семинар для педагогов "Эмоциональные нарушения в детском возрасте"
методическая разработка на тему
Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжелые невротические конфликты, неврозоподобные состояния у ребенка вследствии органического поражения центральной нервной системы. Проблема эмоциональных нарушений детей всегда стояла остро и на сегодняшний день является одной из самых актуальных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Спектр эмоциональных нарушений в детском и подростковом возрасте чрезвычайно велик. | 30.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар «Эмоциональные нарушения в детском возрасте»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов по вопросам эмоционального развития детей.
Эмоциональные нарушения - это отрицательное состояние, возникающее на фоне трудноразрешимых личностных конфликтов.
Выделяются три группы факторов, приводящих к возникновению эмоциональных нарушений у детей и подростков: биологические – наследственность, частые либо хронические болезни, проблемы во время беременности и родах; психологические - особенности эмоционально-волевой сферы; социально-психологические- неблагополучные отношения в семье, особенности стилей семейного воспитания, конфликты, а также неблагополучные отношения со сверстниками.
И. О. Карелиной. Она выделяет три группы нарушений в развитии эмоциональной сферы дошкольника:
- расстройства настроения;
- расстройства поведения;
- нарушения психомоторики.
Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением. К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи. Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость, паратимии.
Эйфория – приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.
Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.
Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Депрессия в дошкольном возрасте в классическом виде обычно атипична, стерта. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить, как неуверенного, скованного, напряженного.
Страх – эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.
Эмоциональная тупость – уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования.
Паратимии, или неадекватность эмоций – расстройство настроения, при котором переживание одной эмоции сопровождается внешним проявлением эмоции противоположной валентности.
Эмоциональная тупость и паратимии характерны для детей, страдающих шизофренией.
К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно-агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно-враждебную агрессию.
Гиперактивность – сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение.
Нормативно-инструментальная агрессия – это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.
Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия – это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий.
Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину.
Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих.
Защитная агрессия – это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие), так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия.
Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих.
Демонстративная агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию – прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание – как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).
Целенаправленно-враждебная агрессия – это вид детской агрессивности, где желание нанести вред другому – самоцель. Агрессивные действия детей, приносящие боль и унижение сверстникам, не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих, а подразумевают получение удовольствия от причинения другому вреда. Дети используют в основном прямую физическую агрессию, при этом действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием, чувства раскаяния совершенно отсутствуют.
К нарушениям психомоторики относят:
- Амимию – отсутствие выразительности лицевой мускулатуры, наблюдающееся при некоторых заболеваниях центральной или периферической нервной системы;
- Гипомимию – легкое понижение выразительности мимики;
- Маловыразительную пантомимику.
Эмоциональные нарушения приводят к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов. Также необходимо помнить, что все негативные эмоции и неудовлетворенные желания отпечатываются на теле в виде зажимов. Причем, чем сильнее эмоции, тем сильнее зажимы. Таким детям необходимо помочь, в формировании адекватной самооценки, повышении уровня самосознания, в снятии зажимов, формировании эмоциональной устойчивой и саморегуляции.
Для решения данных проблем существует множество методов, сегодня мы бы хотели обратить ваше внимание на коррекцию эмоциональных проблем методами креативной терапии.
Креативная терапия - один из методов психотерапии, использующий в качестве психокоррекции различные творческие приёмы во многих жанрах искусства, таких как изобразительное искусство, музыка, драма, движение и поэзия.
Виды креативной терапии
Креативная терапия включает в себя союз современных методов и техник:
- Арт-терапия
- Музыкотерапия
- Танцевальная терапия
- Драматерапия
- Маскотерапия
- Сказкотерапия
- Песочная терапия
- Игротерапия
Диагностика
эмоциональных нарушений с применением арт-терапевтических методик.
Рисуночные тесты Сильвера как средство диагностики депрессивных состояний и агрессивности среди детей и подростков
Так же хотелось бы подчеркнуть высокий диагностический потенциал изобразительной продукции, создаваемой в рамках арт-терапевтического сеанса. Роули Сильвер исследовала диагностические и развивающие возможности арт-терапевтических метов с 70-х годов. Созданные ею три графических теста- «Нарисуй историю», «Рисуночный тест Сильвер», «Техники стимульного рисования» -предназначены для использования в рамках арт-терапевтического консультирования в ДОО. Начиная с 1999 г. данные методики адаптировал в нашей стране Александр Иванович Копытин. Рассмотрим подробнее тест «Нарисуй историю».
Учитывая то, что дети зачастую не могут описать свое состояние словами, выявлениие у них депрессии представляют особую сложность, и ребенок не получает необходимой помощи. Роули Сильвер выявили связь между депрессивными расстройствами и характером рисунков, а именно преобладания в них негативной тематики. (изображение печальных, одиноких, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством или находящимся в смертельной опасности персонажей). Специалисты предполагают, что агрессивность может маскировать депрессивное состояние, что затрудняет назначение адекватной помощи ребенку.
Данный тест предназначен для диагностики и коррекции эмоциональных нарушений у детей с 5-ти летнего возраста.
Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в группе. Индивидуальное тестирование рекомендуется в том случае, если испытуемые - дети или взрослые — недостаточно хорошо понимают инструкцию, если ребенку меньше семи лет либо если исследование проводится в клинических условиях. Оба теста могут применяться для оценки состояния детей начиная с пятилетнего возраста, а также подростков и взрослых. Время выполнения задания не ограничивается обычно требуется не более 10 минут. Испытуемому должны быть предоставлены изобразительные материалы — бумага формата А4, простой карандаш и резинка (хотя допустимо использование и иных материалов, в особенности в тех случаях, когда тестирование проводится во время обычных арт-терапевтических занятий). При выполнении задания на воображение РТС и теста «Нарисуй историю» испытуемых просят выбрать два из предложенных стимульных рисунков с изображением людей, животных и неодушевленных предметов (стимульные образы, используемые в задании на воображение РТС и тесте «Нарисуй историю», приводятся в приложении 1), а затем
придумать и нарисовать, что происходит с выбранными персонажами и предметами. При этом можно вносить изменения в стимульные образы, а также изображать любые новые, дополнительные предметы и персонажи. Закончив рисовать, испытуемые должны дать своему рисунку название и написать историю.
Оба теста включают два набора стимульных изображений — вариант А и вариант Б. Вариант Б может использоваться при повторном тестировании.
Оценка эмоционального состояния испытуемого по его рисунку осуществляется с помощью двух шкал — Шкалы эмоционального содержания рисунка и Шкалы оценки образа «Я».
ПРЕДЛАГАЮ, УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, ВЫБРАТЬ ДВЕ КАРТИНКИ И НАРИСОВАТЬ ИСТОРИЮ. АПОСЛЕ ЧЕГО МЫ ПРОВЕДЕМ ОЦЕНКУ ВАШЕГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.
В соответствии с первой шкалой рисунки
- с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием (изображения одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством, мертвых или находящихся в смертельной опасности персонажей; изображение деструктивного взаимодействия
между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни) оцениваются в 1 балл;
- с умеренно отрицательным содержанием (изображения одиноких, испуганных, злящихся, неудовлетворенных или несчастных персонажей; рисунки, отражающие напряженные или неприятные отношения между персонажами) — в 2 балла;
- с нейтральным содержанием (изображения с противоречивым, неопределенным или неясным эмоциональным содержанием) — в 3 балла;
- с умеренно положительным содержанием (одинокие персонажи, изображенные счастливыми, но пассивными, испытывающими удовольствие, а также кем-либо спасаемые; изображение дружественных или приятельских отношений) — в 4 балла;
- с выраженным положительным содержанием (изображение успешных, счастливых или достигающих своих целей персонажей, отношений любви и заботы) — в 5 баллов.
В соответствии с критериями Шкалы оценки образа «Я» рисунки также делятся на пять категорий. Для того чтобы оценить образ «Я» испытуемого, необходимо понять, с каким из изображенных персонажей он себя идентифицирует. Иногда это бывает достаточно очевидно, а иногда испытуемому необходимо задать проясняющие вопросы, например: «Какой из изображенных на твоем рисунке персонажей тебе ближе?» или «На место какого персонажа ты бы себя поставил?»
Критерии оценки рисунков согласно Шкале эмоционального содержания
1 балл | Рисунки с выраженным отрицательным эмоциональным содержанием, например: а) изображение одиноких, печальных, беспомощных, пытающихся покончить жизнь самоубийством или находящихся в смертельной опасности персонажей; б) изображение деструктивного взаимодействия |
2 балла | Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содержанием, например: а) изображение фрустрированных, испуганных, страшных или несчастных персонажей; б) изображение напряженных или враждебных отношений между персонажами. |
3 балла | Рисунки с нейтральным эмоциональным содержанием, например: а) изображение персонажей или отношений, имеющих как положительные, так и отрицательные характеристики или амбивалентное содержание; б) изображение персонажей или отношений с противоречивым или неясным смыслом; в) изображение персонажей или отношений без определенного эмоционального содержания. |
4 балла | Рисунки с умеренно положительным эмоциональным содержанием: а) изображение счастливых, но пассивных персонажей; б) изображение дружественных отношений между персонажами. |
5 баллов | Рисунки с выраженным положительным содержанием, например: а) изображение счастливых или успешных и предпринимающих активные действия персонажей; б) изображение отношений любви или заботы. |
Таблица 2
Критерии оценки рисунков согласно Шкале образа «Я»
1 балл | Болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с грустным, беспомощным, одиноким, пытающимся покончить жизнь самоубийством, мертвым, или находящимся в смертельной опасности персонажем. |
2 балла | Неприятные фантазии: испытуемый идентифицируется с испуганным фрустрированньм, несчастным или страшным персонажем. |
3 балла | Противоречивые или амбивалентные фантазии: испытуемый идентифицируется с переживающим противоречивые чувства или равнодушным персонажем, либо образ «Я» не просматривается или неясен, а также если испытуемый идентифицируется с рассказчиком. |
4 балла | Приятные фантазии: испытуемый идентифицируется со счастливым, но пассивным персонажем или тем, кого спасают. |
5 баллов | Фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый, идентифицируется с активным, достигающим своей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктивные действия, нападает и достигает своей цели, а также с тем, кого любят. |
В таблице 1 приведены критерии оценки рисунков согласно Шкале эмоционального
содержания, а в таблице 2 — критерии оценки рисунков согласно Шкале образа «Я».
БОЛЕЕ ПОДРОБНАЯ ИНТЕРПРИТАЦИ ЕСТЬ В МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ, ПОДГТОВЛЕННГО ДЛЯ ВАС.
Интерпритация результатов те6ста «Нарисуй историю»
Проведенные в США и Российской Федерации исследования показали высокую корреляцию между депрессией у детей и подростков и оценками в 1 балл согласно Шкале эмоционального содержания и Шкале оценки образа «Я». Так, для депрессивных детей и подростков рисунки с выраженной отрицательной тематикой (оцениваемые в 1 балл) характерны значительно чаще, чем для клинически здоровых. При этом преобладают изображения одиноких, беспомощных, страдающих, находящихся в опасности персонажей, а также деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни (более 60% детей и подростков с клинической депрессией создают такие рисунки). Испытуемые идентифицируются в основном с грустными, беспомощными, пытающимися покончить жизнь самоубийством, находящимися в опасности или даже мертвыми персонажами.
Дети получившие низкие баллы по диагностическим шкалам теста, входят в группу риска развития депрессии (в том числе маскированного агрессией или психосоматикой) и суицидов (для подростков и детей старше 7 лет) и нуждаются в более тщательном обследовании, в том числе медицинскими специалистами, и включении в программы ранней профилактики и коррекции эмоциональных проблем.
Рисунки с умеренно отрицательным эмоциональным содержанием (2 балла по шкалам эмоционального содержания и образа «Я»), с изображением испуганных, фрустрированных персонажей или неприятных, напряжённых отношений между персонажами, содержащие образы, несущие угрозу и вызывающие неприятные чувства, а также раздражение (часто завуалированное), могут говорить как о наличии неглубокой депрессии, а также могут объясняться детско-подростковой агрессивностью, отреагированием в фантазиях негативных чувств (что может быть одним из проявлений копинговых механизмов) и иными причинами, что требует более тщательного обследования.
Исследования указывают на существование статистически значимой связи между агрессивностью у детей и подростков и оценками в 1 балл по Шкале эмоционального содержания рисунков. При этом в рисунках преобладают изображения раздраженных, страшных, что-либо разрушающих или даже кого-то убивающих персонажей. Авторы рисунков идентифицируются с этими персонажами. Если на рисунке присутствуют несколько персонажей, переживающих разные состояния, то авторы идентифицируют себя с агрессорами (людьми, хищными животными). В отличие от депрессивных детей и подростков, у которых оценка по шкале образа «Я», как правило, снижена, у их агрессивных сверстников оценка по этой шкале может быть как высокой, так и низкой.
В ходе исследования А.И. Копытин с коллегами выделили такие группы испытуемых, как «здоровые» и «патологические агрессоры»
«Здоровые агрессоры» в результате тестирования получают оценку в 5 баллов по шкале образа «Я». Это связано с тем, что они идентифицируются с сильными персонажами, которые, на кого-то нападая или что-то разрушая, достигают своих целей и испытывают удовлетворение. Возможна идентификация с героическим персонажем, вступающим в единоборство с противниками и их побеждающим.
Агрессивность же у «патологических» агрессоров часто имеет социально неприемлемые проявления (связана с грубым нарушением социальных норм, прямым физическим насилием, порчей имущества, т. е. совершением преступлений и т. д.), импульсивный, сознательно не контролируемый характер. «Патологическая» агрессивность тесно связана с поведенческими и эмоциональными расстройствами у детей и подростков, такими, в частности, как расстройство социального поведения, оппозиционно-вызывающее расстройство и другими. Естественно, что «патологические» агрессоры часто дизадаптированы, имеют более низкий статус среди сверстников и взрослых, осуждаемы и становятся объектом весьма жестких воспитательных и коррекционных воздействий, что не может не сказываться на их самооценке, которая, как правило, снижена. У «патологических» агрессоров нередко наблюдаются проявления депрессивного состояния (коморбидность агрессивности и депрессии); часто выясняется, что на их развитие оказывают влияние разнообразные патогенные факторы (насилие в семье, запущенность, неблагоприятный социальный фон, резидуальноорганические изменения мозга и т. д.). У испытуемых, составляющих подгруппу «патологических» агрессоров, отмечаются низкие оценки по шкале образа «Я». Они идентифицируются с персонажами, которые, что-то разрушая или на кого-либо нападая, удовлетворения не ощущают. Они продолжают испытывать негативные чувства раздражения, фрустрации, гнева, либо их эмоциональное состояние не проявлено, и они затрудняются его охарактеризовать.
Кроме того, существует категория детей и подростков, в рисунках которых (эпизодически или постоянно) могут проявляться агрессивные фантазии, однако какой-либо агрессивности и враждебности они не демонстрируют. Для их рисунков, также как и для рисунков «здоровых» агрессоров, характерно сочетание оценки в 1 балл по Шкале эмоционального содержания рисунка и оценки в 5 баллов — по Шкале образа «Я». Р. Сильвер (Silver, 2005) считает это признаком успешного сдерживания агрессивных проявлений, реализуемых исключительно в фантазиях.
На наш взгляд, однако, такие случаи требуют взвешенного анализа ситуации, поскольку внешне спокойные обычно субъекты могут иногда совершать агрессивные поступки с тяжелыми последствиями. Таким детям могут быть показаны профилактические мероприятия, помогающие справляться со сдерживаемой агрессией, а также использованию успешных копинг-стратегий.
Примеры детских рисунков
История 1. «Динозавр и 7 котов»
Испытуемая -девочка, 5 лет 7 месяцев. Жалобы со стороны мамы на нарушение сна, обидчивость, агрессивность, плаксивость, частые заболевания. История: «Динозавр напал на киску; он большой, а киса маленькая, у них началась драка и динозавр победил кошку…Он ее съел, оставил кожу и кости… Динозавр напал на киску просто так, он был очень голоден – 3 дня не ел, она ему мешала, он ее убил, вот и все…Разбойник!
Результаты тестирования:
- Ребёнок идентифицирует себя с кошкой.
- Оценка по шкале эмоционального содержания – 1 балл. Наблюдается выраженное отрицание эмоциональное содержание – изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.»
- Оценка по шкале образа «Я» - 1 балл (болезненные фантазии: испытуемый идентифицируется с находящимся в смертельной опасности персонажем).
Ребенку рекомендовано пройти лечение у невролога, а также индивидуальные коррекционные занятия
История 2. «Вулкан и замок. Древние замки»
Испытуемый мальчик 6 лет.
Мальчик не демонстрирует агрессии, спокойный ребенок, дружелюбный.
История: Лава идет, а рядом с лавой башня, и вот лава сильнее, чем башня, лава разлетается прям на замок. В замке есть королева, она жила в замке и не знала, что вулкан рядом, и она удивилась, что на ее замок падает вулкан. И она сразу испугалась, и пришлось всем выйти, но они не успели, лава была очень сильной, огромной и все трещинки … и потом он разрушился и на всех упал и потом все.
Результаты тестирования
- Ребенок идентифицирует себя с вулканом. Уже на этом этапе возможна коррекционная работа по определению причин и способов преодоления сложившийся ситуации.
На вопрос о причинах извержения ответил, что «они фоткались, а попадало сюда (показывает вулкан). Вулкан разозлился, что его будят. Они сами фоткались, но его не звали. Он злой».
- Оценка по шкале эмоционального содержания -1 балл. Наблюдается выраженное отрицательное эмоциональное содержание – изображение деструктивного взаимодействия между персонажами, связанного с убийством или угрозой для жизни.
- По шкале образа «Я» - 5 баллов (фантазии, связанные с исполнением желаний: испытуемый, идентифицируется с активным, достигающим своей цели и удовлетворенным персонажем, в том числе с тем, кто совершает деструктиные действия, нападает и достигает своей цели).
Результаты могут свидетельствовать об активизации копинг-стратегии на конкретную жизненную ситуацию, умении сдерживать агрессивные тенденции. Вероятно, ребенок не удовлетворен своим положением в семье, что в дальнейшем подтвердилось результатом диагностики с помощью методики «Рисунок семьи» (мальчик себя не нарисовал).
Таким образом, исследования показали, что тесты Сильвер могут быть использованы для диагностики различных состояний, связанных с проявлением депрессивных реакций и агрессии, в рамках как нормы, так и патологии. Данные подобного тестирования могут иметь экспресс-диагностический, предварительный характер, в особенности в тех случаях, когда тесты используются в скрининговых исследованиях в целях первичной психопрофилактики. Эти данные необходимо уточнять клинически, с использованием другого психодиагностического инструментария.
Тесты Сильвер могут также использоваться в контексте арт-терапии и психологического консультирования. В ходе предварительного интервью или первых занятий они могут применяться с целью оценки состояния и потребностей клиента, его творческого потенциала, характерных для него механизмов копинга и защиты и других психологических параметров. При этом тесты Сильвер обеспечивают безопасное для клиента самораскрытие, поскольку он не осознает связи между характерной для него проблематикой и создаваемыми им рисунками. Использование данных тестов может облегчить включение клиента в изобразительную деятельность, когда он, например, не может выбрать тему для рисунка или не знает, с чего начать работу — клиенту легче начать рисовать, когда в его распоряжении есть «готовые картинки». Также они могут применяться с целью оказания на клиента коррекционного воздействия — например, терапевт, исходя из созданных клиентом рисунка и истории, может показать ему возможные последствия действий персонажа, помогая клиенту осознать связь рисунка с характерными для него формами реагирования, а также продемонстрировать ему возможность иных форм поведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы эмоционального неблагополучия детей школьного возраста.
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей....
Восприятие музыки как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Курсовой проектпо профессиональному модулю организация различных видов детской деятельности и общения детей...
семинар для педагогов "Современные образовательные технологии - неотъемлемые атрибуты педагога"
Данный семинар предназначен для педагогов образовательной организации. Освещаются темы: что такое "педагогическая технология", "современная технология", подробно рассмотрены класси...
Эмоциональные нарушения и нарушения поведения у детей.
Презентацияна тему: Эмоциональные нарушения. Нарушения настроения. Неврозы(психология)....
Тренинг для педагогов. Эмоциональное выгорание.
Тренинг направлен на снятие " Эмоционального выгорания"...
Консультация для педагогов «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»
Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. Особую тр...
Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с воспитанниками c интеллектуальными нарушениями среднего школьного возраста
Содержание и организация коррекционно-педагогической работы с воспитанниками c интеллектуальными нарушениями среднего школьного возрастаАвтор: Петракова Наталья ВикторовнаОрганизация: ЦССВ им. Россоли...