Развитие детской одарённости в образовательной сфере в рамках ФГОС НОО
материал на тему
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_razvitie_odarennosti.docx | 36.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Развитие детской одарённости в образовательной сфере
в рамках ФГОС НОО»
Подготовила: Лобова Марина Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Петровская ООШ»
декабрь
2016
г.Шатура
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями в неординарной творческой личности. Современная окружающая среда требует высокой активности человека, его умений, способности нестандартного мышления и поведения. И именно высоко одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Процесс воспитания одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются: вопросы выявления одаренных детей, создание оптимально комфортной среды для обучения и развития творческой личности. Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло своё отражение в ФГОС нового поколения, подводит нас к выявлению безусловных ценностей личности ученика, реализации творческого, исследовательского компонента деятельности учителей.
В основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). лежит системно-деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов..
Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Для выявления одаренности необходимо стараться вовлекать ребенка в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. В раннем возрасте - в игровые ситуации. постарше - в исследовательскую и проектную деятельность. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности.
Выявление одарённых детей – одна из главных задач современной школы.
Сейчас одарёнными принято считать: детей с интеллектом выше среднего; детей с высоким уровнем творческих способностей; детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты); детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Целью работы по развитию детской одарённости в начальной школе в условиях реализации ФГОС является обеспечение возможности самореализации личности в различных видах деятельности.
При этом решаются такие задачи: создание системы урочной и внеурочной работы с учащимися, развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности, организация исследовательской работы учащихся.
Начальная школа - начало всех начал, в том числе и развития детской одаренности. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствии не востребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 9-летнем возрасте их примерно 60 – 70%, то к 14 годам 30 – 40%, а к 17 годам – 15 – 20%.
Учителю начальной школы в своей работе необходимо разобраться как в разнообразных трудностях своих предметов, так и в индивидуальных особенностях своих учеников. Ведь дети – главная действующая фигура учебного процесса. Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребёнка, Поэтому основная задача школы - создать условия для развития каждого ребёнка, в том числе и для развития одарённых детей.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в начальной школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Ныне считается, что существует как одаренность общая, так и частные виды одаренности - способности, относительно слабо связанные взаимно. При исследованиях одаренности общей посредством анализа факторного из нее были выделены одаренность художественная и практическая. Особенно рано проявляется одаренность в музыкальной деятельности, затем - в рисовании. В понятийных областях раньше других проявляется одаренность в математике.
Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики успешных младших школьников с типами одарённости.
Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство педагогов, работающих с одарёнными детьми, придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной школы она будет выглядеть следующим образом:
Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само собой разумеется. всё время стремятся к новому, отличаются значительной умственной самостоятельностью.
Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Они любознательны. Это самые большие «почемучки». Они способны к самообучению. Этих детей легко обучать.
Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент.
Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя.
Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое).
Лидерская или социальная одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать.
Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость.
После того, как данные об одарённом ребёнке получены и тип одарённости определён, педагог может скорректировать педагогические условия для развития или проявления одарённости.
Работа по развитию детской одарённости должна вестись в системе и состоит из следующих компонентов:
-выявление одарённых детей;
-развитие творческих способностей на уроках;
-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
-создание условий для всестороннего развития одарённых детей, а так же составление индивидуального образовательного маршрута и портфолио ученика.
Кроме уже названных особенностей одарённых детей педагогу следует учитывать и другие ярко проявляемые характеристики большинством одарённых учащихся. В основном эти характеристики на начальном этапе обучения в школе могут быть следующие проблемы одарённых детей:
Неприязнь к школе. Такое отношение часто появляется оттого, что учебная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.
Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.
Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.
Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.
Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение.
ИОМ (индивидуальный образовательный маршрут) - это эффективное средство формирования универсальных учебных действий ученика, имеющего проблемы в обучении или успешного в обучении ученика.
Использование ИОМ позволяет создать условия для каждого конкретного ученика и даёт учителю полную картину о личностном развитии ученика.
ИОМ рассчитывается и строится на определённое время. Маршрут постоянно корректируется с учётом актуального и ближайшего развития ребёнка.
Первоначально учитель проводит диагностику ребенка, выявляя его увлечения, интересы к предметам и творчеству. Все данные заносятся в карту. Далее ребенок самостоятельно или с помощью родителей заполняет анкету. Все данные так же фиксируют в карте. Планируются, дополнительные занятия, кружки, которые будет посещать ребенок, викторины, олимпиады и другие виды деятельности. После выполнения какого-то пункта плана, результаты ребенка фиксируются в диагностическую карту.
В паре с ИОМ всегда находится портфолио. Внедрение портфолио в начальной школе является формирование активной жизненной позиции ученика, воспитание неравнодушного человека, способного принести пользу современному обществу.
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником в ходе учебной и в иных формах деятельности (творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно -оздоровительной, трудовой).
Для заполнения ИОМ и портфолио необходима работа как в учебной, так и внеурочной деятельности.
В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому работа с одарёнными детьми должна состоять как из урочной, так и внеурочной деятельности.
Урочная деятельность. К ней относятся следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение,
- проектно-исследовательская деятельность,
- игровые технологии (деловые игры и путешествия),
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),
- творческие и нестандартные задания.
Внеурочная деятельность.
В соответствии с ФГОС, развитие универсальных учебных действий (формирование общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования проявляется в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и т. д.);
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
-внеклассная работа по учебным предметам (предметные недели по русскому языку, математике, окружающему миру, ПДД, технологии и ручному труду, английскому языку);
-выставки творческих работ учащихся (выполненных в кружках, на уроках по изобразительному искусству, технологии);
-участие в школьных и мунципальных олимпиадах, марафонах и конкурсах (по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, ОБЖ)
-активное и результативное участие во Всероссийских, международных интеллектуальных конкурсах, («Русский медвежонок», «Кенгуру», «Кит», «Интеллектуальный марафон»);
-активная проектная и исследовательская деятельность учащихся 2-4 классов на уроках и во внеурочной деятельности, представление и защита работ на школьных мероприятиях;
Хочется закончит словами Сократа: "Учитель, подготовь себе ученика, у которого сам сможешь учиться".
То есть одарённый ребёнок требует от учителя постоянного роста мастерства педагогической гибкости, умения отказаться от того. что ещё сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Литература
- Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников. // Журнал практического психолога.- 1998.- №4.- с.83.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
- Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика.- 1998.- №3.- с.36.
- Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. – Москва-Челябябинск: ИПИ РАО,ЧГИИК, 1993. – 40 с.
- Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. С.-П.., 1997.- 35 с.
- Чистякова Г.Д. Развитие саморегуляции понимания в школьном возрасте. // Вопр. психологии. - 1988. - №4.
- Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников. // Вопр. психологии. – 1991.- №1.- с.27.
- Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопр. психологии. - 1996.- №3.- с.34.
- Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопр. психологии. - 1996.- №1.- с.97.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад о современных образовательных технологиях в рамках ФГОС
В данном докладе описывается современная образовательная технология " Кейс-стади". Для реализации инновационной образовательной программы в образовательном процессе используются современные образ...
Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения
Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. По федеральному государственному образовательному станда...
Презентация "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"
Презентация к докладу "Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения"...
Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций у студентов в рамках изучения курса методики развития детского изобразительного творчества
Статья из опыта работы....
«Технология моделирующего обучения - ключ к развитию коммуникативных навыков и контактности ребёнка в рамках ФГОС».
Рассматриваю технологии моделирующего обучения как механизм решения проблемы развитие коммуникативной деятельности и контактности ребёнка, особенностью которого является совершенствование ...
Новые технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС.
В последнее время в содержании образования произошли качественные изменения: акцент с предметных знаний и умений как основной цели обучения был перенесен на формирование общеучебных ...
Развитие профессиональных компетенций студентов в рамках ФГОС нового поколения
Ведущее место в подготовке компетентного специалиста, несомненно, принадлежит урокам учебной и производственной практики, где преподаватель является ответственным не только за качество профессионально...