2. Актуализация знаний | - Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока;
К сегодняшней теме урока я подобрала изречения мудрых людей. - Как вы думаете, что объединяет эти высказывания? - Попробуйте определить круг вопросов, которые мы будем сегодня изучать.
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (Чехов А. П.)
В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни. (Леонардо да Винчи)
«Сохранить свободу можно лишь там, где она осознана и где ощущается ответственность за нее». (Карл Ясперс)
- Уже сейчас вы можете сказать, из чего складывается жизненный успех человека?
| - Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, записывают ее в тетради, перечисляют «Слагаемые жизненного успеха» (Умения, преодоление препятствий, осознание причин и следствий побед и поражений, приложение собственных усилий)
| Личностные: - активизация имеющихся ранее знаний; - активное погружение в тему; - умение осознавать значимость поставленных учебных задач; Регулятивные: - умение поставить учебную цель; Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания; - умение выделять и формулировать задачи; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли в устной форме; Предметные: - закрепление знаний по предыдущим темам; |
3. Введение новых знаний | - Сообщает новые знания; У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу “лестницей желаний”. Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом. Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий. Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни.
- Организует работу в парах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Нацеливает на активную работу;
- Предлагает нарисовать карту «Мой жизненный путь», определить на ней основные этапы. Объяснить, каким образом удастся этого добиться. - Предлагает заслушать отчет пар; - Контролирует и подтверждает правильность выводов; - Обобщает полученные результаты;
Тренинговое упражнение: “Мои жизненные приоритеты” Про старушку. В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились. - Многого ли достигла в жизни эта старушка? - Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни? - Каковы были её жизненные ценности?
Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени. Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель). Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события. Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о мире профессий, ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела. При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.
Игра-дискуссия: “Свобода, ответственность, справедливость” Я уяснил, что значит быть свободным. Я разобрался в этом чувстве трудном, Одном из самых личных чувств на свете. И знаете, что значит быть свободным? Ведь это значит быть за все в ответе! Л. Мартынов Выбор профессии — жизненно важная проблема практически для всех людей. Особенности нервной системы, мышления, памяти и внимания играют важную, но не определяющую роль в выборе профессии. Есть факторы более существенные. Одним из них способность брать на себя ответственность за то, что происходит в твоей жизни.
1.Каждому участнику предлагается на листе бумаги кратко обозначить свое понимание «свободы». «ответственности» и «справедливости». - 5-10 минут. 2.Организовать обмен мнениями. Лучше обсуждать каждое из этих понятий в отдельности, по очереди, т.е. сначала обсудить, что участники понимают под свободой, ответственностью и справедливостью (7-10 минут). Учитель может либо сам, либо с помощью кого-то из участников на отдельном листе бумаги фиксировать наиболее интересные представления. 3. Далее участникам предлагается уже на других листах бумаги сформулировать основные принципы определения жизненных планов.(5-7 минут). Важно напомнить, что принципы – это система ограничений и дозволений, т.е. они отвечают на вопрос о том, что можно и даже нужно делать, а чего - нельзя. 4. Организует совместное обсуждение. после заслушивания 2-3 участников-добровольцев, предлагает остальным просто добавить к названным принципам те, что не прозвучали. Фиксирует все это на доске (можно даже попросить это делать кого-то из участников). Помогает скорректировать, выявить те, которые повторяются по своему содержанию, а те принципы, которые вызывают сомнения просто убрать. Обращает внимание на то, отразились ли в предлагаемых принципах идеи о том. как реализовать реальную свободу, ответственность, а главное – справедливость. Напомннает, что ранее (на предыдущих этапах) они специально уточняли для себя, что они под всем этим понимают. Обращает внимание на распределение каких благ (денег, льгот, почестей, любви и т.п.) направлен принцип справедливости.
|
- Делятся на группы;
- Работают парами, рисуют карту «Мой жизненный путь»;
- Озвучивают полученные результаты; - Фиксируют в тетради основные мысли;
1. Каждый учащийся пробует сформулировать, что он под всем этим понимает. 2.Сообщают о своих представлениях (о свободе, ответственности и справедливости). 3. Выписывают не менее 3-х таких принципов (можно и больше). 4. Желающие-добровольцы (2-3) сразу называют все свои принципы, а остальные участники задают им вопросы, принимают, уточняют или аргументировано отвергают эти принципы, фиксируют все это, корректируют, делают вывод о том, как реализовать реальную свободу, ответственность, а главное – справедливость. | Личностные: - проявление интереса к новому содержанию; - осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению; Регулятивные: - умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - умение выделять необходимую информацию, строить логические цепочки рассуждений, - умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания; Коммуникативные: - умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации; - умение выражать свои мысли в устной форме; Предметные: - умение давать определения новым понятиям темы;
|
6. Применение знаний на практике | - Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы: - Сообщает учащимся название практической работы;
- Разъясняет задачи практической работы;
- Знакомит с объектом труда – образцом;
Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым: Схема личного профессионального плана Главная цель – какую профессию выбираю | Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну. | Ближайшие задачи и более отдаленные цели | Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста | Пути и средства достижения ближайших целей | Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ курсы) | Внешние препятствия на пути достижения цели | Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей | Свои возможности для достижения цели | Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию | Запасные варианты и пути их достижения | Например: “не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ “ и т.д. |
- Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы;
- Организует работу. Мотивирует учащихся. Нацеливает на активную работу;
Предлагает составить «Мой профессиональный план», определить основные этапы. Объяснить, что необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели. - Контролирует выполнение учащимися практической работы; - Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся; - Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени; - Контролирует и подтверждает правильность выводов; - Проводит заключительный инструктаж:
- Предлагает заслушать ответы учащихся
- Анализирует выполнение самостоятельной работы
- Организует разбор типичных ошибок учащихся;
Направляет учащихся на формулирование способов устранения ошибок - Обобщает полученные результаты
- Подводит учащихся к самостоятельной формулировке выводов
|
-Дают свои варианты ответов - Обсуждают, что получилось, что не получилось: определяют какова же общая последовательность действий человека при принятии решения своего профессионального выбора, каковы его главные шаги? Во-первых, это определение и оценка своих “хочу” и “могу”, во-вторых, сбор и оценка всей полученной информации об учебных заведениях, рабочих местах и, наконец, принятия решения и планирование достижения цели. Для достижения профессионального успеха очень большое значение имеет мотивация к нему, то есть насколько сильно хочется достичь цели и почему.
| Личностные: - осознание своих возможностей; - проявление самостоятельности; Регулятивные: - умение планировать свою деятельность; Познавательные: - умение решать практические задачи на творческом уровне; - умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления; Коммуникативные: - умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: - применение знаний на практике по составлению карты жизненного пути |