Тренинг для педагогов. Эмоциональное выгорание.
план-конспект занятия
Тренинг направлен на снятие " Эмоционального выгорания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_emotsionalnoe_vygoranie.docx | 23.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов «Эмоциональное выгорание»
Цель тренинга:
- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его
характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение
источников неудовлетворения профессиональной деятельностью.
- Анализ собственных источников негативных переживаний, выявление
ресурсов.
- Снятие напряжения, получение психологической поддержки.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с
изображением лестницы, памятки, карандаши, цветная бумага, клей,
ножницы.
Ход тренинга
I. Вступительное слово: «Проблема эмоционального выгорания
педагогов»
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких.
Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и
психические затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов
стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила:
выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в
образовательном процессе. Преобразования в системе образования также
поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе,
новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-
психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода
перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть
покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх
перед контролем.
Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному
истощению педагогов, известному как «синдром эмоционального
выгорания». «Эмоционально выгоревшие» педагоги отличаются повышенной
тревожностью и агрессивностью, категоричностью и жесткой самоцензурой.
Эти проявления значительно ограничивают творчество и свободу,
профессиональный рост, стремление к самосовершенствованию. В
результате личность педагога претерпевает ряд таких деформаций, как
негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера
говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные стереотипы,
авторитарность. Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»:
он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это
закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и
невосприимчивым к любым новшествам и переменам.
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью
механизм психологической защиты в виде полного или частичного
исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Профессиональная деятельность педагогов изобилует факторами,
провоцирующими эмоциональное выгорание: высокая эмоциональная
загруженность, огромное число эмоциогенных факторов, ежедневная и
ежечасная необходимость сопереживания, сочувствия, ответственность за
жизнь и здоровье детей. К тому же педагогические коллективы, как правило,
однополы, а это – дополнительный источник конфликтов. В результате
педагог становится заложником ситуации эмоционального выгорания,
пленником стереотипов эмоционального и профессионального поведения.
Правила тренинга
1. Без опозданий
2. Искренность
3. Конфиденциальность. Принцип «здесь и сейчас»
II. Практическая часть
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чему-то научусь»
Человек усваивает:
10% того, что слышит
50 % того, что видит,
70 % того, что сам переживает,
90 % того, что сам делает.
1. Упражнение «Динамическая диагностика эмоционального
состояния»
Все участники тренинга встают в круг. Педагогам предлагается поделиться
своим эмоциональным состоянием. Тренер берёт мяч и говорит своё
эмоциональное состояние в данный момент. Далее мяч передаётся по кругу,
возвращаясь к тренеру.
Данное упражнение сплачивает коллектив и показывает готовность
педагогов к работе.
2. Упражнение “Я- подарок”
Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим «Я- подарок».
Нужно наполнить данную фразу своим содержанием. «Какой Вы подарок?»,
«Для кого Вы подарок?»
3.Упражнение «Лестница»
Цель: осознание себя как личности, находящейся на определенном
промежутке жизненного пути и профессиональной деятельности. Всем
участникам тренинга раздаются листочки со схематичным изображением
лестницы, и предлагается внимательно ее рассмотреть и отметить свое
местонахождение на лестнице на сегодняшний день. По мере прохождения
упражнения ведущий задает участникам вопросы:
- Подумайте и ответьте, Вы поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз?
- Устраивает ли Вас Ваше местоположение на лестнице?
- Что мешает Вам находиться наверху?
- Вы в силах устранить причины, которые мешают вам двигаться вверх?
4. Упражнение » Распредели по порядку»
Цель: донести до участников тренинга важность умения переключения
социальных ролей для сохранения психического здоровья и творческой
активности; осознание своего » Я». Педагогам предлагается распределить по
порядку (по степени значимости, на их взгляд) следующий перечень:
- дети
- работа
- муж (жена)
- Я
- друзья, родственники
Через некоторое время предложить вариант оптимального распределения
перечня:
1. Я
2. Муж (жена)
3. Дети
4. Работа
5. Друзья, родственники
Затем участникам предлагается поразмыслить над полученными
результатами.
5. Упражнение «Я дома- я на работе»
Разделить лист пополам. Составить 2 списка определений (как можно
больше) «Я – дома», «Я – на работе». Как вариант можно предложить
составить списки определений «Дома я никогда», «На работе я никогда». Это
позволит выйти на имеющиеся стереотипы поведения, мышления.
Проанализировать:
- похожие черты,
- противоположные черты
- одинаковые качества, проявляющиеся в разных модальностях
- отсутствие общих черт
- какой список было составлять легче; какой получился объемнее?
- каково ваше отношение к тому, что в характеристиках есть заметные
различия и т. д.
Комментарий: эти упражнения позволяют участникам посмотреть на их
взаимоотношения с профессией как бы со стороны, первоначально
определить свое отношение к сложившейся ситуации, отметить возможную
проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
5.Упражнение «Порой я балую себя»
Цель: Познакомить с приемами снятия нервного напряжения описанными
Мадэлин Беркли-Ален.
Содержание: перед началом тренер предупреждает слушателей, что сейчас
каждому участнику понадобиться лист бумаги и вся информация, которую
они запишут на листе, будет носит строго конфиденциальный характер.
сидящих рядом, и не спрашивать их о том, что они написали .
Инструкция: вспомните и составьте список дел, которые Вы выполняете с
целью доставить себе удовольствие, позаботиться о своем душевном
здоровье и немного побаловать себя.
Когда списки будут готовы, участники должны отметить, как часто они
делают то, что написано на листе. После этого предлагается обсудить и
высказать свое мнение по поводу того, насколько важно иногда сделать что-
нибудь приятное себе.
Поэтому желательно быть более искренними, не заглядывать в листы
коллег.
По итогам обсуждения, тренер предлагает участникам прослушать
рекомендации М.Берки- Ален по профилактике эмоционального выгорания.
«ДЕСЯТЬ СОВЕТОВ М. БЕРКЛИ- АЛЕН»
К УПРАЖНЕНИЮ «ПОРОЙ Я БАЛУЮ СЕБЯ»
1. Сделай себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на
спортивное соревнование, поужинайте в ресторане) .
2. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
3. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
4. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
5. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не
хватало времени.
6. В выходной позвольте себе подольше поспать.
7. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
8. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-
нибудь безделушку.
(М. Беркли-Ален «Забытое искусство слушать», СПб., 1997. с 193-194)
9. Каждый вечер вставайте под душ и «смывайте» события прошедшего
дня, т.к. вода издавна является мощным универсальным проводником.
10. Если у Вас имеются нарушения со сном, читайте на ночь стихи, а не
прозу. Так как стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют
успокаивающе.
11. Высыпайтесь. Здоровый сон составляет 5-6 часов. Перед сном
обязательно проветривайте помещение. Это способствует улучшению сна.
12. Чаще совершайте прогулки. Особенно прогулки полезны вечером.
6. Упражнение «Война и мир»
Каждому участнику предлагается чистый лист бумаги.
- Представьте себе, что- это не лист бумаги, а кто- то с кем вы находитесь в
ссоре, конфликтуете. Представили?
Теперь у Вас появится возможность в течение трёх секунд рассчитаться с
обидчиком. Сделайте с ним всё, что он заслуживает.
Я начинаю счёт: раз…
После того как время истекло, просим участником спокойно подышать,
расслабиться, успокоиться эмоционально и физически. Затем предлагается
сформулировать те эмоции, которые «герои битвы» испытывают в данный
момент. Хорошо ли им? Спало ли напряжение? Нет ли ощущения горечи,
стыда за учинённую расправу? Может быть ,наоборот, их переполняет
чувство гордости за героизм и мужество? Может, есть ощущение
освобождения?
- И так, пар выпущен, возмездие свершилось. Что дальше? Вы физически
расправились с врагом, уничтожили его не оставив шансов на
восстановление. Но, в любом случае, всегда наступает тот день- первый день
после окончания войны. И выясняется, что нужно продолжать жить,
залечивать раны, возводить мосты, вступать в переговоры…
Вот Вам новый лист бумаги. На столе вы найдёте карандаши, ножницы,
краски, клей. У Вас есть ровно десять минут, чтобы помириться со
вчерашним врагом. Форму примирения вы выберете сам: Это может быть
стих, примирительная речь, рисунок… В своей работе вы можете
использовать то, что осталось от первого листа, что будет символизировать
новые отношения. Через десять минут нужно будет представить свой
«примирительный подарок».
Даётся время на изготовление «подарка» и его презентацию.
Когда все подарки вручены, обращаем внимание участников на те чувства,
которые испытывает сейчас каждый из них. Подчёркиваем, что для «войны»
нам достаточно трёх секунд, а для того, чтобы вымостить дорогу к миру- в
сотни раз больше времени.
7. Упражнение «Убежище»
Упражнение помогает успокоиться, отдохнуть, расслабиться. Выполняется
в течение четырёх- пяти минут в спокойном, слабо освещённом помещении.
Сядьте удобно и спокойно на стул и закройте глаза. Представьте, что у вас
есть убежище. Это может быть маленький домик в деревне или квартира в
городе- всё, что угодно, даже пещера в горах. О вашем убежище никто из
друзей и близких не знает. В нём Вы можете делать всё, что захотите и что
вам нравится. Там нет обязательств и занятий, которыми Вы вынуждены
заниматься из чувства долга. Там не нужно никуда спешить, не нужно
планировать дела, рассчитывать время, учитывать обстоятельства. Там нет
телефонов, телевизоров, радио. Там- полная свобода и спокойствие.
Побудьте немного в своём «убежище», помечтайте о приятном,
почувствуйте удовольствие от безделья и созерцания.
8.Упражнение «Позитивные образы»
Есть такое изречение святого Августина: «Ушедшие не отсутствуют». Те,
кто были с тобой в жизни и любили тебя, всегда вместе с тобой. Их любовь и
забота будут поддерживать тебя до самого ухода, даже в тех случаях когда
этих людей уже нет на земле.
Кроме того, упражнение построено на том факте, что у каждого человека в
жизни были события, о которых ему приятно вспомнить. Память о хороших
событиях согревает душу, поддерживает в трудные минуты. Важно только
вспомнить события в форме образа или картинки и во всех деталях и мелочах
представить его во внутреннем воображении.
Участникам предлагается сесть поудобнее, закрыть глаза и представить
приятное для них событие во всех мелочах. На данное упражнение отводится
две- три минуты.
9. Подведение итогов. Рефлексия.
Тренинг провела: Соловьева С.А
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"
Работа педагога требует много усилий, умений и терпения. Каждому педагогу необходимо уметь управлять своим психоэмоциональным состоянием и обладать навыками саморегуляции....
Тренинг для творческого педсовета по предупреждению профессионального выгорания.Доклад "Эмоциональное выгорание. Профессиональные заповеди учителя".Памятка по предупреждению профессионального выгорания для педагогов
Цель тренинга с педагогами:сплочение педагогического коллектива, развитее творческих способностей через использование методов арт- терапии, мандала- терапии, снятие эмоционального напряжения....
Рекомендации педагогам по профилактике эмоционального выгорания
Материал для психолого-педагогической консультации педагогов: Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания...
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Профилактическая программа для специалистов системы образования, подверженных стрессовым, хроническим напряжениям. Рекомендововано исследование уровня личностного выгорания и систематизация восс...
ТРЕНИНГИ ОБЩЕНИЯ В ПРОФИЛАКТИКЕ И ПРЕОДОЛЕНИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ПЕДАГОГОВ
В последнее время в обществе бурно происходят образовательные реформы, которые должны нести в себе не только большой развивающий и обучающий потенциал, но и должны сохранять здоровье всех участников о...
Конспект психологического тренинга "Профилактика эмоционального выгорания"
Есть внешние и внутренние факторы, которые могут привести к выгоранию. Например, условия работы относятся к внешним — их можно поменять сравнительно быстро. Внутренние факторы — это устано...
Тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"
Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомл...