Обобщение опыта работы
учебно-методический материал на тему
Способы повышения познавательного интереса у студентов к занятиям гуманитарного цикла путем использования методов активного обучения,проблемного обучения, ИКТ и интернет-ресурсов. Примеры заданий для повышения мотивации к изучению гуманитарных дисциплин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_metodobedinenie.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие познавательного интереса и творческого потенциала студентов на занятиях гуманитарного и социально-экономического цикла. (Из опыта работа преподавателя А.В.Бондаренко)
Задача современного образования - формирование творческой, способной к самопознанию и самореализации личности. Но она не может быть решена при отсутствии у обучающихся мотивации при изучении учебных дисциплин. Поэтому в настоящее время очень актуальной является проблема формирования познавательной мотивации обучающихся. Это связано с новой концепцией модернизации образования. Данное понятие вошло в педагогику еще в нач. 20 века. Но до сих пор взгляды на эту концепцию разнятся. Надо найти такие ресурсы, которые позволят развивать креативное мышление, т.к. современный человек должен максимально эффективно использовать свои возможности.
Для решения этой задачи применяются многочисленные инновационные технологии. Применяются многообразные формы деятельности при изучении нового материала и при контроле полученных знаний.
При изучении дисциплин гуманитарного цикла, в частности, истории, обществознания, философии, социологии, политологии в учебном учреждении технического профиля, преподаватель сталкивается с низкой мотивацией к их изучению со стороны обучающихся, для которых основными являются специальные дисциплины. Преподаватель ставит перед собой такие основные задачи как:
- развитие познавательного интереса к гуманитарным дисциплинам
- формирование умения самостоятельно приобретать и применять знания
- помощь в формировании гражданской позиции
Больше значение в повышении мотивации к обучению имеет использование методов активного обучения, приобретающих в последнее время особую актуальность. Эти методы позволяют стимулировать познавательную деятельность обучаемых.
Методы активного обучения обеспечивают не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и развивают у обучающихся логическое мышление и умение самостоятельно добывать знания. В этой ситуации главной целью преподавателя становится формирование активной творческой личности обучающихся. Систематически выполняя разнообразные задания, обучаемые постепенно включаются в учебный процесс.
1. В качестве приема развития самостоятельной деятельности обучающихся относится работа с тестами, которые превращаются в инструмент обучения. При закреплении материала обучающиеся предварительно работают с текстом учебника, с конспектами, а затем выполняют тестовое задание. Это самый простой способ проверить знания и оценить их. Но такая форма работы малоинтересна и очень часто студенты отвечают наугад и здесь нет никакого творческого подхода.
2.Кроме того, активизация познавательной деятельности обучаемых может быть обеспечена с помощью создания проблемных ситуаций,.
Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучающихся, на развитие их логического мышления, на способность самостоятельно действовать в информационном пространстве.
Проблемно-поисковый урок – форма урока, где преподаватель сам формулирует проблему и ставит проблемный вопрос. Обучающимся предлагается самостоятельный поиск вариантов решения, после чего они совместно с педагогом формулируют наиболее оптимальный. В качестве примера можно привести урок по теме: «Гражданская война: за и против .» Урок проходит в форме соревнования между двумя группами, которые определяют плюсы и минусы исторического события, после чего делается обобщенный вывод. Данный прием способствует формированию общих компетенций, определяющих результативность учебной деятельности, позволяет развивать познавательную активность на основе коллективных методов взаимодействия.
3. В повышении мотивации к изучению гуманитарных дисциплин использую презентации
Презентации — это видеоряд, который может содержать учебный материал с использованием терминологии, портреты исторических деятелей цитаты виднейших политиков. В данном случае у обучающегося развивается зрительная и ассоциативная память, логическое мышление. Примером могут служить презентации: «Принятие христианства на Руси» «Герои войны 1812г», «История избирательной системы России» по политологии. «Ценности человеческого существования», «Смысл жизни», по философии и др.
4. Выполнение заданий из практикума по обществознанию (Важенин А.Г)
Задание на соответствие: установите соответствие между понятием и определением.
Заполните пропуски текста на основе материала учебника
Исправьте ощибки в приведенных предложениях.
Составьте логическую схему используя ключевые понятия
Задание С.5 из ЕГЭ: дайте определение понятия, составьте 2 предложения, раскрывающие смысл данного определения. Это как разминка – в начале урока.
Задание С.8 из ЕГЭ составьте развернутый план на заданную тему.
5. Важна частота и регулярность контроля полученных знаний. Регулярный контроль воспитывает привычку к систематическому труду, стимулирует подготовку студента к занятию.
6. Изучая тему «Занятость населения. Безработица» применяю работу по заполнению резюме для трудоустройства на работу.
7. Самым трудным предметом для изучения является философия. Поэтому, чтобы заинтересовать студентов я использую следующие виды работ.
- Цитата дня. На первое занятие я определяю ее сама, причем не одну, а несколько. Предлагаю выбрать понравившуюся.Затем на каждый урок студент приносит свою цитату на заданную тему и обосновывает свой выбор.
- Философия – царица всех наук.
Т. Манн
- Когда слушающий не понимает говорящего, а говорящий не знает, что он имеет в виду, - это философия.
Вольтер
- Например: Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
- Высшая мудрость — различать добро и зло.
- Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.
- Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит. Сократ
- Использую материал из серии ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
(мысли-рассуждения, мыслеобразы, притчи, анекдоты, шутки, стихи) Лев Евдокимович Балашов
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ
Работаем по принципу
...думать — это значит ставить вопросы
и пытаться находить ответы на них.
В. Рубцов
К разделу «Введение. Что такое философия?»
1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?
Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут.
Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.
К разделу «Философия человека»
2. Кто, по Вашему мнению, прав и почему?
А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).
Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).
3. На вопрос «иметь или быть?» Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: «быть!». А как бы Вы ответили на этот вопрос?
— Дайте развернутый ответ.
- Следующая форма работы с использованием видеофрагмента. Изучая тему основные проблемы философской антропологии использую фрагменты фильмов «Кто ты человек?» Интервью с Ником Вуйчичем « Ценности человеческого существования» «Смысл жизни» Обсуждаем фрагмент фильма по теме « Ваши ценности» «Что ты ожидаешь от мира и что мир ожидает от тебя?» Подумайте как изменить мир и что вы можете сделать для этого? Методика «Плата вперед» суть- взаимодействие с миром
На основе совершения добрых дел
- Такая работа. «О ком идет речь»:
- Его называют « называют «плачущий философ»
- Он считал что мир есть вечно живой огонь
- По его мнению движущей силой развития является борьба противоположностей
- Его принцип « Все течет, все изменяется», « В одну и ту же реку нельзя войти дважды» и т.д.
5.Используя Интернет – ресурсы обучающиеся могут ознакомиться с множеством интересного материала не только с «исторических» сайтов, но и с сайтов политических партий (предвыборные программы, фотографии, мнения о кандидатах), органов власти субъектов РФ (структуру местных органов власти, насущные проблемы и варианты их решений). В практике преподавания истории интернет – ресурсы используются для подготовки презентаций и поиска материала для презентаций.
Общественные науки отводят большое место рассказу преподавателя и практической работе с текстом исторических материалов. Эти виды деятельности являются базовыми, но, использование информационных технологий помогает повысить мотивацию у учащихся к получению знаний, повысить их познавательную активность на уроке и во внеурочное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Обобщение опыта работы"
Презентация посвящена обобщению опыта работы на тему "Формирование универсальных учебных действий путем применения кейс-технологии на уроках общественных дисциплин"...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
Доклад на тему: "Выполнение курсовой работы студентами техникума в условиях ФГОС"...
Обобщение опыта работы
Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации...
Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.
Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....
Обобщение опыта работы учебной фирмы ГБПОУ "НГК"
Представлен анализ работы учебной фирмы, созданной на базе специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), который позволит преподавателям использовать данный опыт работы в своей про...
Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению.
Елена Никулина Обобщение опыта работы по организации проектной деятельности в воспитательной работе. Отчетные материалы по учреждению. Сборник проектов социальных инициатив подготовлен с целью пе...
Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста (Обобщение опыта работы)
«Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа на уроках литературы в процессе практической работы по анализу текста»преподавателя Старицкого колледжа Терехи...