Рабочая программа по литературе (10 класс, профильное обучение)
рабочая программа на тему
Рабочая программа по литературе для 10 классов(профильный уровень) позволит расширить читательский кругозор учащихся,углубить литературоведческие знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса( профильный уровень) | 163 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лицей № 504 г. Москвы
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заседание МО Зам. директора по УВР Директор ГБОУ Лицея 504
Протокол № ____ Мавлеева Н.В. Корягин А.М.
_________________ __________________ _________________
«___»_______20__г. «___»_________20__г. «___»_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ (профильный уровень)
для 10 класса
Бондарь Ольги Вячеславовны,
учителя русского языка и литературы
ГБОУ Лицея 504 г. Москвы
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
I Рабочая программа по предмету «Литература. Профильный уровень» для десятого класса создана на основе:
= Закона «Об образовании» РФ№ 273 от 21.12.2012
= Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 № 1089)
= Примерной программы для общеобразовательных школ, рекомендованной Министерством образования Российской Федерации 2012г и учебно – методического комплекса Г.И. Ионина , издания «Мнемозина», 2014 год;
II Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью полного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Программа для углубленного изучения литературы (профильный уровень) представляет собой хронологический систематический курс на историко-литературной основе, который дает возможность учащимся продолжить образование в гуманитарной области.
В центре внимания учащихся оказывается не только конкретный художественный текст, но и художественный мир писателя, литературный процесс. Акцент в программе делается на изучение художественного текста с использованием знаний по истории и теории литературы, с опорой на литературную критику. В программе профильного уровня значительно расширен круг писателей, что позволит учащимся делать обобщения на литературном материале, сопоставлять художественные произведения разных эпох. При реализации программы углубленного изучения литературы учитель самостоятельно определяет глубину и путь анализа конкретного произведения, учитывая как место произведения в литературном процессе и творчестве писателя, так и возможности, потребности учащихся.
Цель обучения – обучение литературе на основе включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности,оптимальное развитие каждого обучающегося на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, развития воображения, творческого и логического мышления, умения грамотно и ярко излагать мысли, и формировать различные компетенции .
= Формирование представления о литературе как об учебной дисциплине, формирующей духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
= Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
= Овладение умениями анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет
= Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
В результате изучения литературы на профильном уровне выпускник научится:
Знать/понимать:
- историко-литературные понятия ( литературные направления и течения, жизнь и творчество писателей, общечеловечекое и конкретно-историческое значение художественных произведений)
-теоретико-литературные понятия ( роды и жанры литературы, способы выражения авторского сознания, художественное единство и его компоненты)
Выпускник научится:
— воспринимать художественное произведение в единстве содержания и художественной формы, концептуально осмысливать прочитанное;
— анализировать литературно-художественные произведения разных исторических эпох;
— воспринимать отдельное литературное произведение в контексте эпохи, в его историко-литературных связях;
— находить в произведении черты сложного взаимодействия литературной традиции и новаторства писателя;
— ориентироваться не только в истории, но и в теории литературы, использовать литературоведческий аппарат при разговоре о произведении;
— воспринимать своеобразие и ценность каждого историко-культурного периода;
— находить общие черты в произведениях определённого исторического периода; различать произведения, созданные разными художественными методами, принадлежащие к разным литературным направлениям и течения
— видеть эволюцию писателя в процессе его творческого пути;
— самостоятельно формулировать тему сочинения;
— оценивать язык современного литературного искусства; ориентироваться в современном литературном процессе;
— писать рецензии на произведения современной литературы.
Школьник получит возможность научиться использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
III Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном учебном плане на изучение литературы в 10 классе отводится 2 часов в неделю, всего – 68 часов, продолжительность изучения литературы в 34 учебные недели.
IV Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Изучение предмета «Литературы» формирует личность обучающегося и расширяет набор ценностных ориентиров.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V Содержание учебного предмета
Содержание обучения литературы представлено основными содержательными линиями:
Общие понятия теории литературы- 17 часов
Драматургия и современный театр- 6 часов
Проза ХХ века. Тема войны в русской и зарубежной литературе- 4 часа
Тема « американской мечты» в зарубежной литературе-3 часа
Утопия и антиутопия в русской и зарубежной литературе -3 часа
Русская поэзия второй половины ХХ века- 3 часа
Подготовка к написанию сочинения- 32 часа
В результате освоения предметного содержания литературы у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.
В процессе изучения литературы осуществляется знакомство с ее разделами, что предполагает овладение учащимися основами исследовательской деятельности в рамках предмета "Литература", обеспечивает преемственность ступеней образования (школа - вуз гуманитарного профиля), т.е. способствует успешной подготовке к профессиональной деятельности в гуманитарной области. При этом акцент делается на формировании общей литературоведческой культуры, умении анализировать художественный текст с использованием знаний в области истории и теории литературы . Не менее важными являются умения делать обобщения на литературно-художественном материале, сопоставлять литературные произведения разных эпох
Литературное содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок по содержанию программы.
V1Метапредметные результаты:
- способность обучающегося осознавать и реализовывать учебную цель и задачу;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы;
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- способность к осуществлению логических операций, сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении проблем;
- умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
VII Методическое и материально-техническое сопровождение программы
1.Программа по литературе 10-11 класс (базовый и профильный уровни)Г.Н.Ионин,Н.Н.Скатов, Л.М.Лотман М.,Мнемозина,2009
2.Учебник 10-11 класс (базовый и профильный уровни)Г.Н.Ионин,Н.Н.Скатов, Л.М.Лотман М., Золотарева И.В., Крылова Т.А. Поурочные разработки по литературе, 10 кл., М.:Мнемозина, 2011
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2010.
4. Л.И.Тимофеев . Основы теории литературы . – М., Просвещение ,2002.
5 Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2010.
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
http://www.openclass.ru/
Тематическое планирование
Календарные сроки | № п/п | Темы уроков | Планируемые результаты | Возможные виды деятельности учащихся | Возможные формы контроля | |
Освоение предметных знаний (базовый / повышенный уровни) | Универсальные учебные действия | |||||
Повторение | Предметно – ориентированные компетенции Базовый уровень: Знать: Уметь: Повышенный уровнь Знать: Уметь | Личностные: Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу. Познавательные: Формирование умений сравнивать, анализировать, обобщать по разным основаниям, моделировать выбор способов деятельности, группировать. Коммуникативные: Участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения, делать вывод. Регулятивные: Моделировать различные ситуации | ||||
03.09- | 1-3 | |||||
4-5 | ||||||
6-7 | ||||||
8-10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе (10 класс)
Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...
рабочая программа по литературе для 7 класса
Эта рабочая программа по литературе для 7 класса предназначена тем, кто работает по программе Г.С.Меркина....
Календарно-тематическое планирование по математике в 10 классе (профильное обучение)
Планирование состоит из элементов содержания и требований к уровню подготовки учащихся: знать и уметь. Включает 9 контрольных работ по алгебре и 5 по геометрии. 16 уроков на повторение....
Рабочая программа по литературе 7 класс
Рабочая программа по литературе 7 класс...
Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС к предметной линии учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других.
Рабочая программа по литературе 5 класса к предметной линии учебников В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева разработана с учетом ФГОС. В ней отражены все главные составляющие рабочих программ.Тематическое план...
Рабочая программа по литературе 5 класс
Рабочая программа по учебной дисциплине "Литература" предназначена для учащихся 5 классов...
Урок обществознания 10 класс ( профильное обучение) теория локальных цивилизаций
Урок обществознания в 10 классе профильное обучение. "Теория локальных цивилизаций"...