Программа "Семья, жизнь, этикет"
методическая разработка на тему
Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, где в качестве базисного механизма данного процесса выступает система отношения человека к миру и к самому себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Семья, жизнь, этикет" | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа №2 города Белогорск»
ПРОГРАММА
СЕМЬЯ, ЖИЗНЬ, ЭТИКЕТ
Составил:
ФИО: Симоненко Юрий Сергеевич
Должность: тренер-преподаватель
город Белогорск
2016г.
I. Введение.
«Лишь у счастливых родителей вырастают счастливые дети».
А. Макаренко.
Одна из главных функций спортивной школы - воспитательная. Усилия тренеров-преподавателей должны быть направлены на возрождение нравственного и духовного потенциала личности, на умения строить благоприятные межличностные отношения и бережное отношение к окружающему миру.
Воспитание - процесс «питания души и сердца». Мы должны воспитывать современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций человека высокой нравственности, духовной и физической культуры, человека-труженика, созидателя и гуманиста. Воспитание национальных культур предполагает формирование у каждого человека понимания универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут ему жить в мире и согласии с самим собой, природой и обществом.
Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, где в качестве базисного механизма данного процесса выступает система отношения человека к миру и к самому себе.
Качество жизни будет лучше у того общества, в котором люди ведут здоровый образ жизни. Стремление к здоровому образу жизни должно стать важными задачами. И только совместные усилия тренерского коллектива, семьи и самой личности приведут к нужным результатам.
Семья является уникальным социальным институтом, посредником между человеком и государством, транслятором фундаментальных, общечеловеческих ценностей от поколения к поколению.
II. Цели и задачи программы.
Цели:
- Воспитание ответственного отношения к семье;
- Развитие нравственных душевных качеств, формирование общекультурных умений и навыков, способностей и склонностей к общению, ценностного отношения к личности и окружающему миру;
- Воспитать потребности в здоровом образе жизни и ответственности за свое здоровье;
- Формирование активной жизненной позиции.
Задачи:
- Дать первоначальное понятие о семье, о роли родителей в воспитании детей;
- Формирование чувств человеческого достоинства;
- Научить правилам этикета;
- Обучить навыкам самообразования;
- Утвердить в каждом чувство добра, благодеяния и милосердия;
- Развить навыки цивилизованного общения, сотрудничество, открытость;
- Формирование чувств личной ответственности и признание ценности ответственности гражданской.
Духовные традиции русской семьи
Если дом разделится сам в себе, не
может устоять дом этот.
Притча о семье.
Как появилось слово «Семья»
Когда- то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе 7 вопросов задам» \
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я»
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я»
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: «Я»
- Кто платье сошьет, постирает белье, меня приласкает, украсит жилье?
- Я, я, - тихо молвила Ева.
- Я, Я, - сказала она знаменитых СЕМЬ Я
Вопросы:
- Что нужно для полного счастья?
- Нужно ли верить в добро?
- Если бы у вас было много денег, как бы вы с ними поступили?
- Можно ли прожить жизнь, не имея цели или хотя бы мечты?
- Как понять «чистая душа»? Можно ли прожить всю жизнь с чистой душой?
- Как вы понимаете выражение «воспитывать своих детей не столько физически, сколько духовно»?
- Богатые тоже плачут. Вы с этим согласны? Если да, то зачем им плакать?
- И последнее задание: необходимо вывести формулу счастливой семьи.
Счастливая семья = вера + любовь + ...
В некоторых литературных произведениях заключены духовные ценности, которые лежат в основе русской семьи. Эти ценности выбирает и сегодняшняя семья, т. к. положения, лежавшие в основе семьи тысячу, пятьсот, двести, сто лет назад, актуальны и сегодня. А качества, которые ценились в детях, женах, отцах, являются и нынче самыми ценными.
Разве устареют когда-нибудь заповедь о почитании родителей? И кто из нас не мечтает, чтобы в старости не быть одинокими, а быть при детях?
В песни «Дорогие мои старики» есть такие слова:
«Дорогие мои старики,
Дайте я вас сейчас расцелую.
Золотые мои старики,
Мы еще повоюем».
Кажется, счастлив тот человек, который, будучи в зрелом возрасте, может сказать; «Дорогие мои старика», а старики, в свою очередь, счастливы оттого, что они не одиноки.
Желание каждой семьи, чтоб в семье всегда царило добротолюбие, и вера в добро, чтоб у каждой семьи был крепкий фундамент: вера и любовь. И может быть, когда-нибудь в вашей памяти всплывет формула счастливой семьи. И вы обязательно поделитесь ей с друзьями.
Итак, традиции в нашей жизни имеют очень важное значение. Они делают нашу жизнь ярче, красивее. Они позволяют каждому человеку увидеть себя в коллективе, увидеть отношение коллектива к себе и т.д. Пример ………….
Традиции тем хороши, что они сплачивают людей, роднят души. Любовь - самое прекрасное на свете чувство, это понятие трудно поддается определению. Любовь всесильна и всемогуща. Она может победить болезнь, придать силы, вдохновить на подвиги, окрылить в творчестве, влить в душу нежность, сделать человека счастливым, заставить парить над миром.
Так же всем ясно - нет жизни и без любви. Значит, чтобы жить, мы должны настроить наши сердце на любовь и любить. Любовь бывает разная. К Родине большой и малой, к родителям, к детям, братьям и сестрам, к кумирам, к природе, к Богу, любовь мужчины и женщины и даже любовь к самому себе.
Вопрос: Самое ценное в семье? (Дети)
Жизнь как деяние
Что такое жизнь?
Жизнь - это благо, это дар, который дается человеку лишь однажды. И от него самого зависит, каким содержанием наполняет он свою жизнь.
Известно, время растяжимо,
Оно зависит оттого,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.
А что может быть содержанием человеческой жизни? Жизнь предстает перед нами как деяние, в основе которого познание и реализация своих возможностей, интересов, стремлений. Они выражаются как в конкретных физических действиях, так и в труде мысли, усилиями души. Человек рождается, чтобы творить по нравственному закону, который живет в его душе. Среди ценностей жизни главная - любовь - желание добра, блага другому.
Человек, словно большой корабль, плывет по морю жизни. Чем будет наполнен этот корабль? Грузом каких дел?
Вопросы:
- Легко ли строить корабль своей жизни?
- Кого бы взяли себе на корабль?
- Если бы вам когда-то пришлось общаться с Всевышним, о чем бы вы
его попросили?
Так легко ли строить корабль своей жизни из добрых дел? Для этого необходимо постоянные нравственные усилия. Доброта - это духовный труд, постоянное осмысливание того, что есть благо для другого.
Жизнь представляет нам шансы встать на дорогу добра и идти по ней. У Александра Меня есть «Притча о талантах», в которой говорится о том, что каждый человек наделен Богом каким-то талантом. И мы не должны зарывать его в землю. Мы должны дарить людям добро, как делал это ваш любимый сказочник Г.Х.Андерсен. «Я всю жизнь дарил людям только розы».
В человеке должно быть все красиво.
… что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота или огонь,
мерцающий в сосуде?
Семья - это «один из шедевров природы».
А главный помощник – это этикет. Именно он помогает нам быть красивыми.
Этикет Додзё
«Конечная цель искусства Киокушин каратэ заключается не в победе или поражении, а в совершенствовании характеров занимающихся».
«Путь воина начинается и заканчивается вежливостью».
Сосай Ояма Масутацу
1. Ученики кланяются в позиции сидзэн-дати и произносят «Осу» при входе в школу и тренировочный зал додзё. При входе в додзё ученики кланяются и произносят «Осу» в сторону передней части зала или в сторону «Синдзэн». Необходим также дополнительный поклон ученикам, уже находящимся в классе.
2. Ученики должны стараться приходить на занятия вовремя. Опоздавшие кланяются в сторону передней части додзё, произносят «Осу», затем садятся на колени в положение «Сэйдза», глаза закрыты, голова опущена в «Мокусо», и ждут приглашения присоединиться к классу. Получив разрешение присоединиться к классу, кланяются и произносят «Осу» или «Сицурэй симасу» (извините за беспокойство), находясь в положении «Сэйдза». Затем становятся в задний ряд класса, ни в коем случае не проходя перед тренирующимися, особенно старшими.
3. Ученики должны следить за собой и содержать свое снаряжение (до-ги, щитки, перчатки и т. д.) в чистом и ухоженном виде, без запаха, а также следить за соблюдением этих правил другими. Допускается ношение только чистых белых до-ги. Официальный логотип «Киокушин» располагается на левой стороне груди на том месте, где обычно располагается нагрудный карман. Разрывы на до-ги должны своевременно зашиваться. Постоянно неопрятная форма и снаряжение говорят о равнодушном отношении к одноклассникам и додзё.
4. Нельзя снимать какую-либо часть до-ги во время тренировки без указания учителя. Если во время тренировки возникла необходимость срочно поправить до-ги, надо сделать это быстро, не привлекая внимания, повернувшись к задней части зала.
5. Необходимо выражать соответствующее уважение старшим по рангу и возрасту. Все ученики обязаны вставать и произносить «Осу», когда старший либо обладатель черного пояса входит в помещение.
6. Перед обращением или приветствием учителя или старшего ученика ученики произносят «Осу» и кланяются. То же проделывается и при расставании. Данное правило должно соблюдаться и за пределами додзё, так же, как и необходимость уважать Сэнпая. Если чей-либо ранг неизвестен, к нему необходимо обращаться как к старшему.
7. Если возникает необходимость в рукопожатии, его следует выполнять двумя руками в знак доверия и скромности, произнося «Осу». Это должно быть нормой и вне додзё, особенно по отношению к старшим по рангу.
8. Ученики должны отвечать на вопросы или инструкции учителя или старших громким возгласом «Осу» и немедленно реагировать на команду. Медленная и индифферентная (равнодушная) реакция считается невежливой.
9. Во время занятий ученики должны сохранять концентрацию внимания на технике на протяжении всего занятия, не позволяя своим мыслям и глазам отвлекаться. Особое уважение и искренность все время должны проявляться по отношению к учителю и одноклассникам. Нельзя приступать к тренировкам по Киокушин без должной серьезности.
10. Время от времени в процессе тренировки ученикам позволяется «сесть и расслабиться», что означает отдохнуть от формального положения «Сэйдза» и сесть в положение отдыха «Андза» (поза со скрещенными ногами). В это время необходимо воздерживаться от ерзанья, болтовни и других действий, мешающих занятиям.
11. Ученики не должны покидать занятия без разрешения. При возникновении острой необходимости покинуть тренировку это надо сделать в уважительной манере, объяснив затем свой уход учителю как можно скорее.
12. Для предотвращения возможных травм ученики не должны во время тренировки иметь на себе ювелирные изделия, часы или другие острые украшения. Разрешается ношение очков, однако во время кумитэ (свободного спарринга) их обязательно нужно снимать, либо использовать контактные линзы. Также рекомендуется пользоваться щитками на голень, перчатками, нагрудниками и паховыми раковинами.
13. Традиционно тренировочный зал является почитаемым местом, поэтому в нем и на школьной территории не разрешается носить головные уборы, сквернословить. Также не разрешается хождение в обуви по тренировочной площадке додзё. Не разрешается приносить пищу, жевательную резинку, напитки. Нельзя есть в додзё. Не разрешается курение в школе и на прилегающей территории.
14. После тренировки все ученики должны принять участие в ежедневной уборке додзё. В целом, ученики должны заботиться о своем тренировочном зале как о почитаемом и особом месте.
15. Ученики должны уважать дух товарищества, культивируемый в додзё, и не подрывать истинный дух Киокушина дискредитирующим, недостойным, злобным поведением. Они не должны привносить отрицательные чувства в свободный спарринг, где вследствие этого может легко создаться травмоопасная ситуация.
16. Все ученики должны воздерживаться от пустословия и пренебрежительных замечаний о других учениках, школах или стилях боевых искусств.
17. Ученики, желающие принять участие в турнирах Киокушина или других мероприятиях, должны до подачи заявки проконсультироваться с Сэнсэем.
18. Ученики, желающие посетить другие школы Киокушина, должны сначала получить разрешение от своего Сэнсэя. Ученики, желающие тренироваться в филиале школы Киокушина, должны иметь действующую карточку члена ИКО и представить рекомендательное письмо от Сэнсэя, которое необходимо иметь при себе. Будучи в филиале, ученики должны проявлять предельное уважение, вежливость и скромность по отношению к его членам и учителям.
19. Все ученики должны вести себя в додзё и за его пределами таким образом, чтобы у окружающих не складывалось негативное мнение о ИКО Киокушинкайкан. Ни в коем случае ученики не должны использовать технику, изученную во время занятий, для причинения преднамеренного вреда кому-либо, за исключением случаев непосредственной угрозы их собственной жизни или жизни их близких.
20. Ученики должны стараться быть вежливыми и уравновешенными в повседневной жизни, сохранять сдержанность, справедливость и этическое поведение во всех своих делах. Никогда нельзя забывать дух Киокушина, выраженный в словах: «Держите голову низко (будьте скромными), глаза высоко (имейте амбиции), сохраняйте сдержанность в речи (следите за своим языком) и доброту в сердце (относитесь к окружающим с уважением и учтивостью). Относитесь к другим с добротой; почтение к родителям – это отправная точка (хорошо заботьтесь о своих родителях)».
Церемония начала тренировки
1. Ученики выстраиваются в шеренгу в соответствии с рангом поясов лицом к передней части зала. Черные пояса занимают первый ряд. Каждый ряд формируется по старшинству ранга, начиная с правой стороны. При построении ученики соблюдают равную дистанцию между собой. Дополнительные ряды при необходимости формируются в зависимости от размеров додзё.
2. Учитель подает команду «Сэйдза» («Сесть на колени»), и ученики принимают формальную позу сидя с прямой спиной и сжатыми кулаками на верхней части бедер. Головы должны быть направлены прямо вперед в почтительной манере.
3. По команде «Синдзэн-ни рэй» («Поклон богам», обычно фотографии Сосая или его алтарю, поскольку Сосай по японской синтоистской традиции стал «богом» после смерти) ученики кланяются и произносят «Осу».
4. По команде «Мокусо» («Медитация») ученики закрывают глаза и стараются очистить свои мысли и сосредоточиться на предстоящей тренировке.
5. Через 1-2 минуты по команде «Мокусо ямэ» («Закончить медитацию») ученики открывают глаза.
6. По команде «Сихан-ни рэй» ученики кланяются и произносят «Осу».
7. Учитель дает команду встать и начинает занятия.
Если в вашем додзё имеется «тайко» (японский барабан), который используется в церемонии начала тренировки, ученики должны находиться в позе «Сэйдза», пока продолжаются удары в барабан.
Церемония окончания тренировки
1. Ученики выстраиваются вышеописанным способом.
2. Учитель командует сесть на колени.
3. По команде «Синдзэн-ни рэй» ученики кланяются и произносят «Осу» в честь Оямы Масутацу.
4. Учитель или ученик высшего ранга начинает декламировать семистишие Додзё Кун («Присяга додзё»), а остальные ученики вслух повторяют за ним каждую строфу.
5. Учитель или ученик высшего ранга командует «Мокусо». Все ученики закрывают глаза и медитируют.
6. Через 1-2 минуты отдается команда «Мокусо ямэ», и ученики открывают глаза.
7. Отдается команда «Кантё-ни рэй», и все ученики кланяются и произносят «Осу» в честь Кантё. (Этот поклон можно не выполнять, если была команда поклониться Сихану, поскольку команда «Сихан-ни рэй» относится ко всем Сиханам, включая Кантё.)
8. Также отдаются команды «Сихан-ни рэй» и/или «Сэнсэй-ни рэй». Ученики кланяются присутствующим тренерам.
9. Ученик высшего ранга командует группе «Сэнпай-ни аригато годзаймасита» («Спасибо Сэнпаям») и «Отагай-ни аригато годзаймасита» («Спасибо каждому»). Ученики должны отвечать на каждую команду поклоном и возгласом «Аригато годзаймасита».
10. Учитель заканчивает занятие командой «Конец тренировки» или аналогичной и предлагает встать. Все выстраиваются в ряд для рукопожатия с учителем (двумя руками!), начиная с ученика высшего ранга. Иногда в конце тренировки учитель вместо команды «Сесть на колени» подает команду «Встать в мусуби-дати и выполнить медитацию стоя». Также, в некоторых случаях, учитель может не пожимать руки ученикам, а кланяется им, когда они подходят поблагодарить его. Это зависит от решения учителя, хотя обычно происходит вышеописанная процедура.
11. Все ученики должны принять участие в мытье пола додзё и уборке места тренировки. Если имеется барабан «Тайко», уборка проводится под его удары. Если команда «Уборка» не поступает, ученики все равно приводят в порядок тренировочную площадку и убирают неиспользуемый или разбросанный инвентарь. Ученики также должны поддерживать образцовый порядок в раздевалках и душевых.
Этикет настоящего джентльмена.
Этикет мужчины призван подчеркивать такие черты, как мужество, сила, благородство и т.д.
Большое место в этикете мужчин занимают правила общения и взаимоотношений с женщиной, «Культура мужчины определяется его отношением к женщине». Хорошие манеры обязательны для благовоспитанных мужчин, ибо они служат признаком нравственной утонченности.
Мужчины никогда и ни под каким видом не должен в разговоре запускать руку в карман. В присутствии женщин не должен садиться верхом на стул, не должен разговаривать с сигарой в зубах.
Современный этикет обязывает мужчину оказывать женщине различные знаки внимания.
Воспитанный мужчина никогда не стоит спиной к женщине, не курит в её присутствии. Если женщина стоит, мужчина не садиться.
Целую женщине руку, мужчина наклоняется, а не поднимает её руку к губам. Мужчина обязательно помогает женщине надеть верхнюю одежду.
Вы - женщина.
Основной принцип, лежащий в основе поведения женщин, очень прост: женщина никогда и нигде не должна забывать о том, что она, прежде всего женщина. То есть все её действия, слова, поступки и манеры должны подчеркивать в ней прежде всего женщину.
Воспитанная женщина принимает от мужчин тактичные знаки внимания и вежливо за них благодарит.
Женщина должна быть сдержанной в словах и поступках. Однако сдержанность не должна переходить в холодность, чрезмерную гордость, которые отталкивают окружающих.
Во время разговора дама должна обязательно следить не только за своими словами, но и жестами, интонацией, тембром голоса.
Нередко женщины страдают излишней болтливостью. Не стоит обсуждать конкретную личность. Здесь легко скатиться к сплетням и злословию.
Не стоит быть молчаливой и неразговорчивой. Это ставит окружающих в неудобное положение. Этикет предъявляет особые требования к внешнему виду женщины: манере одеваться, умению хорошо выглядеть, пользоваться косметикой и т.д.
Женщина от природы хочет заботиться о своей внешности, нравиться окружающим, быть красивой. При этом важное место занимает чистота и опрятность. Чистоплотность и опрятность подчеркивают природную красоту женщин.
ТЕСТ «КАКОВ ВАШ ХАРАКТЕР»
Ответьте на вопросы «да» или «нет»
1. Уважаете ли вы дружбу?
2. Привлекает вас что-то новое?
3. Предпочитаете ли вы старую одежду новой?
4. Притворяетесь ли довольным безо всякой на то причины?
5. Меняли ли вы в детстве более 3-х раз профессию, которую собираетесь выбрать?
6. Теряете ли уверенность в себе, когда вам предстоит решить трудную задачу?
7. Коллекционируете ли вы что-нибудь?
8. Часто ли вы меняете свои планы в последний момент?
Запишите по 1 очку, если вы ответили «да» на 1,3,5,7 вопросы и столько же за ответы «нет» - 2,4,6,8. Посчитайте.
Свыше 6. Вы уравновешенный человек, родителям, друзьям грех жаловаться на вас. У вас легкий, хороший характер.
От 3 до 6. Ваш характер не назовешь легким, ваше хорошее настроение весьма легко может превратиться в плохое. А это не может не отразиться на работе, семейной жизни, дружеских отношениях. Не забывайте, что только проявляя настойчивость, вы будете преуспевать в жизни.
Менее 3-х, Почему вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять людям. И поискать себе друзей среди тех, кто вас окружает.
Кто вы?
Задание: Выберите одну из фигур.
Квадрат. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее доводить начатое до конца - вот чем знамениты истинные квадраты. Выносливость, терпение делают квадрата высококлассным специалистом в своей области. Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находится на своем месте и происходить в свое время.
Идеал Квадрата - распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы».
Временная форма личности, которую могут «носить» остальные устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и потому занятые поисками лучшего положения. Поэтому лучшие качества Прямоугольника - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость. Они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.
Эта фигура символизирует лидерство. Самая характерная особенность истинного треугольника – способность концентрироваться на главной Цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей с другими.
Самый доброжелательный из 5 фигур Он обладает высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, Круг уступает первым.
Фигура, символизирующая творчество. Комбинирование абсолютно различных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот что нравится Зигзагам. Зигзаг - самый восторженный, самый возбудимый из пяти фигур. Когда у него появляется новая мысль, он готов поведать ее всему миру. Зигзаги - неутомимые спутники своих идей и способны увлечь за собой многих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы речевого этикета в английском языке и проблемы его применения в быту и профессиональной деятельности
Английский речевой этикет - это совокупность специальных слов и выражений, придающих вежливую форму английской речи, а также правила, согласно которым эти слова и выражения употребляются на практике в...
Особенности национального этикета в Англии
Английский этикет – это воплощение строгости и официальности. Англичане – истинные патриоты. Они очень щепетильно относятся к семейным и государственным традициям. Уклад жизни играет важну...
пособие по речевому этикету
Система самостоятельных работ (упражнения, творческие работы, анализ текстового материала) поможет студенту практически овладеть культурой речевого общения. Коммуникативная направленность упражне...
презентация "Уроки этикета"
Данная презентация подготовлена дло проведения воспитательского часа с учащимися училища олимпийского резерва №2....
урок этикета
Предмет "Деловая культура" , тема урока "Урок этикета"...
Методическая разработка по теме "Деловой этикет" и "Индивидуальные особенности личности"
Задания контролируют знания учащихся по пройденным темам: "Деловой этикет" и "Классификация общения"...
Воспитательный час: Этикет - искусство жизни"
Воспитательное мероприятие на тему: "Этикет - искусство жизни" расчитано для проведения 45 минут с планом и вопросами...
- Мне нравится (1)