Урок "Мои жизненные планы"
план-конспект урока на тему

Сычникова Ирина Анатольевна

Технологическая карта урока технологии 9 класс. Раздел программы "Современное производство и профессиональное образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_moi_zhiznennye_plany.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии

9 класс

Раздел программы: «Современное производство и профессиональное образование»

Тема урока: «Мои жизненные планы»

                                                                                                                           Выполнили:

                                                                                                               учитель технологии

                                                                                                                                      Хафизова Е.А. МБОУ СОШ № 36

                                                                                                              учитель технологии

                                                                                                                                      Сычникова И.А. МБОУ СОШ № 68

                                                                                             

Г. Дзержинск

2014 г.

Предмет: «Технология»

Класс: 9

Раздел программы: «Современное производство и профессиональное образование»

Тема: «Мои жизненные планы»

Цель урока: Обобщение знаний по разделу «Профессиональное образование и самоопределение» в систему. Активизация процесса профессионального самоопределения молодёжи, оказание действенной помощи учащимся 9 классе в осознанном выборе профессионального пути.

Задачи:

  • Образовательные: способствовать формированию представления о жизненном и личном профессиональном плане; объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств (внутренних условий для достижения цели) и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку.
  • Развивающие: развивать основные способы мыслительной деятельности: учить анализировать этапы своего профессионального плана, выделять главное, обобщать и систематизировать.
  • Воспитательные: воспитывать навыки сознательной дисциплины: собранность и внимательность во время работы; навыки интеллектуальной активности

Тип урока: комбинированный (сообщение новых знаний с элементами социально-психологического тренинга).

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Планируемые результаты:

  • Личностные: осознание личностной и практической значимости  учебного материала, умение мотивировать свою деятельность, осознание своих возможностей и ответственности за качество своей деятельности;
  • Метапредметные: умение осуществлять учебное сотрудничество, умение работать с источниками информации, умение грамотно строить устное монологическое высказывание, умение осуществлять самооценку и взаимооценку;
  • Предметные: понимание и определение понятий «Жизненый план» и «Профессиональный план», умение устанавливать взаимосвязь по разным темам, умение применять теоретические знания в практической деятельности;

 Средства обучения:

  • Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер;
  • Презентация

Предмет, класс, тема

Методы обучения

Тип урока

Планируемые результаты освоения содержания урока

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

Личностные

Метапредметные

Предметные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

  • предмет «Технология», 9 класс
  • раздел программы: «Современное производство и профессиональное образование»
  • тема: «Мои жизненные планы »

  • Словесные, наглядные, практические, частично- поисковый

  • Комбинированный

- Установление связей и значимости данного вида деятельности;

- Умение мотивировать свою деятельность;

- Осознание своих возможностей;

- Проявление интереса к новому содержанию;

- Осознание ответственности за качество своей деятельности;

- Умение извлекать необходимую информацию из различных текстов;

- Самостоятель-ное решение творческих задач;

-аккумулирова-ние нужной информации;

- Умение строить логическую цепочку рассуждений;

- Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

- Составление плана действий и применение его для решения творческих задач;

- Прогнозирова-ние результата труда;

- Умение осуществлять самооценку и взаимооценку;

- Ответственное отношение к практической деятельности;

- Умение осуществлять учебное сотрудничество;

- Умение слышать одноклассников, учителя, понимать точку зрения другого;

- Умение выражать свое мнение, аргументировать, участвовать в коллективном обсуждении;

- Умение вести диалоговую беседу;

- Понимание и определение понятий: «Жизненный план», «Профессиональный план

- Умение устанавливать взаимосвязь знаний по разным предметам и темам для решения практических  учебных задач;

- Умение применять знания в практической деятельности;

  • Работа в парах, группах
  • Работа с текстом
  • Ведение диалога, объяснение
  • Выполнение практической работы (индивидуальная работа)

Оборудование:  мультимедийный проектор;

- экран;

- компьютер;

Презентация:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационно-мотивационный

- Организует начало учебной деятельности;

- Проверяет готовность обучающихся к уроку;

- Создает эмоциональный настрой на совместную работу;

- Готовятся к уроку;

- Погружаются в благоприятную атмосферу;

Личностные:

- эмоциональный настрой на урок;

- самоорганизация;

Регулятивные:

- способность регулировать свои действия, прогнозировать свои действия на уроке;

2. Актуализация знаний

- Организует подводящий диалог, пошагово подводит учащихся к формулированию темы и цели урока;

К сегодняшней теме урока я подобрала изречения мудрых людей.

- Как вы думаете, что объединяет эти высказывания?

- Попробуйте определить круг вопросов, которые мы будем сегодня изучать.

Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги.

(Чехов А. П.)

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни.

(Леонардо да Винчи)

«Сохранить свободу можно лишь там, где она осознана и где ощущается ответственность за нее».

(Карл Ясперс)

- Уже сейчас вы можете сказать, из чего складывается жизненный успех человека?

- Слушают учителя, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, записывают ее в тетради, перечисляют «Слагаемые жизненного успеха» (Умения, преодоление препятствий, осознание причин и следствий побед и поражений, приложение собственных усилий)

Личностные:

- активизация имеющихся ранее знаний;

- активное погружение в тему;

- умение осознавать значимость поставленных учебных задач;

Регулятивные:

- умение поставить учебную цель;

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- умение выделять и формулировать задачи;

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Предметные:

- закрепление знаний  по предыдущим темам;

3. Введение новых знаний

- Сообщает новые знания;

У каждого человека: и у взрослого, и у ребёнка – есть удивительная возможность – мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большая или маленькая, из каких ступенек она будет состоять. Вы можете считать, что каждая ступенька – это то, к чему вы стремитесь в вашей жизни. Давайте назовём эту лестницу “лестницей желаний”.

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться и даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Ваш подъём зависит во многом от того, как вы будете вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с вами по лестнице: будете толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом.

Вы сейчас находитесь в такой ситуации, когда вам необходимо спланировать своё движение по лестнице жизни, найти свой жизненный путь. Однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что план не всегда хорошо продуман, составлен без учета своих способностей и возможных препятствий.

Жизненный план – это представление человека о желаемом образе жизни.

- Организует работу в парах. Мотивирует учащихся на совместную деятельность. Нацеливает на активную работу;

- Предлагает нарисовать карту «Мой жизненный путь», определить на ней основные этапы. Объяснить, каким образом  удастся этого добиться.

- Предлагает заслушать отчет пар;

- Контролирует и подтверждает правильность выводов;

- Обобщает полученные результаты;

Тренинговое упражнение: “Мои жизненные приоритеты”

Про старушку.

В одной из стран, неважно в какой, жила одна старушка. Многие годы она ходила с палочкой по пляжу в разгар летнего сезона. Многие люди недоумевали и не понимали, что она ищет в песке, разгребая его палкой. Только спустя годы узнали, что в течение многих лет она ходила по пляжу с одной лишь целью – она собирала осколки битого стекла, чтобы взрослые и дети не поранились.

- Многого ли достигла в жизни эта старушка?

- Как вы думаете, каков был её путь по лестнице жизни?

- Каковы были её жизненные ценности?

Профессиональный план – это представление человека о своём профессиональном будущем, поэтому его построение зависит от него самого, его опыта. Говоря о профессиональном плане, мы говорим о пути, имеющем протяжённость во времени.

Планирование обычно бывает: долгосрочное (на несколько десятилетий вперёд); на средний срок (несколько месяцев или лет) и краткосрочное (несколько дней, недель).

Планирование профессионального пути у человека чаще всего идёт как намётки основных вех. Причём эти вехи могут быть разные: временные (например, к 23 годам окончить институт и найти хорошую работу), событийные (стать менеджером) без чёткого указания возраста человека при совершении события.

Планируя свою профессиональную карьеру, необходимо проявить максимум самостоятельности. Ошибки, пока они только в планах, исправимы. У вас есть знания о себе и о мире профессий, ведь осознанным выбор человека может быть только тогда, когда учитываются все обстоятельства дела.

При составлении профессионального плана надо обдумать свою главную цель, полезно продумать реальные пути и средства достижения поставленной цели. Необходимо помнить, что в профессиональном плане всегда должен присутствовать и запасной вариант, ведь наша жизнь изменчива, и на пути к поставленной цели могут возникнуть неожиданные препятствия: неудача, непредвиденное снижение спроса на избранную профессию, отсутствие материальных возможностей и многое другое.

Игра-дискуссия: “Свобода, ответственность, справедливость”

Я уяснил, что значит быть свободным.

Я разобрался в этом чувстве трудном,

Одном из самых личных чувств на свете.

И знаете, что значит быть свободным?

Ведь это значит быть за все в ответе!

Л. Мартынов

Выбор профессии — жизненно важная проблема практически для всех людей. Особенности нервной системы, мышления, памяти и внимания играют важную, но не определяющую роль в выборе профессии. Есть факторы более существенные. Одним из них способность брать на себя ответственность за то, что происходит в твоей жизни.

1.Каждому участнику предлагается на листе бумаги кратко

обозначить свое понимание «свободы». «ответственности» и

«справедливости».  - 5-10 минут.

2.Организовать обмен мнениями.

Лучше обсуждать каждое из этих

понятий в отдельности, по очереди, т.е. сначала обсудить, что участники понимают под свободой, ответственностью и справедливостью (7-10 минут).

Учитель может либо сам, либо с помощью

кого-то из участников на отдельном листе бумаги фиксировать наиболее интересные представления.

3. Далее участникам предлагается уже на других листах бумаги

сформулировать основные принципы определения жизненных планов.(5-7 минут).

Важно напомнить, что принципы –

это система ограничений и дозволений, т.е. они отвечают на вопрос о

том, что можно и даже нужно делать, а чего - нельзя.

4. Организует совместное обсуждение.

после заслушивания 2-3

участников-добровольцев, предлагает остальным просто добавить к

названным принципам те, что не прозвучали.

Фиксирует все это на доске (можно даже попросить это делать кого-то из участников).

Помогает скорректировать, выявить те, которые повторяются по своему содержанию, а те принципы, которые вызывают сомнения просто убрать.

Обращает внимание на то, отразились ли в предлагаемых принципах идеи о том. как реализовать реальную свободу, ответственность, а главное – справедливость.

Напомннает, что ранее (на предыдущих этапах) они специально

уточняли для себя, что они под всем этим понимают.

Обращает внимание на распределение каких благ (денег, льгот, почестей, любви и т.п.) направлен принцип справедливости.

- Делятся на группы;

- Работают парами, рисуют карту «Мой жизненный путь»;

- Озвучивают полученные результаты;

- Фиксируют в тетради основные мысли;

1. Каждый учащийся пробует сформулировать, что он под всем этим понимает.

2.Сообщают о своих представлениях (о свободе, ответственности и справедливости).

3.  Выписывают не менее 3-х таких принципов (можно и больше).

4. Желающие-добровольцы  (2-3) сразу называют все свои принципы, а

остальные участники задают им вопросы, принимают, уточняют или

аргументировано отвергают эти принципы, фиксируют все это, корректируют, делают вывод о том,

как реализовать реальную свободу, ответственность, а главное – справедливость.

Личностные:

- проявление интереса к новому содержанию;

- осмысление основных вопросов, подлежащих усвоению;

Регулятивные:

- умение слушать и выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- умение выделять необходимую информацию, строить логические цепочки рассуждений,

- умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания;

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем в поиске и сборе информации;

- умение выражать свои мысли в устной форме;

Предметные:

- умение давать определения новым понятиям темы;

4. Физминутка

- Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся;

- Выполняют физические упражнения;

Личностные:

- формирование ценности здорового образа жизни;

5. Первичное закрепление нового материала

- Актуализирует полученные на уроке новые знания;

- Предлагает продолжить фразы:

«Я не знал, что……»

«Я понял, что……»

«Теперь я смогу……»

- Слушают учителя;

- Обобщают новые знания;

Познавательные:

- умение анализировать, структурировать знания;

- выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений;

Коммуникативные:

- умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи;

6. Применение знаний на практике

- Проводит инструктаж по выполнению учащимися практической работы:

  • Сообщает учащимся название практической работы;
  • Разъясняет задачи практической работы;
  • Знакомит с объектом труда – образцом;

Для планирования своего профессионального пути часто используется схема профессионального планирования, разработанная Е.А. Климовым:

Схема личного профессионального плана

Главная цель – какую профессию выбираю

Чем буду заниматься, какой трудовой вклад внесу в общее дело, каким буду, где буду, на кого буду равняться, кем я буду, чего достигну.

Ближайшие задачи и более отдаленные цели

Первая проба сил, работа, чему и где учиться, перспективы повышения мастерства, профессионального роста

Пути и средства достижения ближайших целей

Изучение справочной литературы, беседы со специалистами, самообразование, поступление в определенное учебное заведение (ПТУ, колледж, ВУЗ курсы)

Внешние препятствия на пути достижения цели

Трудности, возможные препятствия, возможные противодействия тех или иных людей

Свои возможности для достижения цели

Состояние здоровья, способности к обучению, настойчивость, терпение, склонности к практической и теоретической работе, другие личные качества, необходимые для учебы и работы по данной специальности, работа по самовоспитанию

Запасные варианты и пути их достижения

Например: “не пройду по конкурсу в техникум – попробую поступить на ту же специальность в ПТУ “ и т.д.

  • Предупреждает о возможных затруднениях при выполнении практической работы;

- Организует работу. Мотивирует учащихся. Нацеливает на активную работу;

Предлагает составить «Мой профессиональный план», определить основные этапы. Объяснить,  что  необходимо сделать, чтобы достичь поставленной цели.

- Контролирует выполнение учащимися практической работы;

- Оказывает помощь слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

- Осуществляет контроль рационального использования учащимися учебного времени;

- Контролирует и подтверждает правильность выводов;

- Проводит заключительный инструктаж:

  • Предлагает заслушать ответы учащихся
  • Анализирует выполнение самостоятельной работы
  • Организует разбор типичных ошибок учащихся;

Направляет учащихся на формулирование способов устранения ошибок

  • Обобщает полученные результаты
  • Подводит учащихся к самостоятельной формулировке выводов

-Дают свои варианты ответов

- Обсуждают, что получилось, что не получилось:  определяют какова же общая последовательность действий человека при принятии решения своего профессионального выбора, каковы его главные шаги?

Во-первых, это определение и оценка своих “хочу” и “могу”, во-вторых, сбор и оценка всей полученной информации об учебных заведениях, рабочих местах и, наконец, принятия решения и планирование достижения цели.

Для достижения профессионального успеха очень большое значение имеет мотивация к нему, то есть насколько сильно хочется достичь цели и почему.

Личностные:

- осознание своих возможностей;

- проявление самостоятельности;

Регулятивные:

- умение планировать свою деятельность;

Познавательные:

- умение решать практические задачи на творческом уровне;

- умение выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления;

Коммуникативные:

- умение вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные:

- применение знаний на практике  по составлению карты жизненного пути

7.Контроль и оценка

Из чего складывается личный профессиональный план?

 Учащимся предлагается слайд с изображением диска, разбитого на сектора, задача учащихся – подписать каждый сектор.

Учащиеся рисуют в тетради диск с секторами и делают подписи на них

Делают выводы:

 - о том что профессиональный план – это не перечисленные на листе бумаги пункты мероприятий, а мысленное представление своего будущего;

Личностные:

- проявление самостоятельности;

Регулятивные:

- умение выполнять задание в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

- умение осуществлять учебное сотрудничество

8. Рефлексия

- Мотивирует учащихся на рефлексию о достижении целей урока;

1. При выборе профессии  и жизненного пути какой мотив был главным, доминирующим?

2. О чем заставило задуматься выполнение практической работы? 

3. Чему вас научила эта работа?

- Дает объективную и комментированную оценку результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке;

- Проводят самооценку;

-  Обсуждают степень полезности и значимости материала урока для формирования представлений о жизненном и личном профессиональном плане.

Делают выводы:

- о доминирующем мотиве выбора жизненного пути (социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие материальные, престижные)

- О необходимости более тщательной подготовки к сдаче экзаменов, о выборе учебного заведения.

- планировать в дальнейшем серьезные шаги в жизни.

Личностные:

- умение провести самооценку и организовать взаимооценку;

Регулятивные:

- умение осуществлять оценку, как выделение и осознание того, что усвоено и что подлежит усвоению;

Коммуникативные:

- умение формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать мнение одноклассников;

9. Домашнее задание

- Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания и подготовке к следующему уроку.

Нарисуйте себя через 10 лет и подпишите свои рисунки: «Каким я вижу себя через  10 лет»

- Слушают инструктаж, осмысливают домашнее задание;

- Записывают домашнее задание в дневник;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология определения жизненных целей и выбора карьеры

На свете мало недостижимыхвещей; будь у нас больше настойчивости,мы могли бы отыскать путь почти к любой цели.Ф. ЛарошфукоКнут воли, топор действияи салют мечты – вот истинныепричины успеха. Совр...

ПРОЕКТ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СМЕНЫ НА ПЕРИОД ОСЕННИХ КАНИКУЛ ДЛЯ ДЕТЕЙ, ПОПАВШИХ В ТРУДНУЮ ЖИЗНЕННУЮ СИТУАЦИЮ "Передай добро по кругу"

Дети созданы для любви и добра. Оторвавшись от обыденной   и школьной жизни, они обязательно должны попасть к опытным специалистам. Именно такую обстановку готовы создать  для сво...

Практическая работа по теме "Жизненный цикл организации"

Студентам необходимо проанализировать описания организаций. И ДАть ответ на вопрос о том, на какой стадии жизненного цикла находится соответствующая организация и обосновать ответ....

конспект урока с элементами презентации. "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя".

Конспект урока с элементами презентации и тестом по теме "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. Романтизм в рассказах писателя"...

Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь

Лев Николаевич Толстой. Жизненный и творческий путь писателя....

ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «МОИ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ»

Занятие «Мои жизненные ценности» разработано с целью первичной профилактики суицидального поведения среди подростков.Для достижения цели автором были поставлены следующие задачи:1.   Развити...

Индивидуальный план работы со слабоуспевающими студентами оказавшимися в трудной жизненной ситуации преподавателя юридических дисциплин Афашоковой З.Т.

Методическая разработка индивидуального плана работы со слабоуспевающими студентами оказавшимися в трудной жизненной ситуации преподавателя юридических дисциплин Афашоковой З.Т. ...