Психологический классный час «Жизненные трудности»
классный час на тему
Целью данного классного часа является способствие саморазвитию личности студента, осознанию своих ресурсов и возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhiznennye_trudnosti.pptx | 95 КБ |
zhiznennye_trudnosti.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Жизненная проблема»
«Падать и подниматься»
Ваши примеры…
Упражнение 1 «Везунчик»
Упражнение 2 «Путь к успеху»
Ты можешь стать умнее тремя путями: Путём опыта; Путём подражания; Путём размышлений.
Волевые качества Целеустремлённость; Сила воли; Решительность; Выдержка; Самообладание; Самоконтроль; Терпеливость.
Приёмы психологической саморегуляции
Упражнение 3 Регуляция состояния при помощи расслабления мышц тела
Упражнение 4 Статическое напряжение
Техника «Выпускание пара»
Спасибо!
Предварительный просмотр:
Психологический классный час «Жизненные трудности»
Цель: способствовать саморазвитию личности, осознанию своих ресурсов и возможностей.
Ход занятия.
Мотивация обучающихся на совместную работу
-Поднимите руку те, кто в жизни ни разу не сталкивался с трудностями. У кого в жизни нет проблем? Все верно, абсолютно у всех психически нормальных людей есть проблемы, которые они решают, но решают разными способами. Именно эти способы решения проблем и преодоления трудностей отличают «счастливчиков» от «невезучих». Сегодня мы вместе постараемся научиться преодолевать трудности.
-На протяжении всей своей жизни человек может столкнуться с различными ТРУДНОСТЯМИ, ПРОБЛЕМАМИ, которые могут угрожать его здоровью и жизни.
Человек сталкивается с массой разных ситуаций, где все идет не так уж гладко, как хотелось бы. Насколько хорошо он справляется с ними, показывает, насколько он хорошо стоит на своих ногах. Ведь серьезные неприятности могут возникать как в колледже, так и дома или на улице.
Упражнение «Жизненная проблема»
Ситуация подростка, испытывающего психологические трудности, во многих отношениях похожа на ситуацию человека, который длительное время стоит на одной ноге: ногу сводит судорога, человек испытывает напряжение, дискомфорт, начинает болеть все тело. Он просит о помощи.
Задание 1. Предложите одному из обучающихся выйти и встать на одну ногу. Спросите о его ощущениях. Обратитесь к группе с вопросом: «Какую помощь можно оказать человеку?»
Что можно сделать? (Например, массаж ноги, дать руку для опоры, …..или спросить «Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу, и встать на нее. У тебя же есть вторая нога»).
Притча «Падать и подниматься»
Один ученик спросил своего наставника:
- Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?
- Вставай!
- А на следующий раз?
- Снова вставай!
- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?
- Пока живешь.
Обсуждение притчи.
-Чтобы органично жить в этом мире, необходимо занять активную позицию, не хандрить. Не бойтесь трудностей, у каждого человека всегда есть выбор. Пока мы живем абсолютно все можно изменить.
-Какие примеры можете привести вы исходя из собственного опыта?
Упражнение 1. «Проблемная ситуация «Везунчик»»
Ситуация: Два друга Дима и Сергей, 18 лет, студенты, летом работали в детском лагере. На заработанные деньги ребята купили подержанные автомашины и были счастливы. Начался учебный год, и ребята ездили на занятия на своих машинах. Наступила поздняя осень, шли дожди, и однажды ночью выпал снег. Утром улицы превратились в ледяной каток, но ребята поленились встать пораньше, чтобы поменять летнюю резину, и «на авось» поехали в колледж. По дороге оба попали в аварию. Никто, к счастью, не пострадал, но машины были разбиты.
Позиция Сергея:
- Я разбил машину, потому что поленился поменять резину или поехать на автобусе, я проявил лень и безответственность.
Вопрос: Как Вы считаете, Сергей оправдывает себя или критикует. Он прав или нет? Может быть, ему просто не повезло и это случайность? (Обсуждение)
Позиция Сергея:
Больше я никогда в жизни не поеду на летней резине в гололед, лучше пойду пешком.
Вопрос:
Как Вы считаете, делает ли Сергей выводы, которые ведут к решению проблемы? Согласны ли Вы с Сергеем?
Продолжение ситуации:
- Больше Сергей тему разбитой машины не обсуждал. На следующий день он вызвал автослесаря, который сообщил, что ремонт машины обойдется слишком дорого. В выходной день Сергей вместе с друзьями разобрал машину и отложил целые детали для продажи. Дал объявление в газету и через некоторое время распродал все запасные части. Вырученную сумму положил в банк на карточку, устроился на подработку курьером, а по выходным подрабатывал грузчиком на рынке. К лету у него накопилась сумма, приблизительно равная стоимости машины. Летом Сергей снова поехал в детский лагерь, и 1 сентября в колледж он приехал на новой машине. Все ребята завидовали Сергею, до него доносились реплики: «Везет же этому… уже на другой машине».
Вопрос:
- Как Вы считаете, предпринял ли Сергей необходимые действия для решения проблемы? Как бы поступили Вы? (Обсуждение)
Как же поступил Дима?
Позиция Димы:
- Я разбил машину, потому что мне не повезло. Многие выехали утром на летней резине и ничего. Если бы не тот мужик на белой газели, не та тетка на желтых жигулях, ничего бы не случилось. Просто он меня «подрезал», а она не вовремя затормозила, одни дурочки на дорогах ездят.
Вопрос:
- Как оценивает ситуацию Дима? Согласны ли Вы с ним? (Обсуждение)
Позиция Димы:
- Мне просто не повезло.
Вопрос:
- Кто еще делает такой вывод? Как повлияет этот вывод на дальнейшие действия Димы? (Обсуждение)
Продолжение ситуации:
На следующий день Дима пошел к соседу Митьке, рассказал ему о случившемся. Митька ему посочувствовал и достал для утешения бутылку пива. Они выпили, во время разговора Митька говорил о случайности, жертвой которой стал невезучий Дима. Дима провел вечер у Митьки и ему как – будто стало легче на душе. На следующий день он встретил в магазине своих товарищей из колледжа, рассказал им о разбитой машине. Парни посочувствовали, посетовали на невезение и предложили «оттянуться коктейлем. Еще через день Дима сам взял пару «полторашек» пива и пошел к Митьке с ответным визитом. Так прошла неделя, две,… а машина стояла в гараже и покрывалась слоем пыли. Все это время Дима чувствовал себя самым невезучим человеком.
Вопрос:
- Как вы считаете, предприняты ли действия по преодолению проблемы? Можно ли назвать ведущими к решению проблемы действия Димы? Какая из позиций Вам ближе? Как Вы думаете, определяет ли способ, которым человек преодолевает трудности и жизненные невзгоды, его везение и успех в жизни? (Обсуждение)
Упражнение 2. Путь к успеху
На доске записываются слова Конфуция:
Ты можешь стать умнее тремя путями:
- путем опыта
- путем подражания
- путем размышлений
Вопросы:
- Какой путь выбираете вы? Почему?
- Какой путь Вы считаете самым легким, какой самым трудным, какой самым разумным.
-Итак, мы определили, что первый самый горький путь, второй самый легкий, третий самый благородный.
Как вы считаете, в каком процентном соотношении по отношению к успеху находятся старание и удача?
Вывод: Для тех, кто никуда не плывет, нет попутного ветра. Если человек старается активно решать проблему, ему везет.
-На ваш взгляд, какие качества наиболее важны для преодоления сложных ситуаций?
Для преодоления трудностей наиболее важны волевые качества: целеустремленность, сила воли, решительность, выдержка, самообладание, самоконтроль, терпеливость. Развивая эти качества мы с легкостью преодолеем любые трудности.
-Что необходимо для развития волевых качеств?
Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей.
К успеху может привести только ясная, точная цель.
-Далее мы поговорим о конкретных техниках, о некоторых упражнениях, которые помогут вам развить волевые качества, более легко выйти из тяжелой ситуации и добиться успеха, смягчат неприятное воздействие трудностей.
Приёмы психологической саморегуляции.
Саморегуляция - это управление своим психоэмоциональным состоянием и воздействие на себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. Овладение этими приёмами является условием достижения высокого уровня в развитии успешной личности, ее стрессоустойчивости.
Упражнение 3. Регуляция состояния при помощи расслабление мышц тела. Когда человек умеет полностью расслаблять свое тело, он способен быстро совладать с собой в любой ситуации. Поэтому, все те люди, кому не хватает выдержки, прежде всего, должны научиться расслабляться.
Упражнение 4. Статические напряжение.
Это упражнение прекрасно развивает вашу терпеливость, самообладание и способность переносить трудности.
Сидя или стоя, поднимите обе руки (или же одну руку) на уровень плеч. Можно направить руки вперед или развести в стороны. Так их надо держать некоторое время. Начинайте с трех минут и постепенно доведите время выполнения до 15-30 минут. Если у вас не развиты мышцы, выполнить это упражнение очень трудно. На первых порах у вас может возникнуть боль (особенно в плечах), причем она может быть очень сильной. От вас потребуются значительные волевые усилия, чтобы удержать руки и не опустить их.
Техника «Выпускание пара» Когда с вами произошла ситуация, которая вызвала у вас сильное раздражение или злость, нужно эти эмоции выпустить:
- «поколотить подушку», вспоминая обиду, злость;
- порезать, порвать что-то не нужное;
- прокричаться в лесу, в комнате;
- потанцевать.
Подводя итог, давайте подумаем, что вы почерпнули для себя из нашего классного часа, чему научились?
Какой вывод по теме занятия мы можем сделать?
ВЫВОД
Итак, Вы познакомились с приёмами психологической регуляции, такими как релаксация, самовнушение, Они довольно просты, но очень эффективны.
Эти упражнения, помогут вам развить качества, необходимые для того, чтобы справиться с любыми неприятностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"
В презентации представлены: система работы с родителями, стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия и формы взаимодействия классного руководителя с семьей ...
Классный час "Психологический КВН"
Развитие дружеских взаимоотношений, умения преодолевать неуверенность в себе, личностную тревожность....
Психологический классный час "Формирование умения справляться с трудностями"
Вопросы правильной самоценки, преодоления жизненных проблем - все это чаще тягостные и болезненные вопросы подросткового возраста. Однако только благодаря проблемам мы растем. Ведь именно проблемы взы...
Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше»
Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше» поможет помочь выявить и обсудить основные проблемы, переживаемые подростками, показать некото...
Аспекты деятельности классного руководителя по созданию благоприятного социально-психологического климата
Выступление классного руководителя группы студентов 1 курса СПО. Обобщение педагогического опыта....
Методическая разработка социально-психологического классного часа "Счастливая семья"
Методическая разработка социально-психологического классного часа "Счастливая семья". Форма проведения: Круглый стол. Целевая аудитория: обучающиеся....
Классный час на тему: «Жизненные ценности и ценность жизни»
Данное мероприятие позволяет разобраться в понятии "ценность"....