Использование методов театрализации в начальной школе
статья на тему

Шелудешева Лариса Викторовна

В работе изложены основные аспекты использования метода театрализации на уроках в начальной школе. Аргументированы и предложены приёмы использования элементов театрализации при работе с младшими школьниками. Представлены некоторые виды упражнений на каждом этапе использования метода театрализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx34.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование методов театрализации на уроках в начальной школе.

     Отличительной особенностью нового образовательного  стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие  творческой личности учащегося.

С какой же стороны подойти к решению данной проблемы? И что такое творческая личность , как её воспитать ?

В настоящее время большинство учащихся не раскрывает в детстве свои способности, свой творческий потенциал. Вследствие этого они могут испытывать трудности в личностной самореализации в будущем. Поэтому создание педагогических условий, выявление возможных путей и на- правлений педагогической работы, благоприятствующих творчеству, воспитанию творческих качеств личности является одной из приоритетных задач педагогической практики.  Отечественные ученые, говоря о личностно-творческих характеристиках человека, обращают внимание на такие качества, как наличие творческой инициативы, «открытость опыту», чувствительность к новому, способность видеть и ставить проблемы, отклонение от шаблона, оригинальность, энергичность, независимость, внутренняя зрелость, критичность, высокая самооценка, критичность. Кроме этого, ученые указывают на ценность таких творческих качеств, как возвы- шенность, сдержанность, устойчивость, целеустремленность, свободолюбие, трудоспособность, чувство успешности в делах. Все эти качества приводят к развитию таких деятельно-творческих ценностей, как самостоятельность, саморегуляция, креативное самопроявление. Таким образом, современные научные исследования показывают, что творческая личность должна обладать рядом взаимо-дополняющих качеств. С одной стороны, это устойчивость, высокий уровень нравственного развития, независимость суждений, ответственность, сила воли, кругозор; с другой стороны, это гибкость, лабильность, способность к созданию нового, критичность, воображение, эмоциональность, чувство юмора и др. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что воспитание творческой личности – это процесс, представляющий собой специально организованное, управ- ляемое и контролируемое взаимодействие воспитателя и воспитанников, конечной целью которого является формирование творческой личности  представляющей непосредственную ценность для полноценного развития общества.

Какие же методы  и средства использовать учителю? Что принесёт положительный результат?

В такой обстановке легко растеряться и опыт накопленный годами уже не поможет. Ведь современные дети отличаются от детей предыдущих поколений. Развитие научного прогресса, обилие информации, а также стремительно меняющийся темп и образ жизни людей оказывают огромное влияние на характер малышей с самых первых секунд жизни. Психологи отмечают, что большинство современных детей страдает либо от гиперопеки, либо от недостатка внимания. И то, и другое сильно влияет на характер ребенка и его психологическое развитие. Дети младшего школьного возраста сильно разобщены. В наши дни редко можно встретить ребят, играющих в лапту или какую-то другую коллективную игру.  В основном, свободное от учебы время они коротают за компьютером и другими гаджетами. Собственно, этим объясняются коммуникационные проблемы, которые испытывают дети, начиная с  первого класса. Хотя каждый ребёнок, сидя за компьютером или у телевизора,  мыслит творчески, способен фантазировать, испытывает эмоции по отношению к любимым героям. Иногда старается подражать им. Или  играет с вымышленными друзьями,   так как общение со сверстниками не получается. Треть класса,  как правило «домашние» дети. Особенно сложно придется «домашним» малышам, не посещавшим детсад. У них нет привычки  вставать по утрам в одно и то же время. Они не признают «столовской еды» и не приучены убирать за собой. Они не умеет знакомиться с другими детьми и придумывать общие игры. Они не воспринимают посторонних взрослых и не подозревают, что придется слушаться кого-то, кроме мамы. Они не догадываются, что на свете могут быть дети талантливее, красивее и замечательнее их самих. А учитель столь разных детей должен увлечь и объединить. Выбрать интересные и увлекательные методы работы.  Мне определиться с таким выбором помогли занятия театрального кружка. На этих занятиях любой ребёнок попадает в добрую сказку. Особенность работы театральной студии состоит в том, что она объединяет детей общей деятельностью, в которой возникают отношения взаимной зависимости, ребята  учатся чуткости по отношению к товарищу, воспитывается чувство коллективизма и ответственности.

    Одной из технологий, способствующих формированию жизненных компетенций учащихся, является театрализация. Без использования элементов театрализации, пожалуй, не обходится ни один урок или занятие в начальной  школе. «Театр - это искусство для чутких людей, как и искусство вообще. Чуткость же и деликатность в общении между детьми, в их поведении - те качества личности, для формирования которых требуются специальные педагогические усилия» - говорит А.П. Ершова . А если речь идёт об общении между детьми , то именно театральные упражнения помогают учителю развивать у школьников такие качества, как чуткость, отзывчивость, доброту, сопереживание, понимание. Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивает его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствует раскрытию творческих способностей.

Именно поэтому я работаю над проблемой :  Использование методов театрализации на уроках в начальной школе.

Изучив интернет ресурсы , публикации и познакомившись с  опытом работы Александры  Петровны Ершовой ,  кандидата педагогических наук, ведущего отечественного специалиста  в вопросах педагогики искусства и театральной педагогики. Мною на уроках русского языка, чтения, математики , окружающего мира, кубановедения  используется  ряд упражнений,  видоизменённых, переработанных, адаптированных под индивидуальный класс. Так, на уроке русского языка при работе со словарными словами проводится театральная игра «печатная машинка»  Суть игры состоит в следующем: буквы алфавита распределяются между детьми. Задаётся слово или фраза, и все буквы – участники слова – встают друг за другом, хлопают в ладоши, называя свою букву.  Вместо букв, это могут быть целые слова, строки из стихотворений, которые необходимо «расставить» по местам. Такую же игру проводим на уроках математики при устном счете. Учащимся присваиваются цифры от 0 до 9. Учитель задает пример, а учащиеся должны сосчитать и «напечатать» правильный ответ. «Печатная машинка» – игра, которая, как и эстафета, должна проходить в атмосфере тишины и сопровождаться лишь жестами или действиями.  Такие игровые упражнения задействуют все виды памяти и и оказывают эмоциональное воздействие. Тренируя детей в устном счёте, играем в «волшебную палочку» . Эта игра располагает к доброжелательному отношению детей друг к другу. Волшебная палочка обладает свойством изменять число, делать его больше или меньше, умножать и делить. Причём выполняемая учеником математическая операция в условиях этой игры проводится в форме молчаливого диалога. Тот, кто держит волшебную палочку, подходит к другому ученику и, глядя ему в глаза, называет свое число. Если в ответ он получает верное новое число, передает палочку отвечавшему. Волшебные свойства «палочки» используем и для «превращения слов», изучая части речи, состав слова, грамматические категории. Элементы театрализации мы применяем при решении задач. Такие задачи придумываем сами. Например, задание предлагает тростевая кукла Старик Хоттабыч. «Пришли ко мне три пастуха. Первый попросил у меня 70 овец, а второй сказал: «Дай мне на 30 овец больше, чем в стаде первого пастуха». А третий пастух не был жадным. Он сказал: «Я буду рад тому, что ты мне дашь». И ему досталось на 15 овец меньше, чем первому пастуху. Сколько овец подарил я пастухам?». Решение задачи ребята излагают не учителю, а сказочному герою. При вычислении площади прямоугольника использую отрывок из рассказа М. Твена. «Том появился на тротуаре с ведром известки и длинной кистью в руках. Он оглядел забор, и всякая радость отлетела от него, а дух погрузился в глубочайшую тоску. – Вот это да! Тридцать метров деревянного забора в полтора метра вышины! Какую же площадь мне надо побелить?» Дети с удовольствием решают подобные задачи, связанные с литературными произведениями. На уроках чтения есть возможность ещё шире использовать элементы театрализации. Сопоставление текста произведения с театральным изображением отдельных сцен способствует пониманию литературного произведения, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения, расширяет знания и умения учащихся, помогает проводить коррекционно-развивающую работу. Именно в театрализации возможно выражение эмоционального восприятия, так необходимого учащимся с интеллектуальной недостаточностью. Дети любят подражать любимым героям, говорить их голосами, сопровождать свою нескладную речь жестами, мимикой, характерными движениями. Традиционно на уроках чтения мы используем выразительное чтение, чтение по ролям. Именно с этих приёмов учащиеся начинают познавать театральное искусство. Обучение выразительному чтению начинаем с показа образца чтения учителем или прослушивания аудиозаписи мастеров слова, сравнения вариантов, выбора наиболее удачного и последующего «подражательного» чтения. Чтение по ролям начинается с перевоплощения в того героя, за которого ребенок будет читать. Обращаем внимание детей на интонацию, речь, жесты, мимику персонажа. Чтение стихотворения ребёнком с элементами театрализации способствует не только его осмыслению, но и запоминанию. Так, при чтении стихотворения «Поёт зима - аукает…» С. Есенина, дети сопровождают чтение жестами - «аукает», «баюкает» и т.д., изображают прижавшихся у окна воробышков. Рассказывание также происходит с использованием разнообразных приемов театрализации: громко для всех, шёпотом, с закрытыми глазами. Такой элемент театрализации, как инсценирование, широко применяется в  школе при изучении басен И.А. Крылова, отрывков сказок и рассказов. Например, инсценируем отрывок сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Сначала мы начинаем разбираться, что представляет собой место действия (будущая сцена), где находятся дети, что они делают. Затем обсуждаем, как герои произносят свои реплики. Театрально-импровизационная деятельность учащихся на уроке осуществляем и в виде диалогов литературных героев. Ученики говорят от имени персонажа изучаемого произведения, домысливают, фантазируют, высказывая предположения о том, что было до или после описываемых событий. Отвечают на вопросы, что было бы, если бы на месте героя был я? Как бы я поступил в этой ситуации? А можно было поступить иначе? Такой вид театрализации, как ролевая игра, позволяет, сделать более интересным изучение творчества писателя. Здесь используем такой приём театрализации, широко описанный в методической литературе, как персонификация - писатель или литературный персонаж участвует в уроке как помощник учителя (гость, консультант, экскурсовод и др.). Например, рассказ о биографии Р. Киплинга не обходится без упоминания об Индии, страны в которой он родился и провёл детские годы, где живут и действуют персонажи его книг, но совершенно неизвестной нашим пятиклассникам. Поэтому «приглашаем» в качестве помощника персонажа сказки «Маугли» мудрого Каа. Каа рассказывает: «Индия – это государство в Юж-ж-жной части полуострова Индостан. Здесь прож-ж-живает много народу и разные ж- ж-животные. Самым распространенным считается слон. Климат здесь достаточно ж-ж-жаркий. Индия является первой из древнейших цивилизаций мира». Или об имени писателя: «Есть озеро, которое называется Редьярд. Именно на этом озере познакомились родители будущего писателя. Когда у них родился сын, они реш-ш-шили назвать его Редьярд». Используем и такой вариант игры «Кто я?»: представить себя на месте одного из героев так, чтобы зрители узнали тебя по мимике, жестам, пантомиме. При работе с текстом на уроке чтения применяются и такие приёмы, как: изображение отдельного слова; чтение текста разными голосами (голосами животных; великана или карлика; Буратино или Мальвины); пересказывание текста с его обыгрыванием; передача истории с изменением лица. Следует отметить, что участие детей с младшего возраста в различных видах художественной деятельности обязательно требует направляющей помощи педагога (в виде инструкций, советов, поддержки, подсказки, подкреплений), которая осуществляется с помощью речи и практических действий. Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими элементами театральной педагогики интересны детям. А для нас, педагогов, элементы театрализации в учебном процессе – один из методов вовлечения учеников в творческую деятельность, стимулирование их активности и формирования учебной мотивации, средство коррекции личности в целом.

Метод театрализации  прост в применении. Его могут использовать не только учителя начальной школы, но и учителя литературы в своей  практической деятельности. Школьникам гораздо легче воспринимать и анализировать литературные произведения, если они сами прочувствуют и «проживут» жизнь представляемого героя. Именно в театрализации возможна апробация школьниками имеющихся у них уже знаний, а также выражение эмоционального восприятия.

Наличие результатов:

      Использование метода театрализации на уроках в начальной школе оказали положительное влияние на развитие детского интеллекта,  на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться, на повышение интереса к обучению в школе. Все это сказалось на уровне  качества обучения. В этом учебном году с родителями моих первоклассников была проведена входная диагностика «Определение творческого потенциала ребёнка». По результатам диагностики родителями были выбраны основные направления внеурочной деятельности. А мною были  апробированы  приёмы театрализации,  способствующие развитию творческого потенциала учеников. Рубежная диагностика показала высокий уровень адаптации первоклассников.  А проведённое анонимное анкетирование родителей дало положительную  оценку деятельности учителя.

Литература 1.Ершова А. П., Театральное искусство на уроках в начальной школе. http://dramateshka.ru/index.php/education/6170-teatraljnoe-iskusstvo-na-urokakhv-nachaljnoyj-shkole 2.Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998. 3.Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993

Тема: «Театральная солянка»

Тип занятия: дидактическая игра на закрепление изученного

 Форма проведения: интерактивная командная игра.

Оборудование: компьютерная  презентация, театральный реквизит (очки, платок, ложка, тарелка, маска собаки, фартук, ранец, книга)

Задачи:
1. Создание педагогических условий для:

  • формирования личностных УУД: активного творческого отношения к окружающему миру, творческого воображения, фантазии,  побуждения детей к активному участию в театральной игре;
  • развития  творческого потенциала каждого участника кружка; способности к импровизации через задания рубрики «Экспромт»,
  • развития голосовых данных (дикции, тембра, тона, темпа, силы голоса) через задания рубрики «Актерская дикция» и инсценировку диалогов.
  • развития умения изображать  эмоции, используя голос, мимику; жесты, пантомиму через задания рубрик «Эмоции», «Жесты, мимика, пантомима»;
  • формирования коммуникативных компетенций личности, умения взаимодействовать с партнёром, с группой через групповые формы работы.
  • формирования регулятивных УУД: планирование деятельности, прогнозирование результатов, оценка и самооценка, коррекция через задания, требующие поиска ошибок.

2. Закрепление основных вопросов программы:

Правила поведения в театре; понятие афиши,  название частей зрительного зала, понятие жесты, мимика, дикция.

Ход занятия:

  1. Организационно-мотивационный этап.

А) Артистическая разминка.

Поздороваемся с гостями: скажем им «Мы рады видеть Вас!» с

-радостью

-удивлением

-как  президент страны

-как иностранец, плохо владеющий русским языком.

Б) Постановка учебной задачи.

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?  (играть, соревноваться командами)

А зачем? (чтобы понять, кто чему научился за прошедшие занятия, чтобы повторить то, о чем мы говорили)

Как называется наша игра?

Как вы понимаете это словосочетание?

Название «солянка» произошло от названия блюда «селянка» - характерного сельского кушания.  Рецепт солянки, точнее, селянки, был прост: остатки различных продуктов селяне смешивали в котле, и варили. Так и родился рецепт солянки сборной мясной.

Словосочетание «сборная солянка» в русском языке даже стало крылатым , оно обозначает  смесь из самых разнородных ингредиентов.

В нашей игре будут встречаться самые разнообразные задания из всех изученных тем, поэтому я и назвала ее ТЕАТРАЛЬНАЯ СОЛЯНКА.

Как вы думаете, из чего должна состоять театральная солянка?

Что нужно актеру для игры на сцене? (уметь выражать эмоции через жесты, мимику, пантомиму и голос , уметь импровизировать)

Именно это и вошло в наши  5 рубрик.

Правила игры:

Команды поочередно выбирают задания и за правильный ответ получают баллы. Если попадается вопрос аукцион, то команда сама решает, сколько баллов она ставит на кон. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов. А наших гостей мы попросим быть нашим компетентным жюри следить за счетом.   А разыгрывать мы сегодня будем билеты в театр: все игроки получат билет на спектакль, но команда-победитель получит билеты на первый ряд, а проигравшая команда - на второй. Итак, начинаем.

  1. Игра.
  2. Подведение итогов игры.
  3. Итог занятия, рефлексия.

Как прошла наша игра?

Какие задания понравились?

Какие задания вызвали затруднения?

Лист самооценки:

 Поставьте знак  +  если вы согласны с утверждением, знак  -   если не согласны.

На занятии мне было скучно

Во время игры мне было интересно

Во время игры я был активен

Мне больше всего нравятся задания, которые надо выполнять в группе

Я  хотел бы чаще играть в такие игры

Литература 1.Ершова А.Театральное искусство на уроках в начальной школе. http://dramateshka.ru/index.php/education/6170-teatraljnoe-iskusstvo-na-urokakhv-nachaljnoyj-shkole 2.Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998. 3.Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование педагогических технологий в начальной школе

В данной статье описываются педагогические технология, способствующие реализации познавательной и творческой активности. Также они дают возможность повысить качество образования, более эффективно испо...

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ...

Использование активных методов обучения на уроках в начальной школе

Исрользование активных методов обучения на уроках в начальной школе...

Профилактическое использование массажных ковриков в начальной школе

Презентация к выступлению на педагогической конференции....

Мастер-класс «Использование игровых технологий в начальной школе»

Мастер-класс «Использование игровых технологий  в начальной школе» предназначен для педагогов ачальных классов, студентов. Целью данного мастер-класса является показать возможности иг...

Дипломная работа ВКР "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ...