Реферат на тему: Формирование интересов осужденных к выбранной профессии на уроках теоретического обучения
методическая разработка по теме

Кирьянова Ирина Юрьевна

Формирование интересов осуждённых к выбраной профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

 ФКП образовательное учреждение №93

                                   РЕФЕРАТ

Тема: «Формирование  интересов осужденных к выбранной профессии на уроках теоретического обучения».

                                                                                            Подготовила:

                                                                                         И.Ю. Кирьянова

                                         

г. Новый Оскол

2015 г.

«Чтобы  переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

                                                                                                               А.Франс

        Один из важнейших путей развития интереса к избранной профессии на уроках теоретического обучения это активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения ими знаний, а одно из основных средств активизации - внедрение проблемного метода обучения. Применение этого метода направленно, прежде всего на формирование активного отношения учащихся к обучению, на развитие творческого мышления. Активность учащегося заключается в том, что он должен анализировать фактический материал и так им пользоваться, чтобы самому получить из него новую информацию, то есть происходит расширение и углубление полученных ранее знаний.

                                                                                                                    Формирование у учащихся устойчивого интереса к избранной профессии, готовность работать после окончания училища  по избранной профессии – одно из важных направлений педагогического процесса. Интерес к профессии побуждает к постоянному совершенствованию профессионального мастерства, делает трудовую деятельность привлекательной и внутренне необходимой для личности. Осознанный профессиональный интерес является гарантией добросовестного труда.

                Обучение и воспитание квалифицированного рабочего имеет свою специфику по сравнению с обучением школьников, а обучение осуждённых имеет еще больше особенностей. Обучение  профессии оператор швейного оборудования, требует выработки у учащихся высокой сознательности и особых профессиональных и волевых качеств.  

                Формирование у учащихся устойчивого профессионального интереса является важным потому, что с точки зрения воспитания он служит основой трудового воспитания, с точки зрения дидактики – это  один из наиболее сильных мотивов учения. Вызывает  моральное и эмоциональное удовлетворение учебно-производственной деятельностью.

                 Хорошие знания индивидуальных особенностей воспитанников, их отношения к будущей профессии во многом определяет систему моей педагогической работы, направленную на быструю адаптацию учащихся к условиям их учебы в нашем училище.

                 Основными условиями развития у учащихся интереса к профессиональному обучению, это, прежде всего:

  •  организация обучения, при котором обучающийся вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера;

  •  формирование понимания учащимся важности изучения того или иного материала;

  • обучение трудное, но посильное;

  • педагогическое стимулирование.

Основу такого педагогического стимулирования составляют:

  • уважение к личности учащихся;

  • −       доброжелательность, справедливость и тактичность;

  • −       взаимопонимание, сотрудничество и сотворчество;

  • −       слова одобрения, поддержки, благодаря чему у обучающегося формируется уверенность в том, что он успешно справится со всеми учебными задачами.

В целях активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках практикуются упражнения по планированию последовательности работ - составлению технологических карт, организации рабочего места, расчет потребности материалов. Рассматривая технологическую последовательность выполнения работ, преподаватель четко объясняет способы выполнения каждой операции, применяемые для этого инструменты, материалы, приспособления и средства механизации, меры безопасности при выполнении работ. При изучении учащиеся систематически привлекаются к самостоятельной работе с технической и справочной литературой, технической документацией.

Теоретическое обучение должно вызывать у учащихся потребность в практической реализации приобретаемых знаний. Применение на занятиях дифференцированные задания, игровые методы обучения, структурированные сигнально-знаковые конспекты, информационные технологии. Главное, чтобы в процессе обучения была обратная связь, чтобы ученики учились самостоятельно мыслить и не боялись высказывать собственное мнение.

В процессе объяснения ученики должны конспектировать новый материал. Помогая учащимся успешно вести конспекты, преподаватель выполняет следующее:

  1. записывает на доске тему урока и основные вопросы;
  2. записывает новые термины на доске;
  3. основные определения предлагает записать под диктовку.
  4.  периодически проверяет конспекты учащихся.

           В своей деятельности больше всего использую частично-поисковый метод, изложение с проблемным началом, когда имеющиеся у учащихся знания нужно применить в новых практических условиях.  Проблемное обучение развивает навыки самостоятельного мышления, но оно должно сочетаться с другими видами обучения. Новый материал нужно уметь преподносить так, чтобы учащимся постоянно было интересно присутствовать на уроке и их внимание не ослабевало. Это зависит и от структуры урока, и от выбранных методов изложения и закрепления нового материала, и от содержания излагаемого материала, а также от личности самого преподавателя: от его эмоциональности, умения говорить и доходчиво объяснять, от его внешности и доброжелательного отношения к учащимся.

Нетрадиционные формы ведения уроков теоретического обучения также способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся:

  1.   проведение конференций по предмету.
  2.   уроки-соревнования по предмету, КВНы, викторины.

Укрепляет интерес к учебе и применение деловых игр на занятиях. Во время игры учащиеся вступают во взаимоотношения друг с другом, учатся отстаивать свою точку зрения. Очень хорошо проходят  и дидактические игры в форме мини-конкурсов. Когда  в учебную деятельность вносится элемент соревнования, интерес  учащихся к изучаемому материалу значительно повышается.

 Для закрепления пройденной темы изготавливаем жетоны в виде цветных кружков , и задавая  вопросы, вручаю их за каждый правильный ответ. Это вызывает здоровый азарт, учащиеся стараются внимательно слушать учебный материал, чтобы потом заработать больше жетонов и получить хорошую оценку. В конкурсных заданиях предлагаю ученикам ответить на проблемные вопросы, касающиеся профессии. Как правило, думают над подобными вопросами все учащиеся, обсуждение ответов проходит заинтересованно. Когда они находят новое, действительно верное решение проблемной задачи, проявляется интерес к изучению предмета, увлеченность, перерастающая в знания.

В процессе объяснения ученики должны конспектировать новый материал. Помогая учащимся успешно вести конспекты, преподаватель выполняет следующее:

  1. записывает на доске тему урока и основные вопросы;
  2. записывает новые термины на доске;
  3. основные определения предлагает записать под диктовку.
  4.  периодически проверяет конспекты учащихся.

           В своей деятельности больше всего использую частично-поисковый метод, изложение с проблемным началом, когда имеющиеся у учащихся знания нужно применить в новых практических условиях.  Проблемное обучение развивает навыки самостоятельного мышления, но оно должно сочетаться с другими видами обучения. Новый материал нужно уметь преподносить так, чтобы учащимся постоянно было интересно присутствовать на уроке и их внимание не ослабевало. Это зависит и от структуры урока, и от выбранных методов изложения и закрепления нового материала, и от содержания излагаемого материала, а также от личности самого преподавателя: от его эмоциональности, умения говорить и доходчиво объяснять, от его внешности и доброжелательного отношения к учащимся.

Нетрадиционные формы ведения уроков теоретического обучения также способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся:

  1.   проведение конференций по предмету.
  2.   уроки-соревнования по предмету, КВНы, викторины.

Оценить уровень развития творческого потенциала учащихся помогают различные формы контроля знаний. Это разнообразные  качественные задачи, разные формы тестовых заданий, кроссворды и сканворды , которые составлены мной по всем темам учебной программы. Главное, чтобы результаты контроля знаний обязательно были проанализированы. Подробный анализ провожу всегда вместе с учениками , предлагаю им самим выбрать пути устранения недочетов и пробелов в знаниях.

Важной частью пробуждения интереса к профессии является самостоятельная работа учащихся, которая носит творческий характер: выполнение карт-заданий, кроссвордов и т.д.

Швейная промышленность переживает сегодня настоящую революцию. Появляются принципиально новые технологии обработки  , приспособления и материалы. Успешное выполнение профессиональных задач требует от учащихся хорошего художественного вкуса, высокой эстетической культуры. Поэтому на своих занятиях необходимо прививать ученикам сознательное отношение к труду, развивать творческие способности, формировать у них интерес к выбранной профессии.

Урок начинается с подготовки учащихся к восприятию нового материала. Преподаватель создает у них «стартовое» состояние, желание активно воспринимать новый материал. Один из способов - повторение основных моментов ранее изученного материала. С этой целью используются карточки-задания, работа с которыми рассчитана на 5-8 минут, словарная работа с основными терминами (например, по очереди, в зависимости от желания преподавателя, закрывается одна сторона карточки), а также краткое изложение учащимися пройденного материала.

            Изложение нового материала ведется с использованием постановки проблемных ситуаций. Устное изложение самим преподавателем нового материала занимает не более 10-15 минут. Основную работу учащиеся выполняют сами, умело направленные педагогом в нужное русло. По характеру ответов учащихся преподаватель следит за тем, как они усваивают новый материал. Работа организована так, чтобы, не допуская утомления учащихся, поддерживать их внимание на протяжении всего урока. Один из способов предупреждения утомления учащихся - разнообразие форм и приемов работы на уроке, использование наиболее продуктивной части урока для усвоения изучаемого материала.

Внимание большинства учащихся рассеяно, не обладает длительной устойчивостью, поэтому по ходу урока преподаватель применяет так называемые психологические разрядки напряженности внимания. Достигается это обычно использованием примеров из жизни, переходом к изложению более легкого для усвоения материала. Заканчивать необходимо обобщением сказанного и подведением итогов. В заключительной части нужно перечислить основные моменты изложенного материала, дополнительно обратить внимание на узловые моменты, повторить основные выводы. Кроме того, нужно отметить учеников, активно работавших на уроке, выставить и прокомментировать оценки. Перечисленные приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках способствуют лучшему усвоению нового материала, что влечет за собой развитие их профессионального интереса.

Усвоенные знания проверяются практическим применением, а практика влияет на ход усвоения знаний. В целях закрепления нового материала на уроках теоретического обучения учащимся предлагаются различные упражнения. На большинстве уроков при объяснении порядка ведения того или иного процесса в качестве закрепления учащиеся составляют технологическую карту этого процесса. Технологические карты составляются для того, чтобы у учащихся с самого начала формировались умения планировать технологические процессы, правильно и рационально осуществлять выбор инструментов, приспособлений и выбирать способы выполнения операций.

           Преподаватель предлагает учащимся составить кроссворд на одну из  тем, где зашифровываются названия операций, специальные термины. Обычно кроссворды составляются в малых группах по 2-4 человека. Ученики составляют свои кроссворды и обмениваются ими с другой группой. В качестве закрепления целого раздела можно проводить урок-соревнование между тремя звеньями; преподаватель предлагает вопросы каждому звену, правильность ответов оценивает жюри под руководством преподавателя.

            Прочность овладения знаниями, умениями и навыками, их закрепление и совершенствование достигается организацией регулярного повторения учебного материала. Повторяя материал, используя его в разных ситуациях, учащийся находит в нем новые стороны, осмысливает факты, уточняет понятия, обогащает выводы.

 Обобщающее повторение проводится в конце изучения темы и имеет цель - систематизацию знаний и умений учащихся. Один из приемов обобщающего повторения - обзорная лекция, когда преподавателем излагается ранее изученный материал в систематизированном виде, с обобщенными выводами. Также проводятся развернутая беседа по материалу изученной темы, обобщающее повторение в виде семинара. Чтобы беседа дала эффект, преподаватель заранее дает учащимся вопросы, по которым они должны подготовиться к заключительному занятию по теме. Вопросы должны охватывать только основные узловые моменты материала темы. В ходе семинара отдельные учащиеся делают сообщения по основным вопросам, другие дополняют их, уточняют. Приводят примеры из практики.

            Одним из критериев прочности усвоенных знаний является умение учащихся в частном найти общее и в общем - частное. Такие умения формируются при выполнении упражнений по систематизации изученного материала. Систематизация предполагает мысленное распределение понятий по группам и подгруппам в зависимости от их сходства или различия. Такие упражнения проводятся в форме заполнения обзорно-повторительных таблиц. Вопросы в таблице формируются так, что на них нельзя ответить без вдумчивой и осмысленной работы, необходимо использовать книги, нормативные документы, записи в тетрадях.

            Наряду с упражнениями и системой повторения одним из способов закрепления и совершенствования знаний является домашняя работа учащихся. Успех ее зависит от того, как прошел урок, как учащиеся подготовлены к выполнению домашнего задания. Учащиеся повторяют по учебнику или конспектам материал, изложенный преподавателем на уроке, и выполняют заданную работу. Иногда домашняя работа представляет собой продолжение классной. Например, закончить составление технологической карты (записать инструменты, приспособления и инвентарь, необходимые для выполнения какого-либо процесса отделки, и охарактеризовать технологические условия) или закончить работу по систематизации: заполнить последнюю графу таблицы.

           Кроме того,  может быть задание, носящее описательный характер. Это или письменный ответ на предложенные преподавателем вопросы, или сравнение вариантов.

            Помимо уроков спецтехнологии и производственного обучения развитие интереса к избранной профессии происходит и на внеклассных мероприятиях. Во всех этих выступлениях отражается значимость профессии оператор швейного оборудования в современных условиях жизни.

                Отмечая важность развития у учащихся интереса к избранной профессии , следует иметь в виду, что роль преподавателя не только в том, чтобы пробудить этот интерес, а в том, чтобы постоянно расширять его. Для этого необходимо:

  • систематически привлекать внимание учащихся к возможностям изучаемой профессии;
  •  поддерживать это внимание, пока оно не разовьется в интерес к профессии;
  •  закреплять интерес до тех пор, пока он не проявится в деятельности учащегося;
  •  направлять эту деятельность на успешное овладение профессией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Применение технологии модульного обучения на уроках теоретического обучения по предмету «Оборудование торговых предприятий» (профессия «Продавец, контролер-кассир»)

Вызывающее большой интерес модульное обучение  позволяет построить урок по современной схеме: создание мотивации→организация обу...

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии 15.01.25 Станочник (металлообработка) по теме «Фрезерные станки»

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии «15.01.25 Станочник (металлообработка)» по теме «Фрезерные станки». Тема урока изучается в учебной дисциплине ОП 05. Общие основы тех...

Методическая разработка открытого урока теоретического обучения .Урок-конкурс по профессии «штукатур»

Настоящая методическая разработка открытого урока теоретического обучения  по программе  «Технология штукатурных работ »,  составлена для мастеров производственного обучения...

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии 13.01.10 "Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)" по теме "Расчет параметров трансформатора".

В иллюстрированной методической разработке представлен подробный порядок расчета трансформатора исходя из его магнитопровода (формы листов электротехнической стали, их общего сечения), метод расчета д...

План-конспект урока теоретического обучения на тему: "Виды электропаяльников", по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)

В профессиональной деятельности электромонтер периодически имеет дело с такими видами работ как пайка. Для качественного соединения электромонтажных проводов к клеммам их необходимо лудить, благодаря ...

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер" на тему: «Технология приготовления и подготовка к реализации блюд из жареного мяса порционным куском»

Методическая разработка урока теоретического обучения по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер" на тему: «Технология приготовления и подготовка к реализации блюд из жареного мяса порцион...