Эссе «Моя педагогическая философия»
статья по теме
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадем у наших детей завтра» - Джон Дьюи
В эссе я постарался рассказать о себе и своем видении на современное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse-romanov_a.n.doc | 79 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Нижегородской области
ГБПОУ «Уренский индустриально-энергетический техникум»
Эссе «Моя педагогическая философия»
Выполнил преподаватель
специальных дисциплин:
Романов А.Н.
г.Урень, 2017 год
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадем у наших детей завтра».
Джон Дьюи
Современный мир меняется с каждым годом, месяцем, днем и даже минутой. Передо мной, как и перед всеми преподавателями встают серьезные задачи. Чему учить? Как учить? Для чего учить? Этими вопросами задаются педагоги как раньше, так и сейчас. Многогранная и наука «Педагогика» раскрывает ответы на эти и множество других вопросов. Отсюда может возникнуть вопрос: Почему все, те, кого учили и учат, такие разные. Одни стремятся жить полной жизнью, с благодарностью и теплотой вспоминая своих учителей, а другие живут одним днем - «День прошел и ладно, поскорей бы завтрашний прошел» или «Как получится». У вторых слово «учитель», в лучшем случае, не вызывает категоричных отрицательных и негативных эмоций? Может, дело не в содержании научных ответов, а в самих педагогах, в их педагогической позиции?
Если заглянуть на мою жизнь со стороны, то можно увидеть, что вся она связана с учебой. Родившись в 70-х годах прошлого века (такой вот я «старец» в 40 «с хвостиком» лет☺) я, как и все дети посещал детский сад, где учился рисованию, лепке, аппликации, общению с другими детьми и многому другому.
Следующим этапом учебы естественно стала школа. И до сих пор я со словами признания и благодарности вспоминаю свою первую учительницу – Фаину Андреевну Табекину. Она стала как для меня, так и для большинства учеников нашего класса второй мамой, ведь именно с ее помощью мы старались решить свои детские проблемы. После окончания начальной школы в нашем классе ежегодно менялись классные руководители, вплоть до 7 класса, когда «Классным папой» у нашего 7 «Б» класса стал Бабинцев Борис Алексеевич. Это был жизнерадостный, увлеченный, хорошо знающий предмет, педагогику и психологию учитель с большой буквы. Я учился у него не только истории, но и правилами коммуникации, чтению СМИ «между строк», рыночной экономике и многому, тому, что не давали другие учителя, т.к. это не входило в их компетенцию. К окончанию 8-го класса передо мной встал выбор, продолжать учебу в школе или получить профессию. Я до сих пор помню слова Бориса Алексеевича: «Алексей, продолжай учебу в школе, и поступай в любой на твой выбор институт – они по тебе «плачут». Но т.к. мама воспитывала меня одна я сделал выбор в пользу получения рабочей профессии и получив неполное среднее образование без затруднений поступил в лесотехнический техникум.
Учеба в техникуме свела меня с таким замечательным педагогом, как Олег Григорьевич Сорокин. Уже в 90-х годах прошлого столетия, он учил нас студентов самостоятельности, поиску и анализу необходимой информации, давал профессиональные знания, которые я и сейчас использую в жизни.
Помню, как после окончания техникума мне предложили работу по направлению с предоставлением жилья и работы по специальности в другом регионе страны, но чтобы не оставлять маму одну я остался на своей малой Родине. Сразу устроился на работу по профессии монтажник. Это стало следующим этапом моей учебы. Работая монтажником, я овладел профессией слесаря 5 разряда, получил навыки работы электро и газовой сварки, дополнительно выучился и сдал на «права» водителя автобуса. Нелегкое время перехода страны в условия рыночной экономики сказалось на работе, приходилось большее время проводить в командировках, и поэтому пришлось рассчитаться.
Вот с этого момента я и стал учиться педагогической науке, поступив на работу мастером производственного обучения, по рекомендации старшего мастера - Махова Владимира Павловича, в тогда еще Уренский профессиональный лицей № 100. У меня были прекрасные наставники, помогавшие мне в составлении планов занятий, знакомивших меня с различными приемами и методами обучения – Соколов Валерий Александрович, Малышев Александр Павлович, Лебедев Николай Алексеевич, Хренов Василий Григорьевич. Работа в учебном заведении подталкивает меня к обучению, поэтому я продолжаю учиться сам и думаю, что мотивирую этим других, не только обучающихся, но и коллег-педагогов. Со времени поступления на работу в профессиональный лицей, а сейчас техникум, я приобрел рабочие профессии: тракторист-машинист, электромонтер, электрогазосварщик, получил заочно высшее образование в сельскохозяйственной академии. Все это вкупе с профессиональной подготовкой на курсах повышения квалификации в НИРО дало мне возможность успешно защититься на высшую квалификационную категорию.
И вот глядя со стороны своего жизненного опыта, я возвращаюсь к началу своих раздумий: Чему учить? Как учить? Для чего учить? В статье 14 «Общие требования к содержанию образования», ФЗ № 273 «Об образовании» говорится: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства». Рассматривая все эти факторы, напрашивается размышление вывод о нашем современном образовании. Оно должно обеспечить каждому индивидууму нашего общества, будь это школьник, студент или просто взрослый дяденька или тетенька (часто имеющие больший жизненный опыт, чем у преподавателя), получающие дополнительное образование, в том числе и профессиональное - ответы на самые сложные вопросы: «В чем смысл моей жизни?», «Во имя чего жить?». Поэтому, современное образование должно формулировать образ жизни каждой личности, определять существующую и дальнейшую позицию в жизни, а именно: соответствовать запросам социальных партнеров, интересам и потребностям тем, кто получает образование, давать универсальную образовательную подготовку, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда. Тем самым образование будет многосторонне развивать индивидуальное развитие обучающихся, навыки самостоятельной и групповой поисковой деятельности, тем самым подталкивать к самообразованию и получению дополнительного образования.
Возможно, я не случайно начал свои рассуждения на тему «Моя педагогическая философия» со слов Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадем у наших детей завтра». Реалии сегодняшних дней, ФГОСы заявляют новые результаты образования, среди которых формирование ИКТ-компетентности обучающихся, преподаватель не может и не должен оставаться в стороне. Профессиональный стандарт педагога так же выдвигает новые требования к педагогическим кадрам, например «…ведение деятельности и достижение результатов в открытом контролируемом информационном пространстве». Владение навыками работы на компьютере востребовано практически в каждой сфере деятельности, а применение информационных технологий в системе урочной и внеурочной деятельности уже относится к одним из важных базовых компетенций современного педагога. Преподаватель должен не только уметь применять на практике свою ИКТ компетентность, но и правильно пользоваться имеющимися Интернет-ресурсами для взаимодействия с коллегами, родителями, общественностью, и конечно же со своими обучающимися.
В нашем техникуме для развития ИКТ-компетентности как обучающихся, так и педагогов создаются благоприятные условия, чтобы развивать и воплощать возникающие творческие, в том числе и педагогические замыслы. Наш техникум старается не отставать от новых реалий жизни, касающихся образования, практически ежегодно внедряя новые программы подготовки для того, чтобы обучать по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда. Такой большой успех - заслуга всего нашего педагогического и студенческого коллектива, а так же нашего директора - Любовь Ивановны Комаровой. Это замечательный, трудолюбивый руководитель, не сидящий на месте, а ведущий за собой к поставленным целям, умеющий адекватно решать современные задачи. Она может каждого выслушать, поддержать, помочь решить проблемы. Неслучайно почти половина педагогического состава техникума – молодые специалисты. Может быть поэтому, для работы в таком молодом сообществе коллег педагогов необходимо быть вооруженным не только теоретически в различных областях педагогики, в том числе и информационно-коммуникативных технологий и компетенций, но и практически применять новые, приемы, формы и методы в обучении.
Несмотря на свой стаж и опыт мне по-прежнему необходимо с дополнительным усердием готовится к учебным занятиям, строить их, опираясь на полученные новые знания. Для этого приходиться искать, изучать, анализировать и осваивать многое заново, это необходимо для того, чтобы идти в ногу со временем. Большой толчок в моем образовании дали курсы НИРО в рамках проекта Еврокомиссии ТЕМПУС: «Приобретение профессиональных и предпринимательских навыков посредством воспитания предпринимательского духа и консультации начинающих предпринимателей».
Профессия преподавателя не позволяет оставаться на месте, она подталкивает меня к ведению активной, плодотворной жизни, направленной на обучение своих студентов. Для этого я стараюсь вовлекать своих воспитанников к проектной и исследовательской работе, вместе с ними принимаю участие в различных конкурсах, олимпиадах и викторинах, проводимых как в очной, так и в дистанционной форме. Я считаю, что моя деятельность, как педагога помогает обучающимся приобрести любовь к выбранной профессии и окружающему нас миру.
Древняя мудрость гласит: «Учитель - это тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение». Как же это верно подмечено! Вместе с учеником! Да, да и еще раз – Да! Вместе с ребятами практически всегда можно найти новое, в казалось бы, уже известном, окунуться в прошлые события и сравнить их с настоящим, представить дальнейшее будущее. Поэтому, чтобы не отстать от быстро меняющегося мира, тенденций в образовании и поддержания авторитета мне приходится повышать свой педагогический уровень. Как приятно ощущать, что твои занятия не прошли даром, когда ребята из армии пишут слова благодарности, а демобилизовавшись, приходят для того, чтобы поделится своими победами, поделиться переживаниями и посоветоваться о том, как можно решить возникающие проблемы.
Я не считаю работу преподавателя легкой, но если быть преданным своему призванию, то даже самая ответственная и сложная работа будет в радость и приносить пользу не только педагогу, но и обществу.
И все же, по моему мнению, не все зависит только от педагога, многое в обучении зависит также и от самих студентов. Говоря об этом, хочется вспомнить еще одну мудрость: «Как без хорошего учителя нет хороших учеников, без хороших учеников нет хорошего учителя». Возможно, поэтому я хотел бы видеть в своих студентах личности со своим независимым мнением, умеющими аргументировать свою точку зрения, с умением обходить подводные камни в будущей профессиональной деятельности, умеющими находить правильный выбор в возникающих проблемах, стремящимися к самообразованию и еще много других очень важных качеств. Но самое главное – чтобы каждый из выпускников мог реализоваться в жизни, как яркая и индивидуальная личность, способная приносить пользу обществу.
Положа руку на сердце, я честно могу признаться в том, что раньше никогда даже не задумывался о том, что стану педагогом. Преподавателем я стал по воле сложившихся обстоятельств и жизненной ситуации и не жалею об этом. Раздумывая о своей жизни, я вдруг осознаю, что мне сложно определить черту, чтобы можно было категорично ответить на вопрос: «Где заканчивается моя работа, а где начинается личная жизнь?». Ведь если для студента учеба это частица жизни длиной почти в 4 года, то для меня – увлекательный, многообразный, интересный труд длинною 25 часов в сутки☺. Да, для меня «преподаватель» - это не только способ зарабатывания денег, не своеобразное хобби, не общественное положение, не профессия, и не только работа… Для меня быть преподавателем - это значит быть нужным обществу. Я считаю, что нашел свое призвание, так как мне нравится учиться самому и передавать свои знания и умения другим, ведь без учения невозможно достигнуть всех необходимых компетенций современного преподавателя. И сейчас, оглядываясь на прошлое, сравнивая его с настоящим и заглядывая в будущее, я с уверенностью могу сказать: работа педагогом - это моя судьба, моя жизнь, а потому я сделал свой правильный выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему: «Моя педагогическая философия».
Эссе было написано для портфолио....
Эссе на тему: "Моя педагогическая философия"
Думаю, что только педагог, который все время оттачивает свое мастерство, работает над собой, вырастит себе достойную смену....
Эссе «Моя педагогическая философия»
Хороший учитель, как считал В.А. Сухомлинский, - прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружит...
Эссе "Моя педагогическая философия"
Размышление на тему "Моя педагогическая философия"...
Эссе : "Моя педагогическая философия". Перфилова Оксана Викторовна
quot;Будущее зависит не от технического прогресса, нет, оно во многом зависит от людей, их взаимопонимания и желания пойти навстречу друг другу". Карл Роджерс Данный эпиграф наиболее полно...
Эссе «Моя педагогическая философия»
Эссе «Моя педагогическая философия»...
Конкурс "Педагогический дебют - 2021". Эссе "Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования, достойной войти в десятку лучших в мире".
Эссе на тему: «Деятельность педагогического коллектива моей образовательной организации для создания системы образования ,достойной войти в десятку лучших в мире»...