Общественно-культурная ситуация в России в 19 веке
план-конспект занятия
События 19 века, которые так или иначе повлияли на развитие литературы в 19 веке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvenno-_kulturnaya_situatsiya_v_rossii.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
СДЕЛАТЬ КРАТКИЙ КОНСПЕКТ
Период второй половины 1980-х — первой половины 1990-х гг. носит сложный и противоречивый характер: с одной стороны, он пролагает путь к принципиально новому этапу литературной жизни; с другой стороны, его специфика определялся не творчеством современных авторов, но восприятием и общественным «переживанием» огромного массива литературы, порожденного прошлыми этапами развития художественного сознания. Поэтому с эстетической точки зрения он имеет значительно меньше общего с современностью, тяготеет к этапам преимущественно реалистическим. С другой стороны, именно эти годы, решительно смешавшие, столкнувшие на журнальных страницах метрополию и эмиграцию, разные эпохи, направления, литературно-художественные школы, реалистическую и модернистскую эстетику, предопределили эстетическое «лицо» литературы 1990-х гг. Соединив в одном историческом моменте несоединимое, они создали самую питательную почву для постмодернизма, безусловной доминанты литературы конца XX — начала XXI в., резко и решительно потеснившей реализм. Потеря традиционного литературоцентризма русской культуры происходила невероятно быстро. Описывая подобные по своей молниеносности процессы, Ю. Лотман говорил о «взрыве», рассматривая его как результат накопления культурой творческого потенциала, который в короткое время реализуется в национально значимых художественных явлениях. В конце 1980-х — 1990-е гг. русская литература действительно пережила «взрыв», — именно так и могут быть осмыслены те несколько лет, когда фактом общественного сознания стали «задержанные» произведения. В очень короткое время, «спрессовавшее» под высоким давлением семь советских десятилетий, диаспору и метрополию, несколько столиц русского рассеяния, произошло накопление критической массы, что и обусловило последующий культурный взрыв, только эффект его был не тот, о котором размышлял Лотман. Этот «взрыв», соединяя и хаотически перемешивая несовместимое, создал питательную среду для постмодернистского релятивизма. Его результатом явилось господство постмодерна как главенствующей эстетики и философии русской литературы 1990-х гг., целью которой было не созидание, но тотальная деконструкция не только литературы, но и базисных принципов национального сознания. И «взрыв» рубежа 1980—1990-х гг., и последовавшее десятилетие постмодернистской деконструкции привели к нынешней ситуации. Литература первых полутора десятилетий нового века выглядит крайне противоречиво: с одной стороны, она значительно расширила эстетический арсенал; с другой стороны, она в значительной мере утратила прежний исключительно высокий статус в культурной иерархии. Изменение культурного статуса привело к ослаблению важнейшей ее функции: формирования национального сознания, рефлексии о национальной судьбе, поисков места страны в современном мире. Литература, по крайней мерс на рубеже XX— XXI вв., почти перестала быть идеологической сферой, формирующей национальную идентичность, перестала быть формой общественной само- рефлексии, потому что общество этого времени утратило былую способность и потребность мыслить о себе языком литературы. Вернулось ли утраченное в нашу литературу и может ли вернуться - об этом идут споры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕСТЫ ПО ИСТОРИИ РОССИИ XVII ВЕКА
Контрольный тест по истории "История Россия XVII в" предназначен для студентов медицинского колледжа первого года обучения. Тест должен показать насколько студенты усвоили этот раздел. Выяснить какие ...
Дошкольное образование в России ХХ века. Н. К. Крупская
Учебный материал по педагогике....
Сценарий мероприятия общественно-культурного назначения,проведенный совместно с «Волгоградской региональной общественной организацией по привлечению граждан к здоровому образу жизни «Измени себя», "Папа, мама, я - спортивная семья"
Мероприятие социально-полезной направленности для привлечения населения в массовый спорт, физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных соревнований, ...
Повторительно – обобщающий урок по «Истории России» по теме «История России 1 половины 19 века».
Задачи материала - повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории 1 России половины XIX века. Вспомнить выдающихся людей этого времени....
От Руси к России (история России с VIII по XIX века)
Представлены презентации для изучения Отечественной истории с VIII по XIX века. Материал представлен по следующим разделам: "Древняя Русь. Киевская Русь", "Московская Русь 14-17вв"...
Россия в XIXвеке( вторая половина) тест, "Экономическое развитие России и внешняя политика во вт.пол.19 века(презентация)
Тестовый материал предназначен для проверки знаний студентов по теме "Росссия в XIX веке - вторая половина, в основногм общественное движение, В презентации собран материал для урока...
Презентация к учебному занятию по истории России: "Россия в начале XX века"
1. На основе новейших научных представлений выявить основные тенденции развития России в начале XX века. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по заданной теме.2. Дать образное представление о...