ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ "СОТВОРИ СЕБЯ САМ!" ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ МЕРЕНКОВА ВИКТОРА ИВАНОВИЧА
материал
Целью своей педагогической деятельности я считаю выявление и поддержка юных дарований и их профессиональное ориентирование. Программа направлена на создание условий эффективного развития одаренных обучающихся для дальнейшего получения ими профессионального образования в сфере искусства, их эстетического воспитания, духовно-нравственного развития путем приобретения знаний, умений и навыков в процессе обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_samoopredelenie.doc | 703 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Каждое новое время ставит перед педагогами новые задачи. Мы живем во время рождения новых нравственных идеалов и хочется, чтобы они были направлены на доброе, вечное и благое. Коллективу преподавателей школы не нравится, когда в Герои возводится агрессивный недочеловек. Когда свободное, внеурочное время обучающихся подчас даже вне их желания, заполняется отрицательными моментами: сложностями в отношениях с родителями, влиянием молодежной субкультуры, средств массовой информации и т.д. Когда в современных условиях экономической нестабильности большинство семей сосредоточено на проблемах элементарного экономического выживания. Именно сейчас дети, как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. В этой связи особое значение приобретает организация досуга детей, социально-педагогическая защита подростков. Нужны такие занятия, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством. В нашем учреждении преподаватели поддерживают мнение, что ценность образования измеряется не столько наличием у вчерашнего выпускника научных знаний, прикладных умений и навыков, сколько умением применять эти знания на практике, иметь определенную жизненную позицию, быть уверенным в своих действиях. Целью своей педагогической деятельности я считаю выявление и поддержка юных дарований и их профессиональное ориентирование. Создание условий эффективного развития одаренных обучающихся для дальнейшего получения ими профессионального образования в сфере искусства, их эстетического воспитания, духовно-нравственного развития путем приобретения знаний, умений и навыков в процессе обучения. Сделать правильный выбор профессии – это значит найти профессию, которая интересна и привлекательна, имеет спрос на рынке труда, доступна и посильна. Именно поэтому мною была разработана Программа – «Сотвори себя сам!». По общепринятой классификации данную программу можно отнести к экспериментальной, так как она объединяет несколько разных направлений:
- профессиональная информация;
- профессиональное воспитание;
- профессиональная консультация
и предлагается для совместного освоения детям разного возраста (10-18 лет). По уровню освоения программа относится к профессионально-ориентированным, позволяющим познакомиться с той или иной профессиональной сферой. В то же время программа общеразвивающая, направленная на расширение социального опыта и формирование общей культуры.
По форме организации деятельности программа создавалась как комплексная. Программа «Сотвори себя сам!» создана с целью выявления и развития музыкальных способностей детей и подростков. Занятия по программе требуют широты музыкальной эрудиции, фантазии, дерзания, творчества. Это возможность самовыражения и самореализации, владение навыками культурного поведения, эстетика, встречи с интересными людьми, расширение кругозора, воспитание личностных качеств обучающегося, радость успеха. Время, когда внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка, а внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни.
Особенности возрастной группы учащихся
Программа создана для обучающихся 10-18 лет.
Основная цель программы «Сотвори себя сам!»:
- создать педагогические условия, способствующие выявлению и развитию одаренности обучающихся, личностному самоопределению, творческому развитию и дальнейшей самореализации подростка.
Задачи программы:
- социализация личности подростков;
формирование активной жизненной позиции для успешной адаптации на рынке труда;
развитие и воспитание личности, способной к творческой самореализации; - оказание выпускнику профессиональной поддержки и психологической помощи в самоопределении и выборе будущей профессии;
- поиск новых форм профессиональной ориентации выпускников
Основные принципы и особенности деятельности:
- удовлетворение потребностей и интересов обучающихся;
- предоставление возможности для самоуправления, самоутверждения личности в творческом подходе, самореализации обучающихся;
- создание комфортных условий, бесконфликтных отношений;
- создание условий для неформального общения;
- отсутствие шаблона;
- гуманистическая направленность;
- добровольность;
- самообслуживание.
Сроки реализации программы Программа деятельности рассчитана на 3 года. Как правило, это работа с обучающимися, которые активно участвуют в мероприятиях муниципального и регионального уровня, сумевшие показать не только свои личные умения и навыки, но и умение работать в коллективе.
Направления программы «Сотвори себя сам!»:
Профессиональная информация включает в себя сведения о профессии, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для выбора этой профессии, о системе учебных заведений и путях её получения, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов учащихся. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить уровень своих музыкальных склонностей и способностей.
Профессиональное консультирование – изучение личности обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация носит индивидуальный характер.
Многолетнее отсутствие единых требований к образовательному процессу МБУ ДО ДШИ привело к частичной утрате традиционных методических связей и преемственности образовательных программ среднего учебного заведения с ДШИ. Восстановление таких связей, индивидуальная селекционная работа, начиная с младших классов, с привлечением кураторов из музыкального училища, не сразу, постепенно обязательно приведёт к увеличению профессиональноориентированных выпускников школы искусств. Формы учебной работы с подростками должны включать в себя мастер-классы, семинары и творческие встречи с ведущими преподавателями и признанными мастерами в своей профессии. Для успешного решения задач по профориентации обучающихся необходимо:
- помочь разобраться в содержании профессии педагога-музыканта, определить привлекательные стороны этой профессии;
- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами, научить анализировать свои возможности и способности;
- сформировать положительное отношение к своему труду.
Мною проводиться работа по профориентации выпускников. Это, прежде всего участие в концертах студентов музыкального училища, консультации кураторов, их беседы с родителями, работа преподавателей в жюри школьных, городских конкурсов, пассивная и активная педагогическая практика студентов училища, видеопрезентации отделений, родительские собрания обучающихся старших классов с приглашением заместителя директора, преподавателей музыкального училища.
Одним из важных направлений профессиональной ориентации обучающихся являются также различные конкурсы и фестивали в разных возрастных категориях, участвуя в которых дети даже младшего возраста имеют возможность пообщаться со студентами, послушать их выступления, увидеть себя в будущей профессии.
Информационная работа в школе. В МБУ ДО ДШИ оформлен стенд, который акцентирует внимание на привлекательность сторон музыкальной деятельности или профессии. Например, стенд «Мир моей профессии» с рубрикой «Опять на пять», «В помощь выпускнику», где ярко, наглядно рассказано о достижениях обучающихся и преподавателей школы, интересные факты биографий музыкантов, конкурсных выступлений, дальнейшей судьбе выпускников школы, выбравших музыку своей профессией. Имеется отдельный стенд, который рассказывает о творческой жизни коллектива музыкального училища. На стенде имеется адрес сайта музыкального училища, на котором учащиеся школы имели бы возможность познакомиться с работой отделений, успехами студентов на конкурсах, информацией о концертах; может быть телефон постоянного консультанта по профориентации и планированию будущей карьеры, к которому могли бы обратиться с вопросами учащиеся и родители.
Работа с педагогами школы. Почему наша профессия потеряла привлекательность, все мы знаем. На это наложили свой отпечаток 90-е годы, с унизительным снижением материальной оценки педагогического труда, с невыплатами зарплат и т.д. Выросло целое поколение преподавателей, которые сами недооценивают привлекательность и значимость труда педагога - музыканта. Воспитывать гордость за профессию - значит менять отношение к ней, и не только у педагогов, а также у обучающихся и их родителей. Необходимо проводить педсоветы, производственные совещания с приглашением специалистов службы занятости, управления культуры, которые проанализируют рынок труда, социально – экономические условия, подчеркнут востребованность профессии педагога-музыканта.
Работа с родителями. Было бы неверно исключить из процесса выбора профессии родителей. Кто как ни они лучше всех знают своих детей, желают им добра и максимально заинтересованы в их будущих успехах? От родителей зависит многое.
В нашей школе искусств регулярно организуются проводятся:
- лекции для родителей по темам «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении», «Новые профессии и специальности», «Актуальные вопросы профессионального выбора», «Основные тенденции на рынке образования и труда» с участием преподавателей музыкального училища;
- индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий обучающимися;
- организовываются и проводятся для родителей встречи со специалистами рынка труда и преподавателями - музыкантами.
Работа с учащимися. Активная работа проводится с обучающимися школы искусств в следующих направлениях:
- экскурсии в музыкальное училище;
- проведение бесед по данному направлению;
- осуществление индивидуальных и групповых консультаций учащихся;
- проведение вечеров – встреч с выпускниками школы, выбравшими профессию музыканта.
Формы организации и методы ведения работы:
- занятия;
- беседы, консультации, собрания;
- встречи с интересными людьми;
- коллективные творческие мероприятия;
-участие в муниципальных, региональных и всероссийских (Международных) конкурсах, фестивалях, концертных программах и т.п.
Данные формы и методы практически невозможно разделить, так как они логически продолжают и органично дополняют друг друга и дают возможность детям максимально проявлять свою активность и изобретательность, развивать эмоциональное восприятие и реализовывать творческий и интеллектуальный потенциал. Ну и, разумеется, обеспечивают сознательное и прочное усвоение материала, развивают навыки творческой (музыкальной) работы, умения зафиксировать и обобщить материалы наблюдений.
Автор программы, как преподаватель, работает в сотрудничестве с коллегами и обеспечивает качество занятий. В самом педагогическом процессе активность обучающегося (учение) напрямую зависит от уровня преподавания (активности преподавателя). Если преподаватель с развитыми педагогическими способностями, имеющий хотя бы минимальную педагогическую технику, выстраивает занятие целесообразно, в интересах развития ребенка, если свои профессиональные знания он передает на основе выверенных методических подходов, то мы уверены, что изучаемый предмет непременно попадет в поле интересов обучающегося и действительно будет им усвоен и продолжен в будущем. Для нас очень важны: положительный эмоционально-интеллектуальный фон занятия – оно не должно быть скучным и непонятным; темп занятия – высокий, но посильный; степень сложности материала – слишком легкий и слишком трудный материал не вызывают интереса. Для нас важнее, каких результатов достигнут обучающиеся и как нам эти результаты продиагностировать, ведь чем чаще оценивается работа, тем она интереснее. На занятии преподаватель предпочитает роль ситуативного лидера. Свою задачу видит в быстром распределении заданий, их четкой формулировке, помощи в поиске решения, регулировании межличностных отношений. Самыми важными являются способность организовать взаимоотношения, базирующиеся на положительных эмоциях, педагогический такт, требующий, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранилось уважение к человеку. Я считаю, что педагогический такт проявляется в уравновешенности поведения преподавателя. Он предполагает доверие к обучающемуся. Преподаватель, пессимистически оценивающий возможности воспитанников и подчеркивающий это при каждом удобном случае - поистине бестактен. Доверие преподавателя должно стать стимулом к работе обучающихся.
Принципы, на основе которых реализуется программа:
- систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс;
- дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от уровня способностей и успеваемости;
- оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями;
- взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости;
- связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в МБУ ДО ДШИ.
К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии обучающийся не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая обучающимся активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность обучающегося в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей обучающихся старших классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания обучающегося. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
5. Наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
Прогнозируемые результаты деятельности обучающихся по программе:
- усиление учебно-познавательной мотивации обучающихся;
- повышение уровня сформированности ключевых компетенций (социальных, креативных, информационных, коммуникативных, организационно-рефлексивных),
- повышение уровня сформированности логической культуры,
- повышение уровня социальной адаптации.
Показатели личностного роста обучающихся в результате реализации программы:
- душевное равновесие,
- адекватное реагирование на изменяющийся окружающий мир,
- выстраивание гармоничных отношений с окружающими,
- понимание и принятие окружающих,
- осознание себя как личности,
- осознание своих возможностей,
- интерес к самопознанию,
- потребность в саморазвитии,
- активность жизненной позиции,
- позитивность мышления,
- использование механизмов самонастройки и самоорганизации,
- упорство в достижении целей,
- появление новых форм самореализации,
- наращивание своих адаптационных ресурсов,
- ощущение себя зрелой личностью
Заключение
Система работы по профориентации обучающихся школы искусств – это организованная, управляемая деятельность школы и семьи, направленная на совершенствование процесса профессионального и социального самоопределения учащихся в интересах личности и общества. Обчающиеся нуждаются в разносторонней информации о профессии преподавателя, творческих профессиях, в квалифицированном совете на этапе выбора жизненного пути, поддержке и помощи в начале профессионального становления. Именно эту помощь и должна оказывать школа, а преподаватели школы искусств – организовать соответствующую работу по профориентации.
Роль преподавателя по формированию всесторонне развитого, готового к трудовой деятельности подрастающего поколения обуславливает ведущую позицию педагогического коллектива в едином многогранном процессе профессиональной ориентации, осуществляемой школой и семьей. Преподаватель помогает обучающимся осознать свои склонности и способности, направляет развитие их профессиональных интересов. Преподаватель должен уметь в зависимости от педагогической ситуации, от своих собственных возможностей, интересов и способностей учащихся подобрать комплекс педагогических средств, методов воздействия на личность, чтобы достичь цели профориентации, реализовать тот широкий круг задач подготовки выпускников к выбору профессии, которые призвана решать школа искусств. При проведении профориентационной работы важно не только выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить уровень сформированности социальных притязаний, ценностно-нравственной ориентации.
Список рекомендуемой литературы для учащихся
- Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях / ред. - сост. Л.Д. Столяренко. – Р-н/Д.: Феникс, 2005.
- Бендюков М.А., Соломин И.Л. Диалоги о выборе профессии. Издательский дом «РОСТ». – СПб., 2001.
- Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб.: Питер, 2002.
- Гейжан Н.П. Теория и практика профессионального консультирования. – М., 1991.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. – М., 1996.
- Павлова С. Методика выявления одаренности и творческой направленности детей // Прикладная психология и психоанализ. – 2000. – № 2. – С. 29-33.
- Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество // Вопросы психологии.
Диагностический инструментарий
Диагностический комплекс
Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению
(авторы – составители: П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев).
При разработке ориентационного предпрофильного курса «Как выбрать профиль?» были учтены показатели готовности к личностному и профессиональному самоопределению, разработанные Е.А. Климовым и Н.С. Пряжниковым, а также критерии готовности старшеклассников к профильному самоопределению, разработанные С.Н. Чистяковой. Согласно данным критериям, показателем готовности к профильному самоопределению является сформированность у подростков когнитивной, мотивационно-потребностной и деятельностно-практической сфер профильной направленности.
Показатели готовности к профильному самоопределению
Сфера профильной направленности | Показатели |
Когнитивная сфера информационная подготовленность в отношении значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения. | Знания о профилях, предлагаемых в старшей школе. Знание о выбранном профиле (содержание, профилирующие предметы, особенности обучения, профессиональная деятельность, рынок труда). Самоанализ профильных предпочтений. |
Мотивационно-потребностная сфера выраженность ценностных ориентаций, связанных с профилем обучения и соответствующими ему направлениями послешкольного образования, представленность индивидуально выраженных целей профильного обучения. | Положительно окрашенное отношение к выбранному профилю (социальная значимость профессионала данного направления, престиж, личная ценность). Адекватное отношение к себе как к субъекту профильного самоопределения (самостоятельность, уверенность в себе). Творческое отношение к деятельности, способствующей профильному самоопределению. |
Деятельностно-практическая сфера наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, освоению компетенций, востребованных в профильном обучении. | Способность к самореализации, пробе сил. Ориентация на творчество, стремление к освоению новых способов деятельности. Способность к самосовершенствованию (самоанализу, самообразованию, саморегуляции). Способность выстроить индивидуальный образовательный маршрут. |
Готовность личности к профильному самоопределению может быть трех уровней.
Уровни готовности к профильному самоопределению
Уровень | Показатели |
Высокий (1) | обучающиеся имеют высокий уровень развития когнитивной сферы профильного самоопределения, сформированную мотивационно-потребностную сферу, активный деятельностно-практический компонент профильной ориентации. учащиеся ориентируются в профильном пространстве и осознанно выбирают профиль с учетом характера профессиональной деятельности, учащиеся имеют четко поставленные цели и видят этапы их достижения, учащиеся имеют представление о факторах, влияющих на выбор профиля дальнейшего обучения, умело ими руководствуются, учащиеся демонстрируют готовность к самопознанию и саморазвитию, учащиеся проявляют активность при приобретении знаний и умений по выбранному профильному направлению. |
Средний (2) | средние показатели трех критериев оценки, смешение средних и высоких показателей по трем критериям либо наличие одного высокого, одного среднего, одного низкого показателя. учащиеся осознанно выбирают профиль с учетом характера профессиональной деятельности, однако слабо ориентируются в профильном пространстве, учащиеся имеют четко поставленные цели, но не видят этапы их достижения, учащиеся имеют представление о факторах, влияющих на выбор профиля дальнейшего обучения, но их не учитывают при выборе профиля, учащиеся демонстрируют готовность к самопознанию и саморазвитию, учащиеся не проявляют активность при приобретении компетенций по выбранному профильному направлению. |
Низкий (3) | низкие показатели трех критериев оценки, либо наличие одного среднего на фоне остальных низких показателей. учащиеся не ориентируются в профильном пространстве и затрудняются в выборе профиля и, в целом, профессии, учащиеся не имеют четко поставленных целей, либо цели у них есть, но они не видят этапы их достижения, учащиеся не учитывают факторы, влияющие на выбор профиля дальнейшего обучения, учащиеся не проявляют активность при приобретении знаний и умений. |
Диагностика сформированности уровня готовности к профильному самоопределению осуществляется на начальном и конечном этапах преподавания курса (таблица 4). Это позволяет отследить динамику личностного роста обучающегося в процессе предпрофильной подготовки и профильной ориентации.
Табл. 4
Диагностика уровня готовности к профильному самоопределению
Сфера профильной направленности | Критерий диагностики | Уровни оценки | Диагностические методики |
Когнитивная сфера | 1. Знание выбранного профиля (учебные предметы, особенности проф. деятельности) | полные (1) неполные (2) неправильные (3) нет (3) | I – вопросы:1, 4, 7,10. II – вопросы: 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13. |
Мотивационно-потребностная сфера | 2. Четкость профессиональных целей и видения этапов достижения | четкие (1) размытые (2) нет (3) | I – вопросы: 2, 3. II – вопросы:9, 10, 11, 12, 13, 14. |
3. Представление о факторах, влияющих на выбор профиля дальнейшего обучения | четкое, полное (1) общие представ-ления (2) неправильное (3) нет (3) | I – вопросы: 8, 9, 11. II – вопросы: 6, 13, 15. | |
Деятельностно-практическая сфера | 4. Готовность к самопознанию и саморазвитию | активно (1) пассивно (2) нет (3) | I – вопросы: 10, 12. II – вопросы: 13, 14, 16. |
I – Анкета по жизненному и профессиональному самоопределению (авторы – составители: П.С. Лернер, Н.Ф. Родичев)
II – Индивидуальная образовательная карта.
Таким образом, учащиеся, осваивающие ориентационный предпрофильный курс «Как выбрать профиль?», участвуют в Мониторинге готовности к профильному самоопределению. Мониторинг включает в себя построение карты профильной направленности учащихся (таблица 1), а также карты, отражающей уровень готовности старшеклассников к профильному самоопределению (таблица5).
Табл. 5
Карта «Уровень готовности учащихся к профильному самоопределению»
ФИО учащегося | Знание выбранного профиля | Четкость профессиональных целей, видение этапов достижения | Представление о факторах, влияющих на выбор профиля дальнейшего обучения | Готовность к самопознанию и саморазвитию | Средний показатель | |||||
I | II | I | II | I | II | I | II | I | II | |
1. | ||||||||||
2. | ||||||||||
3. |
Мониторинг готовности к профильному самоопределению включает в себя три основных этапа: диагностика, обработка данных и предоставление результатов. Диагностика и обработка полученных результатов осуществляется преподавателем курса (психологом). Главное в проведении диагностики – представить не цифры, а их интерпретацию. Предоставление результатов диагностики осуществляется на еженедельных планерках, научно-методических и педагогических советах, на внутренних совещаниях кафедр, на научно-практических конференциях, на родительских и ученических собраниях. Результаты диагностики предоставляются психолого-педагогическому составу образовательного учреждения с целью определения эффективности реализации учебно-воспитательного процесса, а также для дальнейшего планирования деятельности.
В целом, Мониторинг готовности к профильному самоопределению позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому обучающемуся.
Результаты психолого-педагогической диагностики личностных качеств учащихся
(Тест Кеттелла CPQ, демо-версия Effecton Studio-2005, Пакет «Личность»)
Личностные черты | Алена | Алиса | Оля | Дима | Саша | ||||||||||
Год | 2013 | 2014 | 2015 | 2013 | 2014 | 2015 | 2013 | 2014 | 2015 | 2013 | 2014 | 2015 | 2013 | 2014 | 2015 |
A | 6 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 6 | 7 | 8 | 7 | 7 | 7 | 5 | 5 | 6 |
B | 6 | 6 | 7 | 6 | 6 | 6 | 5 | 6 | 6 | 8 | 8 | 8 | 5 | 5 | 5 |
C | 4 | 5 | 7 | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 5 | 6 | 7 | 3 | 4 | 4 |
D | 6 | 6 | 5 | 5 | 5 | 4 | 8 | 7 | 6 | 9 | 9 | 8 | 9 | 9 | 8 |
E | 8 | 7 | 6 | 3 | 4 | 5 | 8 | 8 | 7 | 2 | 2 | 3 | 8 | 8 | 7 |
F | 8 | 7 | 7 | 4 | 3 | 4 | 4 | 5 | 5 | 9 | 8 | 8 | 8 | 7 | 8 |
G | 6 | 6 | 7 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 3 | 5 | 5 | 5 | 3 | 4 | 4 |
H | 5 | 5 | 6 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 5 | 7 | 8 | 8 | 8 | 7 | 8 |
I | 7 | 8 | 8 | 8 | 9 | 9 | 6 | 7 | 7 | 7 | 8 | 8 | 4 | 3 | 4 |
O | 8 | 7 | 8 | 8 | 9 | 9 | 5 | 5 | 5 | 8 | 8 | 9 | 5 | 5 | 6 |
Q3 | 4 | 4 | 5 | 6 | 6 | 7 | 5 | 5 | 6 | 5 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 |
Q4 | 7 | 6 | 5 | 8 | 7 | 7 | 6 | 7 | 6 | 7 | 7 | 6 | 4 | 5 | 5 |
Тест Кеттелла CPQ содержит 12 шкал для измерения степени выраженности основных личностных черт:
A: холодность-доброжелательность. Высокие оценки свидетельствуют об открытом, общительном дружественном поведении, низкие — об обособленности, холодности и отчужденности.
B: высокая-низкая степень развития интеллекта. Высокая оценка отражает хороший уровень развития вербального интеллекта, легкость усвоения новых знаний. Ребенок с низкой оценкой примитивно подходит к решению своих проблем. У таких детей часто отмечается невнимательность, утомляемость. По этому фактору прослеживаются четкие различия между успевающими и неуспевающими школьниками.
C: эмоциональная неустойчивость-стабильность. Высокие оценки свидетельствуют о спокойности, уравновешенности, разумности поведения. Низкие — о капризности, непостоянстве, уклонении от трудностей, переменчивости в отношениях и интересах.
D: уравновешенность-возбудимость. Шкала выявляет тенденцию отвечать беспокойством, возбуждением, чрезмерно реагировать на внешнее раздражение. Школьники, получившие высокие оценки по этой шкале, легко обижаются на замечания и бурно реагируют на малейшие неудачи. Низкие оценки характеризуют эмоциональную безмятежность и спокойствие.
E: покорность-независимость. Школьник, получивший высокий балл по этой шкале, активен, деятелен, настойчив и упрям. При низкой оценке — более послушен.
F: озабоченность-беспечность. Высокая оценка по шкале характеризует оптимизм, живость, самоуверенность, низкая — рассудительность, осторожность и предупредительность.
G: низкая-высокая добросовестность. Шкала измеряет, в какой степени школьник включен в систему ценностей, характерную для взрослых. В период детства, оценка по этой шкале очень зависит от школьного окружения.
H: робость-смелость. Шкала измеряет степень общительности ребенка, также как и фактор А. Но, если школьник с высокой оценкой по фактору А общителен потому, что любит находиться среди людей, то школьник с высокой оценкой по фактору Н общителен потому, что легко и смело взаимодействует с людьми. Ребенок с низкой оценкой по шкале Н испытывает чувство неловкости и неуверенности, избегает общения, скопления людей.
I: твердость-мягкосердечность. Высокие оценки по шкале свидетельствуют об утонченности, романтичности, богатом воображении, низкие — о твердости, суровости и мужественности.
O: самоуверенность-подавленность. Ребенок, имеющий по данному фактору высокую оценку, полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет плохое настроение, в то же время ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается. Этот фактор более всего коррелирует с проявлением психических нарушений. Высокие оценки по шкале могут являться следствием невроза, депрессии или психической травмы.
Q3: низкий самоконтроль-высокий самоконтроль. Высокие показатели по данному фактору могут быть расценены как хорошая социальная приспособляемость, успешное овладение нормами окружающей жизни. Низкие значения свидетельствуют о неумении контролировать свое поведение в соответствии с социальными нормативами, характеризуют плохую организованность ребенка в учебных и других мероприятиях.
Q4: расслабленность-напряженность. Высокая оценка по шкале свидетельствует о возбуждении, суетливости, немотивированном беспокойстве, низкая — о спокойствии, вялости, полной самоудовлетворенности.
Анализ Таблицы показывает, что занятия по программе «Сотвори себя сам!» помогли повысить такие свойства как доброжелательность, добросовестность, самоконтроль. Учащиеся стали более уравновешенными, некоторые преодолели природную лень, стали более активными. Следует отметить, что большинство ребят, занимающихся в кружках (60-80%), из неполных и неблагополучных семей, отличаются повышенной тревожностью, даже некоторой агрессивностью. Поэтому любые изменения к в положительную сторону мы считаем маленькой победой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мониторинг результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» по специальности «Гармонь» преподавателя Меренкова Виктора Ивановича
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты» (по учебному пред...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "В МИРЕ ИСКУССТВА" преподавателя школы искусств Меренкова Виктора Ивановича
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня пре...
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ преподавателя школы искусств Меренкова Виктора Ивановича
Развитие и поддержка одаренности в настоящее время является актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов дополнительного образования. Программа деятельности на...
МАТЕРИАЛЫ ПО ОБОБЩЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Обобщение педагогического опыта преподавателя школы искусств...
План-конспект занятия в форме круглого стола «Добрые отношения между нами», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)
План-конспект занятия в форме круглого стола «Добрые отношения между нами» , в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)....
План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)
План-конспект занятия в форме круглого стола «Я выбираю жизнь», в рамках внеурочной деятельности преподавателя школы искусств (Социальное направление)...
Методические рекомендации к пьесам из сборника «Кудесница - балалайка. Хрестоматия» Выпуск I, II, III для преподавателей и учащихся класса балалайки детских музыкальных школ и школ искусств в условиях дистанционного обучения (с аудиоприложением)"
Развитие интернета и цифровых технологий, а также глобальные мировые события в 2020 году в виде карантинов из-за коронавирусной пандемии повлияли на форму и систему обучения в школах, колледжах, вузах...