«Технология моделирующего обучения - ключ к развитию коммуникативных навыков и контактности ребёнка в рамках ФГОС».
методическая разработка на тему
Рассматриваю технологии моделирующего обучения как механизм решения проблемы развитие коммуникативной деятельности и контактности ребёнка, особенностью которого является совершенствование и моделирование всех видов речевой деятельности.
Считаю, что по характеру мой опыт частично - поисковый, учитывая это, выстраиваю цели и задачи опыта:
– формировать адекватною самооценку в процессе обучения и воспитания;
– создавать условия для развития коммуникативных навыков и контактности ребёнка, используя инновационные технологии;
– развивать творческую активность на уроках, через новые подходы в обучении;
– воспитывать желание внедрять идеи и оригинальные находки в жизнь.
Главная задача учителя начальной школы – заметить внутренние задатки ребенка, развивать их. Для этого я стараюсь создать следующие условия для проявления талантов: ученики учатся строить собственные устные и письменные высказывания; составлять тексты разных жанров; самостоятельно «добывать» информацию из справочных материалов учебника, используя энциклопедий и словарей. В учебной игре создаётся проблемная ситуация, самостоятельное решение принимается в соответствии с правилами игры.
Теоретические идеи, использованные в опыте.
Основоположником идеи развития ребёнка вообще, считаю Л.С. Выготского.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Технология моделирующего обучения - ключ к развитию коммуникативных навыков и контактности ребёнка в рамках ФГОС».
Петренко Светлана Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ Самарской СОШ № 4
Азовского района
«… школа добрая: она позволяет в один и тот же день побывать и эскимосом, и оленем, и охотником, и дичью».
Слова Януша Корчака сказанные с благодарностью о «доброй школе» в своей книге «Когда я снова стану маленьким…», помогли мне разобраться каким должен быть процесс обучения.
Полюбить учиться, поможет игра, - так считает Ш. А. Амонашвили, потому что детство неотделимо от игры. О значении игры в детской жизни свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру - универсальным и неотъемлемым правом ребёнка.
Сегодня это, как никогда, актуально. Я считаю, что именно технологии моделирующего обучения помогают сделать любой учебный материал увлекательным, создавать радостное рабочее настроение, облегчить процесс усвоения знаний.
Предлагаю описание различных игровых технологий и элементов, которые применяю в своей работе.
При знакомстве с будущими первоклассниками, посещаю детский сад. На первом занятии создаю игровую ситуацию, в которой дети должны «показать себя». Создать её мне помогают упражнения невербального общения: «Поздоровайся локтями» (модификация разработок Фопеля), «круг настроения» и т. д. После этого упражнения дети садятся в кружок и по очереди, выходя в центр круга, рассказывают о себе: как зовут, что любят рисовать и так далее. В ходе игры раскрываются способности детей, виден их уровень готовности к обучению.
Познакомившись со своими будущими первоклассниками, я провожу на занятиях диагностирование детей в форме игры - имитации реальной школьной деятельности. Надевая волшебную эмблему, дошкольник становится первоклассником и выполняет самостоятельно задания учителя.
Каждый тест моделирует проблемную ситуацию. По результатам тестов выводится сводная таблица, которая позволяет составить характеристику будущего класса. При составлении тестов использовала методики: Керна-Иерастека, Л.И Переслени, эксперименты Пиаже и пиктограммы Лурия. Дошкольники любят играть в «школу», они активно включаются в «исследование самих себя», с нетерпением ждут следующих встреч.
В школьных путешествиях мне помогают учебные и дидактические игры и технологии моделирующего обучения. Об этом писал В. А. Сухомлинский: «Тысячу раз сказано: учение - труд и его нельзя превращать в игру. Но нельзя поставить китайскую стену между трудом и игрой, в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности». В развивающем обучении «учебная игра» моделирует процесс обучения в соответствии с её правилами. Игра даёт школьникам моральное и умственное удовлетворение.
В игре появляются элементы обучения. Особенностью этого периода жизни ребёнка является то, что на место игры, которая была ведущей деятельностью, постепенно становится учебный труд. Но только у 31% дошкольников наблюдается высокий уровень развития мышления и контактности. Чтобы повысить познавательную деятельность, возникла необходимость применения учебной игры или технологий моделирующего обучения в школе. В течение 1 полугодия применяю учебную игру на разных этапах урока в зависимости от его типа и целей.
Первое сентября– первый школьный праздник, когда каждый первоклассник надеется быть примерным учеником. Моя задача - помочь детям адаптироваться в новой для них ситуации. В процессе общения и обучения мне важны и темперамент, и каналы восприятия, и скорость реакции, их узнаю в ходе учебной игры «Как я воспринимаю мир»? Данные таблицы помогают мне, и родителям лучше узнать внутренний мир ребёнка и объяснить: почему мальчики и девочки такие разные?
Я работаю по учебно-методическому комплекту «Гармония», особенностью которого является развитие коммуникативных навыков и совершенствование всех видов речевой деятельности, применяя технологии моделирующего обучения.
В учебной игре создаётся проблемная ситуация, самостоятельное решение принимается в соответствии с правилами игры.
Инвариантными элементами учебного процесса выделяю такие этапы:
-Ориентация. (Даю характеристику игровых правил, хода игры.) - Подготовка к проведению. Излагаю сценарий, распределяю роли, знакомлю с игровой атрибутикой.
-Проведение игры. Ученики выполняют свои роли, а я подвожу их к самостоятельным выводам и обобщениям.
Например, игра - процесс: «Выведи правила общения с Королевой-речью» используется на всех уроках. С помощью этой игры выстраиваются правила общения учеников, их умение слушать и слышать. Королева-речь живёт в домике. К ней приходят гости, чтобы рассказать об увиденной осенней экскурсии. Дети разделены на группы. Говорят все одновременно, никто никого не слышит и не понимает. Выводятся правила речи: один говорит, остальные слушают; не перебивать говорящего, не выкрикивать; уместно пользоваться этикетными формулами.
В комплексе с этой игрой использую упражнения: «Говорящая поза» (о важности жестов), моделирующие ситуации по программе Занкова «Парта будущего», «Превращение» «Волшебный стул».
На уроках обучения грамоте важна актуализация знаний. («Буквы, звуки»). Для этого провожу коммуникативную игру «Буквы и звуки». Дети отвечают на вопросы Знайки о буквах и звуках жителях Буквограда и Звукограда. С помощью этой игры отрабатывается развитие навыков фонематического слуха.
Комплект «Гармония» способствует развитию речи не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и на уроках окружающего мира. Например, игра «Научная дискуссия». Дети становятся ассистентами, имитируют научную деятельность, исследуют виды животных: птиц, рыб, насекомых, делают выводы. На своём конкурсном уроке планирую коммуникативную игру «Научная дискуссия» по пресмыкающимся.
Чтобы дети могли выразить свои эмоции на сцене, мы подготовили музыкальный спектакль, героями которых стали группы животных изученных детьми: птицы, млекопитающие, насекомые и пресмыкающиеся. Музыку к нему написала З. П. Зиберова, донской композитор. Работа оказалась интересной и увлекательной. Дети, родители и учитель вместе разучивали арии, шили костюмы. В итоге наш спектакль занял 1-е место в школьном конкурсе художественной самодеятельности.
Открыть «секреты, которые везёт поезд-первоклассник», нам помогали родители и наши тьюторы- пятиклассники.
На основе проделанной работы я делаю вывод, что учебная игра или технологии моделирующего обучения помогают мне добиваться лучших результатов. Мною было проведено повторное исследование, включающее сочетание учебной и коммуникативной деятельности и оценку контактности.
Высокий уровень – 50% (13 человек), это на 19% выше, чем на первичной диагностике, увеличился показатель выше среднего уровня на 6%, (выше среднего – 25% (на 6%), среднего - 15%, ниже среднего – 10% (3 человека), а низкого нет вообще. Ученики научились строить собственные устные и письменные высказывания, составлять тексты разных жанров, самостоятельно «добывать» информацию из справочных материалов учебника, используя толковый словарь. Повысилась творческая активность ребят, улучшилась мыслительная деятельность, появился азарт и потребность участия во всех делах. Среди моих учеников три - стипендиата Главы района. Во всероссийском конкурсе языкознания «Русский медвежонок»- на протяжении пяти лет мы занимаем первые места. Победы во всероссийском конкурсе «Фонд Достижения Успеха» подведены муниципальном уровне. Отличные результаты показывают ребята в интернет-олимпиадах.
Игры с каждым уроком усложняются, для того, чтобы подвести детей к новому виду работы - созданию долгосрочных проектов:
- О долгосрочном проекте «Первая казачья история» хотелось бы рассказать полнее, потому что родители и дети увлеклись общим делом: разучивали казачьи игры, песни, шили костюмы. Вместе оформили классную комнату в казачьем стиле.
С занятием по теме «Быт и обычаи казаков» я делилась опытом на районном семинаре.
Каждый ребенок, участвуя в проекте смог прожить и проиграть истории, занятия и обычаи казаков и казачат того времени. И, если в начале работы над проектом дети в анкетах на вопрос: «Хотел ли ты изучать страницы донского казачества?» отвечали: Да, не знаю и даже НЕТ! То в итоговом сочинении, ответы у всех ребят были: ДА, с полным осознанным объяснением: ПОЧЕМУ.
- Проект «Школьные сказки» оживает, на уроках литературного чтения, окружающего мира, технологии, ИЗО, музыке: «Олимпийская сказка», «Как казачья сказка в гости к русской отправилась», проекты-сказки «Открываем секреты самой знаменитой сказки Англии». Очень любят ребята игровые тренинги, с помощью которых мы пытаемся стать эмпатами, учимся сочувствовать и сопереживать, а главное помогать друг другу – эти занятия чаще проходят на уроках математике, окружающего мира, информатике, ИЗО: «Встреча радужных флешек», «Экзамен на необитаемом острове», «Маршрут страны Цифрантида». Наши выступления проходят на сценах, села, школы, в д/саду «Ивушка».
- Для меня все мои ученики - это «заветная шкатулка», в которой каждый из них – это самоцвет. Это название сказки, с которой наши ребята победили на конкурсе «Знатоки мудрости сказок». Именно поэтому наш школьный ансамбль называется «Самарские самоцветы», также называется блог в сетях интернета, который создали сами ребята. Вот уже четвёртый раз наш ансамбль становится дипломантом районного праздника танца. В своих ребятах-самоцветах мне бы очень хотелось зародить искры доброты и исследовательского таланта. Не участвуем? Не поём? Не танцуем? Не побеждаем? Это точно не про нас! Мы творим, исследуем, выступаем, побеждаем. Когда ты «самоцвет», жизнь становится ярче и веселее! А помогла нам «учебная игра» или «технология моделирующего обучения», «Заветная шкатулка».
- Созданию учебной игры «Суд Природы над Человеком» способствует накопленный ранее опыт по изучению экологической обстановки в родном селе. В 2013-2014 году, в 4 классе, на уроках интегрированного курса информатики и математике с предыдущим классом мы просчитывали в баллах, экологическую обстановку в селе Самарском. Из учеников были созданы 2 группы: «Зелёный патруль» и «Юннаты». Первая группа исследователей выявляла объекты, которые наносят вред экологии села. Вторая группа выясняла отношение односельчан к природе малой родины. В исследование включились и родители. Они помогали набирать и редактировать тексты. Работа оказалась очень увлекательной. Администрация нашего села дала высокую оценку нашим исследованиям: «Исчезающие растения и животные края». Итогом проведённой работы стал обобщающий урок с компьютерной поддержкой по теме: «Судьба природы - наша судьба». С этим учебным проектом я выступила на районном семинаре учителей.
С огромным удовольствием ребята выполнили своё первое поисковое задание, «Дневник маминой бабушки».
В нашей школьной стране много сказок, игр, проектов, но всех их объединяет следующие навыки…
Дети творчески подходят к решению любых вопросов, стараются вносить что-то своё, индивидуальное. В основном все склонны к проявлению фантазии и выдумки.
Поэтому, моя задача, как учителя не дать своим ученикам погаснуть или потеряться. Как человек считаю: «Лучше пожалеть о сделанном, чем о не сделанном». Как учитель, не хочу быть скучной и одинаковой. А как классный руководитель, целью своей педагогической деятельности вижу: не погасить искорки в ребячьих глазах, а наоборот сделать для них каждый урок увлекательным, хотя и трудным путешествием в страну знаний.
Список литературы
- Князев А. М. Обучение и развитие личности в организации (технологический подход): учеб. пос. М., 2005. 185 с.
- Сайгушев Н. Я. Сайгушева Л. И., Валеев А. С. и др. Игровое моделирование в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 2. С. 114-122.
- Соловова Е. Н. Практикум к базовому курсу методики обучения: учеб. пос. для вузов. М.: Просвещение, 2004. 192 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.:Народное образование, 1998. -256с.
Приложение 1 «Диагностика»
Таблица – 1. Результаты диагностики выявления уровня готовности к обучению (май 2013 года)
№ | Ф.И. ученика | Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | Тест 4 | Тест 5 | Тест 6 | Тест 7 | Тест 8 |
1 | О.Влад | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. |
2 | К.Олег | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | ср. | ср. |
3 | Ш.Яна | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | выс. | выс. | ср. |
4 | К.Настя | выс. | выс. | ср. | выс. | ср. | ср. | ср. | ср. |
5 | А.Амалия | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. |
6 | К.Саша | ср. | ср. | ср. | ср. | низк. | низк. | низк. | низк. |
7 | А.Артем | ср. | выс. | выс. | ср. | низк. | ср. | низк. | низк. |
8 | К.Олеся | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выс. |
9 | Н.Яна | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | ср. | ср. |
10 | Г.Максим | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. |
11 | Е.Инга | ср. | ср. | ср. | ср. | низк. | низк. | низк. | низк. |
12 | З.Максим | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. |
13 | А.Леша | ср. | низк. | ср. | низк. | низк. | низк. | низк. | низк. |
14 | П.Андрей | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | ср. | ср. |
15 | К.Таня | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | выс. | выс. | выс. |
16 | О.Диана | низк. | низк. | низк. | низк. | низк. | низк. | низк. | низк. |
17 | А.Нелля | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | ср. | ср. |
18 | К.Саша | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | выс. | ср. | ср. |
19 | С.Лиля | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выс. | ср. |
20 | Я.Оля | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. |
21 | Б.Дима | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. |
22 | Г.Максим | ср. | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выс. |
23 | Д.Данил | ср. | ср. | ср. | низк. | низк. | ср. | ср. | ср. |
24 | К.Вика | ср. | выс. | выс. | ср. | выс. | выс. | выс. | ср. |
25 | М.Костя | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | выс. |
26 | Р.Дима | низк. | низк. | низк. | низк. | ср. | низк. | низк. | низк. |
Высокий уровень – 31% (8 человек)
Выше среднего – 19% (5 человек)
Средний уровень – 31% (8 человек)
Ниже среднего – 11% (3 человека)
Низкий уровень – 8% (2 человек)
Характеристика психолого-педагогических особенностей ученика.
№ | Ф.И.ученика | Скорость реакции в сек. | Темперамент, право-левополушарный | Каналы восприя-тия | Социально-псих «роли»:«лидер», «референт», «аутсайдер» | Память, моторика, агрессивность-деп, внушаемость-нев., тревожность, гиподин. гиперактивн, мотивация внимание(п\н). |
1 | О.Влад | 3-5сек | Сангв., лев. | Кинест. | Референт | Внушаем., вним |
2 | К.Олег | 8-10 | Флегм., лев | Кинест. | Референт | Внуш., пам., трев. |
3 | Ш.Яна | 5-7 | Флегм., лев | Аудиал | Лидер | Тревожность, вним |
4 | К.Настя | 7-10 | Флегм. лев | Визуал | Референт | Гиподинамия. |
5 | А.Амалия | 3-5 | Сангв., лев | Визуал | Лидер | |
6 | Кас.Саша | 5-7 | Мелан.,лев | Аудиал | Референт | Гиподинамия |
7 | А.Артем | 2-3 | Холерик,л | Кинест. | Лидер | Гиперак.,вним.,мот |
8 | К.Олеся | 3-5 | Санв., лев. | Кинест. | Лидер | Внушаем.,гипод. |
9 | Н.Яна | 2-3 | Холер.,лев. | Визуал. | Лидер | Агрессивн., |
10 | Д.Тимоф. | 7-9 | Меланх.,л. | Аудиал | Референт | Тревожн., гиподин. |
11 | Е.Инга | 2-4 | Сангв., лев. | Визуал | Лидер | |
12 | З.Максим | 3-5 | Сангв., лев. | Аудиал | Лидер | Тревожн., агресс. |
13 | А.Леша | 12 | Санг., лев | Кинест. | Аутсайдер | Пам.,агр.,гипер.,тр. |
14 | П.Андрей | 5-7 | Флегм.лев. | Кинест. | Референт | Мотор., тревожн. |
15 | К.Таня | 2-3 | Сангв., лев. | Визуал | Лидер | |
16 | О.Диана | 12 | Флегм.лев. | Кинест. | Аутсайдер. | Вниман. с\мотив. |
17 | А.Нелля | 4-5 | Санг.,лев. | Визуал | Аутсайдер | С\мот., пам.,трев. |
18 | Кор.Саша | 7-9 | Холер.лев. | Кинест | Референт | С\мот.,трев.,пам.,м |
19 | С.Лиля | 12 | Флегм.лев. | Аудиал | Референт | Пам., тревожность |
20 | Я.Оля | 5-7 | Флегматик | Аудиал | Лидер | |
21 | Б.Дима | 8-12 | Флегматик | Кинест. | Референт | Внуш.,пам.,с\мот. |
22 | Г.Максим | 4-7 | Сангвиник | Кинест. | Аутсайдер | Внуш.,гиперак. |
23 | Щ.Витал. | 1-3 | Холерик | Визуал | Аутсайдер | Агресс.,гипер., |
24 | М.Костя | 3-5 | Сангвин.,л. | Визуал | Лидер | Трев.,внуш.,депр. |
25 Пол | Р.Дима Муж.-13 Жен.-12 | 5-9 Быс-10 Ср.-10 Мед.-5 | Сангв.лев. С-11уч. Х-4уч. Ф-8уч. М-2уч. Левп-25уч. | Визуал В-9 А-6 К-10 | Референт Л- 10 Р- 10 А- 5 | Внушаем.,с\мот.,вн Пам.- 4 Внуш.\нев.- 7 Внимание- 4 Тревожн.- 3 М. мотор.-з |
Таблица – 3. Результаты диагностики учащихся 1 класса после проведенной работы в первом классе во втором полугодии
(март-апрель 2014-2015)
№ | Ф.И. ученика | Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | Тест 4 | Тест 5 | Тест 6 | Тест 7 | Уровень развития |
1 | О.Влад | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
2 | К.Олег | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | ср. | выше ср. |
3 | Ш.Яна | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | выс. | выс. | высокий |
4 | К.Настя | выс. | выс. | ср. | выс. | ср. | ср. | ср. | высокий |
5 | А.Амалия | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
6 | К.Саша | ср. | низк. | ср. | ср. | низк. | низк. | низк. | ниже ср. |
7 | А.Артем | ср. | выс. | выс. | ср. | низк. | ср. | низк. | выше ср. |
8 | К.Олеся | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | выс. | высокий |
9 | Н.Яна | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выс. | выше ср. |
10 | Г.Максим | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
11 | Е.Инга | ср. | ср. | ср. | ср. | ср. | низк. | ср. | средний |
12 | З.Максим | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
13 | А.Леша | ср. | ср. | ср. | низк. | низк. | низк. | низк. | ниже ср. |
14 | П.Андрей | выс. | выс. | выс. | ср. | выс. | ср. | выс. | выше ср. |
15 | К.Таня | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | выс. | выс. | высокий |
16 | О.Диана | ср. | низк. | ср. | низк. | ср. | низк. | низк. | ниже ср. |
17 | А.Нелля | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выс. | средний |
18 | К.Саша | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
19 | С.Лиля | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выс. | выше ср. |
20 | Я.Оля | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
21 | Б.Дима | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
22 | Г.Максим | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выше ср. |
23 | Д.Данил | выс. | ср. | ср. | ср. | низк. | ср. | ср. | средний |
24 | К.Вика | выс. | выс. | выс. | ср. | выс. | выс. | выс. | высокий |
25 | М.Костя | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | выс. | высокий |
26 | Р.Дима | ср. | ср. | ср. | ср. | ср. | низк. | ср. | средний |
Высокий уровень – 50% (13 человек)
Средний уровень –15% (4 человека)
Выше среднего – 25% (6 человек)
Ниже среднего – 10% (3 человека)
Описание диагностики
Диагностика включала в себя 8 тестов. Задания учащиеся выполняли самостоятельно. (Приложение 2).
ТЕСТ 1. Выявления уровня готовности к систематическому школьному обучения по методике Керна-Иерасека. Данный тест состоит из трех заданий, которые были предложены детям:
- Нарисовать фигуру человека (мужчины).
- Скопировать с трафарета незнакомую комбинацию штрихов (фразу «Ей дан чай»).
- Скопировать с трафарета десять нарисованных точек, расположив их одну под другой на равном расстоянии по вертикали и горизонтали.
Полученные результаты по этому тесту позволили сделать вывод: 8 учащихся (31%) имеют высокий уровень готовности к школьному обучению. У 5 детей (19%) высокий уровень общего развития, пространственной ориентации, способности к подражанию, развития сложнокоординированных движений руки, развития моторики. У 31% учащихся выявлен средний уровень готовности к обучению, у 11% (трех человек) уровень готовности ниже среднего, у 8% (двух учеников) низкий уровень.
ТЕСТ 2. Выявление уровня развития памяти по методике ИСТОМИНОЙ. (15 картинок).
Ребенку показывали поочередно 15 картинок с изображениями предметов, животных, игрушек, растений. Время экспозиции каждой картинки – 3 секунды. Потом малышу предлагали вспомнить, что он видел.
У 80% (20 человек) выявлен высокий уровень развития зрительной памяти, что свидетельствует о хорошем развитии зрительного восприятия, о формировании у этих детей перцептивных образов, которые ведут к возникновению зрительных ассоциаций. И лишь у 2 человек – средний и у 2 – низкий уровень.
ТЕСТ 3. «9 геометрических фигур».
Детям предъявлялась таблица с 9 простыми геометрическими фигурами. В течение 18 секунд ребенок должен был запомнить фигуры, а затем в отсутствии образа воспроизвести их на бланке ответов.
По результатам этого теста я увидела, что дети семилетнего возраста могут запомнить достаточно большое количество геометрических фигур (формы объектов, пропорции, размеры их частей).
ТЕСТ 4. Пиктограммы (А. Лурия). Ассоциативное зрительно-словесное запоминание.
Я предлагала детям запомнить 9 слов с помощью рисунков. К каждому прочитанному мной слову, дети должны были нарисовать что-нибудь такое, что поможет лучше запомнить слово.
Перечень слов: шапка, звезда, ключ, ночь, футбол, платье, улыбка, чай, горе. Затем, глядя на свои картинки на следующий день, ребенок вспоминал слова.
Результаты показали, что прием подключения зрительных ассоциаций улучшает запоминание не у всех детей, а только у тех, мыслительные способности которых достаточны, чтобы подобрать точные образы к словам и изобразить их на бумаге. Высокий уровень из 11 человек свидетельствовал о выраженной долговременной памяти у детей, опосредованном мышлении, что должно способствовать закреплению пройденного материала и лучшему усвоению нового.
ТЕСТ 5. Выявление уровня развития мышления детей. Тест «Четвертый лишний».
Предлагала серию карточек с четырьмя картинками в каждой. Например: расческа, ножницы, часы и зубная щетка. На каждой карточке одну картинку нужно исключить. Оценивался не только правильный ответ, но и умение сформировать признак сходства, объединяющий 3 другие картинки.
У 8 человек (31%) наблюдался высокий уровень развития мышления, а именно мыслительных операций: анализа, синтеза, классификации, у 12 человек наблюдался средний уровень и 6 – низкий.
ТЕСТ 6. «Угадайка» (методика Переслени Л.И.). Прогнозирование закономерности.
Предлагала 3 испытания. В каждом из них требовалось угадать, в какой последовательности должны чередоваться буквы А и В. правильный для каждой серии порядок устанавливался ребенком на основе своего прогноза с картинкой, которую ему показывал взрослый, после того, как он выскажет свое предложение.
Результаты позволили сделать вывод, что только у 10 детей (38%) высокий уровень развития мышления, а именно предсказательной деятельности. У 42% (11 человек) – средний и у 20% (5 человек) – низкий.
ТЕСТ 7. Формирование искусственных понятий. (Методика Л.С. Сахарова – Выготского. Модификация А.В. Говорковой.).
Ребенку показывала 16 карточек с геометрическими фигурами, которые отличаются по форме (2 вида), цвету (красный и зеленый) и величине (4 размера).
На обороте карточек написаны условные обозначения фигур: мюсли, гурек, конти, ладун. Ребенок берет любую фигуру и пытается подобрать к ней какую-нибудь другую (ориентируясь, например, на форму или цвет фигуры). Каждую выбранную фигуру ребенок переворачивает, сличает надпись на обороте с названием первой фигуры. Ориентируясь на правильность своего выбора, ребенок в конце концов находит все 4 фигуры одной группы (по признаку величины). А затем, таким же образом, образует 3 группы другого размера. По числу ошибочных ходов определяют успешность выполнения теста.
У 38% количества учащихся (10 человек) был выявлен высокий уровень, у 10 человек (38%) – средний, а у 6 человек (24%) – низкий уровень развития мышления, а именно формирования искусственных понятий, которые основываются на таких мыслительных операциях, как сравнивание, абстрагирование и ведут к развитию абстрактного мышления и в целом к интеллектуальному развитию младшего школьника.
ТЕСТ 8. Эксперименты Пиаже.
ОПЫТ 1.
Ребенку были показаны 2 одинаковых сосуда с водой с равным уровнем жидкости. Я переливала жидкость из одного стакана в другой, более высокий и узкий (на глазах ребенка).
ВОПРОС: «Воды стало больше, меньше или осталось столько же?»
ОПЫТ 2.
Ребенку показываю 2 одинаковых шара из пластилина. Затем меняю форму одного шара: раскатываю его в колбаску.
ВОПРОС: «Пластилина стало больше, меньше или осталось столько же?»
ОПЫТ 3. Сохранение количества.
Ребенку показываю 2 ряда пуговиц. Затем меняю расположение пуговиц в одном ряду, расставляю на большем расстоянии друг от друга.
ВОПРОС: «Где пуговиц стало больше?»
ОПЫТ 4.
Показано 2 одинаковых куска проволоки. Сгибаю один кусок в нескольких местах.
ВОПРОС: «Какой кусок проволоки стал длиннее?»
Оценивается правильность и обоснованность ответов.
Так как в возрасте 6 лет понимание ребенком закона сохранения длины, массы, веса, количества является показателем интеллектуальной зрелости, то можно говорить, что у 38% количества учащихся моего класса (10 человек) наблюдался высокий уровень, у 38% (10 человек) – средний и 24% (6 человек) низкий уровень интеллектуальной зрелости.
Из бесед с родителями и наблюдениями выполнения предыдущих тестов я знала, что некоторые дети работают предпочтительно левой рукой. Поэтому посчитала нужным определить у учеников ведущую руку. Для этого предложила им следующие задания.
ЗАДАНИЕ 1.
Рисование наклонных вертикальных линий одновременно двумя руками на одинаковом расстоянии от центральной линии. Более ровные, прямые, нарисованные с более сильным наклоном – линии, проведенные ведущей рукой.
ЗАДАНИЕ 2.
Открывание небольшой коробочки (я использовала спичечные коробки). Предлагалось несколько коробочек.
Задание: «Найти спичку в одной из коробочек».
Ведущей считается та рука, которая совершает активные движения: закрывает, открывает, вынимает спичку.
ЗАДАНИЕ 3.
Нанизывание крупных бусинок на иголку с ниткой. Ведущая та рука, которая выполняет активное движение вне зависимости от того, в какой руке иголка.
ЗАДАНИЕ 4.
Выполнение вращательных движений при открывании и закрывании крышек на пузырьках. Предлагалось 3 пузырька с завинчивающимися крышками. Ведущая та рука, которая совершает активные движения (крутит крышку или пузырек).
ЗАДАНИЕ 5. Развязывание узелков.
Предлагала ребенку развязать несколько предварительно неплотно завязанных узелков на небольшом расстоянии из шнура средней толщины. Ведущая та рука, которая развязывает узелки.
В результате выяснила, что в классе 25 человек – праворукие и 1 ребенок одинаково владеет обеими руками (амбидекстр).
По результатам тестов составила сводную таблицу.
Таблица – 1. Результаты диагностики выявления уровня школьной зрелости
№ | Ф.И. ученика | Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | Тест 4 | Тест 5 | Тест 6 | Тест 7 | Тест 8 | Тест 9 | Уровень |
1 | О.Влад | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | прав. | высокий |
2 | К.Олег | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | ср. | ср. | прав. | средний |
3 | Ш.Яна | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | выс. | выс. | ср. | прав. | выше ср. |
4 | К.Настя | выс. | выс. | ср. | выс. | ср. | ср. | ср. | ср. | прав. | средний |
5 | А.Амалия | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | прав. | высокий |
6 | К.Саша | ср. | ср. | ср. | ср. | низк. | низк. | низк. | низк. | прав. | ниже ср. |
7 | А.Артем | ср. | выс. | выс. | ср. | низк. | ср. | низк. | низк. | прав. | средний |
8 | К.Олеся | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выс. | прав. | выше ср. |
9 | Н.Яна | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | ср. | ср. | прав. | средний |
10 | Г.Максим | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | прав. | высокий |
11 | Е.Инга | ср. | ср. | ср. | ср. | низк. | низк. | низк. | низк. | прав. | ниже ср. |
12 | З.Максим | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | амб. | высокий |
13 | А.Леша | ср. | низк. | ср. | низк. | низк. | низк. | низк. | низк. | прав. | низкий |
14 | П.Андрей | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | ср. | ср. | прав. | средний |
15 | К.Таня | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | выс. | выс. | выс. | прав. | высокий |
16 | О.Диана | низк. | низк. | низк. | низк. | низк. | низк. | низк. | низк. | прав. | низкий |
17 | А.Нелля | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | ср. | ср. | прав. | средний |
18 | К.Саша | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | выс. | ср. | ср. | прав. | выше ср. |
19 | С.Лиля | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выс. | ср. | прав. | выше ср. |
20 | Я.Оля | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | прав. | высокий |
21 | Б.Дима | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | прав. | высокий |
22 | Г.Максим | ср. | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выс. | прав. | средний |
23 | Д.Данил | ср. | ср. | ср. | низк. | низк. | ср. | ср. | ср. | прав. | ниже ср. |
24 | К.Вика | ср. | выс. | выс. | ср. | выс. | выс. | выс. | ср. | прав. | выше ср. |
25 | М.Костя | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | выс. | прав. | высокий |
26 | Р.Дима | низк. | низк. | низк. | низк. | ср. | низк. | низк. | низк. | прав. | низкий |
Высокий уровень – 31% (8 человек)
Выше среднего – 19% (5 человек)
Средний уровень – 31% (8 человек)
Ниже среднего – 11% (3 человека)
Низкий уровень – 8% (2 человека)
Как дидактическая игра помогает добиваться лучших результатов.
После проведения коррекционно-развивающей работы, с применением дидактических игр в первом классе во втором полугодии (апрель 2014) мною было проведено повторное исследование уровня школьной зрелости: включающей такие параметры как оценка контактности и познавательных процессов.
Таблица – 2. Результаты диагностики учащихся 1 класса после проведенной работы
№ | Ф.И. ученика | Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | Тест 4 | Тест 5 | Тест 6 | Тест 7 | Уровень развития |
1 | О.Влад | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
2 | К.Олег | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | ср. | выше ср. |
3 | Ш.Яна | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | выс. | выс. | высокий |
4 | К.Настя | выс. | выс. | ср. | выс. | ср. | ср. | ср. | высокий |
5 | А.Амалия | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
6 | К.Саша | ср. | низк. | ср. | ср. | низк. | низк. | низк. | ниже ср. |
7 | А.Артем | ср. | выс. | выс. | ср. | низк. | ср. | низк. | выше ср. |
8 | К.Олеся | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | выс. | высокий |
9 | Н.Яна | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выс. | выше ср. |
10 | Г.Максим | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
11 | Е.Инга | ср. | ср. | ср. | ср. | ср. | низк. | ср. | средний |
12 | З.Максим | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
13 | А.Леша | ср. | ср. | ср. | низк. | низк. | низк. | низк. | ниже ср. |
14 | П.Андрей | выс. | выс. | выс. | ср. | выс. | ср. | выс. | выше ср. |
15 | К.Таня | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | выс. | выс. | высокий |
16 | О.Диана | ср. | низк. | ср. | низк. | ср. | низк. | низк. | ниже ср. |
17 | А.Нелля | ср. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выс. | средний |
18 | К.Саша | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
19 | С.Лиля | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выс. | выше ср. |
20 | Я.Оля | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
21 | Б.Дима | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | высокий |
22 | Г.Максим | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | ср. | ср. | выше ср. |
23 | Д.Данил | выс. | ср. | ср. | ср. | низк. | ср. | ср. | средний |
24 | К.Вика | выс. | выс. | выс. | ср. | выс. | выс. | выс. | высокий |
25 | М.Костя | выс. | выс. | выс. | выс. | выс. | ср. | выс. | высокий |
26 | Р.Дима | ср. | ср. | ср. | ср. | ср. | низк. | ср. | средний |
Высокий уровень – 50% (13 человек)
Средний уровень –15% (4 человека)
Выше среднего – 25% (6 человек)
Ниже среднего – 10% (3 человека)
Подведение итогов показало, что использование дидактических игр активизирует у первоклассников способности восприятия учебного материала. Анализ результатов повторной диагностики показал, что все учащиеся воспринимают и понимают учебный материал. Я считаю, что именно программа «Гармония» с использованием игры развивает активность ребенка в учебно-воспитательном процессе и осуществляет личностно-ориентированный подход к обучению.
Приложение 2 «Разработки»
Игра-имитация реальной казачьей истории
Класс: 1
Тема: «Занятия и быт казаков». История № 3».
Цель занятия: Воспитание патриотизма средствами краеведения.
Знакомство с традициями казаков: в быту, семье, воспитании детей.
Оборудование: прялка; плетень; муляжи овощей; плётка; корзина с лоскутками; столик и пышки; рушник; конь-игрушка 3 шт.; казачьи костюмы; удочки-2 шт; листы А-3 с рисунками; картинки; угрь; куклы-шнуровки, куклы из лоскутков.
Действующие лица:
- Казачка 1:
- Казак:
- Казак 2:
- Лиза:
- Петя:
- Папа:
- Мама:
- Бабушка:
- Дедушка:
- Витька:
Ход мероприятия.
Распределение по группам:
1 «Бабушкина команда»
2 «Папина команда» -
3 «Дедушкины помощники»-
4 «Мамины помощники»;
Казачка: Здравствуйте, люди добрые!
Рады Вас встречать- величать.
В нашей горнице, поклоном встречать!
И беседу начинать… (поклон)
Казак: А добрая беседа всегда найдёт соседа.
Чтоб народу долго жить,
Прошлое нельзя забыть.
Казачка: В древности говорили: «Каждое дерево сильно своими кореньями, отруби их, и дерево погибнет».
Казачка:Так и народ, не знающий своей истории, обречён на исчезновение.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в гости к донским казакам, в станицу Раздольное. Мы увидим занятия и быт донских казаков, познакомимся с детскими играми на примере простой казачьей семьи.
Казак: Жила- была в селе Раздольном дружная семья Мелеховых. Знакомьтесь!
Казачка: Фёдор Иванович и Анна Петровна, родоначальники дружной семьи (кланяются); их сын- Григорий Фёдорович, жена- Екатерина Егоровна (кланяются); дети: сын Пётр и дочь Елизавета. Учитель: А чем занимаются казаки и казачки в станице Раздольное? Какие казачьи ремёсла можно встретить? Расскажите нам и покажите!
Казак: Нет цены казачкам нашим.
Прядут и вяжут от души
И сказку школярам расскажут.
В делах домашних хороши.
А сидя на коне верхом с арканом, самострелом,
Вмиг защитят семью и дом, и сеют хлеб умело.
Казачка: Казаки - народ лихой, главное, мастеровой.
Коль живём мы у реки, все у нас здесь – рыбаки,
Шьёт сапожник сапоги, справят печку печники,
И взрослым весело, умело в труде помогут дети смело.
Казак Григорий Фёдорович:
Возле церкви, у реки кузнец куёт подковы.
А ребята-пастухи лодку смолят снова.
Торговля, охота и плетенье
В мирное время - вот наши уменья!
В бою казаки не робеют - любого врага одолеют,
А с товарищем-конём казак ночью и днём.
Мама Екатерина Егоровна: О жизни казачьей вам расскажет наша
история. Внимание!
Казак Григорий Фёдорович:
Эх, ма, берегись! Не зевай, посторонись!
Коль казак в поход идёт, провожай его, народ! (казак присаживается на лавку и прощается).
Вы слышали, как на Дону поют
Казачки, казаки, участники походов?
А видели, как веселятся или слёзы льют,
Друзей, припоминая и погодков?
Песня «Люблю я казаченьку»
Дедушка Фёдора Иванович:…Проводили казака в поход. Все за работу! (рассаживаются) От лени казаки хворают, а в работе здоровье закаляют. Мне, удочки надо справить, наши-то никуда не годятся. Где мой внучок?
Петя: Ой, деда, некогда! Дождь заходит. Мам, я на рыбалку! Хочу поймать угря. (Схватил пышку со стола, удочку и убежал)
Мама Екатерина Егоровна: (тарелки вытирает) Да ты орёл – пышки со стола хватать. Иди уж.
(Бабушка сматывает с Лизой пряжу в клубок)
Лиза: Деда, а почему нас называют казаками?
Дедушка Фёдора Иванович: Ох, внучка, история Дона уводит нас в далёкую древность. Слово "Казак" означает "вольный человек", удалец". Так называли себя крестьяне, которые бежали на Дон.
Мама Екатерина Егоровна: Ох, школяры, хорошо с вами, да надо птицу кормить. Утёнок мой, помогай мамке! (потрепала дочку) Цып- цып-цып. (кормит птиц)
Лиза: Это я мигом. (кладёт пряжу и помогает маме) Мама, поиграй со мной в игру «Курочка».
Мама Екатерина Егоровна:
- Пущай ребята с тобой поиграют, а я дорожки почищу. (уходит)
Учитель: Ребята, давайте разучим детскую игру «Курочка» вместе с Лизой. Как ты, курочка, по полю летаешь?
Курочка: Вот так я, курочка, по полю летаю. (машет руками, дети повторяют)
Ребята: Как ты, курочка пера в гнездо нащипаешь?
Курочка: Вот так нащипаю. (щиплет рубашку)
Учитель: Как ты, курочка, яйца наносишь?
Курочка: Вот так я яйца наношу. (садится на корточки)
Учитель: Как ты, курочка, цыплят выводишь?
Курочка: Вот вывожу. (бьёт кулаком о кулак)
Учитель: Как ты их в поле выгоняешь?
Курочка: Вот так выгоняю. (под музыку ребята передвигаются вокруг столов по парам, машут ручками-крылышками)
Петя: (Забежал Петя, который сиял счастьем, за ним бежал Витька с деревянным конём.)
Я поймал угря! Смотрите! (показывает удочку)
Витька: Какой же это угорь? Это старая осока или верёвка!
Петя: Как осока?! Не может быть! Это был угорь! Неужели он потерялся?
Бабушка Анна Петровна: Внучок, не горюй, ты видно впопыхах принял траву за угря.
Дедушка Фёдора Иванович: Говорил тебе, Петро, помогай старшим, учи казачьи занятия! Удочка твоя совсем негожая. Пока рыба на нерест не пошла, надо удочки с дедом справить и вместе рыбы наловить.
Витька: Петь! Давай с конями поиграем! (Заяц Влад)
Петя: Только ты, ведущий. А мы с ребятами у тебя поучимся?
(Игра- катание на деревянных конях под музыку).
Витька: Поднимайтесь, казаки, кто тихи, а кто лихи,
Удаль в играх показать, свои косточки размять!
Ходит конь по бережку по зелёному лужку. Ой, лю-ли по лужку-2р. Не задерживай меня, я бегу ловить коня. (присели) Ой, лю-ли да, коня-2р.
Я на быстрого взлечу.(вскочили) Поскачу, куда хочу. Ой, лю-ли, поскачу-2р. Но-о! Поскачем, мой конёк!-2 раза. Ой, лю-ли, мой конёк.-2р
Ну-ка, рысью, скакунок!- 2 раза (щёлкаем языком) скакунок.-2 р.
Стоп - послушный, Стоп – холёный.- 2 раза. Ой, лю-ли, мой холёный-2 р.
Работа в группах под музыку
Дедушка Фёдора Иванович: Когда ж мальцам занятия казачьи показать?
Учитель: Сейчас Фёдор Иванович обучите нас интересным занятиям. Присаживайтесь, гости дорогие к ребятам, а стихи вам подскажут что делать.
- К труду приучат с малых лет девчонку и мальчишку. (Гончарук Настя)
И в этом кроется секрет, как с детства не лениться.
Ремёслам обучиться.
Дедушка Фёдора Иванович: Вот они, мои помощники.
Учитель: Группа «Дедушкины помощники» собирают удочку.
- Казан проверяют по звону,
А казака по делу и слову.
Занятия казачьи постарайся отыскать
И на листе их аккуратно клеем прикреплять.
Папа Григорий Фёдорович: Это - казаки, наши помощники.
Учитель: Группа «Папины помощники» выбирают из карточек с профессиями занятия казаков и наклеивают.
- Беседа без нужного дела,
Что тесто без дрожжей.
Казачек занятия.
На лист наклей, и не робей.
Мама Екатерина Егоровна: Ну, это мамины помощники!
Учитель: Группа «Мамины помощники» выбирают из карточек из карточек с профессиями занятия казачек и наклеивают.
- В забавах детских нужно пользу отыскать
И чтоб девчонкам и мальчишкам было весело играть.
Игрушки постарайся ты собрать, чтобы старшим помогать.
Бабушка Анна Петровна: А с бабушкиными помощниками, мы сделаем кукол из моих лоскутков и оденем маленького казачка.
Учитель: Группа «Бабушкины помощники» освоят полезные детские занятия. Научаться одевать малышей и сделают тряпичных куколок.
(Ребята делают поделки под музыку)
Итог урока.
Отчёт группы: «Дедушкины помощники»:
- Что вы собрали. Для чего она казакам? (Командир группы цепляет удочку на крючок)
Отчёт группы «Папины помощники»: - Назови ремёсла (занятия) казаков. (Дети называют их по очереди, командир группы прикрепляет лист, на доску).
Отчёт группы «Мамины помощники»: - Назови занятия казачек. (Дети называют их по очереди, командир группы прикрепляет лист, на доску).
(Командир группы выходит с листом, на котором занятия казачек)
Отчёт группы «Бабушкины помощники»: - Какими куклами могли играться дети? (тряпичными, соломенными) А кто помогал одеваться малышам, ухаживал за ними, когда родители на работе? (Ученики прикрепляют кукол на доску)
Учитель: - Наш урок подошёл к концу. О чём мы говорили на уроке? (О занятиях казаков, казачек). А кто помогал нам? (казаки из станицы Раздольное). Отличаются их одежда от нашей? Посмотрите, на них. На следующем уроке, мы познакомимся с историей казачьего костюма. А в заключении все вместе споём песню:
«Эх, донские казаки»
- Новые открытия ждут нас!
Список используемых источников:
- Ю. А. Жданов « Природа Донского края» Ростовское книжное издательство 1975г.
- Хрестоматия по истории казачества. Ростов-на-Дону 1992г.
- Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М.: Новая школа, 1997. Слепцов М.Ф. И снова вечер, и снова вместе… Смоленский областной институт усовершенствования учителей. Смоленск.,1997. – 184с.
- Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы. Игры, обряды. – М.: Школа – Пресс, 1998. – 144с.(“Воспитание школьников”. Библиотека журнала. Вып.1)
- Короб чудес, детские деревенские посиделки и другие школьные внеклассные мероприятия. Чебоксары: КЛИО,1997. – 98с.
Тренинг-игра по информатике с элементами игрового моделирования.
Класс: 2
Тема: «Встреча радужных флешек»
Форма проведения: групповая.
Цель: - планировать и выполнять задания в игровой форме, которые постепенно и последовательно усложняются.
Задачи занятия:
- Развитие возможностей работы с компьютером;
- развитие умений поиска и обработки информации;
- формировать интерес к групповой форме работы;
- осознавать свою уникальность и общность одновременно.
Оборудование: костюмы для племён, программист Фил, название племён, логотип «Цифрандия», ватман «Радужные флешки», стикеры 3-х цветов, предметы для демонстрации.
Ход занятия:
Программист Фил: Здравствуйте, я, программист Фил.
Далеко – далеко в математической вселенной есть прекрасная маленькая планета под названием «Цифрантида». Живут на этой планете три племени: Мумба, Юмба и Джамба. Проживают они все очень далеко друг от друга и редко встречаются… На красном острове живёт племя «Мумба», это северная часть планеты. На востоке, где растут зелёные заливные луга есть желтый остров -«Юмба». Северную часть планеты заселили синенькие цифряне - «Джамба». Все три цвета островитяне считают священными, потому что их нельзя получить путем перемешивания каких-либо других цветов. На есть и белый цвет, он у малоизведанных земель, его цифряне тоже иногда используют.
Жители каждого острова очень любят свой цвет. На каждом острове живёт какое-то племя. Они тоже учатся, дружат и обмениваются опытом, и раз в год встречаются, чтобы поприветствовать друг друга и провести весёлую «радужную» встречу. Поделится опытом, информацией, и получить радугу.
Итак, на первом уровне нашей игры, вы, жители этих островов и у каждого своё племя: Мумба, Юмба, Джамба.
Племена проснулись, они спокойно по очереди передвигаются по острову, и оставляют свой цвет. Мумба рисует свою полоску на ватмане и интерактивной доске. Затем, это делает Юмба и Джамба. У всех жителей острова, кроме различий, есть общий жест- приветствие. Жители острова приветствуют друг друга рукопожатием, во время которого нужно догадаться смешение каких цветов происходит и, что получается. Первыми для приветствия выходят мумбяне.
–Какой цвет от таких рукопожатий может получиться? Составьте примеры, которые помогут это запомнить.
- Красный(Мумба) + желтый(Юмба)= оранжевый;
- Красный(Мумба) + синий(Джамба)= розовый, фиолетовый;
- Жёлтый(Юмба) + синий(Джамба)= зелёный;
- . Продемонстрируйте общую встречу племён. (В течении 1 минуты, поздоровайтесь со всеми.)
Вывод, программист Фил.: Вы увидели, что сделать это не сложно. А сейчас усложним задачу во время нашей радужной встречи. Рисуем и изменяем цвет в Paint дома и в школе.
Каждое племя уже выбрало вождя и старейшину.
Жители острова после встречи отправляются на площадь Дружбы, которая находится на белых малоизведанных землях (интерактивная доска)
Учитель.: Приглашаем племя Мумба!!!
Вскрываем конверт… Зачитываем письмо.
Уважаемые жители племени Мумба! Сегодня каждый из Вас каким-то образом (рисует, копирует) находит себе интерактивного соплеменника, с помощью которого выполняет задание.
В сегодняшней игре ваше племя, понарошку, плохо слышит, но хорошо видит. Вы идёте по узкой горной тропинке, где через 10 шагов случаются обвалы и камнепады. Просчитайте, сколько остановок нужно подготовить, чтобы пересечь горы. Старейшина и вождь используют жесты: стоп, вперёд. От действий старейшины и вождя зависит жизнь соплеменников. Будьте внимательны!
С уважением, программист Фил.
Приглашаем племя Юмба!!! Вскрываем конверт… Зачитываем…
Уважаемые жители племени Юмба! Сегодня каждый из Вас каким-то образом находит себе интерактивного соплеменника, с помощью которого выполняет задание.
- Ваш путь лежит через болото, где ещё водятся опасные животные. Проложить дорогу надо с помощью геометрических фигур не взяв в руки карандаш. Пройти надо по всем кочкам, Вождь и старейшина помогают соплеменникам с места и используют команды: вправо, влево, прямо, назад, стоп. На них вся надежда. Успеха!
С уважением, программист Фил.
Приглашаем племя Джамба!!! Вскрываем конверт…
Уважаемые жители племени Джамба и интерактивные соплеменники!
Вам сегодня предстоит преодолеть водопад. В племени Джамба все ходят гусиным шагом. Проходят они под опасным горным водопадом, который охраняет змея анаконда. Но змея боится названия компьютерных программ, которые нужно назвать, напечатать, или записать. Старейшина и вождь должны провести своё племя так, чтобы никто не пострадал. От действий старейшины зависит жизнь соплеменников. Делать это трудно, но иначе нельзя. Старайтесь!
С уважением, программист Фил.
Экзаменаторы: мы созываем совет старейшин и вождей для ответов на вопросы:
- Для чего нужна такая игра? (тренировать математические способности, знакомство с программами.)
-Какие навыки
-Чему учит Вас общее дело? (дружить, преодолевать трудности)
-Все ли одинаково преодолевают трудности?
- Кого мы можем лучше понять с помощью игры? (людей с ограниченными возможностями)
Постановление: Всем трём племенам необходимо объединиться, потому что вместе легче преодолевать трудности
Танец дружбы «Флеш-моб»
Литература
1. Агеева И.Д. Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
2. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
3. Горячев А.В. О понятии “Информационная грамотность. // Информатика и образование. – 2001. –№8 – С. 14-17.
4. Горячев А.В., Волкова Т.О., Горина К.И. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь для 1 класса в 2-х частях.- Изд. 2-е, испр. М.: Баласс, 2009.
5. Горячева А.В. «Программа по информатике и КП,1-4 начальной общеобразовательной школы»(«Школа 2100»
Коммуникативная игра – размышление по литературному чтению
Класс: 4
Тема: «Творчество А. Меня. Книги с библейскими сказаниями»
Тип урока: урок группового сотворчества
Цель урока: Знакомство учащихся с особенностями творчества А. Меня
Задачи:
- развитие способностей эстетического восприятия и осмысления творчества священника и писателя А. Меня.
-формирование навыков групповой работы;
- развитие образного мышления на примере произведений А. Меня;
- развитие умений учащихся анализировать библейские сказания и вырабатывать собственную оценку.
Оборудование: интерактивная доска, выставка книг, рисунков, презентации.
Ход урока:
Оргмомент. Перед началом урока класс делится на четыре группы.
Вступительное слово учителя. Каков наш мир? Открытый всем взорам, и казалось бы понятный каждому, но до конца неизученный. Ответить на этот вопрос нам помогает великое литературное творение и известная всему миру книга. Как вы думаете, о какой книге идёт речь? ( БИБЛИЯ). В огромном мире искусства есть такие произведения, которые совершают долгий путь по лабиринтам нашего сознания и помогают нам найти истину. Я говорю о книгах, которые вы видите на нашей выставке, вы успели их рассмотреть.
-Какие книги вам знакомы?
Все эти книги на выставке не случайно - это и есть тема нашего урока. Попробуем сформулировать её вместе, а я вам помогу.
Постановка проблемы.
- Дайте название нашей выставке!
- Подсказкой может служить название раздела. (Библейские сказания).
- Какие произведения мы изучаем по теме? (Библейские сказания).
- Произведение, какого автора осталось нами не изучено? (А. Меня)
- Читали вы его произведения раньше? Как вы думаете кто он по профессии?
Составь тему из слов на доске.
Тема урока: «Книги с библейскими сказаниями». Творчество А. Меня.
Сегодня мы с вами, ребята, вспомним изученные раннее произведения и попробуем их проанализировать.
Акктуализация знаний. Работа в группах.
Учитель. Каждая группа получает своё задание и начинает работу под музыку.
1. Расставь события в хронологическом порядке.
2. Назови, одним словом.
3. Найди и прочитай отрывок о …
4.Дополнительные вопросы:
- Назови имена первых людей.
- Дополни заповеди Моисея.
- Где родился и жил маленький Иисус?
Заслушиваются ответы каждой из групп.
Мы совершили увлекательное путешествие по библейским островам. А теперь, как настоящие Робизоны можем отдохнуть.
Физминутка. « Робинзон»
3раза - вращение рук; 3упр.- руки вперёд; 3 упр.- вращения головой; 3 упр.- руки вверх; 3 упр.- повороты туловища.
Изучение нового материала.
1) Учитель. Мы сегодня познакомимся с проектом из книги «Свет и жизнь», посвящённого творчеству Александра Меня. Проект и части сборника составлены им.
Выступление ученика: Александр Мень родился в семье инженера. Служил священником, занимался наукой, философией, писал книги. Вот некоторые книги, автором которых он являлся. К сожалению, он был убит более десяти лет назад по дороге к храму, где вёл богослужение. Каким видел мир этот человек, мы с вами сейчас узнаем…
-Просматривая слайды, найдите в них ответ на вопрос:
-Каким изобретениям научился человек у природы?
2) Нас окружает удивительный мир: звёзды и облака, горы и моря, растения и животные.
3) Откуда явилось всё это?
4) Итак, давайте представим себе, что мы Робинзоны. Случилось что-то невероятное, и мы попали на необитаемый остров.
5) Природа на острове необыкновенна красива! Побродив по острову, мы решили, что на нём нет людей. Но однажды утром прогуливаясь по берегу…
6) Нашли хижину, предметы быта, но человека нигде не было. Мы сразу догадались: на острове был человек. Ведь не могла же хижина сложиться сама собой. Ясно, кто-то её построил. Но кто? Это творение человеческих рук. Но не будем спешить.
7) Например, у плавающего поблизости осьминога щупальцы более гибкие и подвижные чем наши пальцы. А у обезьяны, которая наблюдает за нами руки очень похожи на наши. Но как бы ни старались животные, они не могут сделать то, что делает человек. Ясно, одних рук-орудий недостаточно. Разум- вот тот волшебник, который создаёт все произведения человеческого труда. А руки лишь его послушные слуги. О чём думают наши мальчики? Этого нельзя увидеть. Мысль и чувства – невидимы. Но мысль человека, его чувства - это главное и называется сознанием, душой.
8) Выступление ученика:
На всей Земле из века в век зовёмся гордо – ЧЕЛОВЕК.
Дано названье неспроста, «чело» есть мысль. Она чиста.
Со словом «век» бессмертие дано,
А значит, эру творчества пройти нам суждено.
Но чтобы мир познать и красоту творить,
Нам бескорыстно научиться надобно любить.
9) Чувствовать красоту и наслаждаться её может только человек. И вот он сам становится творцом и испытывает радость творчества. Почему? (Потому, что человек создан по образу подобию божьему). Да, радость творчества – это свидетельство нашего богоподобия.
10) Картина говорит о художнике. Книга – о писателе, дом – об архитекторе, ракета – конструкторе. Порядок – о заботливой хозяйке.
11 - 13) Например, эту картину …
14) Почему человек- создаёт предметы подобно тем, что видит вокруг себя! Он учится, глядя на то, что он видит вокруг себя в природе. У кого учится ребёнок? (У родителей, учителей, друзей.) Ребёнок учится тому, что видит рядом и в дому. Мы все учимся друг у друга, а в первую очередь у природы.
15-17) Полёт птиц - вдохновляет людей на создание летательных аппаратов; паутина - напоминает антенну; люди строят фабрики и заводы, потому что узнали, что простейшие организмы – это химическая фабрика природы. Задолго до того, как люди научились делать красивые сосуды, природа одела живые существа в одежду удивительной симметрии и красоты.
18) Мы создаём расписания для самолётов, поездов, машин (ПДД).
А по какому расписанию движутся небесные тела? Ведь прежде, чем учёные открыли многие законы природы, закон во Вселенной существовал всегда.
19) Французский писатель Вольтер говорил: «Вселенная меня удивляет, но её часы не могут идти без часовщика»
Вселенная, природа и мы - это создание мирового разума - закон, который люди называют богом.
20 -21) «Природа это книга, которую надо прочитать… И правильно понять!»
Самостоятельная работа.
- Чтение произведения « Милосердие Иисуса»
Подведение итогов. «Вопрос-ответ»
- – Какая книга широко известна всему миру? – Какие детские писатели пересказывали для детей библейские сказания?
- - С творчеством, какого писателя мы сегодня познакомились?
– Произведения, каких авторов мы изучаем в разделе «Библейские сказания»?
Домашнее задание.
- Произведение А. Меня пересказать.
- Рисунок по презентации по темам:
Учитель благодарит учащихся, отмечая тех, кто на уроке был особенно активен и оригинален. Выставление оценок.
Литература:
- А Мень «Свет и жизнь» 1990 Брюссель
- Библейское Общество Апологетических Исследований. Игры: насколько они безопасны? Интернет-версия газеты «Вера и жизнь».
- Шапкин С. А. Компьютерная игра: новая область психологических исследований// Психологический журнал, том 20, №1, с.86-102, 1999
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха
Данная статья предназначена для студентов факультета СДО, а также для педагогов , работающих с детьми с ОВЗ...
Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"
центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр) Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...
Статья "Формирование межличностных отношений в групповом коллективе. Развитие коммуникативных навыков через тренинговую работу"
Психологическая атмосфера, которая складывается в групповом коллективе не должна остаться без внимания для каждого педагога. Благоприятные межличностные отношения подростков положительно влияют не тол...
Развитие коммуникативных навыков у обучающихся на уроках истории и обществознания как средство успешной социализации личности
Среднее специальное образование в Российской Федерации нацелено на создание компетентных профессиональных специалистов. Одним из условий является уметь владеть коммуникативными навыками. В...
Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков общения детей дошкольного возраста
Для студентов и для педагогов работающих в сфере дошкольного образования...
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...
Презентация "Использование дидактических игр для развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Презентация к мастер-классу "Использование дидактических игр для развития комуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...