Описание педагогического опыта
статья по теме
В статье описание педагогического опыта м
астера производственного обучения Солоовьевой М.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание педагогического опыта.
Мир стареет в былых надеждах.
Но сегодня, как и вчера —
на плечах эту землю держат
и несут на себе мастера!
Р. Рождественский
Соловьева Марина Алексеевна
Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Болоховский машиностроительный техникум» (отделение г. Липки) |
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» 2008 г. |
Технология и предпринимательство |
Учитель технологии и предпринимательства |
Мастер производственного обучения |
Педагогический стаж: 2 года |
В занимаемой должности: 2 года |
Контактные данные: 89534257499 |
Тема опыта: «Формирование профессиональных компетенций путем индивидуализации учебного процесса».
Работая с выпускниками коррекционных школ Ⅷ вида (лица с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями), изучая их особенности, я сделала вывод, что для достижения положительных результатов в освоении профессии, необходимо найти подход к каждому обучающемуся.
Смысл принципа индивидуального подхода к процессу обучения состоит в учете индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Индивидуальный подход предполагает углубленное изучение каждого обучающегося и разработку мер с учетом выявленных особенностей. Работу с обучающимися ограниченными возможностями здоровья (с интеллектуальными нарушениями), я начала с изучения методической литературы по коррекционной педагогике и психологии, с изучения опыта коллег.
В нашем учебном заведении на протяжении многих лет получают профессиональную подготовку по профессии «Повар» выпускники коррекционных школ VIII вида (лица с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями). Проблемы специального образования сегодня являются самыми актуальными в работе Министерства образования и науки РФ. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет.
Получение такими детьми профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В связи с этим должны изменяться подходы к планированию, организации учебно–воспитательной работы. Прежде всего это касается изменения характера и содержания учебного процесса, переноса акцента на индивидуализацию обучения, которая является средством достижения прочных знаний, формирования у обучающихся профессиональных компетенций, нравственных качеств личности.
Следовательно, актуальность и перспективность данной проблемы бесспорна.
Принцип индивидуализации состоит в учёте индивидуальных особенностей обучающихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
Задача же образовательного учреждения – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Сущность принципа индивидуализации состоит в том, что обучающиеся должны получить прочные знания, умения и навыки, которые стали бы достоянием и приобретением каждой личности. Такие знания, умения и навыки обучающиеся могут легко воспроизводить и использовать в своей учебной, а в дальнейшем и трудовой деятельности. В прочности усвоения знаний, умений и навыков отражаются результаты обучения.
Индивидуализация – это учет в процессе обучения индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для проявления и развития личности как индивидуальности посредством выбора соответствующего ее возможностям, потребностям и интересам содержания, форм и методов обучения.
Для реализации познавательной и творческой активности каждого обучающегося в учебном процессе используются инновационные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.
Для эффективного проведения уроков производственного обучения чаще всего я использую следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие;
- технологию проектной деятельности;
- элементы игровых технологий;
- проблемно – развивающее обучение;
- технологию группового и коллективного взаимодействия;
- технологию коллективного взаимообучения.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой мастер взаимодействует с отдельными обучающимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Любой педагогический опыт в большей или меньшей степени всегда является самостоятельным, несет в себе новизну. Новизна опыта заключается в том, что разработана программа педагогической деятельности по формированию профессиональных компетенции обучающихся, выпускников коррекционных школ VIII вида (лица с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями).
Работая с данной категорией обучающихся, я попыталась корректировать процесс обучения в соответствии с их особенностями и возможностями. Процесс обучения выстраиваю от простого к сложному. Когда обучающиеся отрабатывают определённые приёмы, у них накапливается опыт самостоятельного выполнения операций. В ходе текущего инструктажа при самостоятельном выполнении задания, многократно провожу индивидуальные инструктажи с целью корректировки деятельности обучающихся. Особое место уделяю показу трудовых приёмов и в случае необходимости оказанию помощи в работе.
В результате моей работы созданы оптимальные условия для развития и формирования личности, обладающей умениями и навыками, способной адаптироваться к условиям реальной жизни.
Работая с обучающимися, выпускниками коррекционных школ VIII вида (лица с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями) я ставлю перед собой цель - чтобы процесс обучения был интересен и чтобы каждый понимал конечный результат своего труда.
Обучение организовано в учебной мастерской, что позволяет изучить весь профессиональный цикл, отработать все операции по приготовлению блюд. Для лучшего усвоения учебного материала использую дидактический раздаточный материал (инструкционные карты). Особое место уделяю показу трудовых приёмов.
Для достижения педагогических целей в своей профессиональной деятельности придерживаюсь принципов индивидуализации и дифференциации обучения, которые предполагают необходимость учёта психологических характеристик личности каждого обучающегося.
Для достижения образовательных целей апробирую и использую педагогические технологии и отдельные методические приёмы.
Эффективность методики индивидуализации учебного процесса подтверждается следующими результатами:
Год выпуска | Количество выпускников | Сдали экзамены на «4» и «5» |
2015-2016 | 10 | 8 (80%) |
Я активно принимаю участие в общетехникумовских конкурсах: методических разработок, в мастер классах, дистанционных.
Обучающиеся моей группы, участвовали в областном кулинарном салоне, во всероссийском дистанционном конкурсе. В общетехникумовских конкурсах профессионального мастерства, в конкурсе исследовательских работ обучающиеся моей группы занимают призовые места.
Опыт может быть использован как коллегами «Болоховского машиностроительного техникума», так и коллегами, работающими с обучающимися, выпускниками коррекционных школ VIII вида (лица с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями).
Профессий разных много на земле.
Есть бухгалтера, парикмахеры, повара.
Большая им слава, большой им почет!
А учат их всех мастера!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на тему "Урок-диспут по философии как интерактивная педагогическая технология и площадка межпредметного взаимодествия" (обобщение педагогического опыта)
Презентация мастер-класса, проводившегося на базе ТГУ им. Г.Р. Державина преподавателем ТОГБПОУ "Жердевский колледж сахарной промышленности" С.Н. Костяевым. Представляет собой об...
Описание педагогического опыта тренера-преподавателя по боксу
Описание педагогического опыта тренера-преподавателя по боксу МБУ ДОД "ДЮСШ" Кочкуровского муниципального района Мигунова Николая Егоровича...
Описание педагогического опыта Синициной Марии Сергеевны Преподавателя живописного отделения МБУДО «Детская художественная школа №4»
1. Тема педагогического опыта. «Знакомство детей групп раннего художественного развития «Цветики - Семицветики» и учеников живописного отделения с народным художественным творчеством на занятиях в...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Описание педагогического опыта мастера производственного обучения «Развитие интереса обучающихся к выбранной профессии» Профессия обучения: 19149 «Токарь»
В даннной публикации содержится описание моего опыта по повышению мотивации обучающихся к освоению выбранной профессии в систме ФСИН. Профессия "Токарь"....
Описание педагогического опыта "Использование на уроках производственного обучения технологии "Метод проектов"
На уроках производственного обучения я использую образовательную технологию "Метод проектов". По моему мнению этот метод наиболее полно обеспечивает решение задач, поставленных перед професс...
Описание собственного опыта педагогической деятельности, основанного на совершенствовании и развитии методов и средств обучения, воспитания и развития
Цель моей педагогической деятельности — создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, спос...