Образовательные технологии концертмейстера в классе вокала
материал на тему

Гричановская Ольга Николаевна

Искусство концертмейстера включает в себя три обязательных аспекта: педагогику, исполнительство и психологию. Используя педагогические технологии, концертмейстер, помогает развить молодому музыканту художественное мышление, освоить навыки совместного исполнения произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii_po_kontsertmeysterstvu.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки»

Доклад на тему:

«образовательные технологии концертмейстера в классе вокала»

Искусство концертмейстера включает в себя три обязательных аспекта: педагогику, исполнительство и психологию. Используя педагогические технологии, концертмейстер, помогает развить молодому музыканту художественное мышление, освоить навыки совместного исполнения произведений.

Непрерывный, целенаправленный педагогический процесс, связан с установкой на оптимальное взаимодействие концертмейстера с учащимся. Это позволяет углубить художественное содержание исполняемого произведения, направленного на духовное преобразование ученика, на восприятие и целостность исполнения музыкального произведения.

Педагогическая технология – это конкретный способ организации педагогической деятельности с целью получения определенного результата.

Педагогические технологии на уроках вокала необходимо ориентировать на решение сложных психолого-педагогических задач:

- научить студента самостоятельно работать;

- научить общаться с однокурсниками и взрослыми;

- научить прогнозировать и оценивать результаты своего труда;

- научить искать причины затруднений и преодолевать их.

Использование современных педагогических технологий - необходимое условие работы концертмейстера – профессионала. Концертмейстер в современной образовательной системе занимается воспитанием полноценной творческой личности, способной к самостоятельному труду, эмоционально отзывчивой на музыку.

Так как концертмейстер на уроках является помощником, соратником юного музыканта, одной из основных используемых технологий можно считать технологию сотрудничества. Обучение и воспитание гармоничной личности невозможно без тандема педагог–ученик, все два субъекта одного учебного процесса должны действовать вместе, сообща. Отношения с учащимися должны быть направлены на вовлечение в самостоятельную познавательно–творческую деятельность, а сотрудничество педагог–ученик должно основываться на взаимопомощи, позволяющей достигать единой цели.

В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:

1. Гуманно–личностный подход к учащемуся, где главным является развитие высоконравственных качеств каждой личности, индивидуальных способностей без прямого принуждения. Приоритетным является формирование положительной Я–концепции личности, уважение собственной точки зрения ученика, обучение с учетом потенциальных возможностей конкретного обучающегося. Все участники образовательного процесса должны уважать мнение друг друга, предоставлять свободу выбора, иметь право на собственное мнение, помогать друг другу в успешной реализации творческой деятельности.

2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс, где обучение рассматривается не как определяющая цель, но как средство развития личности, где используется положительная стимуляция учения.

3. Концепция воспитания, направленная на развитие творческих способностей обучающегося в контексте возрождения национальной культуры и традиций.

4. Педагогизация окружающей среды, где на первый план выдвигается сотрудничество с родителями, с педагогами, с институтами защиты детства как основа общей заботы о подрастающем поколении.

Таким образом, педагогика сотрудничества основана на содружестве, доверии и взаимопомощи всех участников педагогического процесса.

Технология сотрудничества находится в тесном взаимодействии с технологией индивидуализации обучения. Работа концертмейстера в классе вокала заключается в индивидуальном процессе обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является возможность адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным возможностям каждого учащегося. Центральное место в этой технологии отводится ученику, который рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, личным опытом. Индивидуализация обучения позволяет учитывать все особенности развития, воспитания обучающегося, усваивать программу с учетом индивидуальных недостатков в знаниях, умения и навыках, формировать адекватную самооценку ученика. Использование Технологии индивидуализации обучения педагогом обеспечивает психологический комфорт учащегося как в классе, так и на сцене, что является основой для успешной творческой деятельности.

Сегодня качественный процесс обучения невозможен без внедрения в работу здоровьесберегающих технологий. Целью таких технологий является сохранение здоровья учащихся, формирование положительной мотивации к здоровому образу жизни, противостояние стрессам. Здоровьесберегающие занятия позволяют обеспечить оптимальный темп работы на уроках, полное усвоение материала, психологический комфорт. При грамотном подходе к организации учебного процесса с точки зрения учета здоровья учащихся необходимо учитывать следующие моменты:

- соблюдение строгой дозировки учебной нагрузки;

- построение занятий с учетом индивидуальных особенностей учащихся;

- соблюдение гигиенических требований к аудитории;

- организация активно–двигательных занятий на уроках.

Необходимо еще до начала занятий обеспечить проверку состояния учебной аудитории, технического оснащения, проветрить помещение. Педагог должен пользоваться принципами музыкотерапии при подборе музыкального материала, не допускать появления стрессовых ситуаций в процессе занятий, помнить, что отдых – это смена видов деятельности.

Также немаловажным является сохранение собственного здоровья. Важно не допускать переутомления на уроках, грамотно организовать рабочее место, помнить, что доброжелательность и улыбка – одни из главных составляющих урока, обеспечивающие психическое и социальное здоровье обучающегося.

В процессе урока нужно работать над различными формами речевого общения, над умением грамотно ставить цели, устанавливать и поддерживать контакты с другими людьми. Обучение речевому общению важнейшая задача в условиях современной ситуации, когда снижается уровень лично словарного запаса подрастающего поколения. Педагог в работе на уроке должен активно включать учащегося в беседу о произведении, его жанровых и стилевых особенностях, работать над устной аннотацией рабочего материала. Обучающийся должен уметь не только отвечать на поставленный вопрос, но и ставить его; уметь планировать учебную деятельность, работать с учебной литературой; уметь представлять учебный материал.

Использование технологии формирования социальной и коммуникативной компетенции усиливает положительную мотивацию к обучению, способствуют социальной адаптации и самореализации, развитию навыка вести конструктивный диалог. Результатом формирования коммуникативной компетенции должна стать культура общения обучающегося, которая выражена в грамотности, соблюдении культурно–речевых норм, бережном отношении к языку.

Планируя свой урок педагог должен знать особенности каждого учащегося как субъекта взаимодействия, обладать педагогическим тактом, высоким уровнем толерантности.

Рассмотренные современные образовательные технологии позволяют преподавателям и концертмейстерам наилучшим образом осуществлять образовательный процесс, создавать условия для саморазвития и самореализации обучающихся.

Общий вывод однозначен: ни одна из технологий не может являться универсальной, пока педагог не определится, что он хочет достичь сменой технологии и от чего желает отказаться.

Исследование использования новых педагогических технологий позволяет утверждать, что они являются одним из самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность обучающихся.

Участие родителей и их поддержка - фактор успеха в обучении и музыкальном развитии студента. Поэтому существует необходимость воспитательной, просветительской, консультативной,  коммуникативной деятельности педагога по организации работы с родителями.

Список литературы:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М, 2001.

2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, Том 2, 2006.

3. Фадеева Е.И., Лабиринты общения – М: ЦГЛ, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональности у обучающихся в классе вокала.

Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является в...

«Использование современных образовательных технологий в работе преподавателя и концертмейстера"

В работе рассматривается использование таких современных образовательных технологий, как: технология индивидуализации обучения, здоровьесберегающая технология, технология развития творческих качеств л...

Образовательная программа "Сольное пение (эстрадный вокал))" 2018-2019 уч.год.

Образовательная программа" Сольное пение (эстрадный вокал) 2018-2019 уч.год....

Статья « Песенки – картинки, обработки русских народных песен в помощь педагогу дополнительного образования в выборе репертуара по классу вокала»

В статье предлагается репертуар на начальном этапе обучения в классе вокала. пояснения к произведениям. Важность выбора такого репертуара.Сохранение традиций русской вокальной школы....

Методическая разработка на тему Современные образовательные технологии. Игровая технология. 5-8 классы.

Методическая разработка на тему Современные образовательные технологии. Игровая технология.5-8 классы....

Психолого - педагогические аспекты работы концертмейстера в классе академического вокала

Одна из наиболее интересных и востребованных в среде музыкантов ДШИ специальность – это концертмейстер. Люди этой профессии задействованы как в учебном процессе, так и в концертной практике на р...