Особенности воспитательного процесса в семье
статья на тему
Манера поведения, взаимоотношения в семье, выбор друзей – все начинается в детстве. Семья определяет жизненный маршрут ребенка. Каждый родитель в ответе за то, чтобы проблемы, возникшие на пути ребенка, он умел преодолеть с честью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
haritonova_s.a._statya_osobennosti_vospitatelnogo_protsessa_v_seme.docx | 16.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Харитонова С.А., преподаватель ГАПОУ МОК им В. Талалихина
Особенности воспитательного процесса в семье
Многие взрослые часто говорят: «Все начинается с детства». И это так. Манера поведения, взаимоотношения в семье, выбор друзей – все начинается в детстве. Семья определяет жизненный маршрут ребенка. Каждый родитель в ответе за то, чтобы проблемы, возникшие на пути ребенка, он умел преодолеть с честью.
Кто только собирается стать родителем, должен знать, что счастливые и несчастные семейные союзы имеют несколько отличий.
В несчастливых семьях:
- муж и жена редко делают комплементы друг другу, не помнят значимые праздники и даты;
- не считаются с мнением другого человека, не дорожат им;
- не думают о семье;
- говорят слова, которые раздражают другого человека.
Чтобы ребенок гордился своей семьей, а семья радовалась успехом ребенка, для этого достаточно всем членам семьи выполнить простые правила:
- меньше злиться и кричать друг на друга по пустякам;
- не увлекаться критикой одного человека к другому;
- искренне восхищаться достоинствами членов семьи;
- демонстрировать внимание своим родным и близким людям;
- быть вежливым, не пытаться никого перевоспитывать и так далее.
Выполнение хотя бы этих правил, как бы трудно это ни было, рано или поздно принесет свои плоды.
Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей родителей и ребенка. На выбор стиля семейного воспитания оказывают влияние:
- типы темпераментов родителей;
- их совместимость;
- традиции семьи, в которых они воспитывались;
- уровень образования родителей.
В психологической литературе выделяют следующие стили воспитания: попустительский, состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий, сочувствующий, гармоничный.
Попустительский стиль воспитания – с раннего возраста полная бесконтрольная свобода действий. Взрослые часто заняты своими делами, их мало волнует душевное состояние ребенка, безразличны к его потребностям. Родители часто демонстрируют ребенку двуличное отношение с окружающим. У таких детей много тайн, они часто становятся ябедами, подхалимами. Дети во время занятий быстро устают, стараются под любим предлогом увильнуть от работы.
Состязательный стиль - родители с раннего возраста ищут в действиях своего ребенка нечто необычное. Активность ребенка постоянно поощряется не только морально, но и материально. Родители ребенка сравнивают с другими детьми. Для раскрытия талантов родители дают возможность ему попробовать себя в различных видах деятельности даже тогда, когда ребенок этого не хочет. Родителям очень хочется заявить окружающим о том, что ребенок увлекается «спортом, иностранными языками» и т.д. Это приводит к тому, что ребенок становится уверенным в своем превосходстве над другими детьми. Их характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие, эгоистичность, безразличие к окружающим. Если он терпит поражение, это может привести его к депрессии. Эти дети могут быть агрессивны, если результаты их деятельности не будут оценены по достоинству. Они очень любят командовать и испытывают удовлетворение, если кто-то попадет в их зависимость. Очень развитой у них является волевая сфера. Они переживают ошибки и промахи.
Рассудительный стиль воспитания – родители предоставляют ребенку полную свободу действий, дают возможность приобретать личный опыт путем проб и ошибок. В воспитании ребенка они не пользуются наказаниями, считают, что ребенок сам должен выбрать свой путь, а они лишь могут дать совет.
У родителей и детей складываются теплые взаимоотношения. Ребенок наравне принимает участие в семейных советах. Дети с раннего возраста привыкают уважительно относиться к старшим. Если в такой семье ребенок совершает плохой поступок, то родители не спешат с наказанием. Они дают возможность осознать проступок, помогают осмыслить проблему. Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными.
Предупредительный стиль воспитания - в процессе семейного воспитания формируется инфантильный тип личности. Один из причин предупредительного стиля воспитания может быть особенности характера родителей или, например болезненность ребенка. Родители чрезвычайно мнительны и ребенка ни на минуту не оставляют без внимания. Ребенок лишен активной деятельности, родители сами решают за него все. В таких семьях часто удовлетворяется любая прихоть ребенка. Родителям удобно, что ребенок находится под надзором. У таких детей формируется ситуативная мораль, попадая в новую группу, они следуют принципам других и слепо им доверяют. В общении безразличны, могут предать своего друга, если это выгодно ему.
Контролирующий стиль воспитания – в процессе воспитания формируется тревожный тип личности. Причинами могут быть: ребенок длительное время находится без родителей; растет в детском доме, где жестоко общаются с ним; сами родители воспитывались в семьях, в которых к детям относились достаточно жестоко. В таких семьях свобода строго контролируется. Ребенку диктуют, что он должен сделать, с кем дружить, часто используют к ним методы наказания. Такие дети хорошо знают свои слабые стороны. У таких детей проблемы в учебе. Они боятся сделать ошибку, у них высокий уровень тревожности. Склонны к вступлению в конфликтную ситуацию, они очень нерешительны и замкнуты, но ценят дружбу. В силу того, что дома дети чувствуют к себе жестокость, они становятся грубыми и беспощадными к людям.
Сочувствующий стиль воспитания- условием формирования такого стиля является отсутствие достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости в семье, отсутствие в семье одного из родителей. Это приводит к тому, что ребенок рано включается во взрослую жизнь, они видят и понимают те трудности, которые в семье и активно помогают родителям. Такие дети жалеют родителей за то, что им приходится много работать. Однако ребенок сильно замыкается на семье. Он становится безынициативным, его кругозор сужен. Попадая в коллектив, ведет себя настороженно, присматривается к окружающим. Дети чрезмерно наблюдательны, у них богатый внутренний мир. В общении со сверстниками они осторожны, они не любят быть на виду.
Гармоничный стиль воспитания – суть заключается в гармонии. В таких семьях ребенок всегда желанный. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой атмосфере. Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи. Дети такого стиля воспитания показывают рассудительность и мотивируют свои поступки. Они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей. Такие дети умеют дружить, всегда откровенны, открыто делятся своими проблемами. Они характеризуются высокой исполнительностью и ответственностью, у них очень развита самооценка. Дети не боятся брать слово и держать его.
Безусловно, нельзя сказать, что проанализированный материал воспитания ребенка в семье строго регламентирован, и ребенок абсолютно соответствует одной из характеристик. Однако многое поможет родителям посмотреть и применить процесс воспитания, чтобы избежать ошибок и неудач в воспитательной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»)
Методическая разработка конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»...
Презентация.Урока как основная форма учебно-воспитательного процесса.
Презентация.Урока как основная форма учебно-воспитательного процесса....
МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЕГО КРИТЕРИИ
Т.Л. Ерошина,Зам. директора по УВРГБОУ НПО ПУ № 90 МО Одним из основных элементов системы менеджмента качества образования является воспитательный процесс, а ведущим показателем резул...
Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса
Методическая разработка "Использование современных методов обучения при различных формах организации учебно-воспитательного процесса"...
Особенности воспитательной работы с юными спортсменами
Возрастание роли физической культуры как средства воспитания юных спортсменов обусловливает повышение требований к воспитательной работе в спортивных школах. При этом важным условием успешной работы я...
Статья на тему "Особенности технологий работы с семьей"
Во все периоды своего развития социальная защита семьи требовала ориентированной стратегии оказания помощи, которая выступала бы своего рода инструментом для решения различных проблем. Такой стратегие...
Особенности воспитательной работы в общежитии техникума
Ведущим принципом воспитательной работы в общежитии является создание комфортных условий для проживания студентов, ведь пребывание в общежитии – особый период в их жизни и значительно отличается...