окружающими, недостатком близких отношений, импульсивностью, неумением планировать свое время, неспособность добиваться поставленных целей;
- пониженный фон настроения, состояние депрессии.
При характеристике личности подростка надо учитывать, что необязательно могут присутствовать все вышеперечисленные характеристики. Их вариации могут быть различными.
Признаки игровой зависимости
Для зависимого от игры человека характерны:
- частое участие в игре и добывание денег для игры;
- частое участие в игре на большие суммы денег в течение более длительного времени, чем субъект намеревался ранее;
- потребность увеличить размер или частоту ставок, чтобы достичь желаемого возбуждения;
- беспокойство или раздражительность, если игра срывается;
- повторная потеря денег в игре и взятие их взаймы «до завтра», чтобы отыграть потерю (охота за выигрышем);
- неоднократные попытки уменьшить или прекратить участие в игре;
- принесение в жертву некоторых важных социальных профессиональных или увеселительных мероприятий ради игры.
У зависимого от игры человека наблюдается так называемая иллюзия контроля, которая предполагает, что игрок верит в то, что может контролировать случайные события посредством различных способов ритуального поведения, например, скорости нажатия кнопки игрового автомата.
Профилактика
Что можем сделать мы, взрослые, чтобы у наших детей не возникали патологические пристрастия?
В первую очередь, в работе с подростками необходимо опираться на личностные особенности, располагающие к формированию зависимостей детей (перечисленные выше). Для работы с такими подростками нужно придерживаться следующих правил:
- Необходимо помогать детям в выражении своих чувств, проговаривая их (ты сейчас гневаешься, злишься, тебе обидно, одиноко и т. д.).
- При неадекватной самооценке хорошо использование тренинговых упражнений, направленных на формирование адекватной самооценки. Если самооценка занижена, то давать ребенку такие задания, с которыми он может справиться, и после выполнения похвалить, желательно в присутствии других детей.
- При наличии у подростка ощущения своей никчемности следует дать понять, что он хороший, что его любят, просто не все умеют говорить и показывать свои чувства.
- Воспитывать у ребенка самостоятельность - поручать ему важные задания, которые он должен выполнить сам.
- Если подросток негативно воспринимает критику, можно с ним порассуждать о том, что не у всех всегда все получается, но об этом лучше узнать вовремя, чтобы можно было все исправить, а для этого и необходима критика. Когда люди критикуют какие-то поступки, это совсем не значит, что они критикуют самого человека.
- Необходимо формировать у подростка активную жизненную позицию. Для этого можно вовлекать ребёнка в активное участие во всех мероприятиях колледжа или клуба. Размышлять о будущем, ставить цели и искать пути их достижения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для родительского собрания на тему:«Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии.
Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. ...
Доклад к родительскому собранию
«Особенности подросткового возраста студентов и воспитательные задачи родителей»Рекомендации педагогов и психологов для родителей на этапе взросления детей, выполнение которых помогло бы им спра...
Родительское собрание "Сила родительского примера"
Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте.Не сердитесь на них всерьез,Даже если они провинились,Ничего нет дороже слез,Что с ресничек родны...
Доклад на родительском собрании
Доклад на родительском собрании обучающихся выпускных групп "Узкоспециализированная подготовка учащихся с учетом требований, предъявляемых современным рынкам труда"...
Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».
Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...
Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».
Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...
Доклад к родительскому собранию для 1 курса
Доклад к родительскому собранию для 1 курса...