Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных работ по общеобразовательному учебному предмету ОУП. 10 История для студентов специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании ( часть I)
методическая разработка
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных работ по общеобразовательному учебному предмету ОУП. 10 История составлена на основе рабочей программы общеобразовательного учебного предмета ОУП.10 История специальности 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_po_istorii.doc | 971 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОГАПОУ СПК
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ОУП. 10 ИСТОРИЯ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
44.02.05 КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
( ЧАСТЬ I)
ФИ студента____________________________
группа ____________________________
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных работ по общеобразовательному учебному предмету ОУП. 10 История для специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании ( часть I).
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных работ по общеобразовательному учебному предмету ОУП. 10 История составлена на основе рабочей программы общеобразовательного учебного предмета ОУП.10 История специальности 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
.
Разработчик:
Емельяненко И.Б. - преподаватель общественных дисциплин ОГАПОУ СПК
Рецензент:
Жданова И.П., декан факультета СПО СОФ НИУ «Бел ГУ»
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных работ по общеобразовательному учебному предмету ОУП.10 История рассмотрена на заседании ПЦК преподавателей социально-гуманитарных дисциплин (председатель Зварыкина С.Г. ОГАПОУ СПК; (протокол № 1 от «31» августа 2021 г.) и признаны соответствующими требованиям ФГОС СПО, учебного плана специальности 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Пояснительная записка
Самостоятельная работа по общеобразовательному учебному предмету ОУП. 10 История предполагает целенаправленное внимание и определенную систематичность в изучении вопросов и тем предмета, а также рациональное использование лекционных занятий.
Самостоятельная работа обучающихся является неотъемлемым элементом процесса обучения, одним из путей повышения эффективности, активизации студентов, развития их мыслительной деятельности.
С учетом специфики ОУП. 10 История, как учебного предмета самостоятельная работа направлена на формирование:
- Умения и навыков локализации исторических фактов и процессов во времени и пространстве;
- Умения анализировать исторический материал;
- Умения синтезировать и обобщать исторический материал;
- Умения сопоставлять и сравнивать однородные исторические факты;
- Умения сформулировать и обосновывать выводы с классовых позиций, опираясь на факты, логически правильно строить доказательство.
- Умения излагать исторический и текущий материал, составлять план, конспект.
Прежде, чем приступить к самостоятельной работе, студент должен ознакомиться с основными моментами рабочей программы по дисциплине «История», подобрать необходимую литературу и изучить теоретические положения предмета.
В процессе изучения предмета на основе теоретических материалов (учебников, текстов первоисточников), Вам предлагается выполнить письменные работы в рабочей тетради.
Рабочая тетрадь – это новая форма учебно-методического пособия, предполагающая активную самостоятельную работу студента в течение семестра. Тетрадь содержит упражнения для аудиторных и домашних заданий, распределенные по основным темам, методические рекомендации по выполнению письменных работ, списки основной и дополнительной литературы.
Раздел 1. Древнейшая стадия истории человечества
Тема 1.1 Происхождение человека. Люди эпохи палеолита.
- Заполните таблицу: Сопоставительный анализ теорий происхождения человека
Название теории | Достоинства теории | Недостатки теории |
| ||
- Прочитайте текст и ответьте на вопросы:
Костенки - музей заповедник в Воронежской области
«В Костёнках археологи выделяют пять типов жилых сооружений, которые отличаются друг от друга по форме и размеру. Одно из них законсервировано в здании музея. Оно представляет собой круглый дом диаметром 9 метров с фундаментом-цоколем высотой 60 сантиметров, сложенным из костей мамонта и скрепляющего их грунта. На равном расстоянии друг от друга по всему периметру стены-цоколя было вкопано 16 черепов мамонта, для того чтобы затем закрепить в них жерди, образующие и стену дома и одновременно его крышу. Шкура мамонта не подходила для укрытия жилища, так как была слишком тяжёлой, поэтому наши предки выбирали шкуры полегче например, северного оленя.
Внутри дома располагался очаг, около которого когда-то в каменном веке собиралась вся семья для совершения трапезы и обычных семейных разговоров. Спали тут же неподалёку от очага на тёплых шкурах животных, расстеленных на полу. Судя по всему, в доме размещалась также мастерская по изготовлению каменных орудий – на одном квадратном метре жилища было обнаружено свыше 900 фрагментов мелких отщепов и чешуек кремня. Перечень орудий того времени весьма невелик: это резцы, скребки, острия, проколки, ножи, наконечники, иглы. Но с их помощью люди совершали все необходимые операции: шили одежду, разделывали мясо, резали кость и бивень, охотились на животных.
Вокруг древнего дома археологи обнаружили 5 ям-кладовых, которые были наполнены костями мамонта.
Мужчины занимались охотой, приносили добычу в дом, защищали свой род. Женщины в каменном веке играли важную роль – ведали хозяйством: охраняли очаг в доме, готовили пищу, шили одежду из шкур животных.
В Костёнках археологами была найдена целая серия маленьких женских статуэток. Все эти фигурки очень похожи: склонённая вниз голова, огромный живот и грудь, налитая молоком, вместо лица, как правило, гладкая поверхность».
авторы: сотрудники Музея-заповедника «Костёнки» главный научный сотрудник Ирина Котлярова и старший научный сотрудник Марина Пушкарёва-Лаврентьева
- О какой исторической эпохе идет речь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Определите климатические характеристики описываемого периода
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Укажите форму социальной организации наших предков
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Перечислите основные занятия и умения древних людей
________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Почему, древние скульпторы, вытачивая из камня фигурки женщин, уделяли больше внимания деталям тела, вместе с тем лицо вообще не изображалось ?
Какую функцию выполняли эти изделия?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2.2. Неолитическая революция и ее последствия
- Заполните таблицу
КАМЕННЫЙ ВЕК | ПАЛЕОЛИТ | МЕЗОЛИТ | НЕОЛИТ | |||||
ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ РАМКИ | Ранний палеолит: 2,5 млн. – 300 тыс. лет до н.э. | Средний палеолит: 300 – 40 тыс. лет до н.э. | Поздний палеолит: 40 – 10 тыс. лет до н.э. | 10 тыс. лет до н.э. | 10 – 4 тыс. лет до н.э. | |||
ПРЕДСТАВИТЕЛИ | Homo habilis (человек умелый): Питекантроп, синантроп – архантропы (древнейшие люди) | Homo erectus (человек прямоходящий) – неандерталец (палеоантроп – древний человек) | Homo sapiens (человек разумный) – кроманьонец, человек современного типа | |||||
ОСНОВНЫЕ ЗАНЯТИЯ | ||||||||
ОРУДИЯ ТРУДА | ||||||||
ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ | ||||||||
ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА |
- Почему, процесс перехода от потребляющего хозяйства к производящему получил название «неолитической революции»? Ответ аргументируйте тремя примерами.
- Достройте логическую цепочку (причинно-следственные связи), отразив в ней переход людей к возникновению первых древнейших цивилизаций (вставьте подходящие по смыслу цифры используя приведенные ниже примеры):
отделение ремесла от земледелия и скотоводства —>__ —>__ —>__—>__—>__—>__—>
формировалось государство —> первобытность сменилась эпохой цивилизации
- возникновение торговли,
- возникновение неравенства
- появление медных орудий труда
- разрастание поселков земледельцев в города
- появление привилегированного слоя (вожди, цари)
- переход от родовой общины к соседской
- Заполните таблицу «Что? Где? Когда?»
Археологический памятник | Что? | Где? | Когда? |
Костенки | |||
Сунгирское захоронение | |||
Аркаим |
Тема 2.3.Цивилизации Древнего мира.
- ...Цивилизации могут появляться в обстоятельствах, в высшей степени различных....Причина генезиса цивилизаций кроется не в единственном факторе, а в комбинации нескольких... При этом функция «внешнего фактора» заключается в том, чтобы превратить «внутренний творческий импульс» в постоянный стимул, способствующий реализации потенциально возможных творческих вариаций. А. Тойнби
Какие «внешние» и «внутренние» факторы, на ваш взгляд, способствуют возникновению цивилизации?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.) писал: «Всякий здравомыслящий человек...с первого взгляда убедится, что Египет... является даром реки [Нила]». К серединеXVIII в. до н. э. относится надпись (ее поздняя копия хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге), известная под названием «Пророчество Неферти». Рисуя картину упадка и гибели страны, Неферти предсказывает, как «солнце закроется и не будет на небе сиять» и как «река станет сушей Египта»: «через воду будут переправляться пешком и не будут искать воду для судна, чтобы дать ему плыть, ибо путь его станет берегом».
Вспомните, какое значение для формирования и развития древнеегипетской цивилизации имел Нил. Почему Египет со времен Геродота называют даром Нила? Почему в предсказании Неферти катастрофа начинается с исчезновения солнца и обмеления Нила: «Страна погибнет без остатка, без того, чтобы осталась запись о ее судьбе»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитайте отрывки из источников и, опираясь на них, дайте развернутую характеристику восточной деспотии. Выделенные курсивом слова — имена богов.
Древний Египет. Вот титул фараона: «Да живет Гор, образ бога, «Обе Владычицы»,божественный рождением, царь Верхнего и Нижнего Египта, одаренный жизнью. Да живет Гор золота, родной сын Ра, возлюбленный им, владыка Обеих Земель, одаренный жизнью, вечностью, счастьем навечно». Месопотамия. «Я — Хаммурапи, пастырь, названныйЭнлилем, скопивший богатство и изобилие, сделавший все для Ниппура, связи небес и земли... Когда Мардук направил меня, чтобы справедливо руководить людьми и дать стране счастье, тогда я вложил в уста страны истину и справедливость...»
Древний Китай. «Сын Неба — это отец и мать народа, и потому он является правителем всей Поднебесной». «Власть Сына Неба простирается беспредельно... Какая земля не принадлежит правителю? Кто из числа питающихся плодами земли не является подданными правителя? Недаром говорится в оде: «Широко кругом простирается небо вдали, но нету под небом ни пяди нецарской земли. На всем берегу, что кругом омывают моря, повсюду на этой земле только слуги царя!
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Прочитайте отрывок из китайского трактата, относящегося к III в. до н. э.:
«Если люди, собравшись, не будут различаться между собой, начнется смута. Чтобы избежать смуты, нет лучшего средства, чем установить различия между людьми. Ибо если сильные будут притеснять слабых, а умные вдруг обманывать глупых, народ взбунтуется против своего государя. А если младшие будут посягать на старших и верхи не будут иметь добродетели, тогда старые и слабые лишатся средств к существованию, а сильные будут страдать от раздоров и соперничества. Вот почему древние мудрецы установили различия между людьми».
Какие социальные слои и по каким признакам выделяет автор трактата? Что он говорит о происхождении социальных различий? Зачем они нужны?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Центральным при определении своеобразия раннего буддизма является его сопоставление с брахманизмом... Дух неприятия брахманистских догм и идей пронизывает все раннебуддийские тексты...Тем не менее новое вероучение немало заимствовало из традиционной религиозной символики: использование знака свастики, возведение памятных погребальных сооружений — ступ, ставших в буддизме одним из основных объектов культа, почитание деревьев, цветка лотоса, животных. Бытовая обрядность буддиста-мирянина в целом оставалась прежней...Г. М. Бонгард-Левин
Каково мнение ученого относительно сопоставления буддизма и брахманизма? Определите сходство и различие идей буддизма и брахманизма ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Напишите имена известных вам богов Греции.
— бог грома и молний.
— бог моря.
—бог подземного царства мертвых.
— старшая из богинь, супруга главного бога.
— богиня красоты и любви.
— богиня-воительница.
— бог — покровитель виноградарей и виноделов.
—богиня плодородия и земледелия.
— бог-кузнец.
— бог — вестник богов.
— низшие божества, населявшие леса, реки и горы
- Отметьте памятники архитектуры Древнего Рима: Парфенон, Пантеон, зиккурат, пирамида Хеопса, термы Диоклетиана, амфитеатр Флавиев, Аппиева дорога, Колизей, собор Святого Петра, храм Покрова на Нерли. Из чего они были построены? Особенности строительной техники?
- Сравните характеристики античного рабства, принадлежащие греческому философу Аристотелю и римским юристам Гаю и Ульпиану. О каких особенностях отношения к рабству в античности они свидетельствуют? Определите статус раба в римском праве.
А.«Одни естественно являются свободными, а другие — естественно рабами, и... по отношению к этим последним рабское положение столь же полезно, как и справедливо» (Аристотель).
Б.«Рабы суть вещи» (Ульпиан).
В.«Главное разделение в праве лиц состоит в том, что все люди или свободны, или рабы»; «Господа имеют над рабами право жизни и смерти...» (Гай).
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 3. История Средних веков.
Тема 3.1.Христианская Европа и исламский мир в средние века.
I. Какие положения относятся к категории вассальных отношений:(подчеркните)клятва взаимной верности; обязательства только вассала в отношении своего сеньора;выполнение вассальных обязательств по отношению к сеньору своего сеньора;военная служба; подчинение решению королевского суда; денежная помощь сеньору со стороны вассала в определенных случаях;подчинение решению суда равных;денежная помощь вассалу со стороны сеньора; защита сеньором своего вассала от посягательств других феодалов.
II. Какие слои населения в средние века составляли феодальную иерархию («феодальную лестницу»): рыцари, епископы, герцоги, пролетариат, крестьяне, рабы, бюргеры, король, бароны, графы, буржуазия, ремесленники, аббаты монастырей?(подчеркните).
III. Прочитайте фрагменты из так называемого «Диктата папы» Григория VII и посланий папы Иннокентия III (вторая половина XI и начало XIII в.):
1.«Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. Одному папе все князья лобызают ноги. Он может низлагать императоров. Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. Никто ему не судья».
2.«Духовная власть апостольского престола не имеет пределов. Она простирается над всеми народами, над всеми государствами, светская власть этого престола также преобладает, с Божьей помощью, во многих местах».
О чем идет речь в документах? Чего добиваются папы? Почему эти требования стали причиной острой и длительной борьбы папства и светской власти?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
IV. Заполните таблицу «Этапы Средневековья».
Раннее | Зрелое | Позднее | |
Развитие государств | |||
Феодальные отношения | |||
Миграция населения | |||
Роль церкви | |||
Культурные достижения |
V. Каковы главные результаты борьбы городов в «коммунальном движении»: создание городского совета во главе с бургомистром, феодальное закрепощение горожан, создание городского совета во главе с мэром, личное освобождение горожан от крепостной зависимости? (подчеркните).
VI.Объясните средневековые пословицы: «Вассал моего вассала - не мой вассал»; «Городской воздух делает свободным».-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------VII.Дайте определения следующим терминам :
1.феод----------------------------------------------------------------------------------------------2. оброк--------------------------------------------------------------------------------------------3. барщина-----------------------------------------------------------------------------------------4.натуральное хозяйство------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------5.рыцарь-------------------------------------------------------------------------------------------6.ислам---------------------------------------------------------------------------------------------7.коран---------------------------------------------------------------------------------------------
VIII. Приведите в соответствие события и даты.
Событие | № | Дата |
1.742-814 | 1.начало исламского летоисчесления | |
2.1337-1453 | 2.распад империи Карла Великого | |
3.1096-99 | 3.годы жизни Мухамеда | |
4.732 | 4.столетняя война | |
5.1265 | 5 создание Генеральных штатов | |
6.1302 | 6.битва при Пуатье | |
7.570-632 | 7.Правление Карла Великого | |
8.622 | 8.первый крестовый поход | |
9.843 | 9. создание парламента |
Тема 3.2. От Древней Руси к Московскому царству.
I.Вычеркните в первом и втором списках по два названия, выпадающих из соответствующей каждому списку логики. После каждого списка напишите названия языковых групп, к которым относятся указанные народы.
1.Словаки, русские, сербы, болгары, датчане, украинцы, французы, хорваты, белорусы, поляки.
2.Англичане, болгары, иранцы, русские, вьетнамцы, немцы, французы, испанцы, узбеки, таджики.
II.Прочитайте отрывки из сочинений византийцев о древних славянах и ответьте на вопросы.
Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране... У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы... Они селятся в лесах, у неудобно проходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов... Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют...
Эти племена...не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии)... Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
1)Какова была организация управления в славянских племенах? 2) Какой хозяйственной деятельностью занимались славяне?3) Почему свои жилища славяне строили в труднодоступных местах и делали в них много выходов?4) Кто считался верховным богом у славян? 5) В чем состояли религиозные обряды славян?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- III.Напишите имена восточно-славянских языческих богов и укажите, какие явления природы они олицетворяли и чему покровительствовали.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
IV. Нанесите на контурную карту названия союзов восточно-славянских племен и названия других народов в местах их обитания, а также названия крупнейших рек.
V.Выполните тест
1. Общественный строй восточных славян, для которого характерно наличие народного собрания при выделении из общины князей и их дружины, назывался:
а) «примитивным рабовладением»;
б) «военной демократией»;
в) раннеклассовым;
г) раннефеодальным.
2. Язычеству не свойственно:
а) поклонение силам природы;
б) идолопоклонство;
в) наличие множества богов;
г) единобожие.
3. Центрами образования государства Древняя Русь стали города:
а) Изборск и Белоозеро;
б) Псков и Новгород;
в) Киев и Новгород;
г) Полоцк и Киев.
4. «Уроки» и «погосты» в Киевской Руси были установлены:
а) князем Олегом;
б) князем Игорем;
в) княгиней Ольгой;
г) князем Владимиром.
5. Укажите событие, которое не относится ко времени правления Ярослава Мудрого:
а) строительство «Золотых ворот» в Киеве;
б) заключение династических браков;
в) распространение христианства;
г) заключение военного союза с печенегами.
VI. Соотнесите события и исторических деятелей.
Крещение Руси Кирилл и Мефодий
Создание славянской азбуки Иларион
Основание Киево-Печерского Владимир
монастыря
Организация убийства братьев Феодосии
Первые русские святые Антоний
Выработка устава жизни монахов Борис и Глеб
Первый митрополит из русских Святополк
VII. Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» оприсяге дружинников князя Игоря при заключении русско-византийского договора в 944 г. и ответьте на вопросы.
На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун... И присягали Игорь и люди его, сколько было язычников русов. А христианскую русь приводили к присяге в церкви святого Ильи.
1.)Как звали главного бога русских дружинников?---------------------------------
2.)Можно ли считать крещение Руси единовременным
событием, произошедшим в 988 г.Почему вы так считаете?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VII. Нанесите на контурную карту общую границу Руси, границы и названия основных княжеств, столицы княжеств.
VIII.Соотнесите даты отрывки из летописи
Отрывок | № | Дата |
1.Каждо да держит отчину свою» «Раздрася вся Русская земля» 1097 г. Дмитра» 1132 г. «И сотворилось великое зло на Русской земле» 1203 г. | 1.1207 г. | |
2.«Раздрася вся Русская земля» | 2.1097 г. | |
3.«Новгородцы созвали вече против посадника Дмитра » Дмитра» | 3.1132 г. | |
4.«И сотворилось великое зло на Русской земле» | 4.1203 г. |
IX. Прочитайте отрывок из работы М. К. Любавского:«Прежде у русского населения был один главный враг — кочевники. С расселением в сторону от Приднепровья и враги появились у разных земель разные: Полоцкой земле, например, мало было дела до половцев, но зато много хлопот с Литвой; Галицкой земле и Волынской приходилось иметь дело главным образом с поляками, венграми и Литвой; Суздальской и Рязанской — с мордвой и болгарами; Новгородской — с чудью, а затем, с начала XIII века, с немцами и шведами; Чернигово-Северской не было дела до этих врагов, но зато было много дела с половцами и т. д. Прежде у восточного славянства был один общий экономический интерес, связанный с торговлей по великому водному пути из Варяг в Греки. Теперь эта торговля с Византией и Востоком пришла в упадок и на первый план выдвинулась торговля с Западной Европой. Но эта торговля пошла уже разными путями: торговля Рязанской, Суздальской и Новгородской земель через Волгу и реки озерного края, торговля Чернигово-Северской, Смоленской и Полоцкой земель через реки системы Днепра и Западную Двину; торговля Киевской, Волынской и Галицкой земель сухим путем через Венгрию и Польшу. Так и в экономических интересах разошлись между собой русские земли благодаря новому размещению населения. При таких условиях естественно не мог держаться и политический союз всего восточного славянства и Русь неизбежно должна была распасться». Какие причины раздробления древнерусского государства выдвигает на первый план историк? Какие еще причины, помимо названных в учебнике, вы можете назвать?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
X. Укажите, какие даты относятся к периоду:
а) монголо-татарского завоевания Средней Азии и русских земель;
б) борьбы русских княжеств против агрессии немецких и шведских феодалов;
в) борьбы русских княжеств против золотоордынского ига.
1) 1238 г., 4 марта; 11) 1378 г.;
2) 1240 г., 15 июля; 12) 1243 г.;
3) 1410 г., 15 июля; 13) 1327 г.;
4) 1480 г.; 14) 1235 г.;
5) 1380, г., 8 сентября; 15) 1202 г.;
6) 1242 г., 5 апреля; 16) 1234 г.;
7) 1237–1241 гг.; 17) 1206–1227 гг.;
8) 1237 г.; 18) 1227–1255 гг.;
9) 1262 г.; 19) 1223 г., 31 мая.
10) 1382 г.;--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
XI. Заполните пропуски:
1.)Земли, раздававшиеся князьями дворянам за службу, в первую очередь военную, назывались----------------------------------------------------
2.)---------------------------------дань, взимавшаяся Ордой с русских земель.
3.)Часть города, где селилось торгово-ремесленное население,------------
4.)Ханская грамота, дававшая русским князьям право занимать престол,--------...
Князь, при котором Москва стала центром Русскойправославной церкви:(подчеркните)
Иван II;
Юрий Долгорукий;
Андрей Боголюбский;
Иван I Калита?
.О Куликовской битве рассказывается в: 1) «Слове о полку Игореве»; 2) «Задонщине»; 3) «Молении Данила Заточника»; 4) «Повести временных лет».
По преданию, на Куликовскую битву князя Дмитрия Донского благословил:
Сергий Радонежский;
Юрий Долгорукий;
Иван Калита;
митрополит Петр.
Раздел 4. История нового времени.
Тема 4.1. Страны Европы в XVI-XVIII вв.
I. Прочитайте отрывок из статьи историка О. В. Дмитриевой:«Для обозначения периода XVI—XVIII вв. используется термин «раннее новое время». Он «призван в первую очередь подчеркнуть переходный и весьма противоречивый характер этого времени, принадлежавшего как бы двум эпохам: многое в нем уходило корнями в средневековье и определялось его традициями, и в то же время к началу XIX в. Европа неузнаваемо изменилась, совершив гигантский рывок вперед практически во всех сферах жизни: в науке, технике, в формировании новой картины мира и в складывании новой политической культуры. Однако притом, что любой хронологический отрезок представляет собой переход от предшествующего этапа к будущему, правомерно ли говорить о переходной эпохе длиной в три столетия? Именно поэтому многие авторитетные специалисты настаивают на том, что мы имеем дело с самостоятельным периодом, обладающим неким внутренним единством и набором устойчивых характеристик, присущих именно ему. Не стоит«растворять» его в смежных этапах — в средневековье или новом времени, напротив, его следует описывать, отталкиваясь от его собственных уникальных черт. Понятие «раннее новое время» оказывается уже не просто удобным, но в действительности выражающим качественное содержание данной эпохи».В чем проявлялся переходный характер эпохи раннего нового времени? В чем состояло его основное содержание? Как связаны между собой понятия «раннее новое время» и «модернизация»?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
II. Фрэнсис Бэкон, философ и государственный деятель Англии, в начале XVII в. утверждал, что «облик и состояние целого мира» изменили три открытия, неведомые древним: изобретение компаса, пороха и печатного станка. И если компас был известен европейцам уже с XIII в., а порох — с XIV в., то Библия, напечатанная в 1455 г. в Майнце Иоганном Гутенбергом, открыла первую страницу книги истории следующего, XVI столетия. «Невидимая революция» ввела Европу в новый мир, где при иных условиях передачи информации могли развиваться образование, наука, техника. Печатное слово быстро превратилось в надежное оружие идейной и религиозной борьбы. Подумайте, почему именно изобретение компаса, пороха и книгопечатания Бэкон отнес к числу тех событий, которые изменили облик целого мира. Как изменились благодаря этому средства коммуникации, транспорт, характер ведения войны, способы и формы передачи и распространения знания? Какие иные технические открытия и изобретения, относящиеся к XVI—XVII вв., вам известны?
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III. Замените определение термином:
1.) широкие религиозные и социально-политические движения, выступающие за реформу католической церкви и порядков, с ней связанных;-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.) страна или территория, находящаяся под властью иностранного государства;--------------------------------------------------------------------------------------
3.)форма правления, когда монарху принадлежит неограниченная власть.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
IV.Подчеркните правильный ответ
1. Год открытия Америки?
А) 1490 г.; Б) 1491 г.; В) 1492 г. ;Г) 1493 г.
2. Чьим покровительством пользовался Христофор Колумб? А) королей Кастилии и Арагона Б) королей Кастилии и Португалии; В) королей Англии и Франции; Г) королей Испании и Португалии.
3. Колумб был родом из...А) Кадиса; Б) Валенсии;В) Венеции;Г) Генуи.
4. Франсиско Писарро покорил...А) инков; Б) ацтеков; В) майя; Г) ирокезов.
5. Он открыл северо-восточное побережье Америки? А) Васко да Гама; Б) Васко Нуньес Бальбао; В) Педру Кабраль; Г) Джон Кабот.
V. Привыкшие к устойчивым и низким ценам европейцы крайне болезненно восприняли их резкое повышение. Цены поползли вверх с 40-х гг. XVI в., приводя население в изумление и возмущение. Точных данных нет, но предполагают, что стоимость хлеба в XVI в. выросла в пять—семь раз. Современники гневались на скупщиков и спекулянтов, часто преследуя их по этническому признаку. В Испании, например, во взвинчивании цен винили итальянских купцов. Вместе с тем в той же Испании была популярна версия, объяснявшая рост цен усилением вывоза товаров из страны, что создавало их искусственный дефицит. И сегодня ученые не могут однозначно определить причины «революции цен». Ее связывают с гигантским притоком драгоценных металлов из Америки (12 млн кг за столетие), дешевизной американского золота и серебра, ростом населения, в первую очередь городского.Что такое революция цен? Как оценивали ее причины современники? Чем объясняют революцию цен ученые?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VI . М. Лютер «Тезисы против индульгенций». Фрагмент
- ..Ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.
- И даже души, пребывающие в Чистилище, Он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.
24. Следовательно, большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.
28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество — единственно в Божьем произволении. Почему Мартин Лютер выступал против индульгенций?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ж. Кальвин «Наставление в христианской вере». Фрагмент
Мы полагаем Бога Господом и Устроителем всего сущего и утверждаем, что Он по своей премудрости изначально предопределил все то, что должно совершиться, и теперь своею силою осуществляет предрешенное. Отсюда мы заключаем, что не только небо, земля и все неодушевленные творения управляются Его провидением, но также намерения и воля людей, поскольку Бог направляет их к предначертанной Им цели... Если всякое процветание есть знак благословения Бога, а всякая беда — знак Его проклятия, то судьбе не остается места в том, что происходит с людьми.Как Кальвин объясняет суть Божественного предопределения?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VII. Подчеркните правильный ответ
1.Когда были вывешены 95 тезисов Мартина Лютера?А) 1517 г.;Б) 1518 г.;В)1519 г.; Г) 1520 г.
2.Согласно какому соглашению, устанавливался принцип «чья страна, того и вера»? А) Вормскому конкордату; Б) Аугсбургскому миру; В) Флорентийской унии; Г) Утрехтскому соглашению.
3.Где вспыхнуло восстание во главе с Томасом Мюнцером?А) в Баварии;Б) в Саксонии;В) в Тюрингии;Г) в Вестфалии.
4.Кто перевел Библию на немецкий язык?А) Лютер; Б) Цвингли;
В) Мюнцер;Г) Эразм Роттердамский.
5.Какой император возглавлял католиков в период религиозныхвойн первой половины XVI в .?А) Карл III;Б) Фридрих Саксонский;В) Максимилиан II;Г) Карл V.
6.Против чего были направлены 95 тезисов Мартина Лютера? А) против индульгенции; Б) против церковной десятины; В) против папства: Г)против инквизиции.
7.Где были вывешены 95 тезисов Мартина Лютера? А) в Аугсбурге;Б) в Майнце; В) в Кельне; Г) в Виттенберге.
8.Когда был подписан Аугсбургский мир? А) в 1554 г.: Б) в 1555 г.;В) в 1556 г.;Г) 1557 г.
9.Что являлось высшим духовным авторитетом, согласно учению Лютера? А) Священное писание: Б) Мнение Святых отцов; В) Мнение Святой церкви: Г)Повеление светских властей.
VIII. Какие условия для осуществления промышленной революции складываются в Англии к середине 18 века: создание крупных купеческих компаний; натуральное хозяйство; наличие свободной рабочей силы; наличие капитала; усиление феодальной зависимости и бегство крестьян в города; наличие рынка сбыта товаров; рыночное хозяйство.(подчеркните).
Какие последствия имела аграрная революция: упадок сельского хозяйства; усиление феодальной зависимости крестьян; появление большого количества свободных рабочих рук; использование в сельском хозяйстве наемных рабочих; земля сосредотачивается в руках крупных земельных собственников; постепенное исчезновение крестьянства как особой социальной группы. (подчеркните).
IX. Ученые говорят о школьных революциях XVI— XVII вв. Они отмечают быстрый рост грамотности как в протестанстких, так и в католических странах, разработку новых педагогических теорий (среди них особое место принадлежит «Великой дидактике» чешского педагога и философа Яна Амоса Коменского; ему, в частности, принадлежит обоснование классно-урочной системы обучения, принципов доступности образования, его связи с жизнью и пр.). Предложите свои объяснения причин школьной революции -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------X. Проанализируйте приведенные определения понятия «революция» и выделите его наиболее существенные признаки:
А. «Резкая внезапная перемена в социальном характере власти, выражающаяся в радикальной трансформации процесса управления, официальных оснований суверенитета... и... социального порядка. Принято считать, что подобные изменения... не могут происходить без насилия; но если такое и случается, они остаются все же революциями, хотя и бескровными» (А. Каменка).
Б. «Внутренние быстрые, фундаментальные и насильственные изменения в господствующих ценностях... общества, его политических институтах, социальной структуре, руководстве, способах деятельности и политике правительства» (С. Хантингтон). В. «Внезапное и насильственное свержение установленного... порядка» (К. Фридрих).
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------XI. Ряд историков и социологов придерживаются той точки зрения, что в развитии любой революции можно ясно увидеть смену отдельных ее фаз. В. М. Хачатурян называет следующие фазы революционного процесса;
кризис — массовые выступления и революционный переворот ------образование «вакуума власти» — переход власти к представительным органам —борьба различных партий (от радикалов до консерваторов) — реставрация (частичное восстановление старых порядков, благодаря которому смягчается острота революционных сдвигов в обществе).Подтвердите или опровергните эту схему фактами из истории Американской и Французской революций XVIII в.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------XII. В результате войны за независимость в Северной Америке: к власти пришла крупная земельная аристократия; индейцы получили равные права с выходцами из Европы; был решен аграрный вопрос; образовалось независимое государство - США; были введены налоги в пользу английской короны.(подчеркните).
XIII. Соотнесите названия стран с приведенными в списке именами, терминами, понятиями и событиями:
1)Америка; | а) «Бостонское чаепитие»; |
б) принятие Декларации независимости; | |
2)Англия. | в) Протекторат Кромвеля; |
г) Билль о правах; | |
д) Конституция 1787; | |
е) Карл I; | |
2.Англия | ж) диггеры и левеллеры; |
з) Джордж Вашингтон. |
Тема 4.2. Россия в XVI- начале XVII в.
I. Закрасьте разными цветами кружки, обозначающие города: 1) центры солеварения; 2) центры железноделательной промышленности; 3) центры внешней торговли.
II. Какие реформы были проведены Избранной радой в 16 веке?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
III. Напишите определения понятий.
Приказ — ------------------------------------------------------------------------------------Земский собор —--------------------------------------------------------------------------------Стрельцы -----------------------------------------------------------------------------------------Опричнина ---------------------------------------------------------------------------------------Соха -------------------------------------------------------------------------------------------------Сословие------------------------------------------------------------------------------------------- Сословная монархия-------------------------------------------------------------------------
IV. Соотнесите даты и события:
1) 1565—1572 гг.; | а) Ливонская война; |
2) 1478 г.; | б) присоединение Новгорода к Москве; |
3) 1581—1591 гг.; | в) присоединение Астрахани; |
4) 1556 г.; | г) поход Ермака в Сибирь; |
5) 1558—1583 гг. | д) опричнина Ивана IV Грозного. |
V.Подчеркните правильный ответ(ы)
1. Церковный собор 1551 г. решил:
а) недавно приобретенные земли передать государству;
б) впредь принимать земли только с разрешения царя;
в) за церковью сохранить часть земель для обеспечения продуктами монастырской братии;
г) верно все указанное;
д) верно лишь а) и б).
2. Во второй четверти XV в. образовалось Казанское ханство. В его состав помимо татар вошли:
а) часть башкир и мордвы;
б) чуваши;
в) мари и удмурты;
г) верно а) и б);
д) верно все указанное.
3. Перед третьим походом на Казань Иван IV посетил Владимир, где поклонился:
а) иконе Владимирской Богоматери;
б) мощам святого Александра Невского;
в) мощам святого Феодосия Печерского;
г) могиле первого митрополита из русских Киприана;
д) мощам святого Антония.
4. Средства на организацию похода Ермака в Сибирь были выделены:
а) лично царем Иваном IV;
б) купцами Строгановыми;
в) князьями Долгорукими;
г) богатыми казаками Дона;
д) боярином Б. И. Морозовым.
5. Военная экспедиция Ермака в Сибирь была организована в … году:
а) 1580;
б) 1581;
в) 1583;
г) 1584;
д) 1585.
6. Введение опричнины привело:
а) к частичному ослаблению центральной власти;
б) подрыву хозяйства страны;
в) разорению десятков тысяч крестьян и ремесленников;
г) верно а) и б);
д) верно б) и в).
7. В борьбе с боярским самовластием Иван IV:
а) частично ограничил местничество;
б) ликвидировал систему боярских кормлений;
в) создал органы местного самоуправления;
г) сократил привилегии крупных феодалов;
д) верно все указанное.
8. Излюбленными головами при Иване IV называли:
а) близких помощников царя из состава Избранной рады;
б) родственников царя со стороны Елены Глинской;
в) митрополита Макария и всех высших священнослужителей;
г) людей, выбранных в органы местного самоуправления;
д) командиров постоянного стрелецкого войска.
9. Избранной тысячей при Иване IV стали называть:
а) дворян (1070 человек), получивших землю в Московском уезде;
б) специально выделенных 1070 чиновников, которые провели учет земель и хозяйств для взимания новых налогов;
в) 1070 излюбленных голов, выбранных в местные органы самоуправления;
г) 1070 наиболее знатных князей и феодалов;
д) два стрелецких полка (по 535 человек), созданных на постоянной основе.
10. Кто из названных лиц относится к деятелям Избранной рады:
а) Алексей Адашев;
б) Борис Годунов;
в) Малюта Скуратов;
г) Андрей Старицкий?
11. Что из названного относится к последствиям опричнины:
а) победа Российского государства в Ливонской войне;
б) создание стрелецкого войска;
в) ослабление военной мощи российского государства;
г) принятие «Уложения о службе»?
12. Главная задача Ливонской войны:
а) не допустить проникновения Швеции в Прибалтику;
б) ослабление Речи Посполитой;
в) уничтожение Ливонского ордена;
г) выход России к Балтийскому морю.
13. Иван IV начинал преобразование с реформы:
а) военной;
б) церковной;
в) местного управления;
г) финансовой.
14. Во время опричнины страна была разделена на две части:
а) опричнину и боярщину;
б) уезды и губернию;
в) воеводства и уезды;
г) земщину и опричнину.
15. Правом Юрьева дня в России называли:
а) срок перехода крестьян от феодала к феодалу;
б) запрет перехода крестьян от феодала к феодалу;
в) одну из разновидностей повинностей крестьян;
г) размер компенсации крестьян феодалу за уход от него.
VI. Из Первого послания Ивана Грозного Андрею Курбскому
А когда ты вопрошал, зачем мы перебили сильных во Израиле, истребили, и данных нам Богом для борьбы с врагами нашими воевод различным казням предали, и их святую и геройскую кровь в церквах Божьих пролили, и кровью мученическою обагрили церковные пороги, и придумали неслыханные мучения, казни и гонения для своих доброхотов, полагающих за нас душу, обличая православных и обвиняя их в изменах, чародействе и в ином непотребстве, то ты писал и говорил ложь, как научил тебя отец твой, дьявол, ибо сказал Христос: «Вы дети дьявола и хотите исполнить желание отца вашего, ибо он был искони человекоубийца и не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи». А сильных во Израиле мы не убивали, и не знаю я, кто это сильнейший во Израиле: потому что Русская земля держится божьим милосердием, и милостью пречистой богородицы, и молитвами всех святых, и благословением наших родителей и, наконец, нами, своими государями, а не судьями и воеводами, но и стратегами. Не предавали мы своих воевод различным смертям, а с божьей помощью мы имеем у себя много воевод и помимо вас, изменников. А жаловать своих холопов мы всегда были вольны, вольны были и казнить... Ответьте письменно на следующие задания: 1.Судя по этому отрывку, скажите, чем принципиально отличается сознание средневекового человека от современного?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2.Каковы были представления Ивана Грозного о власти самодержца?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VII. Из книги А.А. Зимина и А.Л. Хорошкевича «Россия времени Ивана Грозного». «Присоединение Сибири.
К концу Ливонской войны хозяйственная разруха в стране резко усилилась. В некоторых районах Новгородской земли запустело 80 90% сел и деревень. Тяготы возросших поборов, мор и голо;: приводили к вымиранию населения и к бегству крестьян на восточные и южные окраины. Правительство Грозного пыталось заботиться прежде всего о благополучии «воинского чина», т.е. военно-служилого люда. С 1581 г. начинается перепись населения с целью навести порядок в обложении его государственными податями. В районах, где проводилась перепись, крестьянам временно, в течение «заповедных лет», запрещалось уходить от господ. Так подготавливалась отмена крестьянского выхода и окончательное утверждение крепостного права. Бегство крестьян и холопов продолжалось. На южных рубежах страны скапливался тот горючий элемент, который в начале XVII в. приведет к грандиозному пожару крестьянской войны. Введение «заповедных лет», этих предвестников окончательного торжества крепостничества, совпало с присоединением Сибири. Ее огромные необжитые или слабо освоенные просторы манили беженцев из крепостнического центра России. Отлив населения остроту классовых противоречий в центре, но создавал их очаги на окраинах».
Назовите события, в связи с которыми в России в конце XVI в. усилилась хозяйственная разруха.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Какими средствами правительство пыталось остановить бегство населения на окраины страны?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Используя текст источника, укажите, к каким последствиям привело бегство населения на окраины.-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VIII. Соотнесите даты и события.
Событие | № | Дата |
1. Начало стихийных бедствий в России | 1.1598 | |
2. Избрание Бориса Годунова на царство | 2.1601 | |
3. Разгром войска Ивана Болотникова | 3.1604 | |
4. Начало похода Лжедмитрия I на Москву | 4.1605 | |
5. Смерть Бориса Годунова | 5.1606 | |
6. Избрание Василия Шуйского на царство | 6.1607 |
IX. Прочитайте отрывок из донесения английского разведчика о событиях в России и ответьте на вопросы.
Василий Иванович, достигнув власти по праву наследования и соответственно утвержденный по избранию его боярством, дворянством и общинами Москвы, вскоре... послал воеводу в важный город Путивль и отправил немедленно вслед за ним дворянина привести к присяге население этого города на верность ему. Этот дворянин, встретившись с одним любимцем прежнего государя по имени Молчанов (который, бежав туда, отклонил многих дворян и солдат тех мест от признания нынешнего государя), был соблазнен им и перешел на их сторону в знак протеста против того великого угнетения, которое терпели от Москвы окраины и отдаленные места России... Мятежники привлекли на свою сторону всех недовольных в этой части страны (и двинулись на Москву).
О каком событии идет речь?----------------------------------------------------------------
В чем видит автор причины восстания И. Болотникова?------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Кто избрал Василия Шуйского на царство и почему некоторые области России его не признали?----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
X. Решите кроссворд.
1. Человек, незаконно претендующий на престол. 2. Имя, которое принял в монашестве боярин Ф. Романов. 3. Монашеское имя последней жены Ивана Грозного. 4. Глава Православной Церкви. 5. Царь, давший обещание не допускать расправ. 6. Фамилия первого самозванца. 7. Царь, при котором появился первый самозванец. 8. Город, где был пленен Болотников. 9. Имя жены Лжедмитрия.
XI. Вычеркните неверное в следующем предложении: В выборах царя Михаила Романова участвовали представители всех слоев населения России: бояре, священнослужители, дворяне, посадские люди, крепостные крестьяне, стрельцы, черносошные крестьяне, холопы, казаки.
XII. Прочитайте отрывок из грамоты Д. Пожарского от31 декабря 1612 г. и ответьте на вопросы. И вам бы, господа, по нашему приговору выбрать крепких и разумных и настоятельных людей из духовного чина пять человек, да из посадских и из уездных людей двадцать человек , из стрельцов пять человек да тех выборных людей для государского обирания, дав им от себя полный приговор, как им о государском обирании и о великом земском деле с нами во всех вас вместо советывать и говорить о государском обирании безо всякого страха.
Для чего созывались выборные в Москву?--------------------------------------------От каких слоев населения и по скольку выборных должны были приехать в Москву?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Что должны были дать своим выборным посылающиеих общины?-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Тема 4.3 Россия в . XVII-XVIII вв.
I.На контурной карте обозначьте границы России в конце XVII в., напишите названия городов. Придумайте значки и обозначьте ими места: 1) добычи и обработки железной руды, 2) солеварения, 3) кожевничества. Обведите разноцветными карандашами примерные районы: 1) возделывания технических культур, 2) племенного скотоводства, 3) огородничества. Подчеркните названия главных пунктов торговли России с Западной Европой и со странами Востока. Подпишите названия казачьих рек.
II. Напишите определения понятий.
Барщина ---------------------------------------------------------------------------------------------------Оброк ------------------------------------------------------------------------------------------------------Засечная черта ------------------------------------------------------------------------------------------Мелкая промышленность -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Ремесло ---------------------------------------------------------------------------------------------------
Мелкое товарное производство ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Мануфактура ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Всероссийский рынок ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Крепостные крестьяне -------------------------------------------------------------------------Черносошные крестьяне----------------------------------------------------------------------- Приказные люди --------------------------------------------------------------------------------III. Заполните таблицу «Мануфактуры XVII в.».
Район | Какие мануфактуры были созданы |
IV. Отрывок из произведения историка В.О. Ключевского. «Царь Алексей Михайлович ... одной ногой ...еще крепко опирался на родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении... Он...не дал ни плана, ни направления преобразований, но создал преобразовательное настроение».
Какие факты могут подтвердить точку зрения историка на то, что царь опирался на «православную старину»?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Что имеет в виду историк под «переходной.чертой»?--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Какие факты могут подтвердить точку зрения историка на то, что царь «занес ногу за черту»?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
V. Из работы современного историка В.И. Буганова: «Двенадцать лет спустя вспыхнуло мощное, хотя и скоротечное восстание в Москве - знаменитый «медный бунт»...Его участники -столичные посадские люди и часть стрельцов, солдат, рейтар московского гарнизона - предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования. В известной мере повторилось то, что произошло во время «соляного бунта». Но обстановка к тому времени изменилась довольно заметно, поэтому и ход восстания и его финал существенно отличаются от того, что было в начале правления Алексея».
В каком году и в связи с чем вспыхнуло описываемое в отрывке восстание?-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Чем закончилось восстание?----------------------------------------------------------------Почему финал «медного бунта» отличается от результатов «соляного бунта»?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VI. Каковы причины проведения церковной реформы патриархом Никоном в середине 17 века? Каковы ее результаты?---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
VII. Соотнесите даты и события.
1645 г. Принятие Соборного уложения
1646 г. Медный бунт
1648 г. Восстание в Пскове
1649 г. Налоговая реформа
1650 Начало Соловецкого восстания
1652 Восстание в Москве
1654 г. Начало церковной реформы
1662 г. Начало правления Алексея Михайловича
1668 г. Начало патриаршества Никона
VIII. Составьте таблицу «Решение внешнеполитических задач в царствование Алексея Михайловича».
Задачи | Способы их решения | Результаты |
Возвращение земель, потерянных в начале XVII в. | ||
Воссоединение с западными землями Киевской Руси | ||
Защита от крымской опасности | ||
IX. Распределите по колонкам перечисленные ниже явления в экономике России. В первую — те, которые обозначились еще в XVII в., а во вторую — совершенно новые, возникшие при Петре I.
Металлургические мануфактуры близ Тулы; металлургические мануфактуры на Урале; постройка речных судов; сереброплавильные мануфактуры; мануфактуры по выработке парусного полотна, канатов, сукна; использование наемного труда на мануфактурах; постройка морских судов; использование крепостного труда на мануфактурах; внешняя торговля в Архангельске; внешняя торговля в Петербурге; политика покровительства отечественной промышленности и торговле; строительство каналов.
XVII в. | Конец XVII — начало XVIII в. |
X. Соотнесите даты и события.
Указ о ликвидации разницы между
поместьем и вотчиной 1721 г.
Указ о покупке к заводам крестьян 1724 г.
Введение подушной подати 1714 г.
Начало первой ревизии 1718 г.
XI. После проведения ревизии выяснилось , что в России проживает 5 400000 душ мужского пола крестьян и 1834 000 — посадских людей. Было известно, что на армию необходимо 4 000 000 рублей, а на флот — 208 280 рублей. Подати на армию разделили поровну между крестьянами, а подати на флот — между посадскими. Сосчитайте, какую подать платил один крестьянин, а какую — один посадский человек.
Крестьянин----------------------------------------------------------------------------------------Посадский человек -----------------------------------------------------------------------------
XII. Подчеркните правильный ответ (ы)
1.Что из названного относилось к итогам внешнеполитической деятельности Петра I:
а) присоединение к России Крыма;
б) присоединение к России Средней Азии;
в) освобождение Россией народов Закавказья от иранского и османского гнета;
г) завоевание Россией выхода в Балтийское море?
2.В первой четверти XVIII в. возникли доменные и металлообрабатывающие заводы:
а) на Урале;
б) в Карелии;
в) близ Тулы;
г) верно а) и в);
д) верно все указанное.
3. Установите соответствие между именами современников:
1) Дмитрий Донской; а) Андрей Курбский;
2) Иван Грозный; б) Сергий Радонежский;
3) Иван III; в) Александр Меньшиков;
4) Петр I. г) хан Ахмат;
д) Бирон.
4. Первый сереброплавильный завод в России возник:
а) на Урале – близ Невьянска;
б) в Сибири – близ Нерчинска;
в) в Устюге Великом;
г) в районе Тобольска;
д) близ Якутска.
5. Что из названного было одной из причин Петровских преобразований:
а) необходимость преодоления Россией отставания от западных стран;
б) стремление получить финансовую помощь от Англии и Голландии;
в) необходимость отмены местничества и системы кормлений;
г) стремление к объединению всех русских земель?
6.Наибольшее число текстильных мануфактур в начале ХVIII века возникло:
а) в Петербурге;
б) Москве;
в) Иванове;
г) Нижнем Новгороде;
д) Костроме и Ярославле.
7.Развитие мануфактур в XVIII в. потребовало большого числа наемных работников. Ими становились:
а) посадские ремесленники;
б) дети солдат и матросов;
в) свободные крестьяне;
г) крепостные крестьяне;
д) верно все указанное.
8. Укажите хронологическую последовательность мероприятий, связанных с развитием культуры в первой четверти XVIII в.:
1) подписание указа о создании Академии наук;
2) создание первой в России государственной библиотеки;
3) создание в Москве школы Навигацких и математических наук;
4) учреждение Кунсткамеры;
5) введение нового летосчисления и нового календаря;
6) введение нового типографского шрифта;
7) начало издания первой печатной газеты «Ведомости».
9.В XVIII в. появился термин посессионные крестьяне. Так называли:
а) крестьян, переведенных помещиками на денежный оброк;
б) свободных крестьян, которые работали на мануфактурах и сохраняли свой надел земли;
в) крепостных крестьян, купленных для работы на мануфактурах;
г) крестьян, которые были направлены для работы на заводы без права иметь семью;
д) черносошных крестьян, которые были приписаны к мануфактурам.
10. При Петре I заметно оживилась внешняя торговля, в основу которой была положена политика меркантилизма. Суть этой политики заключалась в следующем:
а) введение повышенных пошлин на импортные товары, которые конкурировали на внутреннем рынке с российскими;
б) превышение экспорта над импортом;
в) поддержка русской промышленности и ослабление ее зависимости от иностранных коммерсантов;
г) верно лишь а) и б);
д) верно все указанное.
11. В июне 1711 г. на реке Прут произошло сражение полков Петра I с впятеро превосходящим османским войском. На стороне России сражался отряд:
а) молдавского правителя Д. Кантемира;
б) остзейских немцев;
в) австрийцев;
г) поляков;
д) саксонского курфюрста Августа II.
12. В 1700 г., когда умер патриарх Адриан, Петр I запретил выбирать нового. Патриаршество было заменено Духовной коллегией (Синодом) в … году:
а) том же, 1700;
б) 1701;
в) 1711;
г) 1721;
13. Табель о рангах, определявшая систему чинов и порядок продвижения на государственной службе, была введена в действие в … году:
а) 1722;
б) 1721;
в) 1720;
г) 1719;
д) 1714.
14. Как назывались органы центрального управления, упраздненные в России в начале XVIII в.:
а) коллегии;
б) министерства;
в) приказы;
г) магистраты?
XII. Реформы Петра I(заполните таблицу)
Годы | Результаты | |
В военной области | ||
В области государственного управления | ||
В экономике | ||
Общественная жизнь |
XII. На контурной карте нанесите границы государства накануне Северной войны, подпишите одним цветом названия государств, участвовавших в Северном союзе, а дру гим — их противника, подпишите города, подчеркните названия тех из них, которые были взяты русскими войсками, и подпишите даты этих событий, крестиками обозначьте места важнейших битв, покажите стрелками поход Карла XII в Россию и его бегство в Турцию.-
XII. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.
...Наикрепчайше обещаем... по принятии короны российской в супружество во всю мою жизнь не вступать и наследника..никого не определять. Еще обещаемся, что... мы ныне учрежденный Верховный тайный совет в восьми персонах всегда содержать и без оного Верховного тайного совета согласия: 1) Ни с кем войны не всчинять. 2) Миру не заключать. 3) Верных наших подданных никакими новыми податями не отягощать. 4) В знатные чины... выше полковничьего ранга не жаловать, и гвардии и прочим полкам быть под ведением Верховного тайного совета. 5) У шляхетства живота и имения и чести без суда не отымать. 6) Вотчины и деревни не жаловать. 7) В придворные чины... не производить. 8) Государственные доходы в расход не употреблять — и всех верных подданных в неотменной своей милости содержать. А буде чего по сему обещанию не исполню и не додержу, то лишена буду короны российской.
Как назывался документ?-------------------------------------------------------------------Кто подписал этот документ и был ли он исполнен?--------------------------------Кто обладал реальной властью по этому документу?---------------------------------Как можно назвать систему правления, которая установилась бы в России, если бы этот проект был осуществлен?---------------------------------------
XIII. Соотнесите имена монархов и годы их правления.
Анна Ивановна 1740—1741 гг.
Петр II 1761 — 1762 гг.
Петр III 1725—1727 гг.
Елизавета Петровна 1762—1796 гг.
Екатерина I 1727—1730 гг.
Екатерина II 1741 —1761 гг.
Иван Антонович 1730—1740 гг.
Подчеркните одной чертой имена тех, кто занял трон законным путем, а двумя — путем дворцового переворота.
XIII. Какие мероприятия были осуществлены Екатериной Великой в период царствования: секуляризация церковных земель; приглашение иностранцев в Россию; создание системы коллегий; реформирование центрального управления; созыв Комиссии по составлению нового Уложения; проведение календарной реформы; организация медицинской помощи населению; реформирование системы коллегий?(подчеркните)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения по дисциплине ОП. 08. Педагогическая психология специальность 44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании
Методические рекомендации по дисциплине Педагогическая психология является частью общепрофессионального цикла (ОП 08.), который входит в программу подготовки специалистов среднего...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по выполнению самостоятельной работы по дисциплине ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по выполнению самостоятельной работы учебной дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит для специальности 38.02.01...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП(у).03 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК. АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК Специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рабочая программа общеобразовательного учебного предмета «Иностранный язык. Английский язык» разработана в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины, одобр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.04 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (АНГЛИЙСКИЙ) Специальность: 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.04 Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальнос...
КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОГСЭ.04 Иностранный язык в профессиональной деятельности (английский) для специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Комплект оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 44.02.05 Коррекционная педаго...
СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ по учебной дисциплине "Иностранный язык(английский)" для студентов 1 курса специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании
Рабочая тетрадь предназначена для студентов 1 курса.Рабочая тетрадь включает в себя 16 тематических циклов, в каждый из которых входят текст, лексические, фонетические и грамматические упражнения. Уче...
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных работ по ПМ 04 МДК 04.01 «Организация деятельности электромонтажной организации»
Рабочая тетрадь для выполнения самостоятельных работ по ПМ 04 МДК 04.01 «Организация деятельности электромонтажной организации» разработан на основе Федерального государственног...