Доклад на педагогическом совете "Реализация компетентностного подхода на уроках информатики"
статья по теме
Тема педсовета: «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_pedsovete_.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования, науки и молодежной политики
Забайкальского края
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище № 1» г. Чита
Доклад на педагогическом совете
«Реализация компетентностного подхода на уроках информатики»
Подготовила
преподаватель информатики
Пичуева М. В.
Чита, 2014
Тема педсовета: «Качество образования как результат сформированности компетенций участников образовательного процесса»
Тема доклада: «Реализация компетентностного подхода на уроках информатики»
Социологи и педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться. Поэтому моя задача не только дать знания обучающимся, но и научить их умению применить свои знания в жизни.
Если учесть, что под компетенцией понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и направлены на ее успешное включение в трудовую деятельность, то формирование компетентностей начинается с момента формирования личности.
Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования и выполнять определенную деятельность. Как видно из приведенного определения, компетенция должна:
1) отвечать индивидуальным требованиям, т. е. быть личностным качеством;
2) отвечать общественным требованиям, т.е. позволять получать общественно значимые результаты;
3) способствовать осуществлению практической деятельности, т. е. позволять оперативно решать возникающие проблемы и задачи.
Среди различных видов компетенций выделяются прежде всего ключевые компетенции, которые являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметноориентированных. Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.
В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать. Наиболее распространенной является классификация А. В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:
• ценностно-смысловые компетенции;
• общекультурные компетенции;
• учебно-познавательные компетенции;
• информационные компетенции;
• коммуникативные компетенции;
• социально-трудовые компетенции;
• компетенции личностного самосовершенствования.
Ключевые (базовые, универсальные) компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Ключевые компетенции основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности.
Когда говорят о роли того или иного урока в формировании определенных ключевых компетенций, урокам информатики прежде всего отводится роль развития информационной компетенции. В самой сути этого учебного предмета уже заложена определенная база, позволяющая работать именно над навыками деятельности по отношению к информации в разных сферах жизни. Информационно-коммуникационная компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется прежде всего в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и др. Таким образом, одной из основных целей, встающих передо мной, как преподавателем информатики, является повышение уровня информационно-коммуникационной и учебно-познавательной компетентностей обучающихся, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер. Таким образом, ИКК можно определить как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Формирование ИКК проходит три уровня развития:
- пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями);
- базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);
- профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).
Итак, в чем преимущества уроков информатики перед другими учебными дисциплинами при формировании ключевых компетенций?
Во-первых, в наличии специальных технических средств, в первую очередь – персонального компьютера для каждого обучающегося, а также задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств.
Во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом: каждый обучающийся имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой – доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места; даже визуальный контакт с соучениками и преподавателями строится несколько иначе, чем на других уроках.
В-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы преподавателем.
Наконец, в-четвертых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация обучающихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нем создает преподавателю информатики благоприятные начальные условия для органичного внедрения компетентностного подхода.
Перечень умений, входящих в состав общей ИК-компетентности:
1. Информационный блок:
• поиск информации в различных источниках, использование различных ресурсов (книг, журналов, электронных пособий, Интернета) для нахождения нужной информации;
• представление информации в структурированном виде, с использованием таблиц, схем, диаграмм и др.;
• выбор способов доведения информации до пользователя с учетом возможностей современной техники.
2. Блок компьютерной и информационной техники:
• объяснение структуры современного ПК и обоснование назначения его основных устройств;
• выбор компьютерной и информационной техники для адекватного решения задач;
• обоснование способов взаимодействия компьютеров с другой техникой, служащей для сбора, хранения, обработки и передачи информации.
3. Блок операционной системы:
- настройка пользовательского интерфейса Windows;
- работа с файлами;
- знание основных команд;
- использование стандартных программ Windows.
4. Блок прикладных программ:
- создание и редактирование текстов с рисунками, таблицами, формулами, графиками в редакторе MS Word;
- построение диаграмм и графиков с помощью MS Excel;
- поиск информации в Интернете с использованием различных поисковых систем;
- создание и использование компьютерных презентаций с помощью MS Power Point.
Формирование у обучающихся ИКТ-компетентности на уроках информатики позволяет уделить особое внимание формированию таких познавательных навыков, как доступ к информации, ее создание, передача. Во многом этому способствует внедрение в образовательный процесс Интернет. Обладая колоссальными информационными возможностями и предлагая большой набор сервисов, Интернет является одним из эффективных средств формирования ИКТ-компетентности не только обучающихся, но и преподавателей, ведь компетентность преподавателя – это необходимое условие для формирования и развития компетентности обучающихся.
Приоритетными направлениями использования ресурсов Интернета в процессе обучения являются:
• поиск и сбор информации;
• общение;
• публикации в сети.
Серьезное отношение к работе в Интернете предполагает переход от концепций «найти хоть что-нибудь» и «найти все, что есть» к задаче получить только нужные документы, соответствующие теме запроса. В этих условиях особое значение приобретает методика обучения обучающихся технологии поиска информации. Для обучения поиску и сбору информации в Интернете используются следующие виды учебных заданий:
• подготовка и написание реферата;
• составление аннотированных ссылок по теме;
• подготовка рецензии на сайт по изучаемой теме;
• сбор материалов к заданной теме.
Выполнение таких заданий способствует развитию познавательных навыков «определение информации» и «доступ к информации», входящих в структуру ИКТ-компетентности.
Особое внимание при организации работы обучающихся с ресурсами Интернет нужно уделить изучению сервисов для взаимодействия в сети. Достоинство Интернета в том, что он расширяет среду общения до размеров земного шара. В этой простоте кроются опасности: возникает иллюзия доступности и вседозволенности. Поэтому важное значение приобретает формирование следующих познавательных навыков, составляющих структуру ИКТ-компетентности: знание правил общения, умение воздерживаться от провокационных высказываний, умение грамотно цитировать источники.
Эти навыки формируются при выполнении следующих видов заданий:
• переписка между отдельными обучающимися или преподавателем и обучающимися;
• обсуждение заданной темы в форуме или чате;
• виртуальная встреча (обучающиеся могут обратиться с вопросом к известной личности);
• видеоконференции.
Третье обозначенное направление использования Интернет – это публикации. Под руководством преподавателя-предметника и преподавателя информатики обучающиеся могут выполнять следующие задания:
• создание тематических веб-страниц;
• публикация рефератов на сайте;
• публикация лучших работ обучающихся на сайте учебного заведения;
• участие в интернет-конкурсах.
Таким образом, компетентность формируется не в результате действий преподавателя, а как результат деятельности обучающегося с точки зрения его продвижения и развития в процессе усвоения определенного социального опыта. Даже в рамках существующих учебных программ уже можно вполне вести обучение на основе компетентностного подхода, изменив в первую очередь цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно обучающегося, с его индивидуальными целями.
Список использованной литературы
1. Босова Л. Л. Цели и содержание подготовки школьников в области информатики и информационных технологий в аспекте компетентностного подхода // Педагогическая информатика. 2005. - № 2.
2. Лебедева М. Б., Шилова О. Н. Что такое ИКТ- компетентность и как ее формировать? // Информатика и образование. 2004. - № 3.
3. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2007. 30 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-14.htm.
4. Фалина И. Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике // Информатика. 2006. - № 7.
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. - № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Реализация компетентностного подхода"
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Модульно-компетентностный подход на уроках русского языка и литературы
Методические разработки уроков русского языка и литературы в ОУ СПО с использованием технологической карты....
Компетентностный подход на уроках иностранного языка в учреждениях профессионального образования
В настоящее время все учебные заведения формируют целостную систему знаний, умений, навыков, а именно: ключевые компетенции....
Компетентностный подход в обучении информатике студентов медиков
На уроках Информатики целенаправленно работаю над формированием и подготовкой специалиста для конкретной профессиональной деятельности, который должен быть конкурентоспособным, высококвали...
Реализация компетентностного подхода на уроках математики.
Математические компетенции – это способности структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать её, и...
Доклад на педагогическую конференцию « Инновационный подход к преподаванию химии и биологии»
Интерактивные технологии завоевывают сегодня всё большее признание и используются при преподавании различных учебных дисциплин. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в р...
Статья «Практико-ориентированный подход на уроках Информатики и ИКТ»
Статья «Практико-ориентированный подход на уроках Информатики и ИКТ» Авторы: Федосеева О.С., Шорикова М.А....