Развитие лексического навыка дошкольников в процессе музыкальной деятельности
учебно-методический материал на тему
Развитие лексического навыка дошкольников в процессе музыкальной деятельности
В работе рекомендованы для работы педагогов "Методические рекомендации по развитию лексического навыка в процессе музыкальной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_leksicheskogo_navyka_doshkolnikov_v_protsesse_muzykalnoy_deyatelnosti_.doc | 63.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КГБПОУ «Барнаульский государственный педагогический колледж»
Творческая работа
по теме: Развитие лексического навыка дошкольников в процессе музыкальной деятельности.
разработчик Жаринова Елена Григорьевна
преподаватель
Барнаул
2016
Содержание:
- Актуальность исследования 4
- Показатели развития музыкальных способностей 5
- Анализ и обобщение литературных источников по теме 6
- Методы и приёмы формирования основ
музыкальной культуры детей 7
- Формирование возможностей речевого общения 8
- Методические рекомендации по развитию лексического навыка в процессе музыкальной деятельности. 10
- Список использованной литературы 11
2
Цель – определение методов развития лексического навыка дошкольников в процессе музыкальной деятельности.
Задачи:
1) Обозначить место и роль лексического навыка в процессе музыкальной деятельности.
2) Определить методы развития лексического навыка дошкольников в процессе музыкальной деятельности.
3) Изучить творческий потенциал развития дошкольников.
4) Разработать методические рекомендации по развитию лексического навыка в процессе музыкальной деятельности.
3
Актуальность исследования
определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.
Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
4
Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Между музыкой и речью много общего. Интонационная окраска в речи передаётся с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладает теми же выразительными возможностями.
Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности. Развиваются мышление, речь, эмоции, воспитывается творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание.
Показатели развития музыкальных способностей предъявляют такие требования к речевой подготовке ребёнка, как:
- умение точно, чётко сформулировать свою мысль;
- при ответе на вопрос адекватно подбирать языковые средства;
- осознанно относиться к речи как к средству общения и предмету изучения.
5
Анализ и обобщение литературных источников, практической деятельности (Л.С. Выготский, Д.Б, Эльконин, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, О.С. Ушакова) говорят о том, что в процессе освоения связного монологического высказывания основную трудность дети дошкольного возраста испытывают, в первую очередь, на этапе подбора лексических единиц, а затем уже в процессе их конструирования.
Недостаточная сформированность лексического навыка препятствует обогащению музыкального тезауруса, подавляет развитие творческого потенциала дошкольника.
Таким образом, важным фактором развития творческих способностей в области музыкальной, художественной, духовной, культуры, является гармоничное развитие всех сторон речи.
6
В своей работе я применяю различные Методы и приёмы формирования основ музыкальной культуры детей:
1) Метод контрастных сопоставлений:
Игры: «Тихие - громкие ладошки», «Ходим, бегаем, летаем», «Солнышко и дождик».
2) Метод уподобления характеру звучания.
Двигательное, словесное, полихудожественное и прочее уподобление музыке способствует своеобразной подстройке к звучанию, нахождению «Эмоционального унисона».
3) Моторно-двигательное уподобление эмоционально – образному содержанию музыки:
- Мы полетаем с вами как «Бабочки» Куперена;
- Как шелестят листочки и кружатся на ветру?
4) Вокальное уподобление:
Использую попевки и распевки:
- «Я пою, хорошо пою»; «Андрей – воробей»; «Петя и горошина»;
- канон «У кота – воркота» и т.д.
3) Мимическое уподобление:
Проявление значимости для взрослого ценности и красоты музыкального искусства способствует пониманию его значимости ребёнком, который «заражается» отношением к музыке взрослого, его чувствами.
4) Цветовое уподобление (полисенсорные ассоциации):
Этот приём позволяет усвоить и применить новое слово – образ, высказаться о характере музыки в занимательной, игровой форме.
5) Словесное уподобление:
Прослушивание музыкальных сказок, разыгрывание сказочных сюжетов.
Соединение всех этих видов происходит в развлечениях и праздниках. Использую классическую музыку, несколько песен и танцев написала сама.
Все дети принимают активное участие, педагоги и родители.
7
Формирование возможностей речевого общения дошкольников предполагает включение в жизнь ребенка в детском саду специально спроектированных ситуаций общения, в которых педагог ставит определенные задачи развития речи, а ребенок участвует в свободном общении. Эти задачи могут быть успешно реализованы на музыкальных занятиях. В этих ситуациях расширяется словарь, накапливаются способы выражения замысла, создаются условия для совершенствования понимания речи. Особое внимание в своей работе уделяю формированию словарного запаса, обогащению словаря детей, овладению богатствами родного языка.
Эффективно, познавательно и интересно проходят постановки музыкальных спектаклей, опер, где сказочные герои сами дети, «рассказывают» о многозначных словах, фразеологизмах. Такие «Скучные шаблоны» так увлекают в сказку. Именно поэтому, я включаю их в свою работу (музыкально - театральные сценки «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка», «Кот Барсик идёт в школу» и т.д).
Подготовка к показу детской оперы «Гуси – лебеди» (автор Г.Е. Селезнёва) шла серьёзная – рисовались и расклеивались афиши, рассылались и раздавались пригласительные билеты, готовились декорации и костюмы. Всё прошло замечательно, дети были очень довольны своим выступлением!
Итак, детская опера вошла в мою работу, жизнь и даже учёбу. На экзамене по методике музыкального воспитания наша дружная группа педфакультета БГПУ показала детскую оперу, и сдала на «отлично»
Спустя какое-то время, я задумалась о сочинении детской оперы. Нашла только текст, а музыку сочинила я сама. Так появилась моя первая опера «Удивительный Крючок». Это незатейливая, лёгкая, но очень познавательная, развивающая детская сказка о многозначных словах для старшего дошкольного возраста.
8
Процесс подготовки к новой премьере захватывает и объединяет всех: педагогов, детей, родителей, бабушек, дедушек.
Наша единая задача – воспитание гармонично развитой личности, и мы стремимся, чтобы взаимодействие было плодотворным, а педагогический процесс эффективным, познавательным и преобразовательным. Мы уважаем, ценим и гордимся проделанной работой.
9
Методические рекомендации по развитию лексического навыка в процессе музыкальной деятельности:
1) Обогащать словарный запас многозначными словами, фразеологизмами в процессе музыкальной деятельности.
2) Осуществлять алгоритм:
- уточнение представлений о том, что слово имеет значение (или много значений);
- подбор словосочетаний к заданному многозначному слову (острый… нож, перец);
- построение предложений с многозначным словом (мальчик бьет ногой мяч, часы бьют, посуда разбилась);
- составление рассказа (сказки) на заданную взрослым тему;
- пропевание составленного словосочетания, рассказа.
3) Широко использовать разнообразные приемы работы над словом:
- рисование на тему многозначного слова;
- составление загадок, игр соревновательного типа;
- эмоциональное пропевание составленного словосочетания, предложения;
- использование методов уподобления характеру звучания.
4) Вырабатывать четко координированные движения детей во взаимосвязи с речью.
5) Развивать слуховое внимание, ритмический слух, зрительную и двигательную память.
10
Список использованной литературы
- Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. ── М., 1973. ─ 200 с.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. ─ М., 1981.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. ─ М., 1967.
- Давидович Л. А. Правильно ли говорит Ваш воспитанник? // Дошкольное воспитание, №8 , 1998.
- Казюк Н. В. Задачи лексико-семантического развития детей дошкольного возраста в системе работы по развитию речи // Психолого-педагогические аспекты совершенствования дошкольного образования. ─ Пермь, 1996.
- Казюк Н. В. Развитие лексических возможностей детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для студентов педагогического факультета, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология», и педагогов дошкольного образования. ─ Барнаул: Изд-во БГПУ, 2002. ─ 107 с.
7) Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. − 6-е изд., испр. – М.: Академия, 2006. – 416 с.
- Костина Э. П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. ─ М.: Линка – Пресс, 2008. ─ 320 с.
- Морева Н. А. Вопросы музыкального воспитания в психолого – педагогической теории // Дошкольное воспитание № 2, 1998.
- Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / О.П. Радынова, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили ─ 3-е изд., стереотип. ─ М.: Академия, 2000. ─ 240 с.
11
- Петрова Е. В. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание №4, 2001.
- Попов А. И. Белкин домик // Музыкальный руководитель №3, 2006.
13) Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. − СПб: Питер, 2000. − 480с.
- Ражников В. Г. О программе эмоционально – эстетического развития детей «Маленький Эмо» // Дошкольное воспитание №9, 1996.
- Радынова О. П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. ─ М.: Гном и Д, 2000. ─ 80 с.
- Рокитянская Т. А. Воспитание звуком: Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. ─ Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. ─ 128 с.
- Селезнёва Г. Е. Гуси – лебеди // Музыкальный руководитель №3, 2006.
- Сохин Ф. А. Психолого – педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду // Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных учреждениях. ─ М., 1988.
- Сохин Ф. А., Ушакова О. С. Связь развития речи с умственным, эстетическим, нравственным воспитанием в процессе обучения родному языку // Развитие речи дошкольника / под ред. О. С. Ушаковой. ─ М.: Издательство АПНСССР, 1990, с. 52.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М.: Логос, 2002. – 384 с.
12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"
Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...
ПОСОБИЕ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ (АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК)
Роль лексики для овладения иностранным языком настолько же важна, как и роль грамматики. Содержимое пособия ориентировано на развитие лексических навыков и умений и характеризуется коммуникативной нап...
Развитие певческих навыков дошкольников
Презентация к лекции по МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом на тему: "Развитие певческих навыков дошкольников"...
Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности
Презентация к материалам лекции по МДК 02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности"...
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)
ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...
Отчет по музыкальной деятельности «Результаты работы по развитию музыкальных и творческих способностей дошкольников»
Отчет по музыкальной деятельности на итоговом Педагогическом совете...
Сообщение по теме: «Развитие речи дошкольников посредством разных видов музыкальной деятельности»
Сообщение для педагогов МДОУ...