Методические рекомендации к внеурочной самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине "Русский язык"
методическая разработка на тему

Татьяна Михайловна Семибратова

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по русскому языку разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов по специальности среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mu-russkiy_yazyk.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ СПО МО «ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ  ТЕХНИКУМ»

УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по учебной работе                                        
_____________ Л. В Тягова
                                                                                «    »                    2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ  К ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«Русский язык»

по специальностям:

05. 02. 03  «Метеорология»

20. 02. 01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»

11.02. 07  «Радиотехнические информационные системы»

г. Балашиха

2016-2017 г.


Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по  русскому языку разработаны  на основе Федеральных  государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов»  (базовой подготовки) ,05.02.03  «Метеорология»   ( базовой подготовки), 11.02.07  «Радиотехнические информационные системы» (базовой подготовки).

Организация-разработчик:

ГБПОУ  МО «Гидрометеорологический техникум».

Разработчик Семибратова Т. М., преподаватель русского языка и литературы,  ГБПОУ  МО «Гидрометеорологический техникум».

Рассмотрена и одобрена на заседании предметной цикловой комиссии гуманитарных и социально-экономических дисциплин

протокол №  1  от «  01   »     сентября     2016 г.

Рекомендована Методическим  советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Московской области «Гидрометеорологический техникум» (ГБПОУ  МО «Гидрометеорологический техникум»)

Протокол № 1   от «  01  » сентября   2016 г.

Тематический план внеаудиторной самостоятельной работы.

Тема

Виды работы

Форма организации

(групповая, индивид.)

Методы контроля

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

1

Язык и речь.

 Функциональные стили речи и их особенности.

работа с художественным текстом, составление таблицы « Основные признаки стилей речи».

групповая

контрольная работа

4

2

Слово в лексической системе языка.

 Фразеологизмы.

работа с художественным текстом, работа со словарем

групповая

проверка  задания в виде устного ответа

2

3

Фонетические единицы.

работа со словарем

групповая

тест

2

4

Понятие морфемы.

Способы словообразования.  

рефераты, сочинение-миниатюра

индивидуальная, групповая

выступление и защита реферата, проверка  задания письменно

4

5

Самостоятельные части речи

кроссворд, работа с художественным текстом

групповая

проверка задания письменно ,контрольная работа

8

6

Служебные части речи

работа с художественным текстом

групповая

контрольная работа

6

7

Словосочетание

реферат

индивидуальная

выступление и защита реферата

4

8

Виды предложений ( простое и сложное)

работа с художественным текстом

групповая

контрольная работа, проверка  задания в виде устного ответа

5

9

Способы передачи чужой речи

работа с критической статьей

групповая

проверка  задания письменно

4

Тема 1. Язык и речь.  Функциональные стили речи и их особенности.

1.1.Составление таблицы  « Основные признаки стилей речи».

Цель: анализ  основных признаков стилей речи.

Методы контроля- контрольная работа.

Литература и интернет-ресурсы.

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2013.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2010.
  3. Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2013.
  4. Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2013.
  5. Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2011.

     1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»            

название стиля

основные признаки

место употребления

языковые средства

Методические рекомендации по работе с таблицей

  1. Найдите в литературе необходимый материал.
  2. Читая изучаемый материал , разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте основные мысли.

3.Определите информацию, которую следует включить в таблицу для раскрытия пунктов плана.

4.        Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы)
последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде
цитат.

  1. Включайте не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
  2. Составляя записи в таблице, записывайте отдельные слова сокращённо, выписывайте только ключевые слова,  применяйте условные обозначения.

Критерии оценки:

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

1.2. Аналитическая работа с художественным текстом.

Цель: отработка теоретических знаний по теме « Стили речи» на практике

Методы контроля-  контрольная работа.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2013.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2010.

3.Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2013.

4.Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2013.

5.Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2011.

     1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»            

Необходимо подобрать  небольшие по объему тексты  разных стилей речи( 10 текстов), привести доказательства.

Методические рекомендации по аналитической работе с текстами

  1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на внимательное прочтение текста.
  2. Прочитай текст от начала до конца.
  3. Старайся понять основной смысл излагаемого материала.
  4. Удели своё внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
  5. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который  не нужен для выполнения задания.
  6. Произнеси и графически выдели  слова, которые будут ответом на поставленный вопрос.
  7. Запиши ответы на поставленный вопрос.
  8. Сверь полученный результат с теоретическими основами по данной теме .

Критерии оценки:

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

Тема 2. Слово в лексической системе языка.  Фразеологизмы.

2.1. Аналитическая работа с художественным текстом, работа со словарем.

Цель: отработка практических умений по использованию различных словарей для выполнения задания, закрепление умения работать с текстом, используя для этого различные приемы.

Методы контроля- проверка индивидуального задания в виде устного ответа.

Литература и интернет-ресурсы.

  1. Большой фразеологический словарь русского языка / [авт.-сост.: И. С. Брилёва и др.]; отв. ред. В. Н. Телия. - 4-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС, печ. 2009.
  2. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений: около 5000 синонимических рядов, более 20 000 синонимов / Н. Абрамов. - 8-е изд., стер. - М. : Русские словари [и др.], 2009.
  3. Словарь синонимов русского языка: более 4000 синонимов: [толкование значений. Сочетаемость с другими словами. Особенности употребления синонимов] / К. С. Горбачевич. - М. : Эксмо, 2009.

     1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»            

 Необходимо выписать из произведений художественной литературы предложения с фразеологическими единицами (20 примеров), подобрать к ним синонимы и антонимы, используя фразеологический, толковый словари, а также словарь синонимов и антонимов.

Методические рекомендации по аналитической работе с текстами

1.Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на внимательное прочтение текста.

2.Прочитай текст от начала до конца.

3.Старайся понять основной смысл излагаемого материала.

4.Удели своё внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

5.Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который  не нужен для выполнения задания.

6.Произнеси и графически выдели  слова, которые будут ответом на поставленный вопрос.

7.Запиши ответы на поставленный вопрос.

8.Сверь полученный результат с теоретическими основами по данной теме

Методические рекомендации по работе со словарем.

  1. Работа со словарем не должна отнимать много времени. Чтобы добиться максимального эффекта, нужно хорошо ориентироваться в словаре, знать особенности его построения.
  2. Прежде всего следует запомнить, что слова в словарях располагаются по углубленному алфавиту. Это значит, что слова расположены в алфавитном порядке не только по первой букве, а, как правило, по четырем последующим. Отсюда вытекает необходимость твердого, безошибочного знания  алфавита. В начале большинства словарей имеется алфавит.
  3. Слова в словаре даются в их исходной форме, т. е. существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме, прилагательные в краткой форме и т. д.
  4. За каждым словом следует ряд условных обозначений, сокращений и перевод слова во всей его многозначности.
  5. Все условные обозначения и сокращения, встречающиеся в словаре, собраны в единый список и представлены в начале словаря. Поэтому, приступая к работе со словарем, нужно ознакомиться с соответствующими указаниями и запомнить их.
  6. В гнезде слова можно найти устойчивые словосочетания, а также примеры, иллюстрирующие употребление данного слова.
  7. Омонимы, слова, совпадающие по форме, но разные по содержанию, даются в словаре, как отдельные основные слова, разделенные римскими цифрами.
  8. Прежде чем приступить к поиску нужного слова в словаре, внимательно проверьте его орфографию. Незначительное изменение в орфографии слова дает совсем другой смысл.
  9. Отыскав в словаре нужное слово, просмотрите все относящееся к нему гнездо, и только после этого выберите нужное значение. Для более успешного пользования словарем необходимо помимо этих общих сведений усвоить правила словообразования  слов и наиболее употребительные словообразовательные элементы в русском языке.

Критерии оценки:

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

Тема 3. Фонетические единицы.

3.1. Работа со словарем.

Цель: отработка практических умений по использованию различных словарей для выполнения задания.

Методы контроля- тест.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Современный орфоэпический словарь русского языка : все трудности произношения и ударения: около 12 000 заголовочных единиц / К. С. Горбачевич. - М. : АСТ [и др.], 2009

 Необходимо сделать словарик ударений (не менее 50 слов), проработав КИМы ЕГЭ по русскому языку( задание А1).

Методические рекомендации по работе со словарем.

1.Работа со словарем не должна отнимать много времени. Чтобы добиться максимального эффекта, нужно хорошо ориентироваться в словаре, знать особенности его построения.

2.Прежде всего следует запомнить, что слова в словарях располагаются по углубленному алфавиту. Это значит, что слова расположены в алфавитном порядке не только по первой букве, а, как правило, по четырем последующим. Отсюда вытекает необходимость твердого, безошибочного знания  алфавита. В начале большинства словарей имеется алфавит.

3.Слова в словаре даются в их исходной форме, т. е. существительные в именительном падеже, глаголы в неопределенной форме, прилагательные в краткой форме и т. д.

4.За каждым словом следует ряд условных обозначений, сокращений и перевод слова во всей его многозначности.

5.Все условные обозначения и сокращения, встречающиеся в словаре, собраны в единый список и представлены в начале словаря. Поэтому, приступая к работе со словарем, нужно ознакомиться с соответствующими указаниями и запомнить их.

7.В гнезде слова можно найти устойчивые словосочетания, а также примеры, иллюстрирующие употребление данного слова.

8.Омонимы, слова, совпадающие по форме, но разные по содержанию, даются в словаре, как отдельные основные слова, разделенные римскими цифрами.

9.Прежде чем приступить к поиску нужного слова в словаре, внимательно проверьте его орфографию. Незначительное изменение в орфографии слова дает совсем другой смысл.

10.Отыскав в словаре нужное слово, просмотрите все относящееся к нему гнездо, и только после этого выберите нужное значение. Для более успешного пользования словарем необходимо помимо этих общих сведений усвоить правила словообразования  слов и наиболее употребительные словообразовательные элементы в русском языке.

Критерии оценки

25-20 ответов- 5, 19-15 ответов -4, 14-10 ответов – 3, менее 10 ответов – 2.

Тема 4. Понятие морфемы. Способы словообразования. 

4.1.Подготовка реферата. «Великие ученые - русисты». (А.Х.Востоков (1781-1864), Ф.И.Буслаев (1818-1897),А.А.Шахматов (1864-1920), Д.Н. Ушаков (1873-1942), А.М.Пешковский (1878-1933), Л.В. Щерба(1880-1944),В.В.Виноградов(1895-1969), Г.О.Винокур(1896-1947)).

Цель: расширение знаний  об ученых-русистах, внесших важный вклад в развитие науки.

Методы контроля-  выступление и защита реферата.

Литература и интернет-ресурсы.

  1. Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2010.

    1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»                

     2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку и литературе. http://ege.edu.ru

    3. Филологический портал Philology.ru

Методические рекомендации по написанию  рефератов.

Реферат

Реферат (от лат. reffere - сообщать) – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и пр.

Цель реферата – расширить представления студентов по определенной теме и добиться освоения не разрозненных научных идей, автономных по своему исполнению и представлению, а охватить по возможности широкий круг научных мнений и подходов к одной и той же проблеме, вскрыть противоречия, основанные на несовпадении оценок и точек зрения различных авторов.

Реферат является итогом самостоятельного изучения студентов одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен уметь выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящены работы, пути и способы их решения, предлагаемые автором или авторами.

Этапы выполнения научного труда (реферата, курсовой, дипломной работ) во многом схожи, однако следует отметить, что по мере увеличения сложности работы будут усложняться и ее этапы как формально, так и по содержанию.

Написание реферата требует использование следующих специальных приемов научно-исследовательской работы:

  1. подбор и изучение основных источников по теме, составление библиографии;
  2. составление плана реферата – прием, широко используемый в школе, но в условиях вузовского обучения имеющий ярко выраженную специфику, связанную с тем, что в научно-исследовательской работе принято не литературное оформление пунктов и подпунктов, а цифровое обозначение двух - трех и более ступенчатых сложных планов;
  3. цитирование мыслей, положений, фрагментов содержания использованного источника, основанное на обязательной связи с контекстом во избежание искажений смысла сообщений и точных ссылках на источник на основе записи выходных данных;
  4. составление понятийного аппарата по рассматриваемой проблеме как упорядоченного множества базовых и производных понятий в форме алфавитного или тематического словаря;
  5. написание реферата;
  6. публичное выступление с результатами исследования.

Структура реферата включает в себя небольшое введение, в котором обосновывается важность данной научной работы; основную часть, раскрывающую содержание проблемы; заключение, в котором студент кратко формулирует выводы; список использованной литературы.

Основная часть монографического реферата может быть различной:

- конспективной, т.е. ее содержание полностью соответствует структуре монографии, анализируемой студентом, и отражает основные ее разделы, главы или параграфы;

- фрагментарной, т.е. содержание реферата включает в себя рассмотрение только определенных частей изучаемой монографии;

- аналитической, т.е. содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой и определяется планом реферата.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структур. Разница заключается в том, что при его написании студент осуществляет более сложную аналитическую работу, связанную с необходимостью серьезного обобщения, сопоставления и осмысления материала, изложенного в разных научных источниках. Необходимо показать сходство и различия в изложении одних и тех же аспектов проблемы разными авторами.

Композиционно обзорные рефераты могут строиться различно: последовательно, т.е. когда каждый из источников рассматривается по отдельности, или аналитически, т.е. когда рассматриваются аспекты проблемы, нашедшие отражение в различных источниках.

 Критерии оценки

Критерии оценки рефератов

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество реферата:

- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроен;

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

- зачитывается.

3

2

1

0

2.

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

2

1

0

3.

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы.

3

2

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом.

3

2

1

5.

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу;

- нечетки;

- имеются, но не доказаны.

3

2

1

Итого:                    14 баллов

Оценка «5» ставится за 14-12 баллов, оценка « 4» ставится за 11 -9 баллов, удовлетворительно за 8-7 баллов, 6 баллов и менее неудовлетворительно.

4.2. Сочинение- миниатюра.

Цель: формирование умения логически и связно передавать свои мысли, кратко формулировать основные идеи, закрепление орфографических и пунктуационных  навыков.

Методы контроля-  проверка индивидуального задания письменно.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2010.

    1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»                

     2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку и литературе. http://ege.edu.ru

    3. Филологический портал Philology.ru

Написать сочинение- миниатюра в художественном стиле  на тему « Морфемы, их роль и значение в системе языка»

Методические рекомендации по написанию сочинения.

Сочинение - уникальный жанр, в котором необходимо доказательство сформулированного тезиса. Чтобы ваш творческий опыт заслуживал высокую оценку, необходимо хорошо усвоить, как проходит сам процесс написания сочинения, сформировать у себя умение работать над ним .Любое же умение развивается путём постоянных упражнений по выполнению тех или иных действий.

Итак, напомним основные этапы работы над сочинением:

Предварительная подготовка чтение и разбор художественных произведений, учебника, литературно-критических статей, дополнительных источников.
Выбор темы и её анализ: осмысление типа и вида сочинения, определение основной идеи, объёма работы, подбор материала.

Продумывание композиции сочинения: выбор эпиграфа, типа вступления, заключения, структуры основной части.

Составление плана.

Написание черновика: однако ваш труд нельзя считать завершенным до конца даже после того, как поставлена точка в черновике. Не думайте, что вам осталось лишь переписать работу набело без изменений, и она будет завершена. Чаще всего после чтения и осмысления автором своего сочинения возникает необходимость внести определённые коррективы в содержание, уточнить идейную композицию и т. д.

Редактирование сочинения: проверка и исправление текста, внесение в него некоторых изменений и дополнений.

Сочинение – миниатюра

Это тоже сочинение, только небольшое сравнительно, по объединению, но все равно творческая работа.

Основные требования к ее содержанию: хорошее знание материала; четко продуманная логика раскрытия вопроса (темы);образованность изложения; стилистическая, орфографическая и пунктуационная грамотность;

И все же главная особенность сочинения – миниатюры – лаконизм.

Сначала вдумайтесь в тему, в ее содержание.

Затем еще раз вернитесь к заданию: какая проблема ставится (сформулируйте ее своими словами);какой путь ее решения.

Словом для размышления необходимо: понять задание (вопрос);
отобрать необходимый для решения фактический материал; распределить (сгруппировать) его по общим основаниям; сравнить для устранения между группами сходства или различия; сделать выводы, обобщения. И при этом не забывать: все должно быть «уложено»  в 150 слов.

Критерии оценки

Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме. 

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются: 

1 орфографическая, или

1 пунктуационная, или

1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются: 

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или

1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или

4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения. 

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые.

синтаксические конструкции, встречается.

неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок

Тема 5.  Самостоятельные части речи.

5.1.Кроссворд

Цель: закрепление изученного теоретического материала на практике.

Методы контроля- проверка индивидуального задания письменно.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2013.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2010.

3.Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2013.

4.Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2013.

5.Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2011.

     1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»            

Составить кроссворд по теме «Части речи» (Знаменательные части речи, не менее 25 слов)).

Методические рекомендации по составлению кроссвордов.

Сейчас очень популярны всевозможные головоломки, и конечно признанным

лидером считается кроссворд.

Инструкция для составления учебных кроссвордов.

1. Вам понадобится:  Microsoft Word и Microsoft Excel

2.Для    начала    нам    необходимо   составить    вопросы    и   правильно    их

сформулировать. Для успешного создания вопросов нужно помнить только 3 правила:

1)        Составляем несложные вопросы, с недлинным ответом.

2)        Ответ должен состоять из одного слова без наличия в нём дефиса и других
знаков, в именительном падеже.

3)        Разделите ответы на горизонтальные и вертикальные.

3.Далее составив вопросы с ответами, запускаем Ехсе1 и записываем ответы в виде кроссворда, вам понадобится лишь дизайнерский талант. Аккуратно составив, далее мы выделяем всю область, где находится кроссворд, и окружаем его в рамку (Выделяем диапазон - границы - внешние границы). Теперь те строки и столбцы ,где будут ответы, мы выделяем по очереди и выбираем Границы - Все границы. Теперь у Вас есть поле с выделенными местами для ответов, для более красивого внешнего вида, выделите те ячейки в которых нет ответа и поставьте свой цвет заливки. Наиболее подходит серый цвет (Белый фон более тёмный оттенок 15%).

4.Для того чтобы все ячейки уменьшить или увеличить и задать одинаковып размер выделенному диапазон}', мы его выделяем и заходи по следующему адресу:

Для изменения размера строки - Формат - Строка - Ширина строки ( лучше ставить значение 20).

Для изменения размера столбца - Формат - Столбец - Ширина столбца ( лучше ставить значение 4).

5.Далее нумеруем ячейки.  Первая буква ответа должна иметь номер  этого

вопроса. Лучше всего выбирать восьмой размер шрифта и шрифт Calibri.

6.   Для    составления       кроссвордов   по   темам необходимо:

  • оформить титульный лист.
  • разместить полностью весь перечень вопросов под соответствующим номером, которые должны соответствовать обшей теме кроссворда.
  • при   помощи   Ехсе1   составляем   сетку   кроссворда   с   цифрами, соответствующими вопросам.
  • отдельно размещаем  ответы  на  вопросы  соответствующие  цифре вопроса.

Критерии оценки:

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

5.2. Аналитическая работа с художественным текстом.

Цель: закрепление изученного теоретического материала на практике.

Методы контроля- контрольная работа.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2013.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2010.

3.Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2013.

4.Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2013.

5.Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2011.

     1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»            

В стихотворении А.А.Блока «Ночь,улица…» определить части речи всех слов. Сделать морфологический разбор всех глаголов и половины существительных .

Методические рекомендации по аналитической работе с текстами

1.Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на внимательное прочтение текста.

2.Прочитай текст от начала до конца.

3.Старайся понять основной смысл излагаемого материала.

4.Удели своё внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

5.Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который  не нужен для выполнения задания.

6.Произнеси и графически выдели  слова, которые будут ответом на поставленный вопрос.

7.Запиши ответы на поставленный вопрос.

8.Сверь полученный результат с теоретическими основами по данной теме

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

Тема 6.  Служебные  части речи.

6.1. Аналитическая работа с художественным текстом.

Цель: закрепление изученного теоретического материала  по теме « Служебные части речи»на практике.

Методы контроля- контрольная работа.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2013.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2010.

3.Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2013.

4.Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2013.

5.Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2011.

     1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

 Из стихотворений поэтов Серебряного века выписать 20 предложений с употреблением  служебных частей речи, каждую служебную часть речи обозначить графически, произвести морфологический разбор половины служебных частей речи.        

Методические рекомендации по аналитической работе с текстами

1.Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на внимательное прочтение текста.

2.Прочитай текст от начала до конца.

3.Старайся понять основной смысл излагаемого материала.

4.Удели своё внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

5.Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который  не нужен для выполнения задания.

6.Произнеси и графически выдели  слова, которые будут ответом на поставленный вопрос.

7.Запиши ответы на поставленный вопрос.

8.Сверь полученный результат с теоретическими основами по данной теме

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

Тема 7.  Словосочетание.

7.1. Подготовка реферата « Роль словосочетания в построении предложения»,

Цель:  изучение роли словосочетания в построении предложений..

Методы контроля- выступление и защита реферата

Литература и интернет-ресурсы.

1.Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2010.

    1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»                

     2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку и литературе. http://ege.edu.ru

    3. Филологический портал Philology.ru

Методические рекомендации по написанию  рефератов.

Реферат

Реферат (от лат. reffere - сообщать) – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и пр.

Цель реферата – расширить представления студентов по определенной теме и добиться освоения не разрозненных научных идей, автономных по своему исполнению и представлению, а охватить по возможности широкий круг научных мнений и подходов к одной и той же проблеме, вскрыть противоречия, основанные на несовпадении оценок и точек зрения различных авторов.

Реферат является итогом самостоятельного изучения студентов одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен уметь выделить главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящены работы, пути и способы их решения, предлагаемые автором или авторами.

Этапы выполнения научного труда (реферата, курсовой, дипломной работ) во многом схожи, однако следует отметить, что по мере увеличения сложности работы будут усложняться и ее этапы как формально, так и по содержанию.

Написание реферата требует использование следующих специальных приемов научно-исследовательской работы:

1.подбор и изучение основных источников по теме, составление библиографии;

2.составление плана реферата – прием, широко используемый в школе, но в условиях вузовского обучения имеющий ярко выраженную специфику, связанную с тем, что в научно-исследовательской работе принято не литературное оформление пунктов и подпунктов, а цифровое обозначение двух - трех и более ступенчатых сложных планов;

3.цитирование мыслей, положений, фрагментов содержания использованного источника, основанное на обязательной связи с контекстом во избежание искажений смысла сообщений и точных ссылках на источник на основе записи выходных данных;

4.составление понятийного аппарата по рассматриваемой проблеме как упорядоченного множества базовых и производных понятий в форме алфавитного или тематического словаря;

5.написание реферата;

6.публичное выступление с результатами исследования.

Структура реферата включает в себя небольшое введение, в котором обосновывается важность данной научной работы; основную часть, раскрывающую содержание проблемы; заключение, в котором студент кратко формулирует выводы; список использованной литературы.

Основная часть монографического реферата может быть различной:

- конспективной, т.е. ее содержание полностью соответствует структуре монографии, анализируемой студентом, и отражает основные ее разделы, главы или параграфы;

- фрагментарной, т.е. содержание реферата включает в себя рассмотрение только определенных частей изучаемой монографии;

- аналитической, т.е. содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой и определяется планом реферата.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структур. Разница заключается в том, что при его написании студент осуществляет более сложную аналитическую работу, связанную с необходимостью серьезного обобщения, сопоставления и осмысления материала, изложенного в разных научных источниках. Необходимо показать сходство и различия в изложении одних и тех же аспектов проблемы разными авторами.

Композиционно обзорные рефераты могут строиться различно: последовательно, т.е. когда каждый из источников рассматривается по отдельности, или аналитически, т.е. когда рассматриваются аспекты проблемы, нашедшие отражение в различных источниках.

 Критерии оценки

Критерии оценки рефератов

№ п/п

Оцениваемые параметры

Оценка в баллах

1.

Качество реферата:

- производит выдающееся впечатление, сопровождается иллюстративным материалом;

- четко выстроен;

- рассказывается, но не объясняется суть работы;

- зачитывается.

3

2

1

0

2.

Использование демонстрационного материала:

- автор представил демонстрационный материал и прекрасно в нем ориентировался;

- использовался в докладе, хорошо оформлен, но есть неточности;

- представленный демонстрационный материал не использовался докладчиком или был оформлен плохо, неграмотно.

2

1

0

3.

Качество ответов на вопросы:

- отвечает на вопросы;

- не может ответить на большинство вопросов;

- не может четко ответить на вопросы.

3

2

1

4.

Владение научным и специальным аппаратом:

- показано владение специальным аппаратом;

- использованы общенаучные и специальные термины;

- показано владение базовым аппаратом.

3

2

1

5.

Четкость выводов:

- полностью характеризуют работу;

- нечетки;

- имеются, но не доказаны.

3

2

1

Итого:                    14 баллов

Оценка «5» ставится за 14-12 баллов, оценка « 4» ставится за 11 -9 баллов, удовлетворительно за 8-7 баллов, 6 баллов и менее неудовлетворительно.

Тема 8.  Виды предложений( простые и сложные).

8.1 Аналитическая работа с текстом.

Цель:  закрепление умений по определению видов предложения по видам связи.

Методы контроля- контрольная работа.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2010.

    1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»                

     2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку и литературе. http://ege.edu.ru

    3. Филологический портал Philology.ru

Выписать из произведений художественной литературы по пять предложений: ССП, СПП, БСП и с разными видами связи, составить схемы.

Методические рекомендации по аналитической работе с текстами

1.Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на внимательное прочтение текста.

2.Прочитай текст от начала до конца.

3.Старайся понять основной смысл излагаемого материала.

4.Удели своё внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

5.Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который  не нужен для выполнения задания.

6.Произнеси и графически выдели  слова, которые будут ответом на поставленный вопрос.

7.Запиши ответы на поставленный вопрос.

8.Сверь полученный результат с теоретическими основами по данной теме

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

8.2 Аналитическая работа с текстом.

Цель:  закрепление умений по определению видов предложения по интонации и цели высказыванию.

Методы контроля- контрольная работа.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2010.

    1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»                

     2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку и литературе. http://ege.edu.ru

    3. Филологический портал Philology.ru

Определить вид предложений по цели высказывания и по интонации в стихотворении В.В.Маяковского «Послушайте!»

Методические рекомендации по аналитической работе с текстами

1.Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на внимательное прочтение текста.

2.Прочитай текст от начала до конца.

3.Старайся понять основной смысл излагаемого материала.

4.Удели своё внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

5.Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который  не нужен для выполнения задания.

6.Произнеси и графически выдели  слова, которые будут ответом на поставленный вопрос.

7.Запиши ответы на поставленный вопрос.

8.Сверь полученный результат с теоретическими основами по данной теме

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

8.3 Аналитическая работа с текстом.

Цель:  изучение значимости русского языка для человека.

Методы контроля- проверка индивидуального задания в виде устного ответа.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи. Учебник для средних специальных учебных заведений. – М., 2013.

2.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 кл. общеобразов. учрежд. – М., 2010.

3.Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: дидактические материалы: учеб. пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М., 2013.

4.Львова С.И. Таблицы по русскому языку. – М., 2013.

5.Пахнова Т.М. Готовимся к экзаменам по русскому языку. – М., 2011.

    1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»                

     2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку и литературе. http://ege.edu.ru

    3. Филологический портал Philology.ru

Подобрать 8-10 высказываний русских писателей и критиков о русском языке.

Методические рекомендации по аналитической работе с текстами

1.Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на внимательное прочтение текста.

2.Прочитай текст от начала до конца.

3.Старайся понять основной смысл излагаемого материала.

4.Удели своё внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.

5.Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который  не нужен для выполнения задания.

6.Произнеси и графически выдели  слова, которые будут ответом на поставленный вопрос.

7.Запиши ответы на поставленный вопрос.

8.Сверь полученный результат с теоретическими основами по данной теме

Отметка "5" ставится, если студент выполняет все задания верно.

Отметка "4" ставится, если студент выполнил правильно не менее 3/4 задания.

Отметка "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины задания.

Отметка "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины задания.

Отметка "1" ставится, если  студент полностью не выполнил задание.

Тема 9.  Способы передачи чужой речи.

9.1. Аналитическая работа с текстом.

Цель: формирование умения  по составлению конспекта по заданным условиям.

Методы контроля- проверка индивидуального задания письменно.

Литература и интернет-ресурсы.

1.Греков В. Ф., Крючков С. Е., Чешко Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М.: Просвещение, 2010.

    1. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»                

     2.Грамотей (ЭРИКОС) Образовательные ресурсы сети Интернет  по русскому языку и литературе. http://ege.edu.ru

    3. Филологический портал Philology.ru

Используя различные способы передачи чужой речи, изложить материал 13 статьи Д.С.Лихачева «О воспитании» из «Писем о добром и прекрасном».

Методические рекомендации по написанию конспекта.

1.Внимательно прочти текст.

2.Выдели главную идею и озаглавь текст.

3. Раздели материал на части, выдели главную мысль каждой части.

4.Запиши названия смысловых частей в форме плана    в левом рабочем поле конспекта.

5. Прочти текст во второй раз.

6 .Сформулируй тезисы конспекта и запиши их в центральном поле конспекта. Помни, что тезисы - это мысли, содержащие главную информацию о содержании смысловых частей. Они не должны быть многословными.

7.Определи ключевые понятия, которые необходимо включить в конспект.

 8 .Визуализируй конспект:

  1. Напиши источник конспектирования (название, автор),
  2. раздели страницу на три части в соотношении   Левая часть - это рабочее поле плана, центральная- поле тезисов, правая- поле конспекта,
  3. главные идеи помечай специальными знаками на рабочем поле (например, ', ?, *, проч ) пли выделяй шрифтом либо подчеркиванием,
  4. каждый пункт плана с отделяй от последующего горизонтальной линией в 1-2 см от окончания текста (возможно тебе надо будет внести еще информацию),
  5. в конце конспекта сделай вывод, к которому ты пришёл,  проработав текст.

критерии оценки конспекта

№ п/п

Критерии оценивания

«5»

«4»

«3»

«2»

1

Объём выполненной работы

Оптимален для конспекти-рования материала

Оптимален для

конспектиро-вания

материала

Занижен завышен

Занижен завышен

2

Логическая последовательность и связанность материала

+

Незначительно нарушена

нарушена

Отсутствует

3

Полнота изложения содержания

+

Не выдержана

Не выдержа-на

Не

выдержана

4

Сохранение основной идеи черезвесь конспект

+

+

нарушено

Отсутствует

5

Использова-ние дополнитель-ной литературы (при постановке  подобной задачи)

+

+

Не достаточно

Не использует-ся

6

оформление

+

+

наличие отклонений

наличие отклонений

7

орфографический режим( как дополнитель-ный критерий)

+

-

соблюдается слабо

нарушены

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.08.06 Ритмика с методикой тренировки

Методические рекомендации разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины ОП 08.06 Ритмика с методикой тренировки для специальности 050141 Физическая культура среднего профессионального обр...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине История дизайна

Самостоятельная работа  - вид деятельности студентов, выполняемый ими по заданию преподавателя без его непосредственного участия, или любой вид деятельности, связанный с овладением знаний....

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по учебной дисциплине "Литература"

Методические рекомендации к внеаудиторной самостоятельной работе студентов по литературе разработаны на основе Федеральных государственных стандартов по специальности 20.02.01 "Рациональное испол...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.05 Аудит для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта  среднего профессионального образования по...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОП.02 Финансы, денежное обращение и кредит для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной  дисциплине ОП 02. Финансы, денежное обращение и кредит  по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерс...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по учебной дисциплине ОУД.01Иностранный язык (английский) cпециальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Самостоятельная работа по иностранному языку в ССУЗе направлена на развитие способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, самообразованию с его помощью и соци...