Методика изучения экономического и культурного взаимодействия Европейской России со странами ближнего зарубежья
статья на тему
Введение
Данная тема выбрана, т.к. у нас профессиональное учебное заведение и предмета «География России» у нас нет, но у нас есть такие предметы «экономическая и социальная география мира», «история костюма». А также получение знаний о географии России, патриотическое воспитание, воспитание толерантности реализуется в рамках многих предметов и внеклассных мероприятий.
У нас учатся выходцы из других стран, в основном из стран бывшего СССР, и воспитание толерантности необходимо.
Необходимо и понимание культурного единства русского мира.
Т.к. у нас учатся люди творческих специальностей для них необходимо и знание традиционных культур, и современные культурные тенденции. Наши учащиеся участвуют в международных конкурсах, где есть и современная европейская мода и чуть более консервативная, но яркая мода из регионов Средней Азии.
Стандарт среднего (полного) образования по географии предлагает раскрывать географию России во взаимосвязи с географией мира («Россия в современном мире»), изучать экономические и культурные связи России, проводить анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.
Перечисленные факторы обуславливают актуальность данной темы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Институт общего образования
Кафедра естественнонаучного образования
Курсовой проект
Тема: «Методика изучения
экономического и культурного взаимодействия Европейской России
со странами ближнего зарубежья»
Выполнил Антонов С.Н.:
слушатель курсов повышения квалификации
«Теория и методика обучения в контексте ФГОС
(География России)»
преподаватель СПб ГБ ПОУ
«Колледжа Петербургской моды»
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Руководитель: Кузнецова Татьяна Станиславовна,
проректор по методической работе, доцент.
Руководитель: Тарасова Людмила Васильевна,
старший преподаватель
Санкт-Петербург
2016 г
Содержание
- Введение………………………………………………………………3
- Основная часть………………………………………………………..4
- Выводы………………………………………………………………...8
- Рекомендации…………………………………………………………9
- Заключение…………………………………………………………..10
- Список используемых источников…………………………………11
Приложения (включая CD).
Введение
Данная тема выбрана, т.к. у нас профессиональное учебное заведение и предмета «География России» у нас нет, но у нас есть такие предметы «экономическая и социальная география мира», «история костюма». А также получение знаний о географии России, патриотическое воспитание, воспитание толерантности реализуется в рамках многих предметов и внеклассных мероприятий.
У нас учатся выходцы из других стран, в основном из стран бывшего СССР, и воспитание толерантности необходимо.
Необходимо и понимание культурного единства русского мира.
Т.к. у нас учатся люди творческих специальностей для них необходимо и знание традиционных культур, и современные культурные тенденции. Наши учащиеся участвуют в международных конкурсах, где есть и современная европейская мода и чуть более консервативная, но яркая мода из регионов Средней Азии.
Стандарт среднего (полного) образования по географии предлагает раскрывать географию России во взаимосвязи с географией мира («Россия в современном мире»), изучать экономические и культурные связи России, проводить анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.
Перечисленные факторы обуславливают актуальность данной темы.
Специфика состоит в том, что в профобразовательных учреждениях изучение географических вопросов, связанных с Россией, осуществимо с опорой на различные учебные предметы и внеклассные мероприятия.
I. Реализация методики изучения экономических и культурных связей России в рамках «Социальной и экономической географии мира».
Часть задач по изучению экономических и культурных связей Европейской России реализуется при изучении «Социальной и экономической географии мира» в теме Региональная география мира (2-3 урока).
В данной теме можно выделить несколько занятий на изучение регионов наших ближайших соседей: Прибалтики, Республики Белорусь, Украины, Донбасса.
При изучении Прибалтики, делается акцент на краткое ознакомление с историей данного региона, на общее в истории и культуре. Например, великий архитектор Ф.Б. Растрелли строил в Санкт-Петербурге и в Курляндии (территория современной Латвии).
Раскрывается значение туризма из России в Прибалтику, а также проблемы, связанные с политическими вопросами негативного отношения властей прибалтийских республик к России, негативного влияния этого на экономику региона, на культурные контакты, на туризм.
Изучается Республика Белорусь - одно из двух признанных официально государств, в которых русский язык являете государственным. Уникальность Белорусской экономики, сочетающей некоторые черты социалистической экономики (сохраняющей традицию от СССР) и капиталистической экономики.
Изучить культурное единство наших стран – важная задача, т.к. страны-государства разные, а один народ, одна культура, но есть региональные особенности и одна религия.
Изучить Украину с изучением общности истории, традиционной культуры и важности экономических связей для обоих государств.
Изучить Донбасский регион. Значение региона, который имел еще в Российской Империи большое экономическое значение, и является одним из главных индустриальных регионов Восточной Европы.
Необходимо, хотя и краткое, изучение Молдовы и региона Днестра.
Когда я вел уроки по «Социальной и экономической географии», уделял 1-2 урока, в зависимости от программы, для изучения наших ближайших Европейских соседей.
II. В курсе «Общая биология», в разделе «Основы экологии» говорится о необходимости совместно охранять природу регионов и планеты в целом. Это люди нарисовали границы, а для животных, воздуха и воды их нет. И совместно нужно охранять природную среду, реки и другие водоемы, животный мир, заботиться о безопасности мигрирующих птиц. Природа - это достояние всего человечества.
III. Изучение культурных связей России реализуется в рамках классных часов.
Провожу классные часы, посвященные воспитанию дружбы народов и толерантности.
Очень актуально говорить о культуре и искусстве стран средней Азии, т.к. важно воспитывать толерантность в данном направлении в связи со значительностью общин народов - выходцев из данного региона.
Был проведен классный час, посвященный культуре и истории Средней Азии.
Был проведен классный час, посвященный республике Белорусь и её культуре и моде, в ходе этого занятия были использованы как материалы из интернета, так и мои фотографии, сделанные при поездке в республику Белорусь, а также фотографии работ белорусских дизайнеров, сделанные мной на международном фестивале «Невские Берега».
Был проведен классный час, посвященный этнической тематике в современной моде, где рассказывалось о влиянии этнических мотивов на современную моду, этнические и исторические мотивы в оформлении орнаментов современных изделий.
Обучающийся группы в ходе классного часа рассказал о культуре и моде в Приднестровье - его Родине.
Именно классные часы позволяют реализовать значительную часть культурологического воспитания, патриотического воспитания, воспитания бережного отношения к природе (экологического воспитания), воспитания толерантности.
IV. Другие формы внеклассной работы.
Оформление стенгазет, посвященных культуре, другие творческие работы, рисунки традиционных костюмов и многое другое.
V. Посещение с группой (как классный руководитель) Международного Фестиваля красоты «Невские Берега».
Наши обучающиеся и студенты участвуют в международной олимпиаде по парикмахерскому искусству «Невские Берега», а также участвуют в соревнованиях стилистов и дизайнеров.
Знания по географии и культуре помогают обучающимся создавать более интересные образы, помогают видеть другие культуры, представленные на данном конкурсе и в целом.
На конкурсе очень теплая обстановка, человечное отношение, добрые комментарии ведущей. Например, когда вышла на подиум участница из Макеевке (Донбасс), ведущая призвала болельщиков дружно поддержать участницу.
То, что учащиеся, соревнуются вместе с представителями других стран и участвуют в качестве болельщиков, помогает воспитанию толерантности.
Выводы
В рамках уроков по различным предметам, а также внеклассных мероприятий возможно изучение «Экономических и культурных связей Европейской России» и возможно во многом решить воспитательные задачи – патриотического воспитания, культурологического воспитания и воспитания толерантности.
Но пока многие воспитательные аспекты реализуются не совсем комплексно, и мероприятия оторваны друг от друга: отдельные уроки, классные часы, внеклассные мероприятия.
Рекомендации
- Больше уделять внимание изучению стран ближнего зарубежья, с которыми Россия имеет тесные экономические и культурные связи.
- При изучении культурологических аспектов географии использовать классные часы.
- Различные творческие конкурсы и задания использовать для изучения культуры, а также для патриотического воспитания, воспитания толерантности.
Заключение
Изучение географии в целом и отечественной культуры во взаимосвязи с культурой других стран способствует развитию творчества учащихся (для учащихся творческих профессий география несет очень большой образовательный потенциал), способствует воспитанию патриотизма, взаимоуважения представителей разных культур и позволяет лучше ориентироваться в жизни, например, при путешествиях и отдыхе.
Изучение географии России во взаимосвязи с ближайшими странами соответствует образовательным стандартам и необходимо для развития личности учащихся.
Источники
- Сайт Министрерства образования и науки России
минобрнауки.рф/документы/923
- Сайт Министерства культуры России http://mkrf.ru/
- Сайт Министерства культуры Белоруссии kultura.by/ru/
- Сайт Министерства культуры Донецка mincult.govdnr.ru/
- Сайт Комитета по культуре Санкт-Петербурга spbculture.ru/ru
- Сайт Международного Фестиваля Красоты Невские Берега nevberega.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия ,посвященного Году культурного наследия народов России, "Живой источник родного слова"
Данный материал может быть использован как одна из форм занятий по ознакомлению обучающихся с нематериальным культурным наследием народов России. Этот урок может быть трансформирован в общее мер...
2022 год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России
Наступивший 2022 год посвящен культурному наследию народов России....
Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы МДК.02.01. «Методика организации досуговых мероприятий» «Методика и технология культурно-досуговой деятельности»
Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по ПМ.02 «Организация досуговых мероприятий», МДК.02.01. «Методика...
Общественно-культурная ситуация в России в 19 веке
События 19 века, которые так или иначе повлияли на развитие литературы в 19 веке...
Стартовал прием заявок на Всероссийский конкурс-фестиваль «Семья и культурные традиции народов России»
С 6 июня открыт прием заявок на Всероссийский конкурс-фестиваль «Семья и культурные традиции народов России». К участию приглашаются дети, подростки и молодежь в возрасте от 7 до...
Определены 130 победителей отборочного этапа Всероссийского конкурса-фестиваля «Семья и культурные традиции народов России» для детей и молодежи
Названы победители отборочного этапа Всероссийского конкурса-фестиваля «Семья и культурные традиции народов России». Ими стали авторы 130 заявок — дети, подростки и молодежь в возрас...