Психологический классный час "Формирование умения справляться с трудностями"
классный час по теме

Храмова Ирина Ивановна

Вопросы правильной самоценки, преодоления жизненных проблем - все это чаще тягостные и болезненные вопросы подросткового возраста. Однако только благодаря проблемам мы растем. Ведь именно проблемы взывают к нашей смелости, мудрости. Не бойтесь трудностей. У каждого человека всегда есть выбор: делать что - то легкое или то, что труднее. Главное, чтобы принятое решение вело в верх, а не тянуло вниз, чтобы после решения Вы испытывали радость и удовлетворение от одержанной победы над слабостью и другими негативными качествами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Психологический классный час40 КБ

Предварительный просмотр:

Храмова Ирина Ивановна, педагог - психолог

ГБПОУ «Курганинский аграрно-технологический техникум», г. Курганинск, х. Красное Поле, 2014 г.

Тема:  Психологический классный час

«Формирование умения справляться с трудностями»

      Вопросы правильной самооценки, преодоления жизненных проблем – все это чаще тягостные и болезненные вопросы подросткового возраста. Однако только благодаря проблемам мы растем. Ведь именно проблемы взывают к нашей смелости, мудрости.

      Цель: способствовать саморазвитию личности, осознанию своих ресурсов и возможностей.

Мотивация обучающихся на совместную работу

     Поднимите руку те, кто в жизни ни разу не сталкивался с трудностями. У кого в жизни нет проблем? Все верно, абсолютно у всех психически нормальных людей есть проблемы, которые они решают, но решают разными способами. Именно эти способы решения проблем и преодоления трудностей отличают «счастливчиков» от невезучих». Сегодня мы вместе постараемся научиться преодолевать трудности.

Упражнение «Жизненная проблема»

Ситуация подростка, испытывающего психологические трудности, во многих отношениях похожа на ситуацию человека, который длительное время стоит на одной ноге: ногу сводит судорога, человек испытывает напряжение, дискомфорт, начинает болеть все тело. Он просит о помощи.

Задание. Предложите одному из обучающихся выйти и встать на одну ногу. Спросите о его ощущениях. Обратитесь к группе с вопросом: «Какую помощь можно оказать человеку?»

Что можно сделать? (Например, массаж ноги, дать руку для опоры, …..или спросить «Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу, и встать на нее. У тебя же есть вторая нога»).

Притча «Падать и подниматься»

Один ученик спросил своего наставника:

- Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

- Вставай!

- А на следующий раз?

- Снова вставай!

- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

- Пока живешь.

Обсуждение притчи. Чтобы органично жить в этом мире, необходимо занять активную позицию, не хандрить. Не бойтесь трудностей, у каждого человека всегда есть выбор. Пока мы живем абсолютно все можно изменить.

Упражнение «Шкатулка».

Необходимо достать из шкатулки чистые не большие листы бумаги. Попросить обучающихся написать проблемы, жизненные трудности, которые волнуют их в настоящее время (заполнение анонимно). Затем заполненные листы помещаются в шкатулку, после чего осуществляется обсуждение каждой проблемы, каждый участник группы высказывает свою точку зрения.

Обсуждение вопросов:

- Какого рода трудности осложняют жизнь человека: материальные, моральные, экономические, семейные, политические? Какие еще?

- Как на решение жизненных трудностей может повлиять самооценка человека?

- Как и в какой мере, внутренняя позиция личности определяет возможности справиться с трудной жизненной ситуацией?

- Бытует мнение, что безвыходных ситуаций не бывает. Так ли это?

Вывод: Все можно изменить. При столкновении с жизненными проблемами необходимо просто пытаться решить их.  Сделайте шаг в нужном направлении! Помогите судьбе!

Упражнение «Проблемная ситуация «Везунчик»»

Ситуация: Два друга Дима и Сергей, 18 лет, студенты аграрно – технологического техникума, специальность «Технология обслуживания и ремонт автомобилей», летом работали на побережье. На заработанные деньги ребята купили подержанные автомашины и были счастливы. Начался учебный год, и ребята ездили на занятия на своих машинах. Наступила поздняя осень, шли дожди, и однажды ночью выпал снег. Утром улицы превратились в ледяной каток, но ребята поленились встать пораньше, чтобы поменять летнюю резину, и «на авось» поехали в техникум. По дороге оба попали в аварию. Никто, к счастью, не пострадал, но машины были разбиты.

Сергей:

- Я разбил машину, потому что поленился поменять резину или поехать на автобусе, я проявил лень и безответственность.

Психолог: Как Вы считаете, Сергей оправдывает себя или критикует. Он прав или нет? Может быть, ему просто не повезло и это случайность? (Обсуждение)

Сергей:

Больше я никогда в жизни не поеду на летней резине в гололед, лучше пойду пешком.

Психолог:

Как Вы считаете, делает ли Сергей выводы, которые ведут к решению проблемы? Согласны ли Вы с Сергеем?

Продолжение ситуации:

- Больше Сергей тему разбитой машины не обсуждал. На следующий день он вызвал автослесаря, который сообщил, что ремонт машины обойдется слишком дорого. В выходной день Сергей вместе с друзьями разобрал машину и отложил целые детали для продажи. Дал объявление в газету и через некоторое время распродал все запасные части. Вырученную сумму положил в банк на карточку, устроился работать курьером на почту, а по выходным подрабатывал грузчиком на рынке. К лету у него накопилась сумма, приблизительно равная стоимости машины. Летом Сергей снова поехал на побережье, и 1 сентября в техникум он приехал на новой машине. Все ребята завидовали Сергею, до него доносились реплики: «Везет же этому… уже на другой машине».

Психолог:

- Как Вы считаете, предпринял ли Сергей необходимые действия для решения проблемы? Как бы поступили Вы? (Обсуждение)

Как же поступил Дима?

Дима:

- Я разбил машину, потому что мне не повезло. Многие выехали утром на летней резине и ничего. Если бы не тот мужик на белой газели, не та тетка на желтых жигулях, ничего бы не случилось. Просто  он меня «подрезал», а она не вовремя затормозила, одни дурочки на дорогах ездят.

Психолог:

- Как оценивает ситуацию Дима? Согласны ли Вы с ним? (Обсуждение)

Дима:

- Мне просто не повезло.

Психолог:

- Кто еще делает такой вывод? Как повлияет этот вывод на дальнейшие действия Димы? (Обсуждение)

        Продолжение ситуации:

 На следующий день Дима пошел к соседу Митьке, рассказал ему о случившемся. Петька ему посочувствовал и достал для утешения бутылку пива. Они выпили, во время разговора Митька говорил о случайности, жертвой которой стал невезучий Дима. Дима провел вечер у Митьки и ему как – будто стало легче на душе. На следующий день он встретил в магазине своих товарищей из техникума, рассказал им о разбитой машине. Парни посочувствовали, посетовали на невезение и предложили «оттянуться коктейлем. Еще через день Дима сам взял пару «полторашек» пива и пошел к Митьке с ответным визитом. Так прошла неделя, две,… а машина стояла в гараже и покрывалась слоем пыли. Все это время Дима чувствовал себя самым невезучим человеком.

Психолог:

- Как вы считаете, предприняты ли действия по преодолению  проблемы? Можно ли назвать ведущими к решению проблемы действия Димы? Какая из позиций Вам ближе? Как Вы думаете, определяет ли способ, которым человек преодолевает трудности и жизненные невзгоды, его везение и успех в жизни? (Обсуждение)

          Путь к успеху

На доске записываются слова Конфуция:

Ты можешь стать умнее тремя путями:

- путем опыта

- путем подражания

- путем размышлений

Вопросы:

- Какой путь выбираете вы? Почему?

- Какой путь Вы считаете самым легким, какой самым трудным, какой самым разумным.

Итак, мы определили, что первый самый горький путь, второй самый легкий, третий самый благородный.

Как вы считаете, в каком процентном соотношении по отношению к успеху находятся старание и удача (старание % удача)?

Вывод: Для тех, кто никуда не плывет, нет попутного ветра. Если человек старается активно решать проблему, ему везет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к семинару классных руководителей " Особенности психологического общения классного руководителя с родителями студентов учебной группы"

В презентации представлены: система работы с родителями,  стили семейного воспитания, правила эффективного взаимодействия  и формы взаимодействия  классного руководителя с семьей ...

Классный час "Психологический КВН"

Развитие дружеских взаимоотношений, умения преодолевать неуверенность в себе, личностную тревожность....

Психологический классный час «Жизненные трудности»

Целью данного классного часа является способствие саморазвитию личности студента, осознанию своих ресурсов и возможностей....

Методическая разработка социально-психологического классного часа "Счастливая семья"

Методическая разработка социально-психологического классного часа "Счастливая семья". Форма проведения: Круглый стол. Целевая аудитория: обучающиеся....

Групповая беседа по теме: «Учимся справляться с эмоциями»

Групповая беседа по теме: «Учимся справляться с эмоциями»...

Классный час: «Правила приветствия и умение дарить подарки»

Цель: -Привить учащимся культуру дарения подарков и правил приветствия.- Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры у учащихся.Задачи:     -Формировать...

Как справляться с ошибками?

Как справляться с ошибками? Шашечная партия не может быть выиграна, если ваш соперник не совершает ошибки. В этом смысле невозможно повлиять на исход игры. Если ваш оппонент не ошибется, вы не см...