Выбор методов и средств обучения
статья на тему
Успех обучения зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т.е. методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vybor_metodov_i_sredstv_obucheniya.docx | 64.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Выбор методов и средств обучения
Успех обучения, как известно, зависит от правильного определения целей и содержания обучения, а также от способов достижения целей, т. е. методов обучения.
Под методом обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») понимают систему упорядоченных и целенаправленных взаимодействий между преподавателями и студентами, обеспечивающих реализацию педагогических целей обучения.
Существуют следующие методы обучения.
По источнику информации:
- словестные , наглядные , практические.
По способу усвоения:
- информационно-рецептивный,инструктивно-репродуктивный,продлемного изложения,эвристический , исследовательский.
По способу деятельности преподавателя и обучающегося:
- устное изложение, работа обучающихся, наблюденеи обучающихся.
По дидактической цели:
методы сообщения новых знаний,методы закрепления новых знаний,методы проверки и оценки знаний.
Соединение разных подходов (комплексный подход Ю.К. Бабанского):
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности,методы ее стимулирования и мотивации,методы контроля и самоконтроля.
Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени. Выбор, как правило, определяется следующим:
1. Целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин.
2. Целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения.
3. Характером предмета (естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.).
4. Характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.).
5.Организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод (лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.).
6.Видом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении.
7.Физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия, и т.д.).
Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса: материальные и материализованные объекты, используемые в качестве инструментов деятельности педагога, а также в качестве носителей информации в учебном процессе.
К материальным средствам обучения относятся учебники, наглядные пособия (иллюстрации, муляжи, чучела животных, коллекции минералов и др.), дидактический материал, технические средства обучения (ТСО), прочее оборудование, применяемое при обучении.
Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (трудовая, познавательная, коммуникативная и др.) Функции средств обучения обусловлены их дидактическими свойствами.
В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции:
1. Компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени).
2. Адаптивную (средства обучения помогают учителю приспособить содержание образования к возрастным и индивидуальным возможностям детей, создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать необходимые демонстрации, самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.).
3. Информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (например: учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (например: компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование).
4. Интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне, выявлять и наблюдать разнообразные свойства изучаемого, глубже проникать в его суть, например, при изучении какого-либо закона физики применение учебно-лабораторного оборудования позволяет наблюдать действие этого закона, понять его значение и т. д.).
Выбор методов и средств обучения. Выбор методов педагогической деятельности и средств обучения зависит от многих объективных и субъективных причин, а именно: – закономерностей и вытекающих из них принципов обучения; – общих целей обучения, воспитания и развития человека; – конкретных образовательно-воспитательных задач; – уровня мотивации обучения; – особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины; – содержания материала; – времени, отведенного на изучение того или иного материала; – количества и сложности учебного материала; – уровня подготовленности учащихся; – возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; – сформированности у учащихся учебных навыков; – типа и структуры занятия; – количества учащихся; – интереса учащихся; – взаимоотношений между преподавателем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда (сотрудничество или авторитарность); – материально-технического обеспечения; – особенностей личности педагога, его квалификации. Изучение существенных отношений между целью, средствами педагогического воздействия и их результатами – одна из важнейших задач педагогической теории. Подчеркивая это, А.С. Макаренко сформулировал ставшие общепризнанными следующие положения: 1. Каждое педагогическое средство может быть полезным или вредным, слабым или действенным в зависимости от конкретных условий; 2. Осуществлению педагогической цели служит система педагогических средств; она не может быть установлена раз и навсегда, она изменяется и развивается; 3. Вся педагогическая работа должна представлять собой активное, настойчивое, решительное устремление к поставленной цели; 4. Если частная цель несовместима с главной, следует пожертвовать второстепенным, чтобы выиграть в основном и решающем. 5. Метод обучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность. С учетом комплекса названных обстоятельств и условий преподаватель принимает решение о выборе конкретного метода и средства обучения для проведения занятий, направленных на результативность учебного процесса. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и средства здоровьесберегающих технологий в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности.
Тема доклада на предметно - цикловой комисси общеобразовательных дисциплин техникума о совершенствования знаний, умений и навыков по здоровьесбережению, об использовании различ...
Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"
Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...
РАЗРАБОТКА НОВЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Инновационные процессы в системе образования свидетельствуют о качественно новом этапе развития научно-педагогического творчества. Характерной тенденцией этого этапа является ликвидация разрыва между ...
Статья на тему "Зависимость успеваемости студентов от выбора моделей, методов и технологий обучения"
В статье рассматривается следующее:подход к образованию в Российской Федерации;в общем различные модели образования и выполняется их сравнение;выполнен сравнительный анализ педагогических технологий о...
РАЗРАБОТКА НОВЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Инновационные процессы в системе образования свидетельствуют о качественно новом этапе развития научно-педагогического творчества. Характерной тенденцией этого этапа является ликвидация разрыва между ...
ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)
УДК 373.31 ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО. ЧООДУ (ЧАШ...
Описание собственного опыта педагогической деятельности, основанного на совершенствовании и развитии методов и средств обучения, воспитания и развития
Цель моей педагогической деятельности — создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, спос...