Проблемы эмоционального неблагополучия детей школьного возраста.
статья на тему
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 27.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы эмоционального неблагополучия детей школьного возраста.
Е.Н. Побережная
Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Ученые не перестают разрабатывать системы и методы, помогающие современному «цивилизованному» человеку не попасть в «стрессовый плен». Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (из Устава Всемирной организации здравоохранения).
Дети и подростки составляют 20% населения страны. Они - главный ресурс развития. Но 40% заболеваний приходится именно на них.
Хотелось бы поддержать мнение В. И. Слободчикова «Дети, чьё состояние можно квалифицировать, как «психически не болен, но психологически уже не здоров», остаются вне поля зрения и вмешательства психологии, педагогики и медицины». Психологическое здоровье - важнейшая характеристика личности в основе, которой лежит полноценное психическое и нравственное развитие.
Следует выделить основные факторы здоровья: образ жизни (50-55%), наследственность (20%), экология (20-25%), здравоохранение (10%). Здоровье человека зависит не только от работы его органов. Большое значение имеют различные психологические факторы (влечения, эмоции, чувства), умение управлять своей психикой. Большинство заболеваний связано с утратой человеком своего душевного благополучия.
Существуют два основных признака, по которым можно судить о психологическом здоровье. Первый признак это позитивное настроение, в котором находится человек. Основу составляют такие состояния как: полное спокойствие, уверенность в своих силах, вдохновение. Второй признак - высокий уровень психических возможностей, благодаря чему человек способен выходить из различных ситуаций, связанных с переживанием тревоги, страха.
Психологическое здоровье включает в себя разные компоненты жизнедеятельности человека:
- состояние психического развития ребенка, его душевного комфорта;
- адекватное социальное поведение;
- умение понимать себя и других;
- более полная реализация потенциала развития в разных видах деятельности;
- умение делать выбор и нести за него ответственность.
По нашему мнению, семья, является основным ресурсом здоровья детей. Благоприятный психологический климат, нравственная атмосфера, сознательное, ответственное и конструктивное родительское поведение есть важнейшие факторы сохранения здоровья детей. Однако надо отметить, что для обеспечения эмоционального благополучия детей необходимо наличие эмоциональное благополучие взрослых. Задумайтесь, как часто вы испытываете состояние душевного, психологического комфорта? Что мы можем передать детям, которые очень тонко чувствуют наше состояние, даже если мы старательно маскируем накапливаемый негатив. В современном мире невероятно напряженный темп жизни, не говоря уже о том, что значит проживание в огромном мегаполисе. В такой обстановке все больше встречаются различные психические нарушения, наверно правильнее сказать редко не встречаются. В целом психические состояния следует разделить на нормальные, пограничные и патологические.
К нормальным состояниям можно отнести: функциональный комфорт; оперативный покой; нервное напряжение, утомление, агрессивность, враждебность, тревожность, страхи. На первый взгляд может показаться что некоторые состояния не являются нормой для организма, но если не испытывать утомления (временного снижения работоспособности) как тогда понять, что необходим отдых. А эмоция страха является одной из основ инстинкта самосохранения. Важны не просто эмоции, которые испытывает человек, а их сила, интенсивность и продолжительность. В связи с этим следует рассмотреть вторую группу состояний.
К пограничным состояниям можно отнести: стресс, монотония, астения, дистимия, алекситимия, дисфория, перенапряжение, хроническое утомление, депрессия, реакция адаптации, невротическая реакция, психогении. Эти состояния можно охарактеризовать как наносящие вред организму и именно они нуждаются в коррекции различными путями в зависимости от индивидуальных обстоятельств. В области пограничных состояний лежит основная работа психологов, социальных педагогов. Основное поле деятельности врачей принадлежит к следующей группе – патологические состояния, при этом остальные специалисты выступают в сопутствующей роли.
К патологическим состояниям относят: невроз (неврастения, истерия, невроз навязчивых состояний); психопатии (инфантилизм, ядерная психопатия, органическая психопатия), патологическое формирование личности, патологические реакции. Эти состояния нуждаются в лечении, в том числе и медикаментозном. В России, за последние 10 лет, нуждающихся в помощи психиатров стало гораздо больше (пограничных расстройств, связанных со стрессами – на 30%). (1)
Несколько подробнее хотелось ба остановиться на некоторых состояниях.
Переутомление проявляется в: головных болях, слабости, снижении аппетита, нарушении сна, ухудшении памяти, рассеянности. Переутомление приводит к нервно-психическим заболеваниям.
Большая часть стрессов, как других пограничных состояний направлена на тренировку и адаптацию организма.
Жизнь человека можно рассматривать только совместно с окружающей средой, изолированно человек не существует. В ходе всей жизни он вынужден приспосабливаться, привыкать, то есть адаптироваться. Появляясь на свет, младенец адаптируется к воздуху, свету, температуре, кормлению. Далее все больше и больше. К общению, к садику, школе, к смене сезонов, к замужеству, новым обязанностям, смене расписании. В течении всей жизни мы проходим адаптацию к условиям среды, это позволяет человеку выживать. Механизмы адаптации выработаны в процессе эволюции. Благодаря адаптации достигается оптимальное функционирование всех систем организма. Адаптация проходит на всех трех уровнях: физиологическом, психическом и социальном.
А что если мы не можем адаптироваться, и процесс адаптации просто не идет? Тогда нарушается функционирование систем. Поэтому понятие стресса и адаптации имеют неразрывную связь. Понятие стресса ввел Ганс Селье -1936 год.
Раз мы говорили о физиологической, психологической и социальной адаптации, то следует отметить, что стресс можно рассматривать по аналогии: физический стресс (купание в проруби); психологический (связан с эмоциями – расставание с близким человеком); социальный (смена коллектива). Заметим, что не каждое воздействие вызывает стресс. Умеренный стресс, наряду с отрицательным воздействием может оказывать и положительное влияние (закаливание, сдача зачетов). Селье ввел различие двух понятий. Эустресс – стресс способствующий сохранению здоровья (нормальное состояние). Дистресс – стресс вредный для здоровья, нарушающий работу организма (пограничное состояние). В нашей жизни мы редко разделяем эти понятия и употребляем термин «стресс», как неблагополучное состояние.
Важнейшими критериями для прохождения адаптации и стресса являются: сила воздействия, личная значимость (невозможность переключиться на что-то другое), продолжительность воздействия (время воздействия, наличие динамики), сумма стрессоров (количество, присоединение соматических проявлений).
Классификацию стрессоров ввел С.А.Разумов в 1976 году. Стрессоры подразделяются на 4 вида: стрессоры активной деятельности; оценок; рассогласования деятельности; природные и физические стрессоры. У детей чаще всего возникает стресс от несоответствия способностей и возможностей, требованиям окружающих.
Существует три фазы стресса. В первой фазе «Тревоги» происходит мобилизация защитных сил организма, повышение устойчивости систем. Функционирование происходит с большим напряжением, но организм ещё справляется с нагрузкой. К концу фазы возможно временное повышение работоспособности. Во второй фазе «Стабилизация», все параметры выведенные из равновесия в 1 фазе закрепляются на новом уровне. Отмечается сбалансированность расходования резервов организма. Внешне это относительная норма. Далее 2 пути: возврат к норме или переход в 3 фазу – «Истощение». К этому времени функциональные резервы организма исчерпаны в предыдущих фазах. Происходят структурные перестройки организма. Организм работает за счет невосполнимых энергетических ресурсов, что и ведет к истощению. (2)
Существуют факторы значимые для адаптации и прохождения стресса: рассудительность, способность анализировать, способность к аргументации, рефлексия, чувство юмора. Каждый человек благодаря наличию и развитию этих и других качеств обладает личностным адаптационным потенциалом. У ребенка этот потенциал только начинает складываться. Нам следует развивать личностный адаптационный потенциал, он складывается из: нервно-психической устойчивости, самооценки, Я-концепции (положительной), ощущения значимости, опыта общения, уровня конфликтности, характера, наличия любви. Чем выше личностный адаптационный потенциал, тем к более жестким условиям среды человек может адаптироваться. Наша цель помочь ребенку, научить его выживать в этом мире, освоить приёмы снятия стресса: перенос неприятного душевного состояния, например, на посторонние предметы; переключение; изменение масштаба событий; накопление радости; мобилизация юмора; смех; отчуждение; «ускорение» травмирующие ситуации вместо оттягивания и избегания неприятного события; любить и принимать себя…
Не пропустите симптомы стресса у ребёнка: плохое настроение; возврат привычек более раннего возраста; плохой сон, частые ночные кошмары; апатия, отчуждение от семьи; отказ идти в сад, школу, рассеянность; неугомонность, невозможность сосредоточиться. Помните, что за период обучения число детей: с нервными болезнями увеличивается в 2 раза. Высокий уровень патологии школьников указывает на необходимость создания здоровьесберегающей среды в школе. Необходимо создание оптимальных внешнесредовых условий в школе (стиль общения педагогов с учащимися, доступность излагаемого и предъявляемого материала, создание атмосферы заинтересованности и живого поиска знаний, атмосферы психологического расслабления и комфортности). Обязателен учет личностных и индивидуальных психических свойств учащихся (тип темперамента, тип утомления, тип нервной системы, ведущий тип восприятия информации и пр.) (3)
С молниеносной быстротой растут в России психические нарушения. Уже в конце 80-х годов они достигли критической отметки для духовного выживания народа и сохранения его как нации — 45%! Сегодня эта цифра поднялась до 70—80%! Известно, что уже при переходе 50%-ного рубежа начинается необратимая самопроизвольная цепная реакция нравственного распада общества.
Эмоциональное неблагополучие сильно тревожит специалистов различных областей, да и самих родителей. Среди активно обсуждаемых и изучаемых школьных факторов риска можно встретить такие, как перегрузка учебных программ; интенсификация учебного процесса; несовершенство учебных программ и технологий; авторитарный стиль преподавания; отсутствие индивидуального подхода к учащимся; использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным; недостаток двигательной активности учащихся; неправильное питание учащихся; несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса; недостаточное финансирование школы.
Наряду с данными проблемами хотелось бы выделить не менее важные, но недостаточно обсуждаемые: дидактогенная организация образовательного процесса; недостаточная психологическая культура учебно-воспитательного процесса; низкий уровень культуры здоровья учащихся; слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально-психологической адаптации в самостоятельной жизни; неблагополучное состояние здоровья учителей; недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.)
С каждым годом мы все чаще сталкиваемся с эмоциональным или психологическим насилием. Психологическим насилием является: отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка; угрозы; изоляция ребенка, принуждение к одиночеству; предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям; ложь и невыполнение взрослыми обещаний; физическое воздействие; обвинение в адрес ребенка (брань, крики); принижение его успехов; длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей…
В практической деятельности педагогов мы видим реализацию психолого-педагогических технологий здоровьесбережения, хотя не всегда в достаточном объеме и не у всех педагогов. Сухомлинский считал, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе - плохое состояние здоровья. Причем эти заболевания (вернее, отклонения) чаще всего совершенно незаметны, однако они ведут к тому, что у ребенка понижается способность к сосредоточенному умственному труду. Сухомлинский: «Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их - о здоровье».
Существует взаимосвязь эмоций и физического состояния организма. Любая человеческая эмоция через нервные импульсы в мозге вызывает выделение нейротрансмиттеров, которые в свою очередь сужают или расширяют сосуды. Наиболее известные среди них - серотонин, адреналин, норадреналин, эндорфин и другие.
При наличии постоянных отрицательных эмоций и тягостных мыслей в организме нарушается гармоничная система энергорегуляции и взаимодействия внутренних органов и органов чувств, снижается иммунная защита. От этого возникает заболевание. Отрицательные эмоции – плохие попутчики в жизни человека. Они вызывают растерянность, разочарование, унынье, тоску, сковывают волю, влияют на самочувствие.
Жизнь не может быть окрашена только в темные тона. Без положительных эмоций, любви близких, улыбок и смеха жизнь была бы невозможна. Ощущение счастья делает нашу жизнь ярче. Радость встречи, любовь - не менее сильные эмоции, чем гнев и раздражение. Следует помнить, что благодаря выработке так называемых «гормонов радости», положительные эмоции благотворно влияют на здоровье.
Побережная Елена Николаевна
Преподаватель психологии ГБОУ СПО ПК№8
Список использованной литературы:
- Куликов В.В. Психические состояния. - СПб., Питер, 2001
- Маклаков А.В. Общая психология. - СПБ., 2010.
- Прохоров А.О Практикум по психологии состояний. - СПб., Речь, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на занятиях хора"
Важнейшим средством духовного развития ребенка, повышения уровня его нравственной и эстетической культуры является музыка, и особенно – вокально-хоровое воспитание. Выразительное и эмоциональное испол...
Курсовая работа:Творческие способности детей школьного возраста
Природа человеческих способностей волновала мыслителей уже в античности. Попытки их философского осмысленияможно найти в трудах Платона и Аристотеля, Фомы Аквинского и Спинозы.Психологическим изучение...
Восприятие музыки как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Курсовой проектпо профессиональному модулю организация различных видов детской деятельности и общения детей...
Проблема вокально – хорового воспитания детей школьного возраста в современной музыкальной педагогике.
методика Огороднова и Емельянова...
Необходимость развития каллиграфического письма у детей школьного возраста
Именно в начальной школе закладываются основы почерка человека, поэтому в этом возрасте сразу и нужно начинать писать правильно. Для...
Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие».
Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие»....
Статья "ТИМ-моделирование среди детей школьного возраста"
Направление "технология информационного моделирования" активнго развивается в нашей стране, эту тему изучают уже состоявшиеся специалисты, преподают в университетах, но что для школьного воз...