Доклад к педагогическому совету «Типы учебных занятий и их логика»
статья на тему
Любое учебное занятие - искусственно создаваемая учителем под конкретную цель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_doklad_k_pedsovetu-4.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Любое учебное занятие - искусственно создаваемая учителем под конкретную цель система. Из набора всех этапов можно построить разные комбинации. Живое обучение обусловливает необходимость объединения нескольких этапов в один (проверка домашнего задания и подготовка студентов к активной учебной деятельности на основном этапе урока или изучение нового материала, его первичное закрепление и проверка понимания).
Некоторые этапы носят инвариантный характер, т. е. реализуются на каждом учебном занятии (этап подготовки студентов к активной основной учебно-познавательной деятельности, основной этап, этап подведения итогов учебного занятия, рефлексия).
Комбинированный тип урока - это наличие всех этапов на одном учебном занятии. Такая структура оправдана в начальных классах, когда содержание учебного материала, подлежащего усвоению, невелико по объему. В работе со старшими учащимися такой тип урока не дает оптимальных результатов. Это связано с тем, что обучающийся осваивает научные понятия не сразу, этот процесс протяжен во времени. Следовательно, структура учебного занятия (число и сочетание этапов) должна подчиняться главной дидактической цели, определяющей основной этап учебного занятия и, в свою очередь тип учебного занятия.
На вводных учебных занятиях дается обобщенная картина того материала, который будет изучаться на протяжении всей темы. Основная задача учителя - так преподнести материал учебного занятия и мотивировать важность предстоящего изучения темы, чтобы у студентов возник интерес к данной теме и появился осознанный подход к новому материалу.
На таких учебных занятиях приводятся исторические справки, демонстрируются опыты по всей теме, объяснение которым будет дано при изучении конкретных вопросов учебной темы. Целесообразно использование музыки, живописи, других видов искусства.
Каждый тип учебного занятия имеет определенную логику. Логика различных типов учебных занятий основана на логике усвоения студентами предметных знаний: восприятии, осмыслении, запоминании, применении, обобщении и систематизации (таблица).
Каждый из представленных типов учебного занятия – комбинированный, т.к. состоит из нескольких этапов. Допускается комбинация, предполагающая соединение по образовательным целям двух или трех типов учебных занятий. Значимым является правильное, с точки зрения дидактики, соединение логик этих занятий. Иначе учебное занятие будет представлять собой всего лишь эклектическое соединение различных этапов урока, слабо связанных с его целями.
Типы учебных занятий
Тип учебного занятия | Предметные цели | Логика | ||
0-й тип Вводное занятие | Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы. Обеспечить создание у студентов образа изучения новой темы | • Мотивация. • Образное представление об изучаемой теме. • Осмысление практической и социальной значимости. • Рефлексия | ||
1-й тип Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности | Организовать деятельность студентов по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности | • Мотивация. • Актуализация субъектного опыта студентов. • Организация восприятия. • Осмысление. • Первичная проверка понимания. • Организация первичного закрепления. • Анализ. • Рефлексия | ||
2-й тип Закрепление знаний и способов деятельности | Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности студентов | • Мотивация. • Актуализация ведущих знаний и способов действий. • Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях. • Самостоятельное применение знаний. • Контроль и самоконтроль. • Коррекция. • Рефлексия | ||
3-й тип Комплексное применение знаний и способов деятельности | Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения студентами комплекса знаний и способов деятельности | • Мотивация. • Актуализация комплекса знаний и способов действий. • Самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях. • Самоконтроль и контроль. • Коррекция. • Рефлексия | ||
4-й тип Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности | Организовать деятельность студентов по обобщению знаний и способов деятельности | • Мотивация. • Анализ содержания учебного материала. • Выделение главного в учебном материале. • Обобщение и систематизация. • Установление внутри- и межпредметных связей. • Рефлексия | ||
5-й тип Проверка и оценка знаний и способов деятельности студентов. Коррекция знаний и способов деятельности студентов | Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности студентов. Организовать деятельность студентов по коррекции своих знаний и способов деятельности | • Мотивация. • Самостоятельное выполнение заданий. • Самоконтроль. • Контроль. • Анализ. • Оценка. • Коррекция. • Рефлексия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогическом совете "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"
Тема педсовета: «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»...
Реферат-доклад (на педагогический совет школы) "Что такое гравюра?" предлагается по следующим предметам: история искусств, рисунок.
Что такое гравюра? Немного истории о происхождении гравюры. Какая бывает гравюра ВИДЫ и техника выполнения гравюр....
Доклады на педагогические советы
Представлены доклады на темы: "Модульные технологии в самостоятельной работе студентов в процессе изучения информатики", "Применение технологии портфолио как эффективной формы оценивания образовательн...
Доклад к педагогическому совету «Формирование профессиональной компетенции студентов среднего профессионального образования»
В настоящее время формирование профессиональной компетентности выпускника приобретает особую актуальность. Мировая образовательная практика рассматривает понятие «компетентность» в качестве основного...
Доклады на педагогических советах и советах мастеров
Мастер!Он всегда в дороге - в заботах, поисках, тревоге,И никогда покоя нет.И сто вопросов на пороге, и нужно верный дать ответ.Он сам себя всех строже судит.Он весь земной, но рвется ввысь.Не счесть,...
Доклад на педагогическом совете ГАПОУ МО "Профессиональный колледж "Московия" на тему:"Опыт проведения дистанционных занятий. Плюсы и минусы дистанционного обучения".
Особенности дистанционного обучения по специальности 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР НА ТЕМУ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КОЛЛЕДЖА ТЕМА ДОКЛАДА: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Использование современных педагогических технологий на занятияхСовременный образовательный процесс предъявляет новые требования...