рабочая программа по литературе для 7 класса
рабочая программа на тему

Марченко Елена Игоревна

Эта рабочая программа по литературе для 7 класса предназначена тем, кто работает по программе Г.С.Меркина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                           

I. Пояснительная записка

      Данная программа по литературе для 7  класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта; с учётом государственных требований БУП-2004; учебного плана образовательного учреждения.

     Примерной программы (основного общего, среднего (полного) общего образования) по литературе (базовый уровень), для старшей школы (базовый или профильный уровень) для 7 класса, рекомендованной письмом Министерства образования и науки РФ от 07.07.2005 года № 03-1263, а также с использованием авторской «Программы курса литературы VII класса общеобразовательных учреждений» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (издательство «Дрофа», 2010г.), рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов (в соответствии со школьным учебным планом,3 часа в неделю). По годовому календарному учебному графику - 103 часа ( 2 часа – праздничные дни: 8 марта, 9 мая)

КОЛИЧЕСТВО КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ- 4 СОЧИНЕНИЯ

Из  них:

классных сочинений  - 2,

домашних сочинений  -   2.

Уроков внеклассного чтения - 6 часов; уроков развития речи – 7 часов.

       УМК:

  1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. В 2 ч.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
  2. Тuмофеев Л.И., Тураев С.В.. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Н.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011

Общая характеристика учебного предмета

      Литература является частью образовательной области «Филология» и тесно связана с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков.

      Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

     

    Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что она представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

     Литература как искусство словесного образа – особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество ученика.

     Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо как факт знакомства с подлинными художественными ценностями и как опят коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в мировую культуру и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представление учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного мира и нравственного потенциала многонациональной России.

     Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается учениками не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).

     Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности учеников, но и формировать их ценностно-мировоззренческие ориентиры. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из главных направлений школьного литературного образования и способствует постановке таких его приоритетных целей обучения учащихся.

     Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом классе основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

   

 

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет);
  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
  • формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признания за нею права на свободное развитие и проявление её творческих способностей;
  • формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и в мире, активной жизненной позиции;
  • воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и культуре других народов;
  • развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
  • приобщение к творческому труду, направленному на приобщение умений и навыков, необходимых для усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
  • выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

 

      Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
  • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально - и культурно-обусловленные различия;
  • формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
  • формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
  • формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений;
  •  формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

     

     Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

      Осваивая программу, ученик  накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, познает её специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с историческим процессом.        

     Основная опора рабочей программы - текстуальное изучение художественных произведений, формирование у обучающихся читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

     Рабочая программа  сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Последовательность подачи материала помогает увидеть связь времён и связь литератур разных народов. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Ученики приобщаются к новому предмету – литература. Литературное произведение в программе этих классов предстаёт и как самостоятельное произведение искусства, и как звено в сложном процессе, поскольку структура каждого курса из средних классов воспроизводит литературный процесс в его последовательности от древности и до наших дней.

     Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие.

      По данной программе в V классе ученики начинают постигать принципы построения курса литературы. Происходит первое практическое знакомство с путями развития искусства слова и богатством его родов и жанров. Поскольку учеников более всего интересуют события, которые происходят на страницах произведения, его сюжет, то в V классе особое внимание уделяется сюжету.

     Возможности работы с сюжетом уже на первом уроке дают волшебные мифы, сказки. Продолжается эта работа и на последующих уроках литературы, на уроках анализа уже авторских произведений.

     Набор базовых понятий: сюжет – герой – автор предстаёт уже в V классе в их взаимных связях, хотя в центре внимания остаётся сюжет.

     В VI классе предложенная модель реализуется на материале произведений, в центре рассмотрения которых находится герой. Герой – тот, кто стоит в центре событий, кто становится причиной событий и происшествий, организующих сюжет. Бесспорный герой устного народного эпоса – былинный богатырь. Со знакомства с богатырями и начинается направленная работа по освоению представления о герое художественного произведения. Поскольку для подростка интересен герой-ровесник, то именно он становится предметом обсуждения большинства программных произведений. Особую роль при организации изучения этих произведений может играть обращение к ученическому творчеству: жизнь героя-подростка позволяет продуктивно использовать стихию прямого подражания.

     Программа этого года обучения знакомит учеников с появляющейся литературой для детей и юношества. При этом ученики попутно наблюдают за тем, как разнообразна детская и юношеская литература.

     В VII классе особое внимание уделяется проблеме рода и жанра: эпос, лирика и драма предстают перед учениками в многообразии жанров. Речь идёт не только о богатстве жанров, но и том, как они рождаются, видоизменяются, угасают. Модель курса помогает увидеть сложную жизнь искусства слова: как от древности до сегодняшнего дня сменялись различные жанры эпоса, лирики и драмы.

     Два момента определяют логику работы в этом классе: наблюдение за конкретными жанрами и их особенностями и наблюдение за неразрывной связью между временем и формами искусства слова. Первую задачу решает анализ каждого конкретного произведения, вторую – специальные разделы, посвящённые истории некоторых наиболее устойчивых жанров: «Из истории басни», «Из истории баллады», «Из истории сонета» и др.

     В VIII классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведения искусства слова. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьёзного знакомства с произведениями исторической тематики. Такие произведения не только рассказывают о конкретных событиях, но и раскрывают взаимосвязь судьбы человека с судьбой своего времени. Понимание позиции автора, повествующего об исторических событиях, становится необходимым. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым произведением, включённым в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами  века. Нужно особо отметить, как широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращённых к истории, активно выявляется позиция автора.

     В IX-XI классах ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе. Предложенная для предшествующих классов модель изучения литературных произведений – надёжная пропедевтика этого курса.

     Структура старших классов даёт возможность получить первоначальные знания по истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

     В IX классе русская литература представлена в контексте мировой литературы. При этом рассматриваются национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос.

     Некоторые сведения о литературе античности и средневековья, а также эпохи Возрождения сопутствуют знакомству с русской литературой от древности до наших дней. Перед учениками – яркие страницы романтизма, богатство форм реализма. Обогащению знаний способствует возможность активного использования русской профессиональной литературной критики. В центре внимания находятся важнейшие произведения А. С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н. В. Гоголя… Насыщенный материалом обзор историко-литературных событий сочетается с серьёзным изучением шедевров русской классики. Краткое знакомство с литературой второй половины XIX века даёт возможность представить литературу всего века.

     Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года.

     В V классе это сюжет со своими связанными с ним понятиями: композиция, кульминация, развязка, пролог, эпилог, эпизод и др..

     В VI классе – герой (литературный). Сведения, которые дают возможность наиболее полно его представить: автобиография, имя (причина выбора), портрет, характер, речевая характеристика, диалог, монолог, герой в системе образов, авторская оценка героя и др..

     В VII классе – роды (эпос, лирика и драма), а также лиро-эпические произведения. Жанры, особенности каждого из них.

     В VIII классе – жизнь истории на страницах литературы. При этом очень важно рассмотрение позиции автора. При изучении художественных произведений становится очевидным разнообразие подходов к проблеме времени. Читатель встречается со временем изображённым, временем создания, временем чтения произведения.

     В IX классе даётся представление об этапах развития русской литературы на фоне литературы зарубежной, следовательно, окончательно формируются качественные характеристики, которые дают возможность оценить произведения искусства; предполагается более глубокое понимание классики, даётся первое теоретическое представление об историко-литературном процессе. Знакомство с основными литературными направлениями: классицизмом, сентиментализмом, романтизмом, реализмом.

На региональный компонент отведено около 10% учебного времени.  Итого: 10 часов.

Изучение произведений регионального компонента способствует обогащению духовного мира учащихся путем приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне, воспитанию любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений о Доне и родном крае.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

- сравнение и сопоставление;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, выбор и использование выразительных средств языка составление плана, тезиса, конспекта;

- формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы;

- самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Литературное развитие школьника предполагает не только рост эмоционально-эстетической культуры и литературно-творческих возможностей, не только накопление читательского опыта и обогащение понятийного аппарата, но и самореализацию в деятельностной сфере, поэтому программа направлена на выработку у обучающихся следующих основных умений:

- владение техникой грамотного и осмысленного чтения;

- владение умениями выразительного чтения;

- восприятие художественного произведения как сюжетно-композиционного единства;

- умение видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

- умение выделять этическую, нравственную проблематику произведения;

- умение определять жанрово-родовую природу произведения;

- умение самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

- умение давать эстетическую оценку произведения и аргументировать ее.

I. Федеральные государственные требования к уровню подготовки обучающихся по предмету

  1. Требования к выпускнику школы
  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других стран, народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX-XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать, понимать и формулировать тему, идею, пафос литературного произведения; характеризовать литературных героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своего отношения к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие их;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные и письменные ответы; создавать монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
  • понимание образной культуры литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности ученика через общение с литературой; воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе и к культурам других народов;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, Интернет и др.). 

  1. Требования к выпускнику 7 класса

                       Учащuеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 7 классе: роды литературы (эпос, лирика, драма), лироэпические произведения; литературные жанры, особенности каждого
    из них
    .

                     Учащиеся должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в литературных произведениях разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи
    героев пьесы;

  • передавать динамику чувств при выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;
  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению; 
  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;
  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического
    стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

  • сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;
  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать ее с точки зрения выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • писать басню, былину, письмо или дневник  литературного героя.

III. Содержание обучения         

7 класс

Введение

Роды и жанры художественной литературы

Богатство и разнообразие жанров. Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие всех трёх родов литературы.

Фольклор

Жанры фольклора. «Барин». Детский фольклор.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Жанры классической литературы XIX века. Золотой век русской поэзии.

Из истории басни. Басня в античной литературе. Басни Эзопа, Федра, Лафонтена. Русская басня. Сумароков. Басни Крылова.

Из истории баллады. Трагический сюжет и нравственные позиции автора. В. А. Жуковский. «Рыбак». «Перчатка». Дж. Г. Байрон. «Хочу я быть ребенком вольным».

А. С. Пушкин. «Элегия». «Певец». «Эпиграмма». На перевод «Илиады». «Стансы». «Друзьям». «Моя эпитафия».  Жанры прозы А.С. Пушкина. Из истории романа.  «Барышня-крестьянка». «Дубровский».

Жанры лирики и эпоса.

М. Ю. Лермонтов. «Смерть Поэта». «Элегия». «Романс». «Песня». «Стансы». «Нет, я не Байрон, я другой...» Новогодние мадригалы и эпиграммы. Эпитафия.

Из истории поэмы . М.Ю. Лермонтов. «Мцыри».

Из истории комедии. Н. В. Гоголь. «Ревизор».

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе: «Собака». «Дурак». «Воробей». «Русский язык».

Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».

Н. С. Лесков. «Левша».

Из истории сатиры.

М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик

двух генералов прокормил».

М. Твен. «Как я редактировал сельскохозяйственную

Газету».

А. П. Чехов. «Жалобная книга». «Хирургия»

Портрет героя в художественных произведениях разных жанров.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Жанры эпоса, лирики и драмы в произведениях XX века. Нравственная проблематика в лирике 20 века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические и лирические произведения. Драматургия и читатель.

Отражение духовных поисков человека 20 века в лирике.

В. Я. Брюсов. «Труд». «Хвала Человеку». К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...». И. Северянин. «Не завидуй другу». Р. Киплинг. «Если».

М. Горький. «Старуха Изергиль». «Старый Год».

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Гимн обеду».

М. А. Булгаков. «Ревизор с вышибанием».

К. Г. Паустовский. «Рождение рассказа».

Роман - повесть – рассказ.

Ф.А. Абрамов. «О чём плачут лошади».

А.В. Вампилов. «Несравненный Наконечников».

Великая Отечественная война в художественной литературе

Лирическое стихотворение. Поэма. Песня. Очерк. Новелла. Рассказ. Повесть. Роман. Роман-эпопея. Общий обзор богатства жанров, через которые на протяжении десятилетий раскрывалась тема войны.

А.Н. Толстой. «Русский характер».

М. А. Шолохов. «Они сражались за Родину».

В. Г. Распутин. «Уроки французского».

Фантастика и её жанры

Р. Шекли. «Запах мысли».

Из истории пародии. Пародия как жанр критико-сатирической литературы.

Детективная литература. А.Конан Дойль «Пляшущие человечки».

Итоги

Мир литературы и богатство жанров.

IV. Основное содержание всех тем (блок-модули)

раздела

Название раздела

Количество часов

Итого часов

I

Введение.

2

II

Фольклор.

5

III

Литература эпохи Возрождения.

4

IV

Литература XIX века.

55

V

Литература XX века.

36

VI

Итоговое повторение.

1

Всего часов

103

103

           

                                                                                                                                                                                                                                                 

VI. Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных работ

Тема раздела

Тема урока

Вид работы

Темы

Дата

Литература 19 века

Подготовка к домашнему сочинению по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Домашнее сочинение № 1

1. Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?

2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова.

3. История жизни Владимира Дубровского.

4. Два помещика в романе.

23.11

Литература 19 века

Классное сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

Классное сочинение № 2

1. Три дня жизни героя.

2. Пейзаж в поэме.

3. Исповедь Мцыри.

16.12

Литература 19 века

Подготовка к домашнему сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

Домашнее сочинение № 3

1.Характеристика Хлестакова.

2. Почему чиновники приняли Хлестакова за ревизора?

3. Нравы чиновников уездного города.

4. Смех в комедии.

18.01

Литература 20 века

Классное сочинение по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»

Классное сочинение № 4

Нравственный выбор моих сверстников.

2. Уроки доброты и честности.

3. Герой рассказа.

25.04

Литература 20 века

Итоговая контрольная работа

Итоговый тест

24.05

VII. Учёт и контроль образовательных достижений обучающихся

  1. Формы контроля: диагностический, текущий, итоговый контроль
  • Групповая и текущая диагностика уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявление его последующей динамики.
  • Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе и наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть, инсценировки текста, чтении по ролям.
  • Различные формы пересказа (сжатый, подробный, выборочный) как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей.
  • Письменное высказывание по литерной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения. Сочинения на литературные и публицистические темы.
  1. Формы организации образовательного процесса:
  • уроки-лекции
  • уроки-экскурсии
  • урок-практикум
  • уроки-соревнования
  • уроки с групповыми формами работы
  • уроки творчества
  • уроки, которые ведут обучающиеся
  • уроки внеклассного чтения
  • уроки-конкурсы
  • уроки-игры
  • уроки-диалоги
  • уроки-семинары.
  1. Критерии оценки уровня достижений (отметок)

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
  5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  6. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

IX. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

  1. Учебно-методический комплекс

             УМК для учащихся:

  1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. В 2 ч.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
  2. Тuмофеев Л.И., Тураев С.В.. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
  3. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Н.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2011

  1. Печатные пособия:

  1. Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс. В 2 ч.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2010.
  2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс: Методические рекомендации. М.: Дрофа, 2006.
  3. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. М.: ВАКО, 2010.  
  4. Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  5. Тuмофеев Л.И., Тураев С.В.. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение, 2001.
  6. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 7 класс / Сост. Н.Н. Зубова. М.: ВАКО, 2012

  •  Барабаш Н.И. Литература. Методика и практика преподавания/ Серия «Книга для учителя».-Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  • Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. М.: ВАКО, 2010.  
  • Курдюмова Т.Ф. Литература. 7 класс: Методические рекомендации. М.: Дрофа, 2006.
  • Литература. 7 кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений/авт.-сост. Т.Ф. Курдюмова.-М.: Дрофа, 2008.
  • Литература: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы / сост. Г.Г. Палубинская. – М.: Дрофа, 2008.
  • Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.
  • Тимофеев-Ли., Тураев С.в. Краткий словарь литературоведческих; терминов. М.: Просвещение, 2001
  • Энциклопедия. Мифология/ под ред. Е.М. Мелетинского.-М: Большая Российская энциклопедия, 2003.
  • Литература. 7 класс: поурочные планы по учебнику Т.Ф. Курдюмовой/ авт.-сост. О.А. Финтисова.- Волгоград: Учитель,2008.
  • Энциклопедия для детей. Т9.  Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики ХIХ dв. -  М.: Аванта+, 2003
  • Энциклопедия для детей. Т9.  Русская литература. Ч.2. ХХ век. -  М.: Аванта+, 2003
  • Энциклопедия для детей. Т15.  Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гете и Шиллера. -  М.: Аванта+, 2002
  • Энциклопедия для детей. Т15.  Всемирная литература. Ч.2.XIX и  XX века. -  М.: Аванта+, 2002

  1. Цифровые образовательные ресурсы:

http://lib.prosv.ru/ – «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте

http://bibliotekar.ru/pisateli/index.htm  – «Библиотекарь.Ру» – электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре. Великие писатели

www.licey.net/lit/poet20  – В.П. Крючков «Русская поэзия 20 века»: Учебное пособие

www.gutov.ru/lifshitz/texts/ocherk/ork-sod.htm – М. Лифшиц «Очерки русской культуры»

http://www.prosv.ru/ebooks/zuravlev_literatura_11/index.htm  – Уроки литературы в 11 классе: Книга для учителя / Под ред. В.П. Журавлева. – 3-е изд.

http://lit.1september.ru  – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

http://festival.1september.ru/subjects/8/  – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

http://festival.1september.ru/subjects/9/  – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание литературы

http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.10  – Ресурсы по литературе

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/16038/?&sort  – Литература

www.uchportal.ru – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

www.Ucheba.com – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru),  «Пособия» (www.posobie.ru)

www.pedved.ucoz.ru  – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу

www.proshkolu.ru/club/lit  – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

www.a4format.ru  – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)

www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html  – Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)

www.mgn.ru/~gmc/rus.html  – Городской методический центр Магнитогорска. Методические материалы для учителя русского языка и литературы

http://pavlrimc.narod.ru/RUS_SEMINAR.html  – Методический центр    управления образования  Павловского района Краснодарского края. Материалы семинара «Учителю русского языка и литературы»

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com  – Сеть творческих учителей. Информационные технологии  на уроках русского языка и литературы

  1. Демонстрационные пособия:

-  портреты писателей, поэтов.

  1. Технические средства обучения:

- интерактивная доска

r


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе (10 класс)

Материал содержит рабочую программу по литературе и календарно-тематическое планирование уроков литературы в 10 классе. Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основании нормати...

Рабочая программа по литературе в 5, 7 и 8 классах.

Рабочая программаучителя  Девер Елены Алексеевныпо предмету «Литература» в 5, 7 и 8  классахна 2016-2017 учебный годПрограмма составлена к учебнику «Литература»Под рекакцией В.Я. Коровиной, ...

Рабочая программа по литературе (10 класс, профильное обучение)

Рабочая программа по литературе для 10 классов(профильный уровень) позволит расширить читательский кругозор учащихся,углубить литературоведческие знания....

Рабочая программа по литературе 7 класс

Рабочая программа по литературе 7 класс...

Рабочая программа по литературе в 8 классе.

Рабочая программа по литературе в 8 классе....

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС к предметной линии учебников В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и других.

Рабочая программа по литературе 5 класса к предметной линии учебников В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева разработана с учетом ФГОС. В ней отражены все главные составляющие рабочих программ.Тематическое план...

Рабочая программа по литературе 5 класс

Рабочая программа по учебной дисциплине "Литература" предназначена для учащихся 5 классов...