Беседы для учащихся 7-8 классов
классный час на тему

Плиева Эльза Федоровна

Беседо 1. Как не стать рабом табака?

Цель: познакомить учеников с историей распространения табака по планете, рассказать о вреде этого вещества, сформулировать правила противостояния групповому давлению и неприятия данного психоактивного вещества.

Беседа 2. Вредные привычки.

Задачи

1.Дать представление о вредных привычках.

2.Рассмотреть последствия влияния вредных привычек на растущий организм.

3.Выявить причины, способствующие возникновению вредных привычек.

4. Рассмотреть меры противодействия вредным привычкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy_dlya_uchashchihsya_7_-_8_klassov.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

                 Как не стать рабом табака?

 Беседа №1

Классный час для учащихся  7-го класса.

    Цель: познакомить учеников с историей распространения табака по планете, рассказать о вреде этого вещества, сформулировать правила противостояния групповому давлению и неприятия данного психоактивного вещества.

     Ни одно животное не додумалось до того, чтобы добровольно себя травить. Это пришло в голову только «царю природы» - человеку.

Откуда же пришла к нам эта напасть?

     О курение табака европейцам стало известно после открытия Христофором Колумбом Америки. Первые путешественники увидели туземцев, которые держали во рту свертки из высохших листьев. Европейцы были страшно удивлены. Свои трубки туземцы называли «тобако». Индейцы стали угощать путешественников. Отказ расценивался как акт недружелюбия. Так постепенно испанские моряки привыкли к курению табака.

    В 16 веке табак распространился во Франции, где ему приписывали целебные свойства. Французская королева нюхала его, полагая, что это – средство от головной боли. Вначале  в Европе табак только нюхали, потом стали курить. Но после частых случаев отравления власти некоторых стран начали преследовать курение. В Англии за курение подвергали телесным наказаниям, курильщиков водили по улицам с петлей на шее. В Турции курящих сажали на кол,  в Италии папа Урбан 7  отлучал от церкви.

 Но, несмотря на преследования, курение распространилось среди населения почти всей Европы.

    В Россию табак привезли в начале 17 века английские купцы. Его окрестил «чертовым  зельем». Курение строго преследовалось: курящих подвергали палочным ударам, а торговцев табаком отправляли в ссылку.

   Петр 1 разрешил продажу табака, и постепенно вредная привычка прочно вошла  в быт россиян. Но в первой половине 19 века курение на улицах и в общественных местах еще считалось неприличным, и было запрещено почти во всем мире. Нынче же курение является самой распространенной вредной привычкой.

                                          О вреде курения.

    Никотин плохо действует на здоровье человека, подтачивает его психику. При курении может случиться отравление. Уже после нескольких затяжек начинает кружиться голова, выступает холодный пот, появляются тошнота, головная боль, слабеют руки и ноги.

   При тяжелых формах отравления возникают слабость, слюноотделение, обильная рвота, понос, сужение зрачков, судороги. Может даже наступить смерть от паралича дыхательных центров головного мозга.

Курение опасно для дыхательной системы, в том числе и для неокрепшего голоса. Содержащиеся в табачном дыме вещества, особенно табачный деготь, оказывают сильное раздражающее влияние на слизистые оболочки дыхательных путей, делая их рыхлыми. На их поверхности легко оседают и размножаются болезнетворные микроорганизмы. По этой причине простудные и инфекционные заболевания у курящих людей бывают заметно чаще. Нёбные миндалины (гланды) у них воспаляются, увеличиваются в размерах, и развивается тонзиллит. У курящих подростков голосовые связки становятся более жесткими, и голос оказывается хриплым. У девушек голос становится  более низким, похожим на мужской. Изо рта курильщика идет неприятный запах, разрушаются зубы, язык обложен серым налетом (один из показателей неправильной деятельности желудочно–кишечного тракта). Раздражая слюнные железы, никотин вызывает усиленное слюноотделение. Курильщик не только выплевывает излишнюю слюну, но и проглатывает ее, усугубляя вредное действие никотина на пищеварительный аппарат.      Табачный дым снижает остроту обоняния и вкусовых ощущений, поэтому курящие нередко плохо различают вкус горького, сладкого, соленого, кислого. Изменения в дыхательной системе, вызванные курением, ведут к нарушениям усвоения кислорода организмом. Занятия спортом становятся ограниченными. Как показывают опросы, обычно подростки испытывают от курения неприятные ощущения, но продолжают курить, чтобы выглядеть в глазах других людей, как им кажется более взрослыми. Однако на самом деле курящий подросток производит неприятное впечатление.

   В 1850 году во Франции судили врача Бокарме, который отравил больного табаком, введенным в клизме с целебной целью. Известен случай, когда 40 – летний мужчина умер, выкурив за ночь 14 сигар и 40 сигарет.

                                  Полезные советы.

 Советы тем, кто твердо решил не курить

1. На отдельном листочке запиши личные причины, побудившие тебя отказаться от курения.

2. Замени сигарету какой – нибудь  вкусной едой.

3.Если тебе предложили закурить, отвечай, что сейчас пока не хочешь.

4. Дружи с теми, кто тоже не курит.

 

Советы курящим

1. Постарайся сократить количество выкуренных сигарет.

2. Заранее наметь дату, когда бросишь курить.

3. Никогда не объявляй приятелям: « Я бросил курить!» или « Я бросаю курить!»

4. Когда возникло желание курить, не доставай сигарету сразу, подожди несколько минут. За это время найди себе занятие.

5. Попробуй откладывать те деньги, что должен был потратить на сигареты. В конце недели сможешь купить что – нибудь дельное.

 

Во всех цивилизованных странах в последние годы усердно пропагандируют отказ от курения. Курильщиков не желают брать на работу.

 Одним словом, не модно сегодня гробить здоровье!

 

                                                                           Плиева Э.Ф.

                                                                        Педагог дополнительного образования          

                                                                           МБОУ «СОШ№23» п. Айхал.

                      Вредные привычки

Беседа № 2

Для учащихся 7 – 8 ых классов.

 Задачи

1.Дать представление о вредных привычках.

2.Рассмотреть последствия влияния вредных привычек на растущий организм.

3.Выявить причины, способствующие возникновению вредных привычек.

4. Рассмотреть меры противодействия вредным привычкам.

                            Вредные привычки и здоровье.

       Привычка – это действие, постоянное осуществление которого стало для человека потребностью.

      Вредные привычки – это привычки, которые мешают  или не дают возможности человеку в течение его жизни полностью использовать свой потенциал.

Особую группу вредных привычек составляют   употребление алкоголя, табака, наркотиков и токсических веществ. Их относят к так называемым пагубным пристрастиям:

1. Употребление алкоголя, наркотиков и курение вредны,  как для здоровья самого подверженного им человека, так и для здоровья окружающих его людей.

2. Вредные привычки, в конечном счете, обязательно подчиняют себе все остальные действия человека, всю его деятельность.

3. Отличительной чертой вредных привычек является привыкание, невозможность без них прожить.

4. Избавиться от вредных привычек чрезвычайно трудно.

   Почему учащиеся начинают курить, употреблять алкоголь, наркотики? Чаще всего из–за стремления подражать взрослым, любопытства или баловства, желания выглядеть модным. Определенная категория подростков прибегает к подражанию из–за нежелания показаться слабым. Они скрывают от товарищей неприятные ощущения при выкуривании первых сигарет или употреблении первых доз спиртного. Учащиеся даже не предполагают, к чему могут привести эти вредные привычки.

Влияние табака на молодой организм очень неблагоприятно, потому что чувствительность человека к его токсическому действию тем выше, чем он моложе.

    Табак -  травянистое растение. В табачном дыму содержится более 4200 различных веществ, из которых свыше 200 являются  опасными для организма человека. Среди них особенно вредны никотин, окись углерода (угарный газ), табачный деготь, тяжелые металлы и др. Сильными  отравляющими и  разрушающими организм подростка свойствами обладают радиоактивные вещества. У курильщиков они накапливаются в бронхах, легких, печени и почках.

     До трети общей токсичности табачного дыма приходится на никотин. Это маслянистая прозрачная жидкость с неприятным запахом и горьким вкусом. Никотин является наркотиком – именно он вызывает пристрастие к табаку и является одним из самых опасных ядов растительного происхождения. Птицы погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином; кролик погибает от ¼ капли никотина, а собака – от ½ капли. Для человека смертельная доза составляет от 50 до 100 мг, или 2 – 3 капли. Именно такая доза  и поступает в кровь человека после выкуривания 20 – 25 сигарет. Курильщик не погибает потому, что доза  вводится постепенно, не в один прием. В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, поглощая в среднем 800 г никотина, каждая частичка которого наносит непоправимый вред его здоровью. Обезвреживание никотина происходит в основном в печени, почках и легких, а продукты его распада выделяются из организма на протяжении 10 – 15 часов после курения.

      Табачный деготь является исключительно сильным канцерогеном, то есть веществом, вызывающим раковые заболевания. Поэтому рак легких у курящих встречается в 67 раз, а рак желудка – в 12 раз чаще, чем у некурящих. После выкуривания сигареты табачный деготь хорошо виден на фильтре в виде коричневого налета. Но, выкуривая в день по пачке даже так называемых  «легких» сигарет  (в которых содержание табачного дегтя понижено), за год человек вводит в свой организм до 700 – 800 г табачного дегтя.

    Угарный газ  нарушает способность крови переносить кислород от легких ко всем органам и тканям и у человека наступает удушье. При  курении регулярное поступление в организм угарного газа ведет к снижению возможностей дыхательной системы и ограничению физической активности. По этой причине при  курении мозговые клетки получают меньше кислорода  и умственная работоспособность снижается. Понятно, что курение несовместимо с занятиями физической культурой и спортом.

                            Влияние курения на организм

     В организме человека нет ни одного органа, ни одной системы, на которые бы не оказывали вредного влияния табачный дым и его составные части. Основные осложнения, связанные с курением:

- возникновение раковых заболеваний;

- развитие многих заболеваний системы кровообращения (повышенное давление, нарушение деятельности сердца, вплоть до инфаркта миокарда);

-  нарушения обмена веществ, включая сахарный диабет;

-   повышенная возбудимость нервной системы, ведущая к недостаточному  кровоснабжению головного мозга, снижению умственной работоспособности, раздражительности, плохому засыпанию и качеству сна;

-  развитие заболеваний миндалин (гланд), долее частые случаи ангин и других простудных заболеваний;

- портится эмаль зубов, разрыхляются и кровоточат десны, развивается кариес, а на зубах появляется желтый налет;

- разрушение поступающих с пищей витаминов и т.д.

      Кроме этих общих влияний необходимо отметить пагубное воздействие табачного дыма на дыхательную систему. Имеющиеся в табачном дыме вредные вещества вызывают раздражение слизистых оболочек полости рта, носа, гортани, трахеи и бронхов. В результате развивается хроническое воспаление дыхательных путей. Кроме того, они затормаживают действие маленьких ресничек,  которые своим быстрым мерцанием выгоняют вредные вещества, попавшие в дыхательные пути. Продолжительное курение приводит к раздражению голосовых связок и сужению голосовой щели, из–за чего изменяются тембр и окраска произносимых звуков, голос утрачивает чистоту и звучность, становится хриплым.

   Типичная примета курильщика – кашель с выделением слизи темного цвета, особенно мучающий по утрам. Кашель вызывает расширение легких, проявляющееся в виде одышки, затруднения дыхания. Легкие курильщика менее эластичны, более загрязнены и раньше стареют. Длительное  хроническое воспаление дыхательных путей и легких приводит к понижению их сопротивляемости и появлению острых и хронических заболеваний. А именно к воспалению  легких и  бронхиальной астме.

  Частота сердечных сокращений во время курения возрастает на 10 – 18 ударов в минуту и восстанавливается лишь через 15 – 20 минут. Но даже когда курильщик не курит, частота пульса у него больше, чем у некурящего. И за сутки сердце у него  делает  около 10 – 15 тысяч лишних сокращений. Если учесть, что последствия выкуривания одной сигареты сохраняются в течение 30 – 40 минут после прекращения курения, то это означает, что, выкуривая каждые полчаса новую сигарету, курильщик постоянно держит систему кровообращения в состоянии напряжения.

   Изо рта курильщика неприятно пахнет, язык обложен серым налетом (один из показателей неправильной деятельности желудочно-кишечного тракта).

Раздражая слюнные железы, никотин вызывает усиленное слюноотделение. Курильщик не только выплевывает излишнюю слюну, но и проглатывает ее, усугубляя вредное действие никотина на пищеварительный тракт.

    Во время курения сосуды желудка сужаются, количество желудочного сока повышено, а его состав изменен; аппетит снижается, пищеварение задерживается. Именно эта причина часто приводит к развитию язвенной болезни желудка.

    Табачный дым снижает остроту обоняния и вкусовых ощущений, поэтому курящие нередко плохо различают вкус горького, сладкого, соленого, кислого.

    Лишь 25% табачного дыма поступает в легкие курильщика, остальные75% отравляют воздух, нанося вред окружающим. Это явление получило название пассивного курения. Опасная концентрация табачного дыма в воздухе закрытых помещений создается при выкуривании всего нескольких сигарет.  Некурящие члены семьи, в которой курит лишь один человек, пассивно «выкуривают» до 10 сигарет в сутки.

    Учитывая широкое распространение вредных привычек в молодежной среде, тема имеет исключительную актуальность. При ее рассмотрении следует особое внимание обращать на те причины, которые приводят подростка к пагубным пристрастиям, и на несовместимость их с реальным представлением о здоровом и красивом взрослом человеке. Особое внимание следует обратить на поведение подростка, которого провоцируют к вредным пристрастиям. Для этого необходимо моделировать соответствующие ситуации и предлагать учащимся искать правильную линию поведения.

        

        

                                                                                                 Плиева Э.Ф.

                                                                Педагог дополнительного образования          

                                                                           МБОУ «СОШ№23» п. Айхал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису

Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....

Тест по изобразительному искусству для учащихся 6-8 классов

Тесты по изобразительному искусству для учащимся 6, 7, 8 классов. Тесты разноуровневые, состоящие из 6 вопросов. Можно предложить как обучающий тест, так и контрольный, для проверки знаний....

Формирование интеллектуальных умений у учащихся 3 – 4 классов в процессе обучения решению текстовых задач.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребёнок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в ср...

Программа внеурочной деятельности «Шахматы» для учащихся 1-4 классов.

                  Известный советский педагог В.А.Сухомлинский писал: «Шахматы – превосходная школа последовательного логического мышления».  ...

Программа кружка по технологии «Мастерица- рукодельница» для учащихся 6-8 классов

программа кружка для внеклассного занятия по технологии содержит:Вязание крючком.Вязание спицами.Вышивание. Аппликация на ткани. Кулинария....

Морской бой по биологии для учащихся 9-11 классов

Игра "Морской бой" по биологии расчитана на учащихся 9-11 классов.ЦЕЛИ:  -расширять кругозор и эрудицию; -приобщать к творческой деятельности;-повышать интеллект и любознательность;-способст...

Групповой учебный проект – игра «Светофор и Снеговик» Для учащихся 1-4 класс фортепиано и учащихся 5-8 класса скрипки

Цель: сформировать у юных музыкантов ассоциативное восприятие аккорда «Трезвучие», которое в последствие поможет  учащимся при рработе с нотным текстом ,с легкостью определять и наход...