Доклад о современных образовательных технологиях в рамках ФГОС
статья на тему

Новикова Лариса Сергеевна
В данном докладе описывается современная образовательная технология " Кейс-стади". Для реализации инновационной образовательной программы в образовательном процессе используются современные образовательные технологии, (в том числе информационно-коммуникационные): личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно - коммуникационные технологии, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), технология развития критического мышления, игровая учебная деятельность, здоровьесберегающие технологии, технология «Дебаты», технология проблемного обучения, технология «Портфолио», технология «Кейс-стади».Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в неопределённых ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_chteniya_novikova_l.s.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад.

Тема :« Современные образовательные технологии  как средство реализации ФГОС».

        Выполнила:

        учитель английского    

        языка филиал  МОКУ

        «Хорогочинская          

        СОШ» в п.Ларба.        

        

        

        

Современные образовательные технологии  как средство реализации ФГОС.

      Что изменится в школах при переходе на новый федеральный государственный стандарт начального общего образования? Такой вопрос задают родители, учителя, а так же руководители школ.  Если говорить о детях то, те, которые учатся в начальной школе сегодня и которые пойдут в первый класс в новом учебном году, не почувствуют никаких революционных перемен. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения.

 Инновации в системе образования связаны с внесением изменений:

 • в цели, содержание, методы и технологии, формы организации и систему управления;

 • в стили педагогической деятельности и организацию учебно-познавательного процесса;

 • в систему контроля и оценки уровня образования;

 • в учебно-методическое обеспечение;

 • в систему воспитательной работы;

 • в учебный план и учебные программы;

 • в деятельность учащегося и преподавателя.

Для реализации инновационной образовательной программы  в образовательном процессе используются современные образовательные технологии, (в том числе информационно-коммуникационные): личностно-ориентированные технологии, метод проектов, технология исследовательского обучения, информационно - коммуникационные технологии, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), технология развития критического мышления, игровая учебная деятельность, здоровьесберегающие технологии, технология «Дебаты», технология проблемного обучения, технология «Портфолио», технология «Кейс-стади».Эти технологии обогащают образовательный процесс за счёт внедрения активных, аналитических, коммуникативных способов обучения; обеспечивают связь теории и фундаментального подхода в науке с практикой и прикладными исследованиями; обеспечивают становление аналитических, организационных, проектных, коммуникативных навыков, универсальных учебных действий, способности принять решения в неопределённых ситуациях. Образовательные технологии используются: на основных учебных предметах, а также в дополнительном образовании, во внеурочном процессе, в проектной деятельности.

Во всех используемых технологиях присутствуют:

- включение обучающегося в деятельность за счёт специальных заданий аналитического или проектного характера;

- групповые, дискуссионные формы работы;

 -возможность выбора задания или способа, режима его выполнения, формата представления;

 -возможность (и необходимость) формировать свою позицию, формулировать мнение;

  -презентация продукта образовательной деятельности (проекта, исследования, эссе, модели и т.д.)

  -рефлексия результата и процесса.

В своем докладе мне бы хотелось рассказать о технологии «Кейс- стади» , о ее применение в образовательном процессе в рамках реализации ФГОС ,а также поделится опытом использования данной технологии в своей работе.

Ну начнем  с основного ,откуда же появилась данная технология?

Технология кейс-стади впервые была применена в Гарвардской бизнес-школе в 20х годах XX века. В России метод кейс- стади начал внедряться в 70е годы прошлого века в Московском государственном университете им. М. В. Ломоносова. При этом значительный вклад в разработку и внедрение технологии внесли Ю. Д. Красовский, Д. А. Поспелов, О. А. Овсянников, В. С. Рапопорт и др. Существует несколько точек зрения относительно определений кейса. Его можно рассматривать как описание реальной ситуации, как «кусочек» реальной жизни (в английской терминологии true life).

Кейс-стади — это деловая игра в миниатюре, так как сочетает в себе профессиональную деятельность с игровой. Сущность данной технологии состоит в том, что учебный материал подается обучаемым в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой деятельности по разработке решений.Несомненными плюсами кейсов являются: практическая направленность; возможность адаптировать ситуацию к реальной организационной ситуации; активность учеников в относительно безопасной ситуации; возможность создать рабочую доброжелательную мотивирующую обстановку, позволяющую ученикам задействовать имеющийся опыт, проявить креативность; возможность получения позитивной обратной связи от учителя и ученика, возможность для учеников повысить свою уверенность в том, что они могут справиться в реальности с задачами такого плана или, наоборот, выявить свои недостатки; возможность для учеников делать ошибки в ситуации, приближенной к реальности, а потом их анализировать.А. М. Гуревич выделяет следующие аспекты кейсов: умение структурировать время, делегировать полномочия, уверенность и умение отстаивать свое мнение, слушать и быть услышанным, развитие навыков презентации, а также творческий и креативный подход .Важной особенностью метода кейс-стади является его эффективная сочетаемость с различными методами обучения. Различные методы организации образовательного процесса могут быть успешно интегрированы в кейс- метод. Преподавателю в процессе разработки кейсов нужно остановиться на следующих этапах. Первым делом необходимо определить место кейса в системе образовательных целей. Далее надо уделить внимание поиску институциональной системы, которая будет иметь непосредственное отношение к теме кейса. На следующем этапе идет построение, или выбор модели ситуации, требующей разрешения. Затем следует создание описания непосредственной проблемной ситуации, сбор дополнительной информации и подготовка окончательного текста. Нужно особое внимание уделить доступности изложенного материала. При этом необходимо избегать ненаучного и просторечного изложения ситуации. Далее следует непосредственно презентация кейса и организация обсуждения.Хороший кейс должен соответствовать четко поставленной цели создания; иметь соответствующий уровень трудности; иллюстрировать несколько аспектов реальной жизни; не устаревать слишком быстро; иметь национальную окраску; иллюстрировать типичные ситуации; провоцировать дискуссию; развивать аналитическое мышление. Организация работы с кейсом содержит следующие этапы организации занятия:

Первый этап — этап погружения в совместную деятельность. Основной задачей этого этапа является формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив учеников к обсуждению. Текст кейса может быть роздан учащимся до занятия для самостоятельного изучения и подготовки ответов на вопросы. В начале занятия обнаруживаются знание слушателями материала кейса и заинтересованность в обсуждении. Выделяется основная проблема, лежащая в основе кейса, и она соотносится с соответствующим разделом курса.

Второй этап — организация совместной деятельности. Основная задача — организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах или индивидуально. Слушатели распределяются по временным малым группам для коллективной подготовки ответов на вопросы в течение определенного преподавателем времени. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется для презентации. В каждой группе выбирается или назначается «спикер», который будет представлять решение. Если кейс грамотно составлен, то решения групп не должны совпадать. Спикеры представляют решение группы и отвечают на вопросы (выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации и эффективность использования технических средств). Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

Последний этап — анализ и рефлексия совместной деятельности. Основная задача — проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Кроме того, на этом этапе анализируется эффективность организации занятия, проявляются проблемы организации совместной деятельности, ставятся задачи для дальнейшей работы. Действия преподавателя могут быть следующими: преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения КС и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги.

В процессе реализации технологии  кейс -стади решаются следующие задачи:

1. Осуществление проблемного структурирования, предполагающего выделение комплекса проблем ситуации, их типологии, характеристик, последствий, путей разрешения (проблемный анализ).

2. Определение характеристик, структуры ситуации, ее функций, взаимодействия с окружающей и внутренней средой (системный анализ).

3. Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и следствий ее развертывания (причинно- следственный анализ).

4. Диагностика содержания деятельности в ситуации, ее моделирование и оптимизация (праксеологический анализ).

5. Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий, действующих лиц (аксиологический анализ).

6. Подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и желательного будущего (прогностический анализ).

7. Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации (рекомендательный анализ).

8. Разработка программ деятельности в данной ситуации (программно- целевой анализ).

Заключение.

Метод кейс-стади имеет очень широкие образовательные возможности. Многообразие результатов, возможных при использовании метода, можно разделить на две группы: учебные результаты — как результаты, связанные с освоением знаний и навыков, и образовательные результаты — как результаты, образованные самими участниками взаимодействия, реализованные личные цели обучения. Учебные результаты — это освоение новой информации, методов сбора данных, методов анализа, умение работать с текстом, а также соотнесение теоретических и практических знаний. При этом образовательные результаты — создание авторского продукта, образование и достижение личных целей, повышение уровня профессиональной компетентности, появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации и решения проблем.

Список литературы.

        1.http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС

          2.http://copy.yandex.net –  КТД в школе

          3.http://shkolazhizni.ru - Инновационные методики обучения

          4.. http://abv.21309s02.edusite.ru

          5.http://www.pedagogik-systems.ru

          6.http://shcool-2.ru

Приложение.

Использование технологии кейс стади на уроке английского языка.

Структура и ход урока

Перед началом урока ученики делятся на мини-группы.

1.Учащиеся знакомятся с темой урока «Что делает твою семью счастливее? Семейныеразногласия» черезсловарнуюстатью.( подготовленнаядоурока )

2. Try to guess the meaning of the following words, read the definition. (Попытайтесьдогадатьсяозначенииследующихслов/фраз)

Перед началом работы с кейсом учащиеся знакомятся с новой лексикой для предварительного обеспечения понимания текста/проблематики

приложение №1

1.a row –a noisy argument or fight between two or more people.

2.argument- disagreement between people or groups.

3.Cope with – to deal successfully with a difficult situation or job.

4. talk through – to discuss a plan or situation in a detailed way.

5. conflict – an angry disagreement between two or more people.

6. fake – false.

7.provoke – to deliberately try to make someone angry

3. Findthepropervariant (найдите правильный вариант перевода)

Задание направлено на проверку тех знаний, которые были получены в предыдущем упражнении на освоение новых лексических единиц

  1. angry

подделывать

  1. avoid

победить

  1. heated

сердитый

  1. lose

избегать

  1. provoke

провоцировать

  1. win

терять

  1. fake

накалять

4. Readthetaskofex.68 p.70 . You will read the parts of the text  and match them with the titles.

Учащимся предлагается выполнить задание на усвоение новой лексики вне контекста данной проблематики.

5. Readthecasestudies (A-D).  Have family rows? How  often have family rows? How does mother cope with a difficult situation in her family?

Учащиесячитаюттекстиотвечаютназаданныевопросы. Цель- удостоверится в полном понимании учащимися текста/проблемы.

6. Now read the advice about family conflicts. (Прочитайте советы о том, как остановить семейные конфликты)

Для полного понимания текста предлагается обсудить пути решения данной проблемы между группами. Учащиесячитаюттекствслух, переводят.

7.  Что необходимо сделать, чтобы решить данную проблему.

Учащиеся внутри группы находят пути решения для каждого из кейсов, после чего происходит межгрупповое обсуждение.

8. В качестве домашнего задания учащимся предлагается выполнить презентацию PowerPoint по различным аспектам семейных конфликтов.

9. Рефлексия.  Заполнение карточек самими учениками (выставление  оценок по выполнению определенного этапа урока). Составление вазы настроения из смайликов (грустнй-урок не понравился,  веселый- урок понравился,  равнодушный- что-то понравилось ,а что-то нет).

10. Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС третьего поколения

Среди факторов, способствующих формированию творческой активности обучающихся, одно из ведущих мест занимает самостоятельная работа. По федеральному государственному образовательному  станда...

Доклад для методического совета колледжа на тему: Формирование в рамках ФГОС фондов оценочных средств по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям.

ФГОС СПО формулируют приоритеты подготовки специалиста, усиливая ориентацию на конечные результаты, в частности на формирование профессиональных и общих компетенций, необходимых для будущей трудовой д...

Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО

Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активной, обладающей...

Доклад Применение современных образовательных технологий на уроках физики

Доклад Применение современных образовательных технологий  на уроках физики...

Доклад "Использование современных образовательных технологий на занятиях учебной практики"

На современном этапе развития образования повышаются требования к профессиональному образованию. Главной целью практического обучения при реализации ФГОС СПО является комплексное освоение студентами в...

Доклад на объединенном заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин по теме: Новые технологии в оценивании достижений обучающихся в рамках ФГОС нового поколения

Сегодня в России в условиях внедрения ФГОС общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценки образовательных результатов обучающихся. В докладе речь идет о прак...

Статья «Формирование современного образовательного пространства колледжа в рамках внедрения и реализации ФГОС СПО»

  Социальный заказ общества и государства на специалиста предъявляет требования к выпускнику, который должен стать конкурентоспособной личностью, то есть социально и профессионально активн...