пособие по речевому этикету
методическая разработка на тему
Система самостоятельных работ (упражнения, творческие работы, анализ текстового материала) поможет студенту практически овладеть культурой речевого общения.
Коммуникативная направленность упражнений предполагает не только работу с готовым текстом, но и постоянное внимание к развитию способности самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное) на заданную тему и определённого жанра. В качестве иллюстративного материала предлагаются тексты писателей-классиков, выдержки произведений древнерусской литературы, Библии.
Некоторые задания имеют исследовательский характер, развивающие аналитическое мышление обучающихся, их познавательный интерес.
Ряд упражнений предполагает овладение практическими навыками (умением вести беседу, составлять деловые письма, диалог и пр.), а также умением решать ситуационные задачи, связанные с профессиональной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_po_rechevomu_etiketu.rar | 60.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент среднего профессионального
и начального профессионального образования Томской области
ОГБПОУ «Колпашевский социально-промышленный колледж»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине «Культура речи»
(раздел «Этический аспект культуры речи»)
для специальностей 050146 Преподавание в начальных классах
050141 Физическая культура
Подготовила Беляева Наталия Юрьевна,
преподаватель русского языка и литературы
2014
Аннотация
Основная цель методического пособия – развитие коммуникативной компетентности учащихся при выполнении заданий практического характера в курсе «Культура речи» (раздел «Этический аспект культуры речи»).
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 050146 Преподавание в начальных классах, 050141 Физическая культура.
Современные стандарты образования выдвигают новые требования к преподаванию родного языка. Основой изучения языка является развитие коммуникативных способностей студентов при освоении норм русского речевого этикета, практической направленности обучения. Данное пособие представляет собой сборник дидактического материала, используемого преподавателем на занятии.
Учебное пособие содержит в себе сведения, задания и упражнения из области речевого этикета, психологии, культуры общения.
Введение
Содержание пособия соответствует содержанию рабочей программы по дисциплине «Культура речи».
Структура пособия: 1)аннотация; 2) введение 3) упражнения; 4)заключение;
5) список литературы.
Упражнения сгруппированы по темам учебного курса. Система самостоятельных работ (упражнения, творческие работы, анализ текстового материала) поможет студенту практически овладеть культурой речевого общения.
Коммуникативная направленность упражнений предполагает не только работу с готовым текстом, но и постоянное внимание к развитию способности самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (устное или письменное) на заданную тему и определённого жанра. В качестве иллюстративного материала предлагаются тексты писателей-классиков, выдержки произведений древнерусской литературы, Библии.
Некоторые задания имеют исследовательский характер, развивающие аналитическое мышление обучающихся, их познавательный интерес.
Ряд упражнений предполагает овладение практическими навыками (умением вести беседу, составлять деловые письма, диалог и пр.), а также умением решать ситуационные задачи, связанные с профессиональной деятельностью.
Тема: Речевой этикет. Национальная специфика речевого этикета
1.Рассмотрите схему и прочитайте приведённые ниже определения. В каких жизненных ситуациях мы говорим об этике, этикете, речевом этикете?
Этика – нормы поведения, мораль человека или профессиональной группы.
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, поведение в общественных местах, манеры, одежда). (Словарь по этике)
Речевой этикет – разработанные правила речевого поведения, система национально – специфических, стереотипных устойчивых формул общения, принятых обществом для установления контакта. (Н. И. Формановская)
2. Как проявляется в нашем общении уважение друг к другу? О чём необходимо помнить? Ответьте на эти вопросы, найдя в тексте ключевые слова.
Отсутствие уважения к чувствам других обыкновенно порождается себялюбием и, постепенно развиваясь, превращается в жестокость и грубость. Оно может происходить не столько от закономерности, сколько от недостатка сочувствия и деликатности, от недостатка внимательности относительно тех мелочей и, по-видимому, поступков, которыми в жизни доставляется удовольствие или причиняется огорчение ближнему.
Хорошо воспитанные люди приветливы и иногда даже обеспечивают себе уважение других простым умением терпеливо выслушивать то, что они говорят или высказывают. Они терпеливы, снисходительны и одарены искусством воздерживаться от резких суждений, резкие же суждения о других почти неизменно вызывают резкие суждения о нас самих
Разумно вежливый человек не делает вида, будто он лучше, умнее и богаче своего соседа. Он не хвастается ни своим положением, ни своим происхождением, ни даже своей страной, а также не смотрит свысока на людей, не имеющих одинаковых с ним преимуществ.
Он не похваляется своими подвигами или призванием, и разговор его не вертится постоянно и единственно на предметах его профессии. Напротив, он будет скромен и естественен во всём, что делает и говорит. (Правила светской жизни и этикета)
3.Рассмотрите схему. Какие основные функции выполняет речевой этикет? Приведите примеры.
Основные функции речевого этикета
Контактоустанавливающая Регулирующая
Вежливости
4. Рассмотрите схему. Какие правила необходимо соблюдать при уважительном общении? Приведите примеры из жизни и из литературных источников.
Правила
Количества Сообщается столько информации сколько требуется для данной цели общения. | Качества Информация должна быть правдивой, истинной. |
Существенности Говорится о важном, существенном для данной темы (ситуации). | Вежливости Соблюдаются правила речевого этикета |
5. Прокомментируйте высказывания.
1.Ласковым словом можно и слона на волоске водить. (Саади) 2. Вкус хлеба зависит от выражения лица хозяина. (Пословица) 3. Осторожность в словах выше красноречия. (Бэкон) 4. Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого как вежливость. (Сервантес)
5. Общение – это дорога с двусторонним движением. (Правила светской жизни и этикета)
6. Если культуры нет у человека в сердце, то нигде её больше быть не может. (Дюамель)
7. Не столько ум, а сколько сердце помогает человеку сближаться с людьми и быть им приятными. (Платон) 8. Вежливость порождает и вызывает вежливость. ( Э. Роттердамский) 9. Воспитание – дело совести, образование дело науки. (В. Гюго)
6. Прочтите приветствия, которые были приняты в России в прошлом. Определите принцип выбора приветствия нашими предками. Сохранился ли этот принцип сейчас?
«Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» - говорили едящим или пьющим.
«Свеженько тебе!» - здоровались с девушкой, черпающей воду.
«Море под коровой!» - говорили женщине, занятой дойкой коровы.
«Здорово ль парился?» - приветствовали мужчину, который шёл из бани.
«Спали, почивали, весело ль вставали?» - утром приветствовали гостей.
«Улов на рыбу» - говорили, встречая рыболова. Ответ: «Навар на ушицу».
«Здравствуй ты, многолетствуй я!»
«Мир вам, и я к вам».
«Старый знакомый снова здорово».
7. На основе данных пословиц сформулируйте правила ведения разговора.
1)Слово не зря молвится. Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.
2)Хорошую речь хорошо и слушать. Красно поле пшеном, а беседа умом.
3)Говорит день до вечера, а послушать нечего. Много наговорено, да мало сказано.
4) Умей вовремя сказать, вовремя смолчать. Лучше плакать вовремя, чем смеяться некстати.
5) Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
6) Красна речь слушанием.
7) От приветливых слов язык не отсохнет. Ласковое слово и кость ломит.
8) Я ему про Фому, а он мне про Ерёму.
9) Слово не стрела, а пуще стрелы разит. Рана от ножа залечивается, перед раной, нанесённой словом, врач бессилен.
10)Кто много говорит, много ошибается. Слова – жемчуг, но когда их много, они теряют цену.
8. Прочтите притчи царя Соломона (Библия, Ветхий Завет), объясните их смысл.
1. При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои – разумен. 2. Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе. 3. Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя. 4. Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст. 5. От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб. 6. Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. 7. Кто даёт ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.8. Смерть и жизнь – во власти языка.9. Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него – быть снисходительным к проступкам.10. Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.11. Что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу.
9. Прочтите поучение Владимира Мономаха. Выскажите своё отношение к данным советам: можно ли считать их полезными в наше время?
Ибо как Василий учил, собрав тут юношей: душой быть чистым, непорочным, в разговоре негромким, соблюдая слово Господне: есть и пить без особого шума, при старших помалкивать, к умным прислушиваться, старейшинам подчиняться, с равными и подчинёнными в приязни жить, без лукавства беседовать, побольше размышляя, не свирепствовать словом, не ругаться в беседе, не смеяться чрезмерно, стыдиться старших.
Старых почитай как отца, а молодых как братьев. Остерегайся и лжи, и пьянства, и блуда, ибо от них душа погибает и тело. Что умеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь.
10. На основе таблицы выявите некоторые особенности русского речевого этикета, сопоставив с особенностями речевого этикета других народов.
№ | Составляющие речевого этикета | Особенности речевого этикета народов мира |
1. | Формулы речевого этикета | У гренландцев отсутствует формальное приветствие, но замечание о погоде для них обязательно. Гренландцы говорят: «Хорошая погода». В Узбекистане есть приветствие: «Хорманг» - «Не уставайте». Это доброе пожелание работающим. |
2. | Обращение А) имя | А) Полное имя – Катя, Гриша (Болгария), Иванка, Стефка (Словакия, Югославия); обращение по имени к человек у пожилого возраста (США). |
Б)употребление местоимений «ты» - «вы» | Б) Три формы обращений существует в Румынии ;в Польше считается невежливым обращение к незнакомым людям на «вы» (используется форма 3 лица: «Не хочет ли, пан, мне помочь?») | |
3. | Невербальные средства общения А) жесты | А) При встрече: в Индии – прикладывают ладони к сердцу, Лапландии – трутся носами; в Америке – хлопают приятеля по спине |
Б) мимика | Б) Японцы улыбаются всегда (независимо от темы разговора) |
11. Прочтите текст. Какие выводы вы можете сделать для себя из прочитанного?
Современный житель Европы считает, что мужчина должен уступать дорогу женщине, а в семейной жизни мораль требует равноправия. Иные отношения между мужчинами и женщинами в странах Востока. Здесь в доме распоряжаются мужчины, женщины пропускают мужчин вперёд, уступают им дорогу.
Существуют некоторые различия в оценке точности и пунктуальности у разных народов.
Англичане и американцы, например, привыкли ценить время и рассчитывать его на несколько дней вперёд. Опаздывать к обеду на десять минут считается недопустимым.
В Греции, напротив, приходить к обеду точно в назначенное время даже неприлично: хозяин может подумать, что вы пришли только для того, чтобы поесть.
Тема: Ситуации речевого общения
12.Составьте диалоги, используя формулы речевого этикета, в соответствии с ситуацией общения.
Знакомство – представление
Разрещи(те) с вами (с тобой) познакомиться. Познакомьтесь, пожалуйста. Я хотел бы с вами (с тобой) познакомиться Позвольте с вами познакомиться. Давай (те) познакомимся. Будем знакомы. | Разрешите вам представить… Представляю вам нашего нового сотрудника… Разрешите (позвольте) представиться…Моя фамилия Петров. |
Приветствие
Очень рад вас видеть (приветствовать)! Добро пожаловать! | Разрешите вас приветствовать. Моё почтение. |
Прощание
Разрешите проститься (попрощаться) Будьте здоровы Всего доброго | Всего хорошего До встречи! Прощайте. |
Благодарность
Я благодарен вам за то, что…
Я вам бесконечно благодарен
Очень признателен
Очень тронут вашим вниманием
Разрешите поблагодарить вас
Я вам очень обязан…
Ответы на благодарность
Спасибо. Не стоит. Не стоит благодарности. Вы любезны. За что меня благодарить!
Приглашение
Позвольте (разрешите) пригласить вас… Приглашаю вас (тебя)… Приходите на праздник (юбилей, встречу…), будем рады (встретить вас)…
Поздравление
Разрешите (позвольте) поздравить вас с…
Примите мои (самые) сердечные поздравления…
Сердечно поздравляю…
От имени (по поручению)… поздравляем…
Тема: Комплимент
13. Объясните смысл притчи.
Спросил Молоток у моря:
- Отчего камни на твоём берегу такие гладкие, а я сколько не бью – всё колючие и шершавые.
- А я их ласкаю, - прошептало море.
14. Прокомментируйте высказывания.
1. По части учтивости лучше пересолить, чем недосолить (Сервантес).
2. Чем умнее человек, тем более он находит добра в людях (Паскаль).
3. Поучения значат много, но поощрения – всё… Поощрение после порицания подобно солнцу после дождя (Гёте).
4. Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, которые рождаются на языке, не идут дальше ушей. (Ларошфуко)
Тема: Особенности делового общения
35. Прокомментируйте высказывания.
1. Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой товар. (Рокфеллер) 2. Образованный человек – это человек, в котором доминирует образ человеческий. (Луначарский)3. Без чувства, что его ценят, ему доверяют, его работой интересуются - любой работник интенсивно и смело работать не будет. (Капица)4. Назойлив только глупец: умный человек сразу чувствует, приятно его общество или наскучило, и уходит за секунду до того, как станет ясно, что он лишний. (Лабрюйер) 5. Невежливость между равными некрасива, со стороны начальника она есть тирания. (Лопе де Вега) 6. Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы. (Шекспир)7. Быть мудрым – значит знать, когда нужно сказать то, что думаешь; и когда нужно думать, что сказать. (Ларошфуко) 8. В характере, манере, стиле, во всём самое прекрасное – это простота. (Лонгфелло)
36. Объясните смысл притчи.
1) Маслина и камыш заспорили о том, что крепче и сильнее. Маслина посмеялась над камышом за то, что он от всякого ветра гнётся. Камыш молчал. Пришла буря: камыш шатался, мотался, до земли сгибался – и уцелел. Маслина напружинилась сучьями против ветра – и сломалась.
2) Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камешки и столько накидала, что вода стала выше, и можно было пить.
3) Дикий осёл увидал ручного осла, подошёл и стал хвалить его жизнь – как и телом-то он гладок и какой ему корм сладкий. Потом, как навьючили ручного осла, да как сзади стал погонщик погонять его дубиной, дикий осёл и говорит: «Нет, брат, теперь я тебе не завидую – вижу, что твоё житьё несладко тебе достаётся».
37.Заполните пустые графы таблицы синонимичными выражениями. Опишите речевую ситуацию, в которой уместно употребление каждой фразы.
Нейтральное | Официальное | Разговорное, с оттенком фамильярности |
Можно к вам? | Разрешите? | Не помешаю? |
Что скажешь? (выяснение мнения собеседника) | ||
Нельзя ли мне позвонить? | ||
Просьба соблюдать регламент | ||
Рад был помочь (ответ на выражение благодарности) | Разрешите обратиться к вам с просьбой |
38.Уместно ли употребление этикетных формул в деловом общении?
Позвольте от вас звякнуть? Разрешите с вами покалякать? Был весьма рад с вами поболтать. Премного благодарен вам, дети. Привет, уважаемый Анатолий Петрович! По какому поводу плачешь, девочка? Какими судьбами, многоуважаемая Людмила Васильевна! Наше вам с кисточкой, господин директор!
39. Прокомментируйте высказывания.
1.Не держись слишком усердно за свои недостатки под тем предлогом, что мир далёк от совершенства.(Ж. Ренан). 2. Надо установить чего мы хотим, добиваться желаемого с упорством.(Сенека). 3. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки.(Л. Толстой). 4. Всё ладно ль за день у тебя прошло? Что сделал за день ты – добро иль зло? Собой владел ли? Мудр и сдержан был, иль разума границы преступил? (Джами)5. Мы хотим, чтобы в общении люди считались с нашим мнением. Но нужно уметь и слушать и их, слушать серьёзно и уважительно.(П. Машеров). 6. По своей природе общение – это ежедневный труд. (В. Сухомлинский). 7. Поведение – это зеркало. В котором каждый показывает свой истинный облик. (И. Гёте). 8. Человек познаётся в трёх случаях: в критических ситуациях, при абсолютной свободе и в обстановке успеха. (Спиноза).10. Чтобы счастье наше было полно. Мы нуждаемся в привязанности и в помощи окружающих нас людей; последние согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия; эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью. (П. Гольбах).11. Если душа видит свои недостатки, которых прежде не замечала, это свидетельствует о том , что она обратилась к лучшему.(Сенека).
40. Продолжите фразы.
Воспитанный человек – это…Необходимо познавать самого себя для того, чтобы…
Самовоспитанием заниматься важно, чтобы…
41. Проанализируйте утверждения с проекцией на себя и других людей. Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие эти утверждения.
На одной из пирамид египтологи перевели четыре утверждения:
- Человек уникален.
- Человек удивительно сложно устроен.
- Человек несовершенен по своей природе.
- Человек бесконечно любим.
42. Проведите самоанализ степени выраженности у себя определённых нравственных качеств: В (высокая степень выраженности); С (средняя степень выраженности); Н (низкая степень выраженности); отсутствие данного признака.
Нравственное качество | Свойства, признаки, элементы, характеризующие это качество личности | Степень сформированности |
Человечность | Благодарность Великодушие Вежливость Доброжелательность Доброта Сострадание Милосердие Любовь к людям Забота о ближних Послушание Щедрость |
43. Определите смысл данной притчи.
Путник стоит у подножия высокой-высокой горы. Её вершина покрыта вечным снегом, а внизу у подножия цветут горы. Путнику надо подняться на высокую вершину.
Идёт день, идёт другой. К вершине ведёт узенькая Каменистая Тропа. Посмотрел путник на вершину горы. Она сияет в лучах солнца.
Вторую ночь путник ночевал среди холодных камней.
Утром проснулся путник и опять увидал перед собой Сияющую Вершину. Под лучами восходящего солнца она была розовой. Пошёл путник по Каменистой Тропе. Трудно ему дышать, еле ноги передвигает. На Каменистой Тропе то камень острый, то яма , то рытвина.
Вздохнул Путник, вытер пот и спрашивает:
- Скажи, Каменистая Тропа, почему так трудно по тебе идти?
- Потому, что я веду к Сияющей Вершине – отвечает Каменистая Тропа.
Заключение
Материал пособия предполагает обучение выбору целесообразных речевых действий в соответствии с нормами русского речевого этикета, условиями определенной ситуации и характером взаимоотношений людей, вступающих в общение; рассматриваются общие вопросы речевой культуры и этикета, распространённые речевые жанры.
На занятиях рассматривается теоретический материал, затем проводится аналитическая и творческая работа.
Принципиально важна для практической работы установка на сопоставление общего нормативно-литературного свода русской речи с личным речевым опытом учащихся.
Культурно-речевой синтез происходит в ролевых играх и самостоятельно создаваемых текстах.
Материал данного учебно-методического пособия может использоваться при ведении факультативных курсов, часов общения, а также уроков, внеклассных мероприятий, проводимых студентами на педагогической практике
Список литературы
- Гвоздарев Ю.А. Язык есть исповедь народа. – М.: Просвещение,1993.
- Жариков Е. Крушельницкий Е. «Для тебя и о тебе» – М: Просвещение, 1992г.
- Кобяков Д.М. Повесть о словах. – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1985.
- Колесов В.В. Культура речи – культура поведения – Л.: Лениздат, 1988.
- Клубков П.А.Говорите, пожалуйста, правильно.- СПб: Норинт, 2002.
- Кулаченко С. И. Тысяча и одно правило хорошего тона – Минск: Полымя,1995.
- Матвеев В.В., Панов А.Н. “В мире вежливости” – М: Искусство, 1991г.
- Метса А.А. Поговорим… Поспорим… -Л :Просвещение, 1991
- Моисеев А.И. Звуки и буквы, буквы и цифры. – М: Просвещение, 1987.
- Павлова П.Г. Спор, дискуссия, полемика – М: Просвещение, 1991г.
- Сборник упражнений по современному русскому языку. /Под ред. Кавецкой Г.Х.– Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1994.
- Современная энциклопедия. Этикет (сост. Гусев И.Е.) – Мн. : Харвест, 2000.
- Тимофеев Б.П. Правильно ли мы говорим. – М.: Просвещение, 1995.
- Шанский Н.М. В мире слов – М.: Просвещение, 1989.
- Этикет в вопросах и ответах (сост. Амелин Ю.Н.) – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы речевого этикета в английском языке и проблемы его применения в быту и профессиональной деятельности
Английский речевой этикет - это совокупность специальных слов и выражений, придающих вежливую форму английской речи, а также правила, согласно которым эти слова и выражения употребляются на практике в...
Особенности национального этикета в Англии
Английский этикет – это воплощение строгости и официальности. Англичане – истинные патриоты. Они очень щепетильно относятся к семейным и государственным традициям. Уклад жизни играет важну...
презентация "Уроки этикета"
Данная презентация подготовлена дло проведения воспитательского часа с учащимися училища олимпийского резерва №2....
урок этикета
Предмет "Деловая культура" , тема урока "Урок этикета"...
Учебно-методическое пособие "Этикет делового общения"
Учебно-методическое пособие рекомендовано для подготовки и переподготовки специалистов сферы обслуживания. Может быть использовано учащимися учреждений, реализующих программы начального профессиональн...
Задания "Речевой этикет"
Русский язык и культура речи, тема "Речевой этикет"...
Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной группы «Речевые пятиминутки»
Пояснительная записка. Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Речевые пятиминутки способствую...