Психолого - педагогические аспекты работы концертмейстера в классе академического вокала
методическая разработка

Чвилёва Анна Игоревна

Одна из наиболее интересных и востребованных в среде музыкантов ДШИ специальность – это концертмейстер. Люди этой профессии задействованы как в учебном процессе, так и в концертной практике на разных уровнях. Они работают во всех жанрах, стилях, разных исполнительских составах. С одной стороны деятельность концертмейстера всем хорошо известна, а с другой стороны вокруг понимания этой профессии возникает множество разногласий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo_pedagog.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДО ДШИ №5 им. Д.Д. Шостаковича в г. Курске

Методический доклад на тему:

«Психолого–педагогические аспекты работы концертмейстера в классе академического вокала».

Выполнил концертмейстер Чвилёва А.И.

Курск 2020г.

Одна из наиболее интересных и востребованных в среде музыкантов ДШИ специальность – это концертмейстер. Люди этой профессии задействованы как в учебном процессе, так и в концертной практике на разных уровнях. Они работают во всех жанрах, стилях, разных исполнительских составах. С одной стороны деятельность концертмейстера всем хорошо известна, а с другой стороны вокруг понимания этой профессии возникает множество разногласий. Одна из основных задач — это совместное с педагогом, приобщение ребенка к миру прекрасного, развитие его общей музыкальности. В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции и их трудно отделить друг от друга в учебных, концертных и конкурсных ситуациях.

В этой работе мы пытаемся осмыслить специфику концертмейстерской деятельности, её некоторые психолого – педагогические аспекты в работе в классе академического вокала.

В своей работе концертмейстер придерживается фундаментальным положениям и основным художественным принципам музыкальной педагогики, представленным в трудах Л.Баренбойма, А. Гольденвейзера, К.Игумнова, Г.Нейгауза, С. Фейнберга.

Основы теории и практики концертмейстерского мастерства содержатся в работах – А.Готлиба, Е.Кубанцевой, В.Чачавы, Е.Шендеровича. Например, в работе В.Чачавы «Некоторые вопросы обучения концертмейстеров» осуществляется попытка целостного взгляда на концертмейстерское искусство, главное – выявляется его суть, состоящая в триединстве. По замыслу автора, концертмейстер – пианист - это одновременно солист, ансамблист и аккомпаниатор. Издание «Искусство концертмейстера» под редакцией В.Чачавы востребовано музыкантами и является базовым в сфере концертмейстерского искусства.

Изучение подобной литературы позволяет постоянно углубить знания и представления о профессиональной деятельности концертмейстера.

 Профессиональная деятельность подразумевает наличие у концертмейстера целого комплекса психологических качеств личности, таких как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность реакции и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, педагогический такт и чуткость. Концертмейстерское исполнительство является важнейшим видом практической деятельности музыканта. В нем выражается личность аккомпаниатора как человека, способного создавать. Исполнительство даёт возможность достаточно полно судить об индивидуальных особенностях концертмейстера. В основе исполнительской деятельности лежит принцип интерпретации музыкального произведения. Интерпретация максимально развивает творческую самостоятельность, актуализирует прошлый опыт, создаёт ассоциативные связи. Применительно к деятельности концертмейстера, творческий процесс – это движение от замысла музыкального произведения к его воплощению. Реализация творческого замысла органично связана с активным поиском, который проявляется в раскрытии, корректировке и уточнении, совместно с солистом или коллективом, художественного образа произведения, заложенного в представлении и нотном тексте. С одной стороны – специфика концертмейстера в том, что он не имеет возможности для воплощения собственного исполнительского замысла. Доминирующая роль принадлежит солисту. Но, с другой стороны, возможность эмоционально-образной интерпретации музыкального текста произведения позволяет концертмейстеру перевоплотить всю драматургию музыкальной формы, стать создателем собственной трактовки исполняемого произведения, и в этом концертмейстер выступает как соавтор композитора. И вот эту тонкую грань нужно, безусловно, чувствовать.

Работая в классе академического вокала, концертмейстер должен помнить, что голос является самым совершенным, самым выразительным и самым красивым музыкальным инструментом. Концертмейстер в вокальном классе оказывается в специфических, особо сложных условиях, всегда выполняет роль подчинённого партнера, аккомпаниатора. Сложность заключается в том, что в ДШИ солистом выступает ребенок, не имеющий ещё достаточного исполнительского опыта, чтобы быть полноправным лидером в данном ансамбле. Эту функцию «незаметно» для окружающих берет на себя концертмейстер.

В своей работе концертмейстер должен четко понимать, что он является посредником между педагогом и учеником - солистом и не имеет права вмешиваться в сугубо локальные, так сказать, «узкотехнологические» вопросы. Концертмейстер должен относиться к солисту - начинающему исполнителю доброжелательно, оказывая ему помощь без какого-либо «одолжения» и высокомерного подчеркивания своего музыкального «превосходства».

В процессе работы в классе академического пения, концертмейстер, прежде всего, должен исходить из того, что в сочинениях для голоса и фортепиано границы музыкальной образности значительно расширяются за счет параллельно идущего, дополняющего и «истолковывающего» текста.

В вокальной музыке, в отличие от инструментальной, благодаря словесному тексту, замысел композитора обретает художественную мотивировку. Все это придает некоторую конкретность музыкальному образу.

Словесная сторона этих сочинений не исчерпывается только языком, так как содержит в себе художественное, образное мышление. Существование поэтического текста сообщает вокальным сочинениям дополнительные возможности воздействия на слушательскую аудиторию не только посредством музыкальных или литературных образов, но и посредством вербальных понятий.

В процессе работы в классе академического пения, концертмейстеру, помимо владения вокальным репертуаром, необходимо применять общие и специальные знания по вопросам синтеза музыки и слова, формообразования, жанра, звуковысотного устройства, гармонического содержания, драматургии исполняемого сочинения и пр. Важна теоретическая подготовка концертмейстера-пианиста, он должен обладь профессиональными умениями, связанными с пониманием специфических особенностей ансамбля с певцом (следить за верхним нотным станом, раскрывающим посредством мелодического развития и поэтического текста замысел произведения, учитывать основополагающие принципы вокального дыхания, строения вокальной фразы - агогики, выразительного произношения слова в пении при соблюдении правил орфоэпии).

Концертмейстер обязан осознавать, что партия аккомпанемента является не самодовлеющей, но подчиненной законам коллективного музицирования и, вместе с тем, она служит не только гармонической и ритмической опорой солисту, но также и углублению содержания исполняемого произведения.

Концертмейстер, как правило, является помощником педагога, он не только учит с учеником репертуар, но и помогает ему усваивать указания педагога. Долгая совместная работа педагога и концертмейстера часто приводит к полному взаимопониманию, даже «рабочая терминология» у них становится общая. Концертмейстеру на уроке должен быть в собранном, творческом состоянии, не допускать игры недоученных произведений, благожелательно и добросовестно заниматься с любым учеником, независимо от его способностей.

При совместных занятиях в классе, концертмейстер не только готовит солиста к будущему выступлению, но и сам тщательно работает над фортепианной партией, ибо в момент выступления на концерте (или на экзамене) он является его творческим партнером. В период подготовки произведения солист и пианист совместно проходят целый ряд стадий: неоднократное повторение целого и деталей, остановки в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных темпах, анализ характера произведения, координация динамики. И именно это помогает достичь ансамбля.

В работе в классе преподаватель и концертмейстер анализируют совместно с учеником структуру произведения, обозначив такие понятия, как вступление, заключение. Вступление, заключение и проигрыши должны быть частью целого и подчиняться единому художественному замыслу.

Как правило, сразу определяют основной темп произведения, обращают внимание на темповые отклонения, ферматы, цезуры и т.д. Подобные отступления диктуются стилистическими требованиями и особенностями индивидуальной интерпретации произведения у каждого солиста.

В аккомпанементе, содержится выразительность гармонической опоры, ее ритмической пульсации.

       Продолжительность освоения фортепианной партии зависит от степени ее трудности: ведь концертмейстер должен выработать автоматизм в такой степени, что бы оторвав глаза от своих строчек, свободно контролировать партию солиста. И только после этого возникает должная свобода, вырабатывается умение мгновенно подхватить любые возможные изменения в трактовке солиста.

У концертмейстеров часто возникает вопрос, что делать если ученик вопреки классной работе (а иногда - и вследствие нее) не справляется на концерте с техническими трудностями и отклоняется от темпа? В данном случае не следует резкой акцентировкой подгонять солиста — это ни к чему не приведет, кроме остановки исполнения. Концертмейстер должен неотступно следовать за учеником, даже если тот путает текст, не выдерживает паузы или удлиняет их.

Во время выступления аккомпаниатор должен быть предельно внимательным, чутким к солисту, с которым могут произойти неожиданности. Учащийся может не вовремя вступить, перескочить через несколько тактов и т.п. Концертмейстер должен выручить солиста во всех этих непредвиденных случаях: где-то подыграть нужную ноту, повторить или растянуть свое вступление... Все это должно быть сделано незаметно для слушателя. Концертмейстер должен словно раствориться в намерениях своего солиста, даже если его сиюминутное состояние несколько «уводит» от ранее подготовленной трактовки.

Для концертмейстера важно согласование своего слышания музыки с исполнительской манерой партнера (или партнеров) по ансамблю. Не менее значимо одновременное сохранение своего индивидуального облика.

Главная психологическая особенность деятельности концертмейстера состоит в единстве трех главных компонентов: 1) собственно потребность в ансамблевом общении; 2) высокий эмоциональный тонус на всем его протяжении; 3) стабильные коммуникативные навыки и умения, гарантирующие успешность творческой деятельности. Творческая деятельность концертмейстера-пианиста является произвольным процессом его эмоционально-смысловой децентрализации, сопровождающейся проникновением в мир партнера по ансамблю. Концертмейстеру необходимо обладать коммуникативной компетентностью. Под коммуникативной компетентностью понимаем способность концертмейстера-пианиста устанавливать и поддерживать творческие контакты с партнерами по ансамблю. В состав компетентности включается некоторая совокупность профессиональных знаний и умений, обеспечивающих успешное осуществление художественного процесса. Под термином «умения» понимается владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для эффективной реализации деятельности концертмейстера посредством имеющихся у него профессиональных знаний и навыков.

Психологические составляющие личности концертмейстера рассматриваются в работе как система внутренних коммуникативных ресурсов, необходимых для успешной творческой деятельности в определенных ситуациях межличностного взаимодействия с партнером (партнерами) по ансамблю.

В педагогические аспекты деятельности концертмейстера входит сотрудничество с представителями различных художественных специальностей - вокалистами и инструменталистами, с вокальными и инструментальными ансамблями, хоровыми, хореографическими коллективами и др. Для каждого из этих направлений необходимо музыкальное сопровождение, а, значит, и коллективная работа над сочинением на всех этапах исполнительской деятельности, поэтому концертмейстер должен быть музыкантом-универсалом, нередко выполняющим педагогические функции.

В основе содержания и структуры творческой деятельности концертмейстера лежит педагогическая концепция развивающего обучения, согласно которой работа над совершенствованием профессиональных музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков партера (партнеров) по ансамблю находится в тесной связи с универсальным развитием индивида, расширением его художественных знаний и общекультурной эрудиции, активизацией творческих и познавательных возможностей.

Педагогический аспект работы концертмейстера состоит из нескольких неотъемлемых компонентов музыкального искусства, в знании специфики инструментов, певческих голосов и секретов их взаимодействия, в способности к постоянному развитию собственного творческого потенциала и к самосовершенствованию, в освоении современных информационно-коммуникационных технологий. Для оптимизации педагогического общения концертмейстера-пианиста с партером по ансамблю необходимо наличие коммуникативного фактора (готовности к общению) и особой эмоциональной настроенности на творческую деятельность, обеспечивающих успешность их ансамблевого взаимодействия.

Таким образом в профессиональной деятельности концертмейстера- пианиста всегда присутствует полифункциональность, которая подразумевает органическое сочетание педагогического, концертмейстерского амплуа и амплуа соучастника действия.

Главная особенность деятельности концертмейстера заключается в его умении слиться с художественными намерениями солиста, понять его пожелания, принять их, естественно войти в концепцию исполняемого произведения и одновременно, - заинтересовать собственным замыслом, передать личное видение музыкальных образов. Ансамблевое исполнительство отличается от сольного, прежде всего тем, что художественная концепция и все детали интерпретации являются результатом размышлений и творческой фантазии нескольких музыкантов- исполнителей и воплощаются они совместными усилиями.

Список литературы

1. Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано». Москва «Музыка» 1978;

2. Виноградов К.О. Специфика творческих взаимоотношений пианиста-концертмейстера и певца // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1-М.: Музыка, 1988.

3. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство – музыкально творческая деятельность //Музыка в школе -2001, №2.

4. Мур. Дж. Певец и аккомпаниатор: Воспоминания. Размышления о музыке. / Перевод с англ. и предисловие В.И. Чачавы. - М.: Радуга. 1987.

5. Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога. - М.: Музыка, 1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические аспекты использования мультимедиа в образовании

Использование мультимедийных средств в качестве инструмента означает появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности, что можно рассматривать как историческое развитие психичес...

ТВОРЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Концертмейстер и аккомпаниатор -  самая распространенная профессия  среди пианистов.  Концертмейстер нужен...

Психолого-педагогические аспекты деятельности концертмейстера ДШИ

Психолого-педагогические аспекты деятельности концертмейстера ДШИ...

«Некоторые аспекты работы концертмейстера в классе хореографии»

Обучение в хореографическом классе традиционно связано с музыкальным сопровождением. В современной практике используется два варианта музыкального оформления уроков – в первом используется аудио...

«Развитие вокально – ансамблевых навыков в классе академического вокала»

В методической работе рассматриваются основные цели и задачи предмета "вокальный ансамбль", особенности ансамблевого пения, а также представлены методические рекомендации по организации само...

Особенности педагогической работы концертмейстера в классе ударных инструментов

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение дополнительного образования"Санкт-Петербургская детская школа искусств № 37"Особенности педагогической работы концертмейстера в...