Методическая разработка «НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ГИТАРЕ»
план-конспект урока на тему
Перед преподавателем, начинающим обучение ребёнка игре на гитаре, обычно встаёт вопрос: как наполнить первые уроки таким материалом, чтобы заинтересовать ученика, не отбить желание заниматься музыкой и инструментом.
В последние годы интерес к гитаре в России настолько возрос, что нет проблем по выбору нотного материала, разнообразию школ обучения игры на гитаре, методик и т.д. Но всё же остаётся самой острой темой для любого педагога это первые шаги юного музыканта в мир музыки, тот фундамент, который закладывается на всю его последующую творческую жизнь. Как найти правильный подход к ученику и не испортить то, что дала ему природа, как передать ему те знания и опыт, которым хочет поделиться педагог и воспитать хорошего музыканта и личность?
Одной из первых задач при знакомстве с учеником является оценка его возможностей и данных. На первых уроках, прежде всего, необходимо создать доброжелательную, располагающую обстановку. Необходим контакт, который даёт возможность ясного представления о комплексе качеств, характеризующих ученика. Во время беседы он успеет успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность педагога, что поможет ему лучше проявить себя на уроках.
Особое значение имеет первое знакомство ученика с инструментом. Так как гитара стала очень популярна в наше время, можно поинтересоваться у ученика, где он слышал или видел этот инструмент, каких музыкантов, и какую музыку он больше слушает и какой стиль предпочитает. Тем самым у педагога складывается понятие об общекультурном уровне учащегося. Затем следует педагогу рассказать об истории появления этого инструмента, самых выдающихся исполнителях и композиторах, которые посвятили свою творческую жизнь этому прекрасному инструменту. Хорошо это было бы подкрепить фотографиями музыкантов, снимками инструментов-предшественников гитары, а также дополнить рассказ аудио и видео материалом. Главная задача педагога – так рассказать об инструменте, чтобы у ребёнка появился интерес к последующим занятиям, и ему захотелось играть на нём.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodrazrabotka.docx | 193.26 КБ |
metodicheskaya_razrbotka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств №6»
Методическая разработка
«НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ГИТАРЕ»
Выполнила: педагог дополнительного
образования МБУ ДО ДШИ №6
Хабарова М.Е.
Самара, 2016 г.
Перед преподавателем, начинающим обучение ребёнка игре на гитаре, обычно встаёт вопрос: как наполнить первые уроки таким материалом, чтобы заинтересовать ученика, не отбить желание заниматься музыкой и инструментом.
В последние годы интерес к гитаре в России настолько возрос, что нет проблем по выбору нотного материала, разнообразию школ обучения игры на гитаре, методик и т.д. Но всё же остаётся самой острой темой для любого педагога это первые шаги юного музыканта в мир музыки, тот фундамент, который закладывается на всю его последующую творческую жизнь. Как найти правильный подход к ученику и не испортить то, что дала ему природа, как передать ему те знания и опыт, которым хочет поделиться педагог и воспитать хорошего музыканта и личность?
Одной из первых задач при знакомстве с учеником является оценка его возможностей и данных. На первых уроках, прежде всего, необходимо создать доброжелательную, располагающую обстановку. Необходим контакт, который даёт возможность ясного представления о комплексе качеств, характеризующих ученика. Во время беседы он успеет успокоиться, почувствовать внимание и доброжелательность педагога, что поможет ему лучше проявить себя на уроках.
Особое значение имеет первое знакомство ученика с инструментом. Так как гитара стала очень популярна в наше время, можно поинтересоваться у ученика, где он слышал или видел этот инструмент, каких музыкантов, и какую музыку он больше слушает и какой стиль предпочитает. Тем самым у педагога складывается понятие об общекультурном уровне учащегося. Затем следует педагогу рассказать об истории появления этого инструмента, самых выдающихся исполнителях и композиторах, которые посвятили свою творческую жизнь этому прекрасному инструменту. Хорошо это было бы подкрепить фотографиями музыкантов, снимками инструментов-предшественников гитары, а также дополнить рассказ аудио и видео материалом. Главная задача педагога – так рассказать об инструменте, чтобы у ребёнка появился интерес к последующим занятиям, и ему захотелось играть на нём.
Самым главным этапом начинающего обучения на гитаре является непосредственное знакомство ребёнка с инструментом: строение гитары, посадка, постановка рук, звукоизвлечение на ней.
Для детей пяти-семи лет знакомство со строением инструмента лучше проводить в игровой форме, вызывая яркие ассоциации (для лучшего запоминания). Представить гитару как нового друга, удивляя «схожестью» её с человеком: например головка грифа как голова человека; гриф как длинная шея; корпус гитары как красивое человеческое тело: а пятка есть как у человека так и у гитары. Также нужно обратить внимание на сложные названия деталей инструмента: дека, колки, розетка, порожки и т.д. При этом обязательно пояснить, для чего они нужны. Очень нравиться детям задание нарисовать дома на листке гитару красками или карандашами, ещё раз давая возможность закрепить полученные знания о частях инструмента и обратить внимание на более мелкие детали.
Очень важно также звуковое восприятие инструмента: чем больше учитель играет на уроке, тем больший интерес к инструменту у ребёнка появляется. Пока он ещё не владеет инструментом, но он уже видит и слышит какая музыка и как получается при игре на гитаре. У ребёнка возникает желание научиться играть на инструменте также хорошо, и при этом он начинает уважать своего учителя, который так мастерски владеет гитарой и замечательно играет.
Для учеников первые уроки очень трудны и важны: происходит становление исполнительского аппарата. Всё, чем они занимаются на уроке, для них ново и непривычно. В работе педагога это один из самых сложных этапов, требующий большого опыта, знаний, терпения и внимания, так как у каждого ребёнка своя приспособляемость к инструменту, свои физиологические и психологические особенности, которые нужно учитывать.
Особенно на посадку должен обратить внимание учитель на первых уроках, так как она не очень удобна и непривычна для ребёнка. Объясняя ребёнку как он должен сидеть и держать инструмент, для начала можно предложить сесть ему на стул наоборот , как бы «оседлав коня», при этом локти опираются на спинку стула, обратив внимание на свободу тела и опору. И только потом дать ему инструмент и постараться вернуть эти же ощущения и свободу. Спину нужно держать прямо, но без напряжения, левая нога стоит на подставке, а правая под углом 90 градусов к полу. Частой ошибкой при посадке бывает нахождение правой ноги под стулом, что говорит о неправильном подборе высоты стула или игнорировании подставки для ног при домашних занятиях. Непроизвольно ученик начинает «хватать» инструмент руками, испытывая дискомфорт в устойчивости инструмента, что приводит к зажатию рук во время игры. Плечи ребёнка должны быть расслабленны, при неправильной посадке правое плечо поднимается, обычно это происходит при низком положении грифа инструмента. Также частой ошибкой при посадке является разворот корпуса влево. К сожалению, это приводит к искривлению позвоночника ребёнка и причиной боли в спине и руках. Локоть левой руки свободен, не прижимается к туловищу, но и не отходит от него в напряжении. Локоть правой руки свободно лежит на самой высокой точке корпуса гитары, ниже 3-4 см. от сгиба локтевого сустава.
Главное, на что учителю следует обратить внимание – свобода: все части тела ребёнка должны находиться в спокойном расслабленном состоянии. Это достигается прежде всего вниманием ученика, его умением расслабляться, терпением, постоянным контролем со стороны педагога, а также хорошей психологической обстановкой на уроке, ученик не должен бояться и стесняться педагога, он должен чувствовать в нём друга, который хочет ему помочь, поделиться своими знаниями.
Хочется сказать, что немаловажную роль в свободной посадке и полноценному обучению ребёнка на инструменте играет правильный выбор размера инструмента. Не нужно ученику покупать инструмент «на вырост», что приводит к непоправимым ошибкам в посадке и звукоизвлечении. Всё, что объясняет педагог на уроке, должно подкрепляться при занятиях дома (зачастую у детей отсутствует контроль за посадкой дома). Необходимо поговорить с родителями, чтобы они создали соответствующую обстановку для домашних занятий ученику (подбор места для занятий, стула, подставки для ног, пюпитра, освещения и т.д.), что способствует более быстрому и успешному его обучению.
Самые первые уроки для детей должны быть понятны и не включать много сухой информации. Лучше всего эти занятия проводить в подражательной манере – «смотри, как делаю я, а теперь сделай и ты также», «послушай, как это звучит и попробуй повторить». Уроки с начинающими учениками не должны быть очень продолжительными, так как ещё невыносливый исполнительский аппарат юного музыканта быстро утомляется и не может выполнять поставленные задачи. Очень важно умение педагога заметить рассеивание внимания, усталость ученика и переключиться на другой материал или сделать гимнастику.
Необходимо во время уроков обращать внимание на внешние моменты: как он сидит, держит голову. Привычка к естественному и красивому, с эстетической точки зрения положению корпуса, ног, рук, должно воспитываться с первых уроков. Спокойное состояние, улыбка, естественное выражение лица не должно быть перекошено гримасами и зажатием мышц лица. Педагог должен сразу пресекать неестественные движения головы или других частей тела. Плохие привычки укрепляются очень быстро, и от них бывает порой очень трудно избавиться.
Первые уроки достаточно сложны как для педагога, так и для ученика. Дети приходят на занятия теоретически неподготовленные (за редким исключением), и педагог, часто опережая текущие темы по сольфеджио, первые занятия посвящает музыкальной грамоте (рассказу о нотах и расположению их на нотном стане, о ритме и длительностях и т.д.), совмещая это с обучением на инструменте.
На первых же уроках детям предлагается нарисовать ладошки своих рук с немного растопыренными пальчиками и подписать аппликатуру правой и левой рук, объясняя при этом, почему у этого пальца такая буква или цифра. Это наглядное «пособие» для них с удовольствием запоминается, и они быстро выучивают название каждого пальца.
Первый приём, которым овладевает ученик – tirando. Несмотря на кажущуюся простоту, с ним возникают проблемы. Педагог должен показать этот прием, объяснить его принцип, при этом нужно задействовать ассоциативное мышление ребенка – не просто сказать о том, что нужно задеть струну, а привести сравнение. Например: удар должен быть как по футбольному мячу, сначала замах, а потом удар. Основная ошибка заключается в том, что он с силой давит на струну, или при прикосновении к струне участвует не палец, а вся рука. Поэтому когда даются первые упражнения на открытых струнах, то целесообразно пальцы i, m, a поставить подушечками на первую струну почти перпендикулярно, но свободно, а большой палец р учится самостоятельно, без помощи руки делать замах. Таким образом, пальцы правой руки постепенно привыкают к своему положению, и кисть не принимает «плоскую» форму, что не приводит к неправильному прикосновению к струнам. Также на первых занятиях нецелесообразно подключать безымянный палец правой руки, который ведет к «заваливанию» руки и неровности звучания. Большим интересом у детей и огромной помощью для педагога является сборник этюдов и упражнений А. Виницкого «Учитель и ученик. 95 дуэтов». С первого этюда педагог становиться не учителем, а партнёром для ученика. Дуэты могут даваться ученику с «пальцев» и одновременно учить ученика длительностям, расположению нот на грифе и нотном стане. Основная идея работы – это игра ученика до знакомства с нотами. Данная методика включает также проигрывание этих пьес дома с СD-диском.
Так как постановка правой руки напрямую связана с левой, то параллельно с изучением приема tirando начинается работа над постановкой левой руки.
Это один из самых сложных этапов как для педагога, так и для ученика. Он требует предельного внимания и терпения. Все ошибки, допущенные при постановке левой руки, впоследствии будут сказываться на небрежной, «грязной» игре музыканта, доставляя дискомфорт себе и слушателю.
Перед тем, как начать играть какие либо мелодии, необходимо объяснить ученику, что пальцы ставятся на кончик подушечки, запястье руки находится не за грифом, а с внешней его стороны.
Также нужно следить за тем, чтобы большой палец левой руки был прямой и мягкий, позволяющий свободно скользить по грифу, и ни в коем случае не был зажат. Частой ошибкой начинающих детей встречается «проваливание» или несгибаемость сустава ногтевой фаланги пальца (1, 2, 3, 4 пальцы) левой руки, и прижатие ладони к грифу, местоположение пальцев не у порожков. Поэтому, исходя из практики, следует на начальном этапе избегать «неудобную» 1 струну, начиная с басовых струн, тем самым не давая уйти запястью за гриф.
Первые упражнения, которые можно дать ученику, – хроматические. Они очень хорошо воспринимаются детьми и помогают в постановке руки. Для маленьких учеников эти упражнения можно назвать «гусеница», «змейка», «паровозик». Параллельно упражнениям на инструменте, детям хорошо давать различные упражнения без инструмента. Это 1) на сгибание-разгибание пальцев 2) на растяжку мышц игрового аппарата 3) на координацию пальцев правой и левой рук. Эти упражнения полноценно подготавливают ученика к игре на инструменте, а также развивают двигательный аппарат и мелкую моторику, заставляя обратить внимание только на движении пальцев.
Практика показывает целесообразность игры гаммы ДО мажор в открытой позиции в пределах одной октавы, подготавливая ученика к игре по нотам. Часто начинающие гитаристы пытаются зажимать каким-нибудь одним удобным для них пальцем, всякий раз меняя позицию руки, заглядывая на гриф и наклоняя при этом гитару на себя. Поэтому предлагается использовать 1,2,3 пальцы соответственно ладам, а их всего 3. Сначала гамма может играться только большим пальцем (i, mпри этом поставить на 1 струну) в различных вариантах: с пропеванием слоговых названий нот, через чередование первой струны i – m, и т.д. В дальнейшем, когда упражнение играется достаточно свободно, его можно усложнять озвучиванием СОЛЬ на 1 струне, что помогает избавляться от природной зависимости между 3 и 4 пальцами. Упражнение взято из Школы М. Каркасси.
Впоследствии можно предлагать подобное упражнение СОЛЬ мажор, взятое из того же источника, соединив его с методикой от С. Орехова для правой руки.
А именно: пальцы m, а поставить на 1 струну, РЕ на 2 струне играть пальцем i. Пальцы правой руки можно менять, вырабатывая тем самым оптимальный угол атаки струны для каждого пальца. Например: РЕ на 2 струне можно озвучивать пальцемm или а, остальные по прежнему будут стоять на 1 струне. Более того, правая рука при этом остаётся неподвижна на требуемом расстоянии от струн, и мы избегаем эффекта прыгающей руки, которым страдает подавляющее большинство юных гитаристов. Нельзя недооценивать положительную роль упражнения в постановке левой руки. Учащийся вынужден держать руку над грифом, развивая группу мышц исполнительского аппарата.
Следующее упражнение представляет собой маленькую пьеску, в которой отрабатывается смена одних и тех же несложных позиций при постоянном ритмическом рисунке в правой руке. Смену позиций следует производить между 1 и 2 долями, т.е. между движениями пальцев р и i, а пальцы левой руки ставить (снимать) одновременно со звукоизвлечением в правой. В этом случае развивается ритмическая левая рука и координация между руками.
Весь музыкальный материал, который будет даваться ученику в дальнейшем, должен соответствовать уровню его подготовленности, помогать в постановке исполнительского аппарата, развивать навыки игры на инструменте, закреплять игровые движения, необходимые на этом этапе. Стоит обратить внимание на первые пьесы. Они должны быть в пределах открытой и первой позиций. Всем этим условиям соответствует выбранная мной система, куда входят маленькие пьески. Это всем нам знакомые мелодии, состоящих из одной-двух строчек: « Во саду ли, в огороде», Весёлые гуси», «Маленькой ёлочке», «Калинка» «Спят усталые игрушки» и т.д. Они подобраны по принципу «от простого к сложному».
Конечно, большее внимание здесь уделяется левой руке, так как ученику невозможно уследить за всем сразу, поэтому первые песенки могут играться только большим пальцем правой руки, а указательный, средний и безымянный поставить на 1 струну подушечками, так как это вырабатывает навыки, которые впоследствии помогают ученику в постановке правой руки. Надо обратить внимание ученика на замах большого пальца, чтобы он не давил на струну. Также следует обратить внимание на координацию пальцев правой и левой рук, очень частой ошибкой бывает движение с опережением постановки пальца левой руки относительно правой или наоборот. Детям очень хочется услышать, какая мелодия зазвучит у него на инструменте. Какой радостью светиться лицо ученика, когда он, исполнив правильно ноты, их длительность, узнаёт знакомую мелодию и с удовольствием играет её ещё много раз. У ученика очень сильная мотивация к изучению нотной грамоты и правильному исполнению узнаваемых мелодий. Во время разбора нот так же изучается основы музыкального языка (длительности, размер, сильные и слабые доли, затакт, синкопа и т.д.).
Обучение игре на гитаре в музыкальной школе предполагает развитие инициативы и самостоятельности учащегося, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей. Часто, ребенок, не проявивший ярких музыкальных способностей на первых занятиях, добивается хороших результатов в дальнейшем. Вообще процесс обучения музыканта, начиная с первых шагов, не может быть стандартизированным, а должен опираться на применение индивидуальной методики, которая диктуется конкретными, неповторимыми особенностями творческой натуры ребенка. Основной принцип работы с начинающими музыкантами - «от простого к сложному»
Список использованной литературы
1. Гитман А. Донотный период начального обучения гитариста – М., 2003 г.
2. Виницкий А. Учитель и ученик. Начальный период обучения. 95 дуэтов + СD.- 2011 г.
3. Виницкий А. 12 концертных пьес для двух гитар.- 2011 г.
4. Кирьянов Н. Искусство игры на классической шестиструнной гитаре.- М., 1997 г.
5. Потапова А. Домра с азов. – С.-Петербург.,2010 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская школа искусств № 6»
г.о. Самара
Методическая разработка открытого урока
«Гитара в различных видах ансамбля ДШИ»
Выполнила: педагог
дополнительного образования
Хабарова М.Е.
Самара, 2016 г.
Цель урока: формирование и развитие у учащихся навыков и приёмов ансамблевой игры.
Задачи урока: научиться слушать друг друга и чётко следовать темпу и ритму, соблюдать динамические оттенки, ознакомиться с гитарными приёмами.
Участники урока: Михеев Кирилл 1 кл.
Е.Тиличеева «Небо синее», «Смелый пилот»
Р.Н.П. «Как пошли наши подружки», «Не летай, соловей»
Гарусов Трофим 4 кл.+ Шабанов Слава 4 кл.
Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко.
Широков Егор 3 кл.+ Прудников Игорь 3 кл.
П.Н.П. «Мазурка»
Широков Егор 3 кл.
В.Шаинский «Кузнечик» , А.Петров «Любовь-волшебная страна».
План урока
1.Введение.
2.Совместное музицирование педагога с учеником.
3.Совместное музицирование со сверстниками.
4.Навыки аккомпанемента.
Ход урока.
Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Занятия в классе ансамбля должны способствовать развитию у учащихся ритмического, мелодического, гармонического слуха, музыкальной памяти, развитию творческих навыков и, главное, привить интерес и любовь к музыке и своему инструменту, а также способствовать формированию основ самостоятельной музыкальной деятельности. Предлагаем вам поэтапный опыт ансамблевого музицирования в ДШИ.
1 этап. Совместное музицирование педагога с учеником.
Основные задачи на этом этапе: получить начальные навыки чтения с листа и анализа нотного текста, научится слушать друг друга, соблюдать динамические оттенки.
Воспитанием навыков ансамблевого музицирования необходимо заниматься на протяжении всего времени обучения. По возможности как можно раньше вводить в репертуар ансамблевые произведения. Мы практически с первых уроков начинаем вводить ансамблевую игру. Приступая к работе над звукоизвлечением на открытых струнах, чтобы ребёнку было интереснее, мы берем песенки со словами. Пример:
«Небо синее, роща в инее, утро раннее все румянее». К этому времени ученик уже должен быть знаком с длительностями нот. Прорабатываем ритмическую сторону песенки, хлопаем. Затем переходим к характеру песенки, поем под аккомпанемент преподавателя. Аккомпанемент является не только гармонической и ритмической опорой мелодии, но и раскрывает эмоционально – образный мир песенки. В начальных двух тактах аккомпанемент создает ощущение спокойствия, задумчивости, тишины (пиано). Но уже в двух следующих тактах появляющиеся аккорды насыщают звучание приближение яркого света и красок (плавное крещендо). Из этого уже ученик и мелодию играет соответственно – первую фразу - ласково и таинственно, вторую – ярко, крещендо. Возьмём для примера другую песенку «Смелый пилот» здесь надо заострить внимание на особенностях звукоизвлечения. Весёлая, задорная мелодия требует иного подхода к исполнению, чем предыдущий пример. Звук извлекается более интенсивно, уверенно, ровно(mf).
Теперь перейдем к исполнению песенок на закрытых струнах. Первая задача ученика - внимательно, без игры, просмотреть нотный текст и определить ритмический рисунок, динамические оттенки. Возьмём для примера « Как пошли наши подружки», определим, как идёт мелодия, каким динамическим оттенком сыграть её (сделать крещендо). Перед началом игры можно предложить ученику примеры разного восприятия прогулки девочек - бодро, радостно и грустно, печально и теперь исполнение превращается в интересную, образную музыкальную картинку. Ещё один пример: « Не летай соловей у окошечка». Проанализировав ритмический рисунок, затакт, исполнение первой доли, более сильной по отношению к затакту, мы начинаем играть её с аккомпанементом и практически все дети говорят, «ой какая грустная мелодия», то есть аккомпанемент здесь становится определяющим характер произведения. Главное в этой работе научить слушать друг друга. Эти же песенки мы в процессе обучения продолжаем играть с листа в более старших классах, понемногу усложняя задачу, меняемся партиями. В процессе такой работы ученик приобретает навыки «солирования»- когда нужно ярче сыграть свою партию, и «аккомпанирования» - умения уйти на второй план.
В пьесе «Как пошли наши подружки» очень важно научить играть аккомпанемент – бас, аккорд, объяснить разницу в звучании. Бас глубоко, но не резко и аккорд более мягко. «Не летай соловей» здесь важно найти такое звукоизвлечение аккордов, чтобы передалось образное содержание песенки.
2 этап. Совместное музицирование со сверстниками (гитарный дуэт, трио и т.д.).
На этом этапе стоят следующие задачи: научиться пользоваться тембровой палитрой, работать над динамикой в каждой партии отдельно, а также выстраивать динамический баланс, освоить специфические гитарный приёмы (расгеадо, пиццикато, флажолеты, вибрато).
Мы покажем работу дуэта игры в ансамбле. В начале урока мы проигрываем гамму C-dur в унисон, пытаемся сыграть вместе, вслушиваемся, не сразу это получается, но стараемся. Здесь же мы учимся играть в пределах одного динамического оттенка ровно. Также это можно делать на одной ноте, чтобы услышать разницу в звучании динамики. Затем переходим к произведениям.
Возьмём для примера Е.Ларичев «Полька» обр. О.Зубченко. Полька- быстрый, живой среднеевропейский танец, а также жанр танцевальной музыки. Музыкальный размер польки — 2/4. Полька появилась в середине XIX века в Богемии (современная Чехия), и с тех пор стала известным народным танцем.
Разбираем, у кого звучит мелодия, у кого аккомпанемент, объясняя, что мелодия должна звучать ярче. Аккомпанемент – бас глубоко и аккорды очень мягко, легко, чтобы не заглушали мелодию. Бас служит метроритмической основой.
Вторая пьеса «Мазурка». Ритм мазурки острый и чёткий, в ней сочетается лёгкое изящество, порой мечтательность. Звукоизвлечение, должно быть более чёткое, острое, лёгкое.
Затем идёт работа над динамикой. Воспитав тонкое ощущение динамики ансамблист безошибочно определит силу звучания своей партии, относительно других . В том случае, когда исполнитель в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнёр немедленно среагирует и исполнит свою партию чуть тише или громче.
При работе над произведением педагогу необходимо обратить внимание на 3 момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.
В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функцию дирижёра, он должен показывать вступление, снятия, замедления. Сигнал к вступлению – небольшой кивок головы, состоящий из двух моментов: едва заметного движения вверх и затем чёткого, довольно резкого движения вниз. На репетиции можно просчитывать пустой такт, а также могут быть слова (внимание, начали¸ три-четыре). Очень важно закончить произведение вместе, одновременно.
Последний аккорд имеет определённую длительность – каждый из ансамблистов отсчитывает про себя и снимает точно во время. Также это может быть и кивок головы.
Ещё мы включаем в работу игру пьес в унисон. Ведь в унисоне партии не добавляют друг друга, а дублируют, поэтому недостатки ансамбля в нем ещё более заметны. Исполнение в унисон требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. К сожалению, этой форме ансамблевой игры уделяется мало внимания, между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении. В исполнении дуэт(трио) прозвучит «Цыганочка».
3 этап. Навыки аккомпанемента. Задачи: освоение техники арпеджио, изучение основных аккордов и их буквенные обозначения, проработка всей фактуры – мелодия, аккомпанемент и бас.
Гитара является самостоятельным инструментом и одновременно богатым аккомпанирующим инструментом. Она с успехом может сопровождать скрипку, флейту, домру – образуя с этими инструментами удачные тембровые сочетания. По своему характеру гитара особенно подходит для сопровождения голоса, создавая для него мягкий приятный фон. Знакомство с аккомпанементом происходит уже к концу первого года обучения, когда ученик начинает играть аккорды в первой позиции. Рассмотрим исполнение аккомпанемента - арпеджио и бас – аккорд. При исполнении арпеджио обратить внимание ученика на гармоническое наложение звуков, создающих непрерывное звучание. Первый звук играется F, второй - mf, третий – mp, четвёртый – p. Это значит – следующий звук берется с такой силой звучания, которая получается в результате затухания предыдущего. Такое исполнение можно назвать «пением на гитаре».
В исполнении ученика прозвучит песня «Кузнечик» В. Шаинского. В первом случае он поёт и сам себе аккомпанирует, во втором – домре. В данном примере мы используем буквенные обозначения аккордов. Также на этом примере мы знакомимся с разной фактурой сопровождения: арпеджио, бас – аккорд, бой.
Второй пример, это романс А. Петрова «Любовь – волшебная страна», приём игры арпеджио, средняя часть - соло гитары. На примере этих пьес показана работа над аккомпанементом, соотношением звучания мелодии и сопровождения, звукоизвлечением. Аккомпаниатор должен играть выразительно, реагировать на любые динамические, темповые изменения в исполнении солиста.
Для того чтобы играть вместе, необходимо чувствовать, понимать, слушать друг друга. Ансамбль как форма коллективного творчества воспитывает в каждом из его участников такое качество, как умение жить и творить в коллективе, находить общий язык друг с другом.
Используемая литература.
Н. Ризоль. «Очерки о работе в ансамбле баянистов». Москва 1986г.
Ю. Кузин. «Азбука гитариста». Новосибирск 2003г.
Тезисы 4 международной научно – практической конференции «Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание» Тамбов 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Начальный период обучения игре на гитаре детей раннего возраста"
Не секрет, что набор в музыкальных школах значительно «помолодел». Все чаще родители задумываются о раннем развитии ребенка. В этой ситуации музыкальные школы, в соответствии ...
Методическая разработка "Начальный этап обучения игры на аккордеоне"
Методическая разработка " Начальный этап обучения игры на аккордеоне"...
Особенности начального этапа в обучении хореографии в массовой школе
На примере работы учителя танца Паникар Кристины Викторовны в МОУ Гимназии № 34 г. Саратова...
Методическая разработка "Третий этап сестринского процесса: определение целей сестринского вмешательства, планирование ухода" 2014 год
Сестринский процесс...
Методическая разработка по теме:«Методика обучения игре в баскетбол. Техника игры в нападении».
Баскетбол - это одна из увлекательнейших спортивных игр....
Методическая разработка "Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр" Деловая игра "Суд идет".
В работе представлена Деловая игра "Суд идет", посвященная профилактике дорожно-транспортного травматизма в ходе которой обучающиеся объединения "Юный водитель", разбирая реальный ...
Методическая разработка теоретического этапа конкурса «Лучший по профессии» профессия 16671 Плотник
Материал можно использовать при проведении уроков и конкурсов профмастерства по профессиям связанным с обработкой древесины...