Методическая статья "Изобразительное искусство в коррекционной школе II вида."
статья на тему
Методическая статья содержит варианты и особенности коррекционной работы на уроках изобразительного искусства у сбослышащих детей .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izobrazitelnoe_iskusstvo_v_korrektsionnoy_shkole_ii_vida.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство в коррекционной школе II вида.
В данный момент в современном обществе встает остро вопрос от том какая школа необходима, какая школа нам нужна? Как правило мы получаем примерно одинаковые ответы- нам нужна школа, которая воспитывает и обучаетдетей воспитывая детей в хорошо поставленном процессе обучения. Современные тенденции образования предполагают , чтобы учащийся в первую очередь нравился себе и другим и был в ладу с самим собой, следовательно он сможет добиться высоких результатов уровня своего обучения. Задача современной школы вырастить из ребенка человека , который положительно относится к учебной деятельности, к учебному труду. Следовательно количество неуспевающих детей будет меньше.
Огромную роль в обучении слабослышащих учащихся играют вопросы отработки повторения и закрепления универсальных учебных действий. Так что же можно считать коррекцией у детей с ограниченными возможностями здоровья?
Коррекцией можно считать:
-вносить коррективы в действие необходимые в работе после выполненного задания на основы допущенных ошибок ;
-необходимо научиться адекватно воспринимать советы ( коррекцию) педагога, одноклассников и родителей.
- дополнять необходимые коррективы, дополнения, изменения в поэтапность выполнения проделанной работы в случае несовпадения результатов с планируемым итогом, финалом работы.
Основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ:
Деятельностныйпринцип-коррекции предполагает направление выполнения коррекционной работы через индивидуальную активизацию деятельности каждого учащегося, в продвижении которой приобретается базис для положительных сдвигов в развитии формирования личности ребенка
Контроль индивидуальных особенностей личности помогает нам осуществить план оптимизации в рамках индивидуальных психофизических особенностей каждого учащегося. Коррекционная работа и ее направленность дает возможность развивать индивидуальные параметры развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Принцип динамичности восприятия- состоит из определенных заданий при реализации которых возникают сопутствующих препятствия. Именно их преодоление раскрывает возможности и способности обучающихся. Каждое задание заключается в выполнении ряда этапов от простого к более сложному. Всем ученикам уровень сложности должен быть предельно доступным. Данная возможность позволяет испытать удовлетворение от проделанной работы и стимулировать дальнейший интерес к обучению.Также необходима и важна созданная ситуация успеха при выполнении художественных работ учащимися с ОВЗ.
Принцип качественной обработки информации-заключается в организации учебного процесса так, чтобы навык обработки переноса информации у учащихся развивался динамично, то есть совершенствовался и развивался механизм самостоятельного поиска, выбора информации при выполнении рисунка, композиции и декоративных творческих работ.
Принцип визуального контроля эмоциональной окрашенности материала- предполагает, чтобы выполняемые задания и упражнения , во время урока ИЗО, создавали эмоционально благоприятный фон и вырабатывали у учащихся положительные эмоции и удовлетворение от выполнения творческой работы и учебного задания.
Содержание и формы коррекционной работы учителя на уроках изобразительного искусства у детей с ОВЗ.
-Контроль за учащимися в учебном процессе и во внеурочной деятельности .
- формирование внеурочной деятельности, которая способствует развитию познавательных интересов и желаний обучающихся детей с ОВЗ.
Для качественного внедрения и осуществления коррекционной работы необходимо выполнение ряда условий:
-В процессе формирования представлений обучение детей с ОВЗ необходимо выявление характерных и существенных признаков предметов, формирование умений сравнивать и сопоставлять
-формирование УУД на всех этапах учебного процесса
-побуждение слабослышащих учащихся на уроках ИЗОк речевой деятельности и самоконтролю правильного произношения
-установление практического действия со словесным обозначением и установление четкой взаимосвязи между предметом
-использование многократного возвращения изученному материалу и установление медленного доступного темпа обучения
-подразделение деятельности на отдельные этапы, включающие в себя части элементы операций, которые позволяют осмыслить их относительно друг друга.
-выполнение упражнений, направленных на развитие слухового восприятия и фонематического слуха, а также внимания, памяти и речи .
Учитывая идеи развивающего обучения на уроках ИЗОу слабослышащих детей при проведении коррекционной работы следует применять следующие требования:
- следует по возможности использовать приемы активизации работы учеников предлагая детям свободный выбор количества выполненных художественных и творческих заданий разных по сложности , исключая метод принуждения. Из моего опыта работы хочу отметить,что дети проявляют интерес к разным по сложности творческим зданиям на индивидуальных карточках различных цветов. Ученики сами выбирают для себя карточки с разным уровнем сложности. Их я использую достаточно часто на уроках ИЗО в коррекционных классах.
-необходимо обеспечить реализацию возможности последовательного продвижения от простого к сложному с помощью разноуровневых творческих заданий
-следует дать возможность ученикам достичь более высоких целей обучения, направляя и помогая раскрыть потенциальные возможности ребенка с ограниченными возможностями здоровья с помощью развивающих творческих заданий требующих творческого креативногомышления ; анализировать и сравнивать успехи с предыдущими достижениями, а не ученика с учеником
- принципиально важным условием является создание необходимого психологического микроклимата на занятиях, а именно положительноеэмоции , состояние успеха и доброжелательное отношение к учащимся
При развивающем обучении педагог должен побуждать учащихся на желание самостоятельно делать открытия и добывать знания, сообщать необходимый базовый уровень в соответствии с государственным стандартом второго поколения на основе которого ученики могут развивать дальнейшее обучение, совершенствовать знания умения и навыки, уметь делать выводы, видеть практическую применимость увиденного и изученного.
В результате проделанной работы учащиеся осознают необходимость учения, дети умеют подходить и анализировать допущенные ошибки, самостоятельно оценивают уровень собственных знаний, совершенствуют и развивают свои способности, начинают творчески подходить к труду.
При организации коррекционных уроков следует ориентироваться на возможности ребенка-задание должно быть в рамках предельной сложности и быть доступным, так как на начальных этапах коррекционной работы нужно ребенку обеспечить субъективное ощущение спеха на фоне определенной затраты усилий, далее сложность и трудность заданий следуетувеличить пропорционально растущим возможностям учеников.
Для успешности коррекционной работы и повышения качествазнанийобучающихся нужно придерживаться следующих принципов:
-применять игровые технологии для поддержания интереса;
-осуществлять индивидуальный подход;
-соблюдать доброжелательность в отношениях с учениками, недопустимы порицания за неуспех;
-желательна положительная эмоциональная оценкой поддержка любого качественного достижения ребенка, чтобы успех оценивался как радость.
-развитие у ребенка самооценки собственной творческой деятельности.
Систематическое проведение коллективного составления композиции рисунка, применяя педагогический рисунок, дисциплинирует детей и развивает их пространственное мышление, развивает речевые возможности слабослышащего ученика, также формируются необходимые качества ребенка сОВЗ , а именно: внимание, смекалка, наблюдательность, повышается и развивается словарный запас. После проделанной коллективной работы у доски и демонстрации учителем педагогического рисунка для педагога появляется возможность своевременно выявить ошибки учеников и вовремя преодолеть данные недочеты при усвоении рабочей программы.
В последние время часто встречаются слабослышащие учащиеся со сложной структурой дефекта, с обилием сопутствующих врожденных заболеваний и для гармоничной адаптации данных учеников я применяю гимнастику для рта, упражнения для расслабления глаз, рук, мышц спины. Благодаря своевременной организация всей системы коррекционной работы на уроках изобразительного искусства происходит раннее выявление учащихся с различными степенями умственной отсталости, что помогает оказать своевременную помощь в обучении таких детей.
Коррекционные возможности изобразительного искусства.
Современная коррекционная педагогика, находясь в постоянном новаторском поиске новейших средств и методов коррекции, все чаще основывается на использовании средств искусства в процессе обучения и воспитания детей с ОВЗ. На важную роль искусства вкоррекционной опирались и указывали многие представители зарубежной педагогики Э.Сеген, Ж.Демор,О.Декроли, а также отечественные ученые Л.С. Выготский, А.И. Граборов, Е.А. Екжанова, Т.С. Комарова и др.
Искусство, как показали исследования в области художественно -развивающей педагогики и психологии, помогает ребенку с ОВЗ увидеть окружающий мир во всем его многообразии образов, и в дальнейшем научиться его преобразовывать через различные виды творческой деятельности. Развитие адекватного восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, коммуникации и социализация ребенка в обществе-вот результат художественной деятельности слабослышащих детей. Коррекционные возможности ИЗОпо отношению к детям со сложной структурой дефектов связаны с тем, что она является основополагающим центром новых положительных эмоциональных переживаний ребенка, предлагает новые креативные востребованные творческие желания, искания и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы.
В практической художественной деятельности активизация потенциальных возможностей и есть реализация социально-педагогической функции искусства. Участие слабослышащего ребенка с нарушениями в изобразительном искусстве с одноклассниками и взрослыми людьми увеличивает его разговорно-обиходный словарь и расширяет его социальный опыт, обеспечивает коррекцию нарушений и учит взаимодействию в совместной деятельности. Коррекция и развитие возможностей ИЗО предлагает ребенку с нарушением слуха практически неограниченные возможности для самовыражения, дает практически всю палитру самореализации, как в процессе творческого поиска так и вего результатов, познанием и утверждением своего «Я».
Проявление интереса к результатам творчества учащегося со стороны друзей, одноклассников, учителей, родителей, принятием ими творческих поделок и рисунков повышает самопознание и самооценку ребенка.
Использование изо в последние годы все больше включается в коррекционно-развивающий и педагогический процесс в специальных коррекционных общеобразовательных учреждениях и дает колоссальные положительные результаты. В итоге это помогает решать следующие основные задачи психологии и коррекционной педагогики:
- формирование основ художественной культуры, формирование и разработка коррекционно-направленной системы художественного развития
- использование искусства в разработке содержания коррекционно-развивающих технологий
- реализация средствами искусства имеющихся нарушений с помощью коррекции и развитие познавательной деятельности, моторной и личностной сфер и эмоционально-волевой деятельности
Изобразительная деятельность дает огромные возможности для эмоционально эстетического, волевого и умственного развития ребенка. Совершенствуют психические функции: зрительного восприятия, речи, слуха, моторики, памяти, воображения, пространственного мышления, мыслительных операций(синтеза, анализа, обобщения, сравнения, абстрагирования).
Изобразительная деятельность слабослышащих детей подводит их к пониманию окружающего мира через линии, цвета, формы. Знакомство детей с видами и жанрами ИЗО углубляет их представления о процессе изображения предметов и образов. В специальных коррекционных учреждениях занятия рисованием, аппликацией, лепкой и всеми видами ДПИ в учебное и в неурочное время необходимы и интересны ребенку с ОВЗ. Итогом данной деятельности является позитивная динамика психического и умственного развития слабослышащего ребенка и положительная адаптация и социализация его в будущем в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок самообслуживания в коррекционной школе VIII вида
урок самообслуживания...
рабочая программа дополнительного образования для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа для обучающихся 9-11 классов коррекционной школы 8 вида, предназначена для дополнительного образования по предмету швейное дело....
Рабочая программа по трудовому обучению. 2 класс специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение» разработана на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы» под реда...
Игра-развлечение "Поле Чудес" для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Игра-развлечение "Поле Чудес". Тема: "Ее Величество Буква"....
Формирование навыков чтения и воспроизведение прочитаного текста среди учащихся начальных классов в коррекционной школе 8 вида
методы и формы работы школьного библиотекаря...
Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Программа по русскому языку и чтению для учащихся 5-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Методическая разработка - Рабочая тетрадь учебной дисциплины "Эффективное поведение на рынке труда" для обучающихся на базе коррекционной школы 8 вида по профессии 16909 Портной
Рабочая тетрадь предназначена для студентов очного отделения.В рабочей тетради отражены основные темы дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда»Представленные задания способствуют з...