Моя методическая копилка
план-конспект урока на тему

Широкая Анна Михайловна

Материал для педагогов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_zvuk_l.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное

учреждение Амурской области для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа № 7,

г. Благовещенск

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛОГОПЕДИИ

Тема: Звук «Л».

       

                                                                                                    Подготовила и провела:

                                                                                                 учитель-логопед

                                                                                                Широкая  А.М.

2014 - 2015 учебный год

Тема: Звук «Л».

Этап: автоматизация звука «Л» в  предложениях.

Цель: закрепление правильного произношения звука «Л» в слогах и словах, чистоговорках и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить артикуляцию и правильное изолированное произношение звука «Л»;
  • закрепить навык выделения звука «Л» из ряда слов;
  • учить правильно, произносить звук «Л» в слогах, словах, чистоговорках и предложениях;
  • учить следить за собственной речью;
  • учить воспринимать словесную инструкцию на слух.

Развивающие:

  • развивать внимание, память;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать длительность выдоха;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, дисциплинированность;
  • воспитывать навыки учебной деятельности;
  • воспитывать любовь к спорту.

Оборудование: зеркало,  компьютер, презентация, плоскостная фигура волка из мультфильма «Ну погоди», картинки для артикуляционной гимнастики (упражнения: «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Лошадка»), пособие на дыхание (футбольные ворота, мячи из фольги),  графическое изображение [Л],  плоскостная фигура велосипеда, пособие «Велосипедная дорожка», пособие «Лестница», плоскостная фигура волка со штангой, сюжетные картинки «Виды спорта»,  загадки, чистоговорки.

План занятия:

  1. Орг. момент.  
  2. Сообщение темы. Приход гостя.
  3. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Месим тесто», «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Лошадка».
  4. Дыхательная гимнастика. Упражнение: «Забей мяч в ворота».
  5. Артикуляционная и акустическая характеристика [Л]. Изолированное произношение  [Л].

  1. Развитие фонематического слуха. Игра: «Поймай звук».
  2. Автоматизация  [Л] в слогах. Игра: «Прыжки через барьеры».
  3. Пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Спортивная разминка».
  4. Автоматизация [Л] в словах.  Игра: «Поднимись по лестнице со штангой».
  5.  Автоматизация [Л] в словах.  Загадки.
  6. Физминутка: «Гимнастика».
  7. Автоматизация звука [Л] в чистоговорках.
  8.  Автоматизация звука [Л] в предложениях. Игра: «Виды спорта».
  9.   Итог занятия.

Регламент: 20 минут.

Ход  занятия:

Этапы урока

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

1. Орг. момент.

- Здравствуй! Садись. Поправь стул и выпрями спину.

- Здравствуйте!

2. Сообщение темы. Приход гостя.

- Сегодня, на занятии, мы будем продолжать закреплять  [Л] в слогах, словах и предложениях.

- Посмотри, к нам, на занятие пришел волк, и не просто волк, а сказочный герой: волк – спортсмен.

Волк предлагает нам поучаствовать в спортивных состязаниях. Ну, что примем участие в соревнованиях?

Да!!!

3. Артикуляционная гимнастика.

- Но, перед соревнованиями, чтобы не получить травму, волк хочет  размяться и посмотреть, какой у тебя тренированный язычок. И для этого мы выполним упражнения.

- Первое упражнение«Месим тесто». Посмотри, как делаю я упражнение, а потом повтори сам.

Месим тесто    

Для блинов и пирогов!

- Следующее  упражнение «Вкусное варенье».(Демонстрирует). Выполняй упражнение, а я прочитаю тебе стишок!

Блин мы ели с наслаждением-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

- А теперь выполним упражнение «Чищу зубы».

Зубы нужно чистить дважды,

Каждое утро и вечер каждый.

- И последнее  упражнение «Лошадка».

Я веселая лошадка

Темная как шоколадка,

Язычком пощелкай громко

Стук копыт услышишь звонкий!!!

- Молодец,  ты хорошо выполнил упражнения и подготовился к соревнования,  и теперь мы можем поучаствовать в них.

Выполняет упражнение

 «Месим тесто».

Выполняет упражнение

«Вкусное варенье».

Выполняет упражнение

«Чищу зубы».

Выполняет упражнение

«Лошадка».

4. Дыхательная гимнастика. Упражнение: «Забей мяч в ворота».

- Волк предлагает нам принять участие в игре: «Забей мяч в ворота». Для  этого, нам нужно подуть на мяч и забить его в ворота.

Мы вдыхаем носом и выдыхаем ртом, щёки при этом не надуваем, дуем тонкой струйкой.  (Демонстрирует).

Выполняет задание.

5. Артикуляционная и акустическая характеристика [Л]. Изолированное произношение  [Л].

- Волк говорит, что у каждого спорта есть свои правила. Также правила есть и тогда, когда мы произносим  [Л]. Сейчас мы вспомним правила и дадим характеристику [Л].

- Давай с тобой  произнесем [Л].

- Где находится  язычок, когда мы произносим  [Л], вверху или внизу? Кончик упирается в верхние зубы.

- Воздух проходит через нос или рот?

- Голос есть или нет?

- Звук «Л» согласный или гласный?

- Звук «Л» твердый или мягкий?

- Звук «Л» звонкий или глухой?

- Молодец,  вспомнили мы характеристику звука.

- ЛЛЛЛЛ___.

- Язык находится вверху.

- Воздух проходит через рот.

- Голос есть.

- Звук «Л» согласный.

- Звук «Л» твердый.

- Звук «Л» звонкий.

6. Развитие фонематического слуха. Игра: «Поймай звук».

- Волк говорит, что у каждого спортсмена должен быть очень хороший слух,  и предлагает поиграть в игру: «Поймай звук».

- Сейчас  я буду называть слова, а ты если услышишь [Л], начинай ехать на велосипеде по велосипедной дорожке. Слушай внимательно!

Слова:  лыжи, коньки, свисток, велосипед, мяч, сетка, футбол, ботинок, палатка, дорожка, вода, скакалка, обруч, футболка, палка.

- Молодец, у тебя замечательный слух, и ты можешь стать замечательным спортсменом!

Выполняет задание.

7. Автоматизация  [Л] в слогах. Игра: «Прыжки через барьеры».

- Волк хочет рассказать тебе, что кроме обычных прыжков есть ещё прыжки через барьеры. Он предлагает  попрыгать через барьеры и прочитать слоги с [Л].

(Выставляет барьеры с обратным слогом, а затем с прямым слогом).

- Старайся говорить [Л] хорошо.

Выполняет задание.

8. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Спортивная разминка».

- А теперь волк предлагает размять наши пальчики и выполнить гимнастику. Повторяй за мной движения:

Чтоб болезней не бояться,

Надо спортом заниматься!!!

(выбрасывание пальцев из кулачков)

Играет в теннис – теннисист,

Он спортсмен, а не артист.

В футбол играет – футболист,

В хоккей играет – хоккеист,

В волейбол – волейболист,

В баскетбол – баскетболист.

(загибание пальцев обеих рук в кулачки)

- Умница! Наши пальчики отдохнули.

Ребенок выполняет задание.

9. Автоматизация звука «Л» в словах.  Игра: «Поднимись по лестнице со штангой».

- Наш герой предлагает подняться по лестнице с тяжёлой штангой.

(кладёт перед ребенком пособие)

- Для того, чтобы подняться по лестнице, нужно посмотреть на картинку и назвать её правильно на каждой ступени.

- Лук. Где находится [Л] в слове лук?

Выполняет задание.

Называет картинки и перемещает штангу.

Анализирует каждое слово и определяет где находиться [Л] в слове: в начале слова, в середине или в конце слова.

10. Автоматизация звука «Л» в словах.  Загадки.

- А сейчас, я буду загадывать загадки, а ты отгадки найдешь, если посмотришь на картинки.

Я хорошая машина,

Резво еду без бензина.

Увезу в любые дали,

Только ты крути педали.

В руки ты меня возьми, 
Прыгать поскорей начни. 
Раз прыжок и два прыжок, 
Угадай, кто я, дружок?

Две дощечки на ногах

И две палочки в руках.

Если мы дощечки смажем –

Снежный экстра – класс покажем!

Зимние рекорды ближе

Тем, кто очень любит…..

По полю команды гоняют мяч,

Вратарь на воротах попался ловкач.

Никак не дает он забить мячом гол.

На поле играют мальчишки  в...

Велосипед.

Скакалка.

Лыжи.

Футбол.

11. Физминутка: «Гимнастика».

(под музыку)

- А сейчас, волк предлагает сделать гимнастику.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

Четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняет задание.

12. Автоматизация звука «Л» в чистоговорках.

- Волк очень любит заниматься спортом, и когда побеждает, то проговаривает чистоговорки.  Давай сейчас мы их проговорим.

Ол – ол – ол – очень любим мы футбол!

Ал – ал – ал – мяч в ворота не попал.

Лы–лы-лы – забиваем мы голы.
Лу-лу – лу – возле окон на полу.

Ол–ол –ол-  вот какой забили гол!

Ло –ло-ло – очень тонкое стекло.
Ла – ла – ла – больше нет стекла.

- Молодец!

Выполняет задание.

13. Автоматизация звука «Л» в предложениях. Игра: «Виды спорта».

- После всех соревнований, волк отправился в спортивную картинную галерею. И там он увидел картины с разными видами спорта. Давай внимательно рассмотрим их и придумаем предложение по каждой картине.

- В каких словах есть звук «Л»?

(слушает ответ ребенка)

- Молодец, ты хорошо придумал предложения по картинке.

Выполняет задание.

Мальчик забивает гол.

Мальчики играют баскетбол. (баскетбол)

Девочка катается на велосипеде.

Слава и Кирилл катаются на лыжах.

Девочка Лариса плавает в бассейне.

14. Итог урока.

 - Молодец, волк  говорит тебе спасибо, за участие в спортивных состязаниях.

- Давай подведем итог урока.

- Какой звук ты закреплял?

- Вспомни, что ты делал на уроке?

- Наше занятие окончено! До свидания!

- Закреплял [Л].

- Делал гимнастику для язычка, составлял предложения, называл картинки.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Для вашего внимания здесь представлены мои разработки по предмету информатика....

Методическая копилка

Представлены РП, КТП, СРС, КОС по биологии и химии...

Методическая копилка

Здесь представлены активные методы обучения, которые можно использовать на разных фазах внеурочного мероприятия....

Методическая копилка

Методическая копилка "Приемы сплочения детского коллектива с помощью игр"...

Моя методическая копилка

Полезный материал для педагогов и родителей...

Методическая копилка

методическая работа...