Моя методическая копилка
методическая разработка на тему

Широкая Анна Михайловна

Полезный материал для педагогов и родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

Специальная  (коррекционная) образовательная  школа № 7,  г. Благовещенск

Логопедический  утренник

«В гостях у сказки»

Подготовила и провела

                                                                                      Учитель - логопед:

                                                                                    Широкая А. М.

г. Благовещенск

Ход мероприятия:

Ведущий:  Добрый день, дорогие друзья! Подходит к концу учебный год,  и, как всегда, мы с вами собрались на наш речевой утренник. На этом утреннике ребята показывают, как изменилась и улучшилась их речь. Все вы, конечно же, очень старались в учебном году и многому научились. И сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по сказкам.

(Звучит сказочная музыка)

Ведущий:                                В гости сказочка идёт

                                              Она встречи с вами ждёт,

                                              Много сказок есть на свете,

                                              Сказки  эти  любят дети.

(Появляется сказочница)

Сказочница: Здравствуйте,  ребятушки! Я – сказочница  Василиса. Пришла  к  вам  в гости, посмотреть, как вы хорошо знаете сказки!!! А сейчас – внимание! Есть одно задание - сказку по картинке  назовите без запинки!

1 задание: «Назовите сказку». На слайдах картинки сказок: «Колобок», «Три медведя», «Курочка Ряба», «Репка», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Теремок» и т.д.

(Дети угадывают название сказок)

Сказочница: Ой! Сколько,  много сказок вы знаете, молодцы, ребята!  Хочу  поведать я у вас, знаете ли вы  сказочные виды транспорта.

2 задание: «Назови сказочный транспорт». На слайдах:

  • На чем Емеля ехал к царю во дворец? (картинка - ответ: на печке)
  • Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (картинка - ответ: карету)
  • На чем летал старик – Хоттабыч? (картинка - ответ: на ковре - самолёте)
  • Личный транспорт Бабы Яги? (картинка - ответ: ступа, метла)

(Дети угадывают название «транспорта»)

Ведущий: А сказочница Василиса пришла к нам не с пустыми руками, а принесла с собой предметы из сказок!!!

Сказочница: Ой! Сколько много!!! Вы будете доставать предметы из волшебного мешка и  называть.

3 задание: «Назови предмет из сказки». (Дети достают из мешка предметы: горшочек, красную шапочку, корзинку, золотой ключик, метлу, тыкву …..) (Тактильное восприятие).

(Дети называют предметы)

Сказочница: Молодцы! А сейчас, ребятишки, девчонки и мальчишки, слушайте внимательно и исправляйте ошибки старательно!

4 задание: «Исправь ошибку». На слайдах:

  • «Царевна  - Индюшка».
  • «По собачьему велению».
  • «Иван Царевич и зелёный волк».
  • «Сестрица Аленушка и братец Никитушка».
  • «Петушок – золотой пастушок».
  • «Мальчик –  с кулачок».
  • «У страха уши велики».
  • «Лапша из топора».

(Дети исправляют ошибки)

 Сказочница: Молодцы ребятушки! Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Хочу послушать вас – ребятки, как вы умеете говорить, да и знаете ли  сказочных героев!

5 задание: «Чтение стихов». Дети выходят в зал,  рассказывают стих, а зал угадывает, про какого героя из сказки рассказывает ребенок.

На слайдах картинки героев сказок.

Стихи.

                                              2 класс

                   ***

Добрый доктор  Ай - Болит

Он под деревом сидит.      

И зайчонок, и лисица –

Все бегут к нему лечиться.      (Ай - Болит)              

                                                 3 класс      

                  ***

У отца есть мальчик странный,

Необычный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой,

Всюду нос сует свой длинный

Кто же это?     (Буратино)                                          

               ***

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла  своё.

А ну, подскажите имя её!!!   (Красная Шапочка)            

             ***

 Стала  Ивану  верной подружкой

Это конечно Царевна …….(Лягушка)                              

               ***

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он  известен, знаменит,

Это доктор …….     (Ай - Болит)                                  

              ***

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался ………(Колобок)                                    

              ***

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне.    (Емеля)                                  

                ***

Рыбка  не  простая  

Чешуёй сверкает,

Плавает, ныряет,

Желанья исполняет.      (Золотая рыбка)                      

                             4 класс

               ***

Так мала она была,

Что под листиком жила.

Голова с горошину,

А сама хорошая.

Высотой с булавочку,

Девочка – малявочка.   (Дюймовочка)                

              ***

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти,

Маленькие дети?        (Козлята)                           

             ***

Сидит девочка в корзинке

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая,

Несет её домой.        (Маша и медведь)                  

               ***

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовет

И в дороге слезы льет.                

Не любила нас она,

Била, била нас она.

И поэтому от бабы,

убежали, как от жабы.             (Федорино горе)

Сказочница: Молодцы! В школе вас всему учат. И стихи про героев знаете хорошо.

Ведущий: Все мы очень устали, давайте – отдохнём.

6 задание: «Физминутка: «Буги – вуги, окей!».

(Дети выполняют упражнение под музыку)

Сказочница: В сказочном лесу живут разные звери и у каждого свое сказочное прозвище. А вы их знаете?

7 задание: «Я начну,  а вы продолжите». (Слуховое восприятие)

(Дети дополняют предложение)

Мышка - …… (норушка)

Лягушка - … (квакушка)

Зайчик - ….. (побегайчик)

Лисичка - …. (сестричка)

Волк - ……. (зубами щелк).

Назовите первый звук в слове «зайчик», назовите последний звук в слове «волк», назовите гласные в слове «лисичка» и т.д.

Сказочница: А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь, о ком речь:

Косолапый - …… (медведь)

Косой - ….. (заяц)

Кумушка - …. (лиса)

Топтыгин - ……. (медведь)

Трещотка, белобока - …. (сорока)

Патрикеевна - …. (лиса)

Быстрые ноги, короткий хвост - ….. (заяц)

Ведущий: Сказочница, а еще мы умеем загадки отгадывать. Давайте, покажем, нашей гостье, как мы это делаем!  (На слайдах загадки)

                             

                                 1 класс

                    ***

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.   (Заяц)          

                  ***

Кто зимой в лесу холодном

Ходит злой и голодный.            (Волк)      

                                 4 класс

                 ***

Хохотали – гоготали

И от смеха в пруд упали!

И поплыли ловко,

Есть у них сноровка.

Никогда не трусят

Забияки ……        …(Гуси)                              

                                 

Сказочница: Все вы молодцы, ребята! Много знаете, много умеете. Мне у вас очень понравилась, но, настала  пора, мне  возвращаться  домой – в сказочную страну. До свидания. До новых встреч!

Ведущая: До свидания сказочница! Наше путешествие заканчивается. До свидания. До новых встреч.



Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное автономное

учреждение Амурской области для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа № 7,

г. Благовещенск

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛОГОПЕДИИ

Тема: Звук «Ш».

       

                                                                                                    Подготовила и провела:

                                                                                                 учитель-логопед

                                                                                                Широкая  А.М.

г. Благовещенск, 2016

Тема: Звук «Ш».

Этап: автоматизация звука «Ш» в слогах, словах и чистоговорках.

Цель: закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах и словах, чистоговорках.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить артикуляцию и правильное изолированное произношение звука «Ш»;
  • закрепить навык выделения звука «Ш» из ряда слов;
  • учить правильно, произносить звук «Ш» в слогах, словах, чистоговорках, следить за собственной речью;
  • учить воспринимать словесную инструкцию на слух.

Развивающие:

  • развивать внимание, память;
  • развивать артикуляционную моторику;
  • развивать длительность выдоха;
  • развивать общую и мелкую моторику;
  • развивать фонематический слух.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, дисциплинированность;
  • воспитывать навыки учебной деятельности;
  • воспитывать любовь к спорту.

Оборудование: зеркало,  компьютер, логопедическая программа «Учись правильно говорить», презентация, плоскостная фигура сказочного героя Маша и Миша, плоскостные фигурки леса, картинки для артикуляционной гимнастики (упражнения: «Месим тесто», «Блинчик», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Лошадка»), пособие на дыхание «Цветочная полянка»,  счетные палочки,  пособие «Речка», камешки, сухой бассейн,   предметные картинки на звук «Ш», корзинка, картинки ягоды –малина, предметные картинки со звуком «Ш» на слоговую структуру слова,  загадки, чистоговорки.

План занятия:

  1. Орг. момент.  
  2. Сообщение темы. Приход гостя.
  3. Артикуляционная гимнастика. Упражнения: «Месим тесто», «Блинчик», «Вкусное варенье», «Чищу зубы», «Лошадка», «Маляр».
  4. Дыхательная гимнастика. Упражнение: «Почувствуй аромат цветов», «Подуй на бабочек».
  5. Артикуляционная и акустическая характеристика [Ш]. Изолированное произношение  [Ш].
  6. Развитие мелкой моторики. Работа с сухим бассейном.

  1. Развитие фонематического слуха. Игра: «Поймай звук».
  2. Автоматизация  [Ш] в слогах. Игра: «Прыжки по камешкам через речку».
  3. Пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Солнышко».
  4.  Автоматизация [Ш] в словах.  Игра: «Собери малинку  в корзинку».
  5.  Пальчиковая гимнастика. Упражнение: «Ягодки».
  6.  Автоматизация [Ш] в словах.  Загадки. Работа над слоговой структурой слова.
  7. Автоматизация звука [Ш] в чистоговорках.
  8.  Итог занятия.

Регламент: 20 минут.

Ход  занятия:

Этапы урока

Деятельность логопеда

Деятельность ребенка

1. Орг. момент.

- Здравствуй! Садись. Поправь стул и выпрями спину.

- Здравствуйте!

2. Сообщение темы. Приход гостя.

- Я хочу начать наше занятие с пожелания.

Говори всегда красиво

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говори

И, конечно, не спеши.

Как мы будем говорить сегодня на занятии, а также всегда и везде?

- Посмотри, сегодня у нас на занятии в гостях сказочные герои.  Кто?

Правильно! Послушай Маш__а и Миш__ а. Какой общий звук ты слышишь в этих словах?

Правильно, звук «Ш». И сегодня на занятии  мы вместе с Машей и Мишей отправимся на прогулку и будем продолжать закреплять звук «Ш» в слогах, словах и чистоговорках. Ты готова?

 

Красиво, не спеша.

Маша и Миша медведь.

Звук «Ш».

Да!!!

3. Артикуляционная гимнастика.

- Но, для того, чтобы нам отправится на прогулку, нам нужно размять наш язычок. И для этого мы выполним упражнения.

- Первое упражнение «Месим тесто». Посмотри, как делаю я упражнение, а потом повтори сам.

Месим тесто    

Для блинов и пирогов!

- Следующее  упражнение «Блинчик». (Демонстрирует). Под счет до 5.

- Следующее  упражнение «Вкусное варенье».(Демонстрирует). Выполняй упражнение, а я прочитаю тебе стишок!

Блин мы ели с наслаждением-

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

- А теперь выполним упражнение «Чищу зубы».

Зубы нужно чистить дважды,

Каждое утро и вечер каждый.

- И последнее  упражнение «Лошадка».

Я веселая лошадка

Темная как шоколадка,

Язычком пощелкай громко

Стук копыт услышишь звонкий!!!

- Молодец,  ты хорошо выполнил упражнения, и мы отправляемся дальше.

Выполняет упражнение

 «Месим тесто».

Выполняет упражнение «Блинчик».

Выполняет упражнение

«Вкусное варенье».

Выполняет упражнение

«Чищу зубы».

Выполняет упражнение

«Лошадка».

4. Дыхательная гимнастика. Упражнение: «Почувствуй аромат», «Подуй на бабочек».

- Машенька очень любит гулять по лесу, по лесным полянкам, нюхать цветы и играть с бабочками.

Давай мы понюхаем цветы и почувствуем их аромат.

 (мы вдыхаем и на выдохе произносим Ах-Ах!!!) А теперь подуем на бабочек.

Мы вдыхаем носом и выдыхаем ртом, щёки при этом не надуваем, дуем тонкой струйкой.  (Демонстрирует).

Выполняет задание.

5. Артикуляционная и акустическая характеристика [Ш]. Изолированное произношение  [Ш].

- Ты умница справилась с заданием! И отправились Маша и Миша дальше по лесу гулять, идут и слушают, как на деревьях листочки шелестят и перешёптываются между собой.

Вот так Ш____.

Произнеси Ш___   Ш____

Давай возьмем палочки и выложим букву «Ша».

Сейчас мы вспомним правила и дадим характеристику [Ш].

- Давай с тобой  произнесем [Ш].

- Где находится  язычок, когда мы произносим  [Ш], внизу или вверху?

- Воздух проходит через нос или рот?

- Голос есть или нет?

- Звук «Ш» гласный или согласный?

- Звук «Ш» мягкий или твердый?

- Звук «Ш» звонкий или глухой?

- Звук «Ш» - согласный, глухой и твердый.

- Молодец,  вспомнили мы характеристику звука.

- ШШШШ___.

- Язык находится вверху.

- Воздух проходит через рот.

- Голоса нет.

- Звук «Ш» согласный.

- Звук «Ш» твердый.

- Звук «Ш» глухой.

6. Развитие фонематического слуха. Игра: «Поймай звук».

Логопедическая программа «Учись говорить правильно».

- В этот момент высоко- высоко в небе пролетал самолет и вез он с собой воздушные шарики. Давай мы поможем нашим героям собрать только те шарики, где есть слово со звуком «Ш».

- Молодец, у тебя замечательный слух, и ты справилась с заданием.

Выполняет задание.

7. Развитие мелкой моторики.

Работа с сухим бассейном.

- Маша и Миша очень любят играть в необычном сухом бассейне, окунать свои ручки в него и искать на дне бассейна камешки. Давай мы опустим ручки в бассейн.

Положи ладони, закрой глаза, почувствуй, как тебе тепло, приятно, крупинки чуть колют твои ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинай погружать руки внутрь. Сжимай ладошки, перебирай крупинки. Что ты чувствуешь?

- Крупинки мягкие или твердые?

- Крупинки большие или маленькие?

- Крупинки колючие, острые?

Давай копнем поглубже и найдем там камешки? (8 камешек) 

Ребенок погружает руки в бассейн.

Твердые.

Маленькие.

Да, немного.

8. Автоматизация  [Ш] в слогах. Игра: «Прыжки по камешкам через речку».

- И отправились Маша и Миша дальше по лесу гулять, идут и видят, перед ними течет речка,  и они никак не могут перейти её.

Давай мы возьмем наши камешки и положим их через речку и поможем нашим героям перейти на другой берег.

А теперь будем наступать на камешки пальчиками, и произносит слоги. Например: вот так АШ, ОШ, ИШ, УШ, ША, ШО, ШУ, ШИ.

- Ты умница и помогла нашим героям. Они говорят тебе спасибо.

- Старайся говорить [Ш] хорошо.

Выполняет задание.

АШ, ОШ, ИШ, УШ, ША, ШО, ШУ, ШИ

9. Физминутка Упражнение «Солнышко».

- А теперь наши герои предлагают отдохнуть и выполнить гимнастику. Повторяй за мной движения:

«Солнышко».

- Солнышко проснулась,

Лучами потянулась,

Раскрылись почки,

Распустились листочки,

Да и ты не зевай,

Щечки солнцу подставляй.

- Хорошо спокойно садись на своё место!

Ребенок выполняет задание  вместе с логопедом.

10. Автоматизация звука «Ш» в словах.  Игра: «Собери малинку в корзинку».

- Идут Маша и Миша дальше по тропинке, и вышли они на полянку, там, где растет очень много лесной малины. Наши герои просят помочь собрать ягоду в корзинку. Но мы будем собирать не всю ягоду, а только, ту в которой спрятался картинка со звуком «Ш».

Бери ягодку, переворачивай и называй картинку.

- Давай подумаем, где находится звук «Ш»? В начале, в середине или в конце слова.

- Где находится [Ш] в слове машина? (рубашка, лягушка, шапка, шиповник, шуба, камыш)

- Ты молодец очень помогла нашим героям.

Выполняет задание.

Называет картинки и кладет ягодки в корзинку.

Анализирует каждое слово и определяет где находиться [Ш] в слове: в начале слова, в середине или в конце слова.

11. Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Ягодки».

- Маша очень любит играть с пальчиками. Давай, вместе с ней выполним гимнастику.

С веток ягоды снимаю,

И в лукошко собираю.

Ягод – полное лукошко!

Я попробую немножко.

Я поем ещё чуть-чуть

Легче будет к дому путь.

Я поем еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять….

Снова будем собирать!

- Молодец, размяли наши пальчики.

Ребенок выполняет вместе с логопедом упражнение.

12. Автоматизация звука «Ш» в словах.  Загадки.

Работа над слоговой структурой слова.

- А сейчас, я буду загадывать загадки, а ты отгадаешь и соберешь отгадку.

Фрукт похож на неваляшку,

Носит желтую рубашку.

Тишину в саду нарушив,

С дерева упала ……

- Молодец груша. Давай соберем картинку – отгадку. Посчитай сколько в слове груша слогов?

Что за чудо на полянке

В дивном белом сарафане

И зеленая рубашка

С желтым пятнышком…...

- Молодец ромашки. Давай соберем картинку – отгадку. Посчитай сколько в слове ромашка слогов?

Двери, окна, но не дом.

Есть сиденья даже в нём.

Фары светят, как глаза,

Есть четыре колеса.

- Молодец машина. Давай соберем картинку – отгадку. Посчитай сколько в слове машина слогов?

У меня большая грива,

Ушки и копытца.

Прокачу  того игриво,

Кто не побоится.

Моя шёрстка гладка,

Кто же я?.....

- Молодец лошадка. Давай соберем картинку – отгадку. Посчитай сколько в слове лошадка слогов?

Нарисует он картинку

Натюрморт или пейзаж

Остроносый, тонкий, длинный,

Деревянный ……

- Молодец карандаш. Давай соберем картинку – отгадку. Посчитай сколько в слове карандаш слогов?

Груша.

Два слога.

Ромашка.

Три слога.

Машина.

Три слога.

Лошадка.

Три слога.

Карандаш.

Три слога.

13. Автоматизация звука «Ш» в чистоговорках.

-Маша и Миша заканчивают прогулку по лесу и по дороге домой идут и проговаривают чистоговорики со звуком «Ш».

Старайся говорить звук «Ш» хорошо.

Шо-Шо-Шо – мы играли хорошо,

Шу-Шу-Шу – Маша кушает лапшу,

Ши-Ши-Ши - зашумели камыши,

Ша-Ша-Ша – Маша моет малыша,

Ше-Ше-Ше – сидят мышата в камыше.

 - Молодец!

Выполняет задание.

14. Итог урока.

 - Ну, вот Маша и Миша вернулись домой. Они говорят тебе спасибо, и прощаются с тобой.

- Давай подведем итог урока.

- Какой звук ты закрепляла?

- Вспомни, что ты делала на уроке?

- Наше занятие окончено! До свидания!

- Закреплял [Ш].

- Делала гимнастику для язычка,  называла картинки, сдувала бабочек.

До свидания!



Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ СТРАНИЧКА

http://static.freepik.com/fotos-kostenlos/madchen-finger-spab-grunes-t-shirt_3268389.jpg

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

В.А. Сухомлинский

Консультации для родителей.

Значение пальчиковых игр для развития речи.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма.

        Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, ручку или карандаш, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки.

Что дает пальчиковая гимнастика детям?

  • Выполнениеупражненийиритмическихдвиженийпальцамиприводитквозбуждениювречевыхцентрахмозгаирезкомуусилениюсогласованнойдеятельностиречевых зон, что стимулирует развитие речи;
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, повышают речевую активность ребенка;
  • Ребенок  учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять;
  • При выполнении упражнений с сопровождением их стихотворными строчками речь становится более четкой, ритмичной, яркой, усиливается контроль за выполняемыми движениями;
  • Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений;

  • Развивается воображение и фантазия ребенка. Овладев упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории;

  • В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит освоение навыков письма.

Систематические упражнения по развитию мелкой моторики рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. Ребенок с плохой координацией движения рук хуже рисует, испытывает трудности на занятиях физкультурой, трудового обучения, поэтому очень важно начать развивать это качество своевременно, еще задолго до поступления в школу и продолжать совершенствовать в течение всего периода обучения ребенка. Если у ребенка будет развита ручная моторика, то снизится психологическая нагрузка при обучении письму, ему интересно будет учиться. Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук способствует также развитию умения слушать и понимать содержание стихов, учат улавливать ритм речи.

Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно дома, на занятиях. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить детям. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, — это будет подкреплять интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенности не должно покидать вашего малыша ни на миг.

Современный рынок книг предлагает нам довольно таки большое количество литературы по данной теме. Рекомендую вашему вниманию некоторые книги, в которых представлен целый комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики:

Пальчиковая гимнастика

Узорова О.В., Нефедова Е.А.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников

Новиковская О.А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников.

Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников

Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика.

 

  Учитель –логопед: Широкая А. М.



Предварительный просмотр:

Развитие речевого дыхания

Дыхание – одна из важнейших функций жизнеобеспечения человека.

Различают три типа дыхания:

  • Верхнее-реберное, при котором  действует только верхняя часть груди и легких и, следовательно, в легкие входит лишь минимальное количество воздуха. При этом способе дыхания невозможно добиться длительного выдоха и слитного произнесения даже в короткой фразе. Верхнее-реберный тип дыхания сопровождается сильным подъемом грудной клетки и напряжением шейной мускулатуры. Такой тип дыхания нежелателен для детей, так как будет препятствовать правильному формированию речевого дыхания и обязательно окажет отрицательное влияние в работе над голосом. Этот тип дыхания можно отметить даже визуально (по поднятию груди).
  • Грудное, при котором действует большая часть груди и легких.
  • Диафрагмально-реберное (нижне-диафрагмальное или грудно-брюшное), которое принято считать самым глубоким, наиболее сильным, легкие могут вобрать в себя больше воздуха и при минимальной трате усилий достичь максимальной пользы.

Диафрагма – это большая разграничительная мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости. Когда диафрагма приходит в движение, она напирает на брюшные органы, заставляя живот выдаваться вперед (при вдохе) и вдавливаться,  заставляя легкие выбрасывать воздух (при выдохе). Грудь при этом не должна подниматься. При любом типе дыхания диафрагма обязательно задействована, однако, доля её участия разная.

В норме перед началом речи делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. В ходе речевого развития вырабатывается специфический «речевой» механизм дыхания, следовательно, вырабатываются и специфические «речевые» движения диафрагмы.

Развитие речевого дыхания у ребенка начинается параллельно развитию речи. Уже в возрасте 3 – 6 месяцев идет подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, т.е. на ранней стадии речевого онтогенеза идет диффузная отработка координации фонаторно- дыхательных механизмов, лежащих в основе устной речи.

         Дыхательным  упражнениям  необходимо  уделять  особое  внимание. Правильное  речевое  дыхание – основа  для  нормального  звукопроизношения, речи  в  целом. Некоторые  звуки  требуют  энергичного  сильного  выдоха, сильной  воздушной  струи.

         При  занятиях  необходимо  соблюдать  следующие  требования:

  • выполнять  упражнения  каждый  день  по  3-6 минут, в  зависимости  от  возраста  детей;
  • проводить  упражнения  в  хорошо  проветренном  помещении  или  при  открытой  форточке;
  • заниматься  до  еды;
  • заниматься  в  свободной, не  стесняющей  движения  одежде;
  • дозировать  количество  и  темп  проведения  упражнений;
  • вдыхать  воздух  через  рот  и  нос, выдыхать – через  рот;
  • вдыхать  легко  и  коротко, а  выдыхать  длительно  и  экономно;
  • в  процессе  речевого  дыхания  не  напрягать  мышцы  в  области  шеи, рук, живота, груди; плечи  не  поднимать  при  вдохе  и  опускать  при  выдохе;
  • после  выдоха  перед  новым  вдохом  сделать  остановку  на  2-3  секунды.

Вначале дыхательные упражнения направлены только на координацию ротового и носового дыхания при активном участии диафрагмы. Это беззвучные дыхательные упражнения. Есть множество вариантов упражнений для координации носового и ротового вдоха и выдоха, все они сводятся к системе Ипполитовой Ф.А.

Последовательность работы:

  • вдох осуществляется через нос, выдох то же через нос;
  • вдох осуществляется через рот, выдох через нос;
  • вдох осуществляется через нос, выдох через рот;
  • вдох осуществляется через рот, выдох тоже через рот.

Помимо дифференциации носового и ротового выдоха добавляются упражнения на  выработку целенаправленной воздушной струи. Все эти упражнения имеют целью научить ребенка  управлять своим вдохом и выдохом. Они, сводятся к естественному дыханию при говорении – вдох носом, выдох – ртом.

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания. Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т.е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Например, вдох носом, после чего спокойно произнести: о___х___ или а____х____, выпуская воздух через рот.

Затем постепенно фонационные упражнения усложняются. На одном выдохе требуется произнести звук с остановкой и без: с_с_с_с____. Или на одном выдохе произнести сочетание согласных: ф__  с__   ш__   .

Дыхательные упражнения проводятся как под музыку, так и без нее. Они сочетаются с движениями рук: вверх-вниз, вверх- в стороны, вверх- на пояс; туловища: повороты вправо – влево, наклоны в стороны, вперед; головы: наклоны к плечам, на грудь, круговые повороты.

По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в то же время идет отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков.

Некоторые игры и упражнения для развития речевого дыхания я предлагаю посмотреть в специально разработанной памятке для родителей.

                                                                                                                                               

 



Предварительный просмотр:

Серия

 «Логопедическая страничка»

(Рекомендации для родителей)

Умные пальчики

Упражнения и игры на

развитие мелкой моторики

Учитель-логопед:

                        Широкая А. М.

ГАОУ школа № 7

2015 год

Упражнения и игры на развитие мелкой моторики    

   

  1. Разминать пальцами пластилин, глину, соленое тесто.

  1. Нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нитку, заниматься бисероплетением.

  1. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки.

  1. Одновременно левой и правой рукой складывать в коробку пуговицы.

  1. Рисовать по точкам, пунктирным линиям, штриховать рисунок-предмет, дорисовывать, обводить и раскрашивать предметы.

  1. Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги.

  1. Завязывать узлы на толстой веревке, шнуре.

Уважаемые  родители!  

Ученые – нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды.

Известно, что развитие речи ребенка зависит от многих факторов и напрямую – от степени развития тонких движений пальцев рук. Если эти движения соответствуют возрасту ребенка, то и развитие речи ребенка находится в пределах нормы и соответствует возрасту.

Пальчиковая гимнастика должна проводиться ежедневно по 5-7 минут.

Я предлагаю Вам специальные игры и упражнения для развития мелкой  моторики рук.

 «Футбол»

Указательный и средний пальцы на обеих  руках «бегут» по столу.

Пальчики в футбол играют.

        Все друг друга обгоняют,

   Все – бегом, вприпрыжку, вскачь,

        Все хотят ударить мяч.

       Каждый забивает гол.

       Хорошо играть в футбол!!!

«Почтальон»

  Что принёс нам почтальон?

 (Сжимают и разжимают кулаки)

 С толстой сумкой ходит он.

(«Шагают» пальцами по столу)

         Перевод, журнал, газету

(Загибают пальцы по одному)

         И  письмо от  тети  Вали,

         Чтоб ее приезда ждали.

«Осень, осень»

Осень, осень к нам пришла

(Пальцы сжаты в кулачки, ритмичное «выбрасывание» пальцев)

          И в подарок принесла

(на каждое название листика, пальчик загибаем в кулачок) 

Листик  клена,

Лист березы,

Лист осины,

Лист дубка.

Чудо осень! Хороша!

(Пальцы сжаты в кулачки, ритмичное «выбрасывание» пальцев)

                       «Замок»

http://www.hllab.dp.ua/Store/texts/fingames25.gif

       На двери висит замок.

(Быстро соединить пальцы в замок и не разъединять)

Кто его открыть бы смог?

Потянули!

(Пальцы в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их)

Покрутили!

(Подвигать сцепленными пальцами от себя к себе)

Постучали!

 (Пальцы, остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга)

И – открыли!

(Расцепить пальцы)

«Моя семья»

Руки сжаты в кулак, поочередно разгибают пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

           Этот пальчик папочка,

           Этот пальчик – мамочка,

           Ну а это я!

           Вот и вся моя семья!!!

«Пальчики здороваются»

Кончик большого пальца правой руки касается кончика большого пальца левой руки и так дальше все пальцы.http://dob.1september.ru/2010/11/5.gif

 «Сон»

Выполнять задание поочередно сна-

чала одной рукой, затем  другой. Пальцы выпрямить. Загнуть пальцы начиная с большого в кулачок.

  Этот пальчик хочет спать,

   Этот пальчик лёг в кровать,

       Этот пальчик чуть вздремнул,

         Этот пальчик уж уснул,

         Этот крепко, крепко спит.

         Тише, мыши, не шумите,

         Пальчики не разбудите.

Желаю удачи!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Для вашего внимания здесь представлены мои разработки по предмету информатика....

Методическая копилка

Представлены РП, КТП, СРС, КОС по биологии и химии...

Методическая копилка

Здесь представлены активные методы обучения, которые можно использовать на разных фазах внеурочного мероприятия....

Методическая копилка

Методическая копилка "Приемы сплочения детского коллектива с помощью игр"...

Моя методическая копилка

Материал для педагогов и родителей...

Методическая копилка

методическая работа...