Особенности начального этапа в обучении хореографии в массовой школе
учебно-методический материал на тему
На примере работы учителя танца Паникар Кристины Викторовны в МОУ Гимназии № 34 г. Саратова
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА В ОБУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИИ В МАССОВОЙ ШКОЛЕ
(НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ МОУ ГИМНАЗИИ № 34 Г. САРАТОВА)
Среди множества форм нравственно-эстетического воспитания занятия хореографией занимают особое место. Хореография как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного развития духовного мира. Занятия хореографией не только учат понимать, но и создавать прекрасное, более того, они развивают образное мышление и фантазию у детей.
Системный подход к обучению, профессиональное, эстетическое воспитание должны быть направлены на выявление и выработку у детей младшего школьного возраста танцевально-пластических навыков, творческих способностей, вместе с тем методически правильный подход в обучении хореографии с привлечением современных достижений педагогики, психологии, физиологии позволяет построить высокоэффективную систему обучения детей.
Однако вопросы организационно-педагогических условий обучения танцу в общеобразовательной школе, в отличие от хореографических школ разработаны пока недостаточно глубоко, опыт их применения не систематизирован, научно не обоснован. В условиях реальной практики в основном используется неполный набор умений и навыков, многие педагоги «гонятся» за количеством танцев, разученных детьми, не обращая внимания ни на техническое качество исполнения, ни на эмоциональную выразительность. Изложенное обуславливает актуальность темы.
Уроки хореографии проводятся в школе с детьми разного уровня подготовки, различными способностями и физическими данными, так как нет специального отбора по профессиональным данным. В нашей школе урок танца является обязательной образовательной дисциплиной. Как в любой другой общеобразовательной школе, дети учатся разных способностей и возможностей. Есть дети с определёнными трудностями: у многих плохая осанка, многие сутулятся; у кого-то кривые ноги; закрепощённый корпус, руки; проблемы с координацией. Не у всех хороший музыкальный слух.
В связи с этим, меняются и цели хореографического образования в массовой школе в сравнении с обучением в ДШИ. Это – удовлетворение эстетических потребностей, удовлетворение потребности в движении, формирование навыков эстетического движения, развитие художественного вкуса.
В гимназии № 34 существуют две формы обучения: урочная и внеурочная деятельность. В урочной деятельности урок посвящается в основном технике: станок, постановка корпуса, рук и головы, развитие координации движений, формирование навыков музыкального и правильного исполнения движений т.д., а внеурочная работа сосредоточена главным образом на постановочной деятельности.
В урочной деятельности учебный план позволяет делить класс на две группы приблизительно по 12-15 человек, так как это обеспечивает более индивидуальный подход к ребёнку. Позволяет тщательно контролировать правильное исполнение движений, особенно у станка. По необходимости весь класс объединяется.
Процесс обучения детей хореографии требует большого количества времени и физических сил. Мы не располагаем такими возможностями, так как урок танца в нашей школе проходит раз в неделю 1 час (45 минут), время на то чтобы обучить детей каким либо танцам ограниченно. При проведении урока учитывается то, что танцами занимаются дети с разными способностями.
Изначально, не все дети одинаково заинтересованы танцами, и задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим уроком и привить любовь к танцевальному искусству и искусству вообще.
Мы не ставим перед собой задачу - вырастить артистов балета, но привить элегантность, изящность и грацию девочкам и мужество, сильную гордую осанку мальчикам - вполне реализуемая задача. Уверенную координацию движений, ведь человек, если научится правильно подтягивать мышцы, выпрямляя осанку, становится на порядок выше.
Поскольку у нас учатся разные дети и все они должны освоить разные движения, то большее время уделяем простым танцевальным движениям, стремимся научить детей видеть прекрасное в малейших жестах и движениях. Например: определённый наклон головы; лёгкий наклон корпуса за рукой; нежное раскрытие кисти, как будто раскрывается бутон цветка; сильно натянутый носок, но не скошенный; высокие грациозные полупальцы и т.д. Важно, что эти движения простые и технически доступные для каждого ребёнка, но необходимо следить за завершённостью поз.
В учебную программу начальной школы по предмету танец входит освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко–бытовых и бальных танцев, а также народного танца. Полученные знания в процессе обучения совершенствуются, позднее дети знакомятся с современными танцевальными направлениями.
Независимо от того насколько подготовленные дети (некоторые возможно ходили в танцевальные кружки или спортивные клубы и т.п.), мы начинаем, что называется с нуля, т.е. с самого главного - постановки корпуса, так как это особенно важно. С первых уроков необходимо строго следить за осанкой учеников. Формирование красивой осанки продолжается на протяжении всего обучающего процесса. Привычка держать корпус подтянутым становится исполнительским навыком, одним из условий творческой дисциплины в танце.
Основная воспитательная работа с коллективом проводится в процессе постановочной работы. Репертуарный план строится с учетом заинтересованности детей в изучаемом материале, а также содержание танца и хореографическая лексика дает возможность раскрытия индивидуальности, актерских и творческих способностей.
В репертуаре учащихся младшего школьного возраста большое место занимает русский народный танец. Он отличается разнообразием содержания, силой и яркостью образов, богатством рисунков и движений. Изучение русских народных танцев знакомит детей с народным творчеством, укрепляет любовь к народному искусству. Следует сказать, что в последние годы общественный интерес к народному танцу заметно упал. Однако, опыт нашей работы показал, что это интерес многократно возрастает, когда мы включаем в танцы исполнение мальчиками посильных трюковых элементов, что позволяет им почувствовать и продемонстрировать свою силу, ловкость. удаль, самоутвердиться в коллективе ровесников.
В работе с детьми широко используем сюжетные танцы на следующую тематику: сказочную, героико-патриотическую, духовно-нравственную, спортивную, школьную, бальную, классическую, народную, образную, игровую и эстрадную.
Элементы постановочной работы включаются и в обязательный урок. Однако, танцы, поставленные на уроке близки к этюдам. В них нет развернутого сюжета, использована элементарная лексика. В работе над этими танцевальными этюдами следует обращать внимание не только на создание композиции, но и на ее выразительное, музыкальное исполнение детьми. Необходимо побуждать их к активному игровому взаимодействию, которое должно соответствовать сюжету и передавать смену настроений у действующих героев.
Обучение хореографии детей в младших классах общеобразовательной школы включает две взаимосвязанных составляющих: урочную и внеурочную (кружковую) работу. Если первая является обязательной для всех учеников школы, то вторая – дополнительная. Она связана с доведением творческого процесса до сценического результата. Именно в процессе кружковой работы подготавливаются наиболее значительные танцевальные композиции, основанные не только на лексике, освоенной детьми в процессе урочной работы, но и на более сложных танцевальных элементах.
В гимназии № 34 г. Саратова обязательное обучение хореографии осуществляется в течение последних десяти лет. В результате проведенной работы произошли заметные позитивные перемены. Они выражаются в положительных изменениях в культуре общения детей, в развитии их способности адаптироваться к социуму. У всех школьников улучшилась осанка; художественный вкус стал более избирательным, возрос интерес к произведениям профессионального хореографического искусства. Возросла потребность в занятиях танцем во внеурочное время. Исполнительская культура детей заметно возросла.
Проведенная работа показала возможность и целесообразность включения предмета «Танец» в число обязательных учебных дисциплин гимназии № 34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Открытый урок. Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидакт...
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидактический принцип: «игр...
Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано
Воспитание первоначальных навыков игры на фортепиано через игровые формы, опираясь на основной дидактический принцип: «игр...
методы и приемы обучения нотной грамоте на начальном этапе обучения
мои педагогические приемы в обучении нотной грамоты на начальном этапе в классе фортепиано...
Методическая разработка «НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ПРИ ОБУЧЕНИИ ИГРЕ НА ГИТАРЕ»
Перед преподавателем, начинающим обучение ребёнка игре на гитаре, обычно встаёт вопрос: как наполнить первые уроки таким материалом, чтобы заинтересовать ученика, не отбить желание заниматься музыкой ...
«Развитие творческих способностей на начальном этапе обучения на уроке хореографии. Роль образно-игрового метода и импровизации»
Роль образно-игрового метода и импровизации в развитии воображения, фантазии, умении находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки, умении оценивать свои творческие проявления и д...
Организация процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе
Проект-презентация на тему: "Организация процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе!...