Реализация дифференцированного подхода к обучению во время занятий учебной практики
методическая разработка на тему
Методические рекомендации предназначены для проведения занятий учебной практики (на примере занятий в слесарных мастерских). Рекомендуется для мастеров производственного обучения в качестве передачи опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovo_diffpodhod.docx | 53.32 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное образовательное учреждение
профессиональной образовательной организации
«Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко»
Реализация дифференцированного подхода к обучению во время занятий учебной практики
Методические рекомендации
Магнитогорск 2017
Реализация дифференцированного подхода к обучению во время занятий учебной практики.
Методические рекомендации.
Разработчик:
В.Х.Гайсина – мастер производственного обучения ГБОУ ПОО МТК
Методист-консультант:
Т.Г. Лукашенко – методист ГБОУ ПОО МТК
Методические рекомендации предназначены для проведения занятий учебной практики (на примере занятий в слесарных мастерских). Рекомендуется для мастеров производственного обучения в качестве передачи опыта.
ВВЕДЕНИЕ
Введение Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования направлено на модернизацию образования. Каждый из нас должен переосмыслить цели своей деятельности в соответствии с теми изменениями, которые введены новым образовательным стандартом. Задача мастера производственного обучения в условиях стандартизации образования сводится не только к тому, чтобы вооружить студентов знаниями, но и научить их способам познания и практической деятельности.
Главной отличительной чертой гуманистического подхода в современном образовании является особое внимание к личности студента, к его индивидуальности. Идет четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления студента. При этом идет смена приоритетов с усвоения готовых знаний на познавательную деятельность каждого студента с учетом его особенностей и возможностей. Традиционное же образование рассчитано на некоего среднего студента, что не соответствует идеям личностно-ориентированного подхода. В связи с этим возникает ряд педагогических проблем: более слабым студентам может не хватать времени на осмысление материала, практического его закрепления; сильным же студентам может не доставать темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности.
Можно сказать, применение дифференцированного подхода вызывает у студентов больший интерес к обучению, нежели его традиционные подходы к организации.
Занятия учебной практики, как основная форма организации процесса обучения, дают мастеру производственного обучения возможность на практике реализовать дифференцированный подход. Этот подход требует особой подготовки со стороны мастера производственного обучения.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ТЕОРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Главная цель производственного обучения состоит в приобретении студентами общих и профессиональных компетенций, формирование качеств, необходимых для квалифицированной трудовой деятельности.
Дифференциация общеобразовательной подготовки завоевало свое право на существование постепенно, вместе с развитием системы профессионального образования.
Принцип профессиональной направленности становится ведущим дидактическим принципом в профтехпедагогике. Личный и социальный факторы процесса обучения отражены в работах Т.Новацкого, отмечающего, что «профессиональная подготовка включает одновременно как воспитание учащегося, так и обучение его профессии». И, таким образом, было определенно, что профнаправленность должна влиять на содержание, формы и методы обучения, а также на формирование психофизиологической направленности личности обучающегося.
Формирование профессионально важных качеств личности во многом определяется развитием у студента его интереса к профессии, как основного мотива учебной деятельности. При этом выделяется два момента:
- развитие профессионального интереса и формирование профессионального мышления. Этому должны способствовать занятия учебной практики и создавать мотивацию к учению и труду;
- развитие у студентов способностей к профессиональной деятельности, т.е. профессионально значимых умений. Это можно осуществить при формировании у студентов профессиональных компетенций в процессе изучения «Слесарного дела».
Дифференцированный подход к студентам в процессе подготовки, проведения и завершения практики предполагает разделение и группировку студентов в зависимости от отношения к практике; профессиональных знаний; умений и навыков; самостоятельности, лежащей в основе самоорганизации; творческого отношения к труду; уверенности в доброжелательности трудового коллектива.
С.Я.Батышев отмечает: «В настоящее время поиски ученых направлены на совершенствование существующих систем производственного обучения и на разработку новых. В связи с этим возникают новые требования к системам производственного обучения, которые должны обеспечивать условия для всестороннего развития способностей учащихся; формирование разносторонних навыков и умений в процессе соединения обучения и воспитания с коллективной производственной деятельностью; возможности переноса приобретенных учащимися знаний, навыков и умений в новые условия производства».
Предметом профессиональной педагогики является процесс формирования профессионально важных качеств личности с учетом специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня. Поэтому разрабатываемые теоретические и методические модели системы образовательной деятельности предполагают наличие следующих соответствующих образовательных стандартов: целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития студентов.
Для эффективной учебной деятельности всех студентов необходимо создавать оптимальные условия, максимально учитывая их индивидуальные особенности. Каждый студент должен получать задания с учетом его возможностей, то есть необходимо дифференцировать студентов по уровню их подготовки, стимулировать к деятельности тех студентов, которым хорошо даются дисциплины, поддерживать тех, у кого возникают трудности. Именно поэтому я в своей работе использую элементы технологии «Дифференцированное обучение».
РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Профессиональный модуль №2 «Ремонтно-профилактическое обслуживание грузоподъемных кранов металлургического производства» на I курсе по профессии «Машинист крана металлургического производства» включает в себя «Слесарное дело и стропальное дело».
Прежде, чем приступить к занятиям учебной практики по теме «Слесарное дело» в рамках начальной профессиональной адаптации в слесарной мастерской колледжа необходимо ввести студентов в профессию. Для этого необходимо познакомить с организацией труда, с рабочим местом, безопасными методами труда и требованиями контроля к правильности выполнения операций, с профессионально-квалификационной характеристикой, в которой необходимо раскрыть основные профессиональные компетенции, которые предъявляются к рабочему этой профессии.
В профессионально-квалификационной характеристике даю психологический анализ деятельности «Машиниста крана металлургического производства». Это создает у студентов положительную установку и будет способствовать целенаправленному овладению профессиональных компетенций в области этой профессии.
Для изучения профессиональных способностей студентов, их склонности, глубины и разнообразия знаний, а так же их характера, необходимо в группе на I курсе провести психолого-педагогическую диагностику совместно с психологом. Изучение студентов через психолого-педагогическую диагностику ориентирует к индивидуальному подходу к студентам в трудовой деятельности.
Высокий уровень профессионального мастерства у студентов наряду с другими факторами во многом зависят от планирования и организации занятия учебной практики.
Формирование умений и навыков
В своей работе использую условное разделение студентов на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы, так называемую дифференциацию по общим способностям.
В первую группу входят студенты с высокими учебными возможностями, Они имеют прочные знания, владеют навыками самостоятельной работы, всегда тщательно закрепляют изученное. Они могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых заданий, предполагающих применение нескольких известных способов решения.
Во вторую группу входят студенты со средними учебными способностями, Таким студентам присущи способность, хорошо учиться, они не уступают первой группе в усвоении материала, но не всегда тщательно закрепляют материал, который изучен. Все они требуют оперативной поддержки и помощи мастера производственного обучения
И третья группа – это студенты с низкими учебными способностями, Эту группу характеризуют низкий уровень обученности, учебной работоспособности, при усвоении нового материала они испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, требуют специального подхода мастера производственного обучения. Для успешной реализации дифференцированного подхода к обучению на занятиях учебной практики разрабатываются вопросы и задания разного уровня сложности.
Формы дифференцированного контроля студентов на занятиях учебной практики
а) Для слабых студентов - 1 уровень контроля.
б) Для сильных студентов - 2 уровень контроля.
Формирование профессиональных компетенций при выполнении слесарных работ провожу поэтапно. На каждом этапе рассматриваю исходный уровень профессиональных компетенций студентов, т.е. тот уровень, который ими достигнут к началу данного этапа. Каждое занятие проходит через карту оценивания, где отражаются успехи и неудачи студентов. Это помогает сформировать устойчивые трудовые навыки при выполнении отдельных операций, а затем и при выполнении комплексных работ.
На 1 этапе с целью определения теоретических знаний, необходимых для выполнения слесарных работ, провожу нулевой срез в виде теста с несложными вопросами. Проанализировав его, узнаю, кто имеет слабое представление основных понятий слесарного дела. Исходя из анализа, ставлю перед собой задачу: дать определенные знания, необходимые студентам для выполнения заданий учебной практики. Занятия в слесарной мастерской начинаю со знакомства с оборудованием мастерской, основными инструментами, которые будут применяться на последующих занятиях. Рассказываю студентам о материалах и изделиях, которые будут использоваться во время практических занятий учебной практики; даю начальные сведения об организации рабочего места, обращаю внимание на вопросы охраны труда, обязательных при производстве работ в слесарной мастерской.
Профессия «Машинист крана металлургического производства», как и многие другие, требует от студентов определенных способностей, знаний для успешного овладения производственной деятельностью.
В начале трудового процесса я знакомлюсь с документами об образовании, выписываю в свой дневник фамилии студентов, имеющих по трудовому обучению «удовлетворительно» и беру их на заметку. Затем провожу анкетирование, из которого узнаю, что в группе есть студенты, которые не знакомы со слесарной работой. Для того чтобы проверить трудовые способности студентов, я провожу второй «нулевой» срез, где студентам предлагаю обыкновенный брусок и небольшой выбор напильников (нужно произвести опиливание и выбрать нужный напильник). По выполненной работе я определяю трудовые способности студентов. Беседуя с преподавателем междисциплинарного курса, лично присутствуя на занятиях теоретического обучения, убеждаюсь, что степень теоретической подготовки у студентов разная. Проанализировав всю работу, прихожу к выводу, что в моей группе есть студенты, работы которых не соответствуют критериям «нулевого» среза и поэтому моей задачей является усовершенствование умений и навыков у студентов, которые не справились с работой.
На 2 этапе предлагаю всем студентам выполнить самостоятельно один из видов слесарных работ. По качеству, по времени выполнения вижу, что не все студенты уложились в норматив и проявили самостоятельность в работе. Поэтому, провожу поэтапное усовершенствование умений выполнения слесарных операций.
На 3 этапе обучения в слесарной мастерской наблюдаю за работой студентов. Объясняю, помогаю слабым студентам и тем самым добиваюсь, чтобы они освоили трудовые приемы, которые показываю во время вводного инструктажа. С этой же целью я прошу студентов повторить эти действия несколько раз. Такие упражнения создают у студентов представление правильного и безопасного выполнения операций, а так же помогут им быть уверенным в себе.
На 4 этапе группу разделяю на бригады, в зависимости от степени усвоения материала. 1 бригада - сильные студенты, 2 бригада - средняя, 3 бригада - слабые студенты. Для первой бригады выдаются задания творческого характера; вторая бригада выполняет задания по технологической карте: а третья бригада выполняет задания с подробным описанием каждой технологической операции.
Так как студенты практически заканчивают работу не одновременно, это позволяет мне проанализировать работу каждого студента и отметить типичные ошибки, допущенные в работе и своевременно их исправить. Для этого разработаны критерии оценок при выполнении работ операционного характера (таблица 1) и критерии оценок при выполнении комплексных работ (таблица 2).
Таблица 1. Критерии оценок при выполнении работ операционного характера
Балл | 1 уровень | 2 уровень |
«5» | Работа выполняется самостоятельно, или с незначительной помощью. Работа выполнена аккуратно, с использованием инструмента и соблюдением правил техники безопасности. | Работа выполнена самостоятельно, последовательно, с соблюдением правил техники безопасности, умение составлять технологическую карту. Экономичность, аккуратность, творчество, применение ранее изученных операций. |
«4» | Работа выполнена аккуратно, но с помощью, с использованием инструмента, соблюдением техники безопасности, имеются незначительные ошибки. | Работа выполнена последовательно, незначительная помощь в выполнении операций, с соблюдением техники безопасности и применение технологической карты. |
«3» | Работа выполнена с помощью, но аккуратно, с нарушением последовательности. | Работа выполнена не аккуратно. Не умение составить технологическую карту изделия. |
«2» | Работа не выполнена или выполнена неправильно. | Работа не выполнена или выполнена с нарушением технологического процесса. Неэкономично, неаккуратно. |
Таблица 2. Критерии оценок при выполнении работ комплексного характера в слесарной мастерской
Балл | Выполнение технических требований к работе | Выполнение норм времени | Усвоение приемов труда, правильная организация рабочего места, самостоятельность |
«5» | Отличное качество выполнения работы в соответствии с техническими требованиями. | Выполнение и перевыполнение установленной нормы времени. | Твердое усвоение и свободное применение рациональных приемов труда при выполнении производственных операций. Правильная организация рабочего места, умение самостоятельно выполнить работу. |
«4» | Хорошее качество выполненной работы, в соответствии с техническими требованиями. | Выполнение установленной нормы времени. | Достаточно прочное усвоение основных приемов выполнения производственных операций. Правильная организация рабочего места. Умение самостоятельно выполнять работу при незначительной помощи в отдельных случаях. |
«3» | Работа выполнена в пределах технических требований, после переделок или исправлений. | Выполнение установленной нормы на работу. | Нетвердое усвоение некоторых приемов выполнения операций. Отдельные нарушения в организации труда и недостаточная самостоятельность в работе |
«2» | Нарушение основных технических требований к качеству (брак в работе). | Не выполнение установленной нормы и требований. | Слабое усвоение основных приемов. Нарушения в организации труда, неумение самостоятельно выполнить работу. |
К концу практики студенты, имеющие слабые умения и навыки по производственному обучению добились определенных успехов. Были устранены пробелы в знаниях, постепенно они стали самостоятельно справляться с работой. Считаю, что целенаправленная работа со слабыми студентами стала эффективной по следующим причинам:
- развивала у слабых студентов способности анализировать свой труд, находить ошибки и способы предупреждения брака, и их устранение;
- оказывалась своевременная помощь, приучала их к преодолению трудности, не допускала закрепления ошибок;
- приучала слабых студентов к планированию своего труда и самоконтролю;
- студентам не выдавались готовые указания, как исправить ошибку и добивалась, чтобы они сами поняли, осознали ее и нашли способ устранения;
- дополнительно в качестве домашнего задания выдавалась работа со специальной литературой.
Активизировалась самостоятельная деятельность студентов на занятиях производственного обучения, увеличился интерес к творческой деятельности, качественная успеваемость на уроках производственного обучения возросла.
В результате реализации дифференцированного подхода к обучению, ориентированного на индивидуальные особенности студентов, повышается мотивация к обучению, заинтересованность студента в работе, и, как следствие, повышается успеваемость и качество обучения.
Вывод:
Таким образом, технология дифференцированного обучения способствует кардинальному изменению не только сознания студента, но и сознания педагога. Дифференцированное обучение вдохновляет мастера производственного обучения на создание такого образовательного процесса, в котором студент в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что даёт каждому студенту возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным.
Рекомендации:
- организовывать занятия учебной практики с учетом индивидуальных возможностей студентов;
- по результатам нулевого среза формировать бригады;
- применять следующие приёмы опроса студентов такие, как солидарный опрос, взаимоопрос, защитный лист, тихий опрос, идеальный опрос.
- использовать приемы подачи домашнего задания такие, как разноуровневые домашние задания, задание массивом, сам себе учитель, идеальное задание.
- на начальном этапе при оценке работ применять разные критерии оценок, в зависимости от индивидуальных заданий
- использовать приемы оценивания такие, как рейтинг, кредит доверия, оценка – не отметка, развернутая оценка, система стимулов.
- оказывать больше практическую помощь слабым студентам, с целью формирования у них уверенности в своих силах. Здесь и поможет психологическая диагностика личностных качеств студентов, которые проводятся в начале учебного года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость разработки и внедрения авторских учебно-методических комплексов, определяющих совокупность обеспеченности профессионального модуля нормативными, теоретическими, информационными, практическими, методическими и другими материалами обусловлена современными требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, работодателей и заказчиков образовательных услуг.
Использование авторского УМК мастером производственного обучения по профессии «Машинист крана металлургического производства» является частью реализации программы профессионального обучения и предусматривает подготовку студентов к осуществлению определенной совокупности трудовых функций, имеющих самостоятельное значение для трудового процесса в рамках основного вида профессиональной деятельности.
Разработка и использование авторских УМК позволяет:
- Разработать этапы внедрения дифференцированного подхода на занятиях учебной практики.
- Разработать систему дифференцированного контроля студентов на занятиях учебной практики, критерии оценок.
- Провести анализ сформированности профессиональных компетенций.
- Обеспечить эффективную работу мастера и студентов на занятиях учебной практики в соответствии с требованиями ФГОС.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Осмоловская И.М. Организация дифференцированного обучения в современной школе – М.; Институт практической психологии; Воронеж: «Модек», 1998.
2. Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. Проф. Образования. – М.: Мастерство, 2002.
3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – стр. 336
4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. 192 с.
5. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 - 576 с.
6. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. -- М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.01 «Моделирование швейных изделий» для
Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного п...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения по использованию дифференцированного подхода на занятиях учебной практики по профессиональному модулю ПМ.02 «Конструирование швейных изделий» д
Методические рекомендации предназначены для преподавателей профессиональных модулей и мастеров производственного обучения в качестве обобщения и трансляции опыта по использованию дифференцированного п...
Реализация метапредметного подхода в обучении математике как средство формирования универсальных учебных действий
Для решения жизненных задач, помимо способностей и личностных качеств, необходимы учения. Имеенно умения и развивает прпеодаватель, работая с обучающимися....
Дифференцированный подход в обучении
В процессе обучения необходимо также обеспечить всестороннее развитие учащихся, успешно формировать у них технологическое мышление, профессиональное мастерство, воспитывать самостоятельность в работе,...
Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт
Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок». Учебное занятие предполагает дальнейш...
РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО СОСТАВА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО СОСТАВА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...