Рабочие программы по химии 8-11 классы 2016-2017 учебный год
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 605 с углубленным изучением немецкого языка Выборгского района Санкт-Петербурга
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 605
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета Протокол от 30.08.2016 № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ №605 _________Поломошнова Е.Б. Приказ от 30.08.2016 № 527 |
Рабочая программа
по ХИМИИ
8 класс
Базовый уровень
(68 часов)
Составитель
Михеева Татьяна Валерьевна,
учитель химии первой квалификационной категории
Санкт-Петербург
2016-2017 учебный год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка | стр. 3-9 | |
I I. | Календарно-тематическое планирование | стр. 12-24 |
I I I. | Перечень учебно-методических средств обучения | стр.25-26 |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004;
- Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 05.03. 2004;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих образовательные программы основного общего образования на 2016/17 учебный год,
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (//Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/ www. vestnik. edu. ru).
- Учебный план ГБОУ школа № 605;
Рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 7-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2010г.).
Уровень программы - базовый. Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов в год. Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2016/2017 учебный год - 2 часа в неделю (64 часа + 4 часа резерв). Количество часов в неделю на изучение предмета согласно программе - 2 часа в неделю.
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2014.
Данный учебно-методический комплект, обеспечивающий реализацию программы - это целостная система, в ее состав входят учебная программа и учебник для обучающихся.
Учебники данного автора включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на текущий 2016-2017 учебный год.
Данная программа соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень.
Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим. Это достигается путём вычисления укрупнённой дидактической единицы, в роли которой выступает основополагающее понятие «химический элемент и формы его существования (свободные атомы, простые и сложные вещества)», следования строгой логике принципа развивающего обучения, положенного в основу конструирования программы, и освобождения её от избытка конкретного материала. Поэтому весь теоретический материал курса химии рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы даёт возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов.
Программа построена с учётом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении атомов. Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и их важнейших соединениях (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток), закономерностях протекания реакций и их классификации.
Реализация программы предполагает достижение следующих целей:
1. Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.
2. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
3. Развитие познавательных интересов в процессе самостоятельного приобретения знаний.
4. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества. Необходимость химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
5. Применение полученных знаний и умений для: безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА:
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения химии ученик должен знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула. Относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь. Вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем. Химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат - ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Данная рабочая программа позволяет реализовать подготовку обучающихся к сдаче итоговой аттестации в полном объеме, осуществлять дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем усвоения учебного материала химии на данном этапе, учитывать возрастные и психологические особенности при проведении уроков химии в 8 классе.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название темы | Всего часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Тема 1. Атомы химических элементов | 10 |
3 | Тема 2. Простые вещества | 5 |
4 | Тема 3. Соединения химических элементов | 12 |
5 | Тема 4. Изменения, происходящие с веществами | 11 |
6 | Тема 5. Простейшие операции с веществом. Химический практикум | 5 |
7 | Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства электролитов | 15 |
8 | Тема 7. Свойства электролитов. Химический практикум | 2 |
6 | Резервное время | 4 |
Итого | 68 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ХИМИЯ. 8 КЛАСС»
ВВЕДЕНИЕ —4 ч
Химия – наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: атомах, простых и сложных веществах. Вещество как объект изучения химии.
Многообразие веществ и его причины. История развития химии. Роль химии в жизни человека.
Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода и группы. Символы химических элементов.
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. Индекс. Коэффициент. Чтение формул. Расчет массовой доли химического элемента по формуле.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Демонстрации. Коллекция изделий – тел из алюминия и стекла. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. Помутнение известковой воды.
ТЕМА 1. АТОМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ – 10 ч
Атом. Строение атома: ядро, электронная оболочка. Взаимосвязь понятий: протон, нейтрон, массовое число.
Изменения в составе ядер химических элементов. Изотопы как разновидность атомов одного элемента.
Характеристика электронов. Распределение электронов в атомах химических элементов. Понятие о завершенном и незавершенном электронных уровнях. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов.
Физический смысл порядкового номера элемента, номера группы и номера периода. Причины изменения свойств химических элементов в периодах и группах. Ионы положительные и отрицательные. Ионная химическая связь. Коэффициенты и индексы. Схемы образования ионных соединений. Схемы образования двухатомных молекул. Электронные и структурные формулы. Кратность химической связи. Схемы образования неполярных молекул. Электронные и структурные формулы. Понятие о металлической связи. Единая природа химической связи.
Демонстрации: Модели атомов химических элементов. ПСХЭ Д.И.Менделеева.
ТЕМА 2. ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА - 5 ч
Положение металлов и неметаллов в системе элементов. Строение их атомов. Физические свойства металлов, неметаллов – простых веществ. Понятие аллотропии.
Единица количества вещества – моль. Постоянная Авогадро.
Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Молярная масса.
Расчетные задачи. 1. Вычисление малярной массы веществ по химическим формулам.
- Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Коллекция металлов. Коллекция неметаллов. Образцы белого и красного фосфора.
ТЕМА 3. СОЕДИНЕНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ - 12 ч
Понятие о степени окисления. Определение степени окисления элементов по формулам соединений. Составление формул бинарных соединений, их названия. Оксиды. Составление формул и названий. Расчеты по формулам. Характеристики важнейших водородных соединений, их представители.
Основания: состав и классификация, взаимодействие с оксидами неметаллов.
Кислоты: состав и название, классификация, взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями. Отношение к индикаторам.
Соли: взаимодействие с металлами, основаниями, кислотами и другими солями. Отдельные представители солей.
Классификация сложных веществ. Генетические ряды. Вещества ионного строения. Вещества атомного и молекулярного строения. Аморфные и кристаллические вещества. Взаимосвязь типов кристаллических решеток и видов химической связи. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Растворы. Массовая и объёмная доля вещества в растворе. Понятие о доли компонентов в смеси.
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массовой доли растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Изменение окраски индикаторов. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, графита. Различные образцы смесей. Способы разделения смесей.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
ТЕМА 4. ИЗМЕНЕНИЯ, ПРОИСХОДЯЩИЕ С ВЕЩЕСТВАМИ - 11 ч
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Способы очистки веществ, основанные на их физических свойствах. Очистка питьевой воды. Перегонка нефти. Физические и химические явления. Химическая реакция как объект изучения химии. Тепловой эффект химической реакции. Химическое уравнение. Закон сохранения массы веществ. Термохимические уравнения. Классификация химических реакций. Составление уравнений химических реакций. Расчёты по химическим уравнениям. Объёмные отношения газов в химических реакциях. Расчеты с использованием понятия «доля». Сущность реакций разложения и составление уравнений реакций. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. Ферменты. Сущность реакций соединения. Составление уравнений химических реакций. Каталитические реакции, обратимость химических реакций. Сущность реакций замещения. Составление уравнений химических реакций. Ряд активности металлов, его использование в прогнозировании возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Сущность реакций обмена. Составление уравнений реакций. Реакции нейтрализации. Условия течения реакций до конца. Реакция разложения – электролиз воды. Реакции соединения – взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена.
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Плавление парафина. Горение магния. Взаимодействие соляной кислоты с мрамором, получение гидроксида меди и последующее растворение его в воде. Взаимодействие щелочных металлов с водой. Взаимодействие цинка и алюминия с соляной кислотой и серной кислотой. Взаимодействие растворов щелочей с кислотами. Взаимодействие растворов солей с кислотами и щелочами. Взаимодействие воды с углекислым газом и оксидом кальция. Взаимодействие воды с литием и натрием.
Лабораторные опыты. Взаимодействие металлов с растворами солей; взаимодействие серной кислоты с хлоридом бария, соляной кислоты с нитратом серебра.
ТЕМА 5. ПРОСТЕЙШИЕ ОПЕРАЦИИ С ВЕЩЕСТВОМ. ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ №1 -5 ч
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. 2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой и их описание. 3. Анализ почвы и воды. 4. Признаки химических реакций. 5. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.
ТЕМА 6. РАСТВОРЕНИЕ. РАСТВОРЫ. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ – 15 ч
Растворение как физико-химический процесс. Растворимость. Типы растворов.
Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации веществ в воде с разным типом связи. Степень ЭД. Сильные и слабые электролиты.
Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу, заряду и наличию водной оболочки. Основные положения ТЭД.
Реакции ионного обмена. Полные и сокращённые ионные уравнения химических реакций.
Классификация кислот в свете ТЭД. Взаимодействие кислот с металлами, условия течения этих реакций. Взаимодействие кислот с оксидами металлов, основаниями и солями. Запись уравнений реакций (молекулярных и ионных) с использованием таблицы растворимости.
Определение оснований в свете ТЭД. Классификация по различным признакам. Взаимодействие с кислотами. Взаимодействие щелочей с солями и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований.
Состав оксидов, их классификация: несолеобразующие и солеобразующие. Свойства кислотных и основных оксидов.
Определение солей как электролитов, их диссоциация, взаимодействие с металлами, кислотами и щелочами.
Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов.
Демонстрации. Примеры нерастворимых, малорастворимых и нерастворимых веществ в воде. Испытание веществ на электропроводность. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой. Взаимодействие цинка с соляной кислотой, серой, сульфатом меди.
Лабораторные опыты. Химические свойства кислот на примере серной и соляной. Реакции, характерные для нерастворимых оснований и щелочей. Изучение свойств основных и кислотных оксидов. Химические свойства солей.
ТЕМА 7. СВОЙСТВА РАСТВОРОВ ЭЛЕКТРОЛИТОВ. ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ №2 – 2 ч
1. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 2. Решение экспериментальных задач.
Резерв 4 часа
Формы и сроки контроля:
Вид контроля | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год |
Практические работы | 5 | 2 | 7 | ||
Контрольные работы | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Используемые технологии обучения, формы уроков: уроки-лекции, семинары, уроки-проекты, уроки-дискуссии, уроки-исследования и т.д.
В 8 а классе 25учащихся, в т.ч., 14девочек, 11 мальчиков, участвовало в опросе 55% учащихся. Обученность за 2014/15 уч. г. СОУ =68,3.
Класс проявляет среднюю работоспособность, энергия в норме у 82% учащихся (18% - ниже нормы) эмоциональный фон на 63% положительный. В зоне риска 27%, им требуется дополнительная помощь в укреплении здоровья. Отрицательный эмоциональный фон сопровождается хроническим переутомлением, подавлением активности, подавлением потребности в самоуважении.
Ситуация в классе стабильная, положительно относятся 100% учащихся.
64 % учащихся имеют положительную самооценку, 9% - неустойчивую, инфантильную, 27% негативная самооценка
Положительное отношение к школе у 55% учащихся, у 18% отрицательные эмоции, равнодушие, 27% - неустойчивое, инфантильное.
54% учеников испытывают отрицательные эмоции при ответах у доски.
У 82% в классе отношения с педагогами вызывают положительные эмоции, у 9% - равнодушие, у 9% - неустойчивое, инфантильное отношение
У 67% опрошенных учащихся навыки чтения развиты полностью, что даёт возможность работать с большим объёмом информации.
Отношения в семье вызывают положительный отклик у 64% детей, 36% инфантилизм.
Итог:
Две трети опрошенных готовы к увеличению учебной нагрузки. Есть группа риска, работающая с эмоциональной перегрузкой, на грани хронического переутомления, что может привести к ухудшению состояния здоровья (Черноусова, Орехова) .
Подросткам для адекватного самовыражения требуется помощь со стороны взрослых, но сами они за ней не обращаются. Поэтому учителям стоит проявить инициативу. Семья, к которой все дети высказали положительное отношение, хороший союзник в этом деле.
В 8 б классе 25 учащихся, в т.ч., 12девочек, 13мальчиков. Обученность за 2014/15 уч. г. СОУ =70.01.
Класс проявляет среднюю работоспособность, энергия в норме у 93% учащихся (6% - ниже нормы), эмоциональный фон на 88% положительный. В зоне риска 12%, им требуется дополнительная помощь в укреплении здоровья. Отрицательный эмоциональный фон сопровождается хроническим переутомлением, подавлением активности, подавлением потребности в самоуважении.
Ситуация в классе стабильная, положительно относятся 81% учащихся, 19% инфантилизм.
94 % учащихся имеют положительную самооценку, 6% - неустойчивую, инфантильную.
Положительное отношение к школе у 51% учащихся, у 43% отрицательные эмоции, равнодушие, негативизм, страх, тревога, 6% - неустойчивое, инфантильное.
12% учеников испытывают отрицательные эмоции при ответах у доски, 12% - инфантилизм.
У 58% в классе отношения с педагогами вызывают положительные эмоции, у 30% - отрицательные эмоции, равнодушие, негативизм, страх, тревога. У 12% - неустойчивое, инфантильное отношение.
У 68% опрошенных учащихся навыки чтения развиты полностью, что даёт возможность работать с большим объёмом информации. 11% слабо сформированы (Завьялов, Воробьёв- группа риска)
Отношения в семье вызывают положительный отклик у 69% детей, 31% инфантилизм.
Итог:
Две трети опрошенных готовы к увеличению учебной нагрузки. Есть группа риска, работающая с эмоциональной перегрузкой, на грани хронического переутомления, что может привести к ухудшению состояния здоровья (Иванова Настя)
Подросткам для адекватного самовыражения требуется помощь со стороны взрослых, но сами они за ней не обращаются. Поэтому учителям стоит проявить инициативу. Семья, к которой все дети высказали положительное отношение, хороший союзник в этом деле.
Для действенной помощи детям необходимо в каждом конкретном случае выявить причины неуспеваемости или коммуникативных проблем. Хотя по нашим данным принять помощь готова только 25% опрошенных детей.
Рекомендуется освоение здоровьесберегающих технологий и активное формирование рефлексивных навыков, позволяющих адекватно воспринимать действительность.
В 8 В классе 20 обучающихся 8 девочек, 12 мальчиков В восьмом классе дети становятся более уравновешенными, спокойными. Однако они по-прежнему достаточно сильно переживают по поводу своей сексуальной привлекательности. Подростки испытывают сильную потребность поговорить о себе со взрослыми. Если у них нет такой возможности, у них могут возникнуть депрессивные настроения, резкие агрессивные вспышки, направленные в основном на взрослых. Нередко у восьмиклассников обостряется проблема уверенности в себе.
У подростков появляется повышенная утомляемость во второй половине дня. В это время происходит большинство случаев неповиновения старшим, нарушения учебной дисциплины, пререканий с учителями, проявлений своеволия и упрямства.
Многие подростки в это время начинают серьёзно задумываться о своём будущем, что может проявиться в повышенной учебной мотивации. Подростку очень важно найти свой путь, чтобы одно из увлечений стало призванием. В то же время часть ребят эмоционально полностью уходит в подростковые компании, живёт только настоящим. У них снижается интерес к школе и к общению с любыми взрослыми.
Взаимодействие с восьмиклассниками эффективно только через диалог. Необходимость тех или иных действий можно обсудить с подростком, выстроив картину их последствий.
В 8 г классе 25 учащихся, в т.ч., 11девочек, 14мальчиков. Обученность за 2014/15 уч. г. СОУ =72,66
Класс проявляет среднюю работоспособность, энергия в норме у 95% учащихся (6% - ниже нормы), эмоциональный фон на 78% положительный. Отрицательные эмоции у 22%, им требуется дополнительная помощь в укреплении здоровья. Отрицательный эмоциональный фон сопровождается хроническим переутомлением, подавлением активности, подавлением потребности в самоуважении.
Ситуация в классе стабильная, положительно к сверстникам относятся 89% учащихся, 11% инфантилизм.
89 % учащихся имеют положительную самооценку, 11% - неустойчивую, инфантильную.
Положительное отношение к школе у 55% учащихся, у 39% отрицательные эмоции, равнодушие, негативизм, страх, тревога, 6% - неустойчивое, инфантильное.
36% учеников испытывают отрицательные эмоции при ответах у доски, 6% - инфантилизм.
У 67% в классе отношения с педагогами вызывают положительные эмоции, у 22% - отрицательные эмоции: равнодушие, страх, тревога. У 6% - неустойчивое, инфантильное отношение.
У 61% опрошенных учащихся навыки чтения развиты полностью, что даёт возможность работать с большим объёмом информации. У 11% навыки чтения слабо сформированы (Малямова, Утан). Отношения в семье вызывают положительный отклик у 76% детей, 6 % инфантилизм, 18% отрицательные эмоции. Ученики более полно и четко определяются в отношении к жизненным ситуациям при выражении своего мнения. Итог:Три четверти готовы к увеличению учебной нагрузки. Есть группа риска, работающая с эмоциональной перегрузкой, на грани хронического переутомления, что может привести к ухудшению состояния здоровья (Костылёва, Мандрусов, Никифоров, Утан) .
Подросткам для адекватного самовыражения требуется помощь со стороны взрослых, но сами они за ней не обращаются. Поэтому учителям стоит проявить инициативу. Семья, к которой все дети высказали положительное отношение, хороший союзник в этом деле. Для действенной помощи детям необходимо в каждом конкретном случае выявить причины неуспеваемости или коммуникативных проблем. Хотя по нашим данным принять помощь готовы только 34% опрошенных детей.
- Календарно-тематическое планирование
8 класс (неорганическая химия)
2 часа в неделю – всего 68 часов (4 часа резерв)
Линия О.С. Габриеляна, учебник Габриелян О.С. «Химия 8 класс» Базовый уровень. М.: Дрофа, 2014
№ урока в году | № урока по теме | Тема урока | Требования к уровню подготовки (учебные действия, знать, уметь) | ВИД КОНТРОЛЯ Практические и контрольные работы | Планируемые сроки (учебные недели) | |
план | факт | |||||
Введение (4 часа) | ||||||
1 | Инструктаж по ТБ Предмет химии. Вещества. | Знать/понимать. -химические понятия: атом, химический элемент, вещество. Уметь -определять: - простые и сложные вещества. | 01.09.- 05.09. | |||
2. | Превращение веществ. Роль химии. | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ). Многообразие веществ и его причины. История развития химии. Роль химии в жизни человека. | 01.09.- 05.09. | |||
3. | ПСХЭ Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов. | Знать: Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл порядкового номера химического элемента, номера периода и группы. Символы химических элементов. Уметь: -называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные). | 07.09.- 12.09. | |||
4. | 4. | Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы. | Знать/понимать -химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула Уметь -определять: качественный и количественный состав вещества по химической формуле -вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения. | 07.09.- 12.09. | ||
Тема 1. Атомы химических элементов – 10 часов | ||||||
5. | 1. | Основные сведения о строении атомов. | Знать/понимать -химическое понятие: химический элемент Уметь -объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента -характеризовать: состав атомов | 14.09.- 19.09. | ||
6. | 2. | Изменения в составе ядер атомов химических элементов. Изотопы. | Уметь -составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе -объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева, - объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп | 14.09.- 19.09. | ||
7. | 3. | Строение электронных оболочек атомов. | 21.09.- 26.09. | |||
8. | 4. | Строение электронных оболочек атомов. | 21.09.- 26.09. | |||
9. | 5. | Ионная химическая связь. | Знать/понимать - химическое понятие: ион, ионная химическая связь Уметь -определять ионную связь в химических соединениях. | 28.09.- 03.10. | ||
10. | 6. | Ковалентная неполярная химическая связь. | Знать/понимать -химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь Уметь -определять ковалентную связь в соединениях. | 28.09.- 03.10. | ||
11. | 7. | Ковалентная полярная химическая связь. | 05.10.- 10.10. | |||
12. | 8. | Металлическая химическая связь. | Знать/понимать -химическое понятие: металлическая связь Уметь -определять: тип химической связи в металлах. | 05.10.- 10.10. | ||
13. | 9. | Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов» | Уметь применять полученные знания при выполнении заданий | 12.10.- 17.10. | ||
14. | 10. | Контрольная работа № 1 «Атомы химических элементов». | 12.10.- 17.10. | |||
Тема 2. Простые вещества – 5 часов. | ||||||
15. | 1. | Простые вещества- металлы. | Уметь: -характеризовать: связь между строением и свойствами металлов -использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту | 19.10.- 24.10. | ||
16. | 2. | Простые вещества – неметаллы. | Уметь -характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. | 19.10.- 24.10. | ||
17. | 3. | Количество вещества. | Знать/понимать -химические понятия: моль, молярная масса Уметь - вычислять: молярную массу, количество вещества | 26.10.- 30.10. | ||
18. | 4. | Молярный объем газообразных веществ. | Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). | 26.10.- 30.10. | ||
19. | 5. | Решение задач. | Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). Уметь применять полученные знания при решении задач | 09.11.- 14.11. | ||
Тема 3. Соединения химических элементов-12 часов. | ||||||
20. | 1. | Степень окисления. Бинарные соединения. | Уметь - называть: бинарные соединения по их химическим формулам -определять: степень окисления элементов в соединениях. | 16.11.- 21.11. | ||
21. | 2. | Летучие водородные соединения. Оксиды. | Знать/понимать химическое понятие: оксиды Уметь - называть: оксиды по их формулам - определять: степень окисления элементов в оксидах - составлять: формулы оксидов. | 16.11.- 21.11. | ||
22. | 3. | Основания. | Знать/понимать –химические понятия: основания, щелочи. Уметь -называть: основания по их формулам -составлять: химические формулы оснований - определять: основания по их формулам. | 23.11.- 28.11. | ||
23. | 4. | Кислоты. | Знать/понимать -химические понятие: кислота, щелочь. Уметь - называть: кислоты по их формулам -составлять: химические формулы кислот - определять: кислоты по их формулам. | 23.11.- 28.11. | ||
24. | 5. | Соли. | Знать/понимать -химическое понятие: соль Уметь - называть: соли по их формулам -составлять: химические формулы солей - определять: соли по их формулам. | 30.11.- 05.12. | ||
25. | 6. | Соли. | 30.11.- 05.12. | |||
26. | 7. | Решение задач. | Знать: Классификацию сложных веществ. Генетические ряды. Уметь: выполнять упражнения в составлении формул по названиям и названий веществ по формулам. Расчеты по формулам. | 07.12.- 12.12. | ||
27. | 8. | Кристаллические решетки. | Знать/понимать -закон постоянства состава веществ Уметь -характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ. | 07.12.- 12.12. | ||
28. | 9. | Чистые вещества и смеси. | Уметь отличать чистое вещество от смеси, знать способы разделения смесей | 14.12.- 19.12. | ||
29. | 10. | Массовая и объемная доли компонентов смеси. | Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. Решать задачи на расчёт объёмной доли вещества в растворе. Выполнять упражнения. | 14.12.- 19.12. | ||
30. | 11. | Решение задач. Обобщение и систематизация знаний. | 21.12.- 25.12. | |||
31. | 12. | Контрольная работа № 2 по теме «Соединения химических элементов» | 21.12.- 25.12. | |||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами – 11 часов. | ||||||
32. | 1. | Физические явления. | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции). -закон сохранения массы веществ Уметь - составлять: уравнения химических реакций. | 11.01.- 16.01. | ||
33. | 2. | Химические реакции. | 11.01.- 16.01. | |||
34. | 3. | Химические уравнения. | 18.01.- 23.01. | |||
35. | 4. | Расчёты по химическим уравнениям. | Уметь - вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. | 18.01.- 23.01. | ||
36. | 5. | Реакции разложения. | Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь -определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. | 25.01- 30.01. | ||
37. | 6. | Реакции соединения. | 25.01- 30.01. | |||
38. | 7. | Реакции замещения. | 01.02.- 06.02. | |||
39. | 8. | Реакции обмена. | 01.02.- 06.02. | |||
40. | 9. | Типы химических реакций на примере свойств воды. | Уметь - характеризовать: химические свойства воды -составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип. | 08.02.- 13.02. | ||
41. | 10. | Обобщение и систематизация знаний по теме. | Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций Уметь - составлять: уравнения химических реакций и производить расчеты по ним | 08.02.- 13.02. | ||
42. | 11. | Контрольная работа №3 по теме «Изменения, происходящие с веществами» | 15.02.- 20.02. | |||
Тема 5. Простейшие операции с веществом. Химический практикум -5 часов. | ||||||
43. | 1. | Практическая работа №1: «Приемы обращения с лабораторным оборудованием». | Уметь -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Уметь -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. Уметь - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. - использовать приобретенные знания для критической оценки информации о воде. Уметь - составлять: уравнения химических реакций -использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами. Уметь -Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации | Практическая работа №1 | 15.02.- 20.02. | |
44. | 2. | Практическая работа №2: «Наблюдения за горящей свечой». | Практическая работа №2 | 22.02.- 27.02. | ||
45. | 3. | Практическая работа №3: «Анализ почвы и воды». | Практическая работа №3 | 22.02.- 27.02. | ||
46. | 4. | Практическая работа №4: «Признаки химических реакций». | Практическая работа №4 | 29.02.-05.03. | ||
47. | 5. | Практическая работа №5: «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе». | Практическая работа №5 | 29.02.-05.03. | ||
Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства электролитов – 15 часов. | ||||||
48. | 1. | Растворение. Растворимость веществ в воде. | Знать/понимать - химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. Механизм диссоциации веществ в воде с разным типом связи. Степень ЭД. Сильные и слабые электролиты. Ионы. Свойства ионов. Классификация ионов по составу, заряду и наличию водной оболочки. Основные положения ТЭД. | 07.03.- 12.03. | ||
49. | 2. | Электролитическая диссоциация. | 07.03.- 12.03. | |||
50. | 3. | Основные положения теории электролитической диссоциации. | 14.03.- 18.03. | |||
51. | 4. | Реакции ионного обмена. | Уметь - объяснять: сущность реакций ионного обмена - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. -составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. | 14.03.- 18.03. | ||
52-53 | 5-6 | Кислоты: их классификация и свойства. | Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. | 28.03.- 02.04. | ||
54. | 7.
| Основания: их классификация и свойства. | Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. | 04.04.- 09.04. | ||
55. | 8. | Оксиды, их классификация и свойства. | Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. | 04.04.- 09.04. | ||
56. | 9. | Соли: их классификация. | Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. | 11.04.- 16.04. | ||
57. | 10. | Соли: их свойства. | 11.04.- 16.04. | |||
58. | 11. | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | Уметь - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. | 18.04.- 23.04. | ||
59. | 12. | Обобщение по теме | Решение расчетных задач по уравнениям, характеризующим свойства основных классов соединений. | 18.04.- 23.04. | ||
60. | 13. | Контрольная работа №4 по теме «Растворение. Растворы» | 25.04.- 30.04. | |||
61. | 14. | Классификация химических реакций. ОВР. | Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. | 25.04.- 30.04. | ||
62. | 15. | Окислительно-восстановительные реакции. | 02.05.- 07.05. | |||
Тема 7. Свойства электролитов. Химический практикум – 2 часа. | ||||||
63. | 1. | Практическая работа №6: «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей». | Уметь.- обращаться с химической посудой и реактивами - распознавать опытным. путем растворы кислот и щелочей.- определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. | Практическая работа №6 | 02.05.- 07.05. | |
64. | 2. | Практическая работа №7: «Решение экспериментальных задач». | Уметь - обращаться с химической посудой и реактивами. - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений. | Практическая работа №7. | 09.05- 14.05. | |
65- 68 | Резерв – 4 часа. | 16.05-25.05. |
III.Учебно-методические средства обучения.
- Учебники:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
О.С.Габриелян | «Химия 8 класс. Базовый уровень» | 2014 | М., «Дрофа», |
- Методические пособия для учителя:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1 | О.С.Габриелян | «Химический эксперимент в школе» | 2014 | М., «Дрофа», |
2 | О.С. Габриелян | «Настольная книга учителя» 8 класс | 2014 | М., «Дрофа» |
5. | О. С. Габриелян, А.В. Яшукова | «Химия 8-9 методическое пособие» | 2014 | М., «Дрофа» |
- Контрольно-измерительные материалы:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
1. | О.С. Габриелян | «Контрольные и проверочные работы» 8 класс | 2014 | М., «Дрофа» |
2. | И.Г.Марчук | «Система практических работ и заданий на уроках химии» | 2014 | «Панорама» |
3. | Н. С. Павлова | «Контрольные и самостоятельные работы по химии» к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 8 класс» | 2014 | М., «Дрофа» |
- Пособия для подготовки к ГИА и ЕГЭ:
№ п/п | Автор | Название, класс | Год издательства | Издательство |
О.С.Габриелян | ЕГЭ «Химия» | 2014 | «Интеллект-Центр» |
- Настенные таблицы, схемы, модели, портреты
Печатные. | Самодельные таблицы. |
1. Растворимость, относительная молекулярная масса некоторых веществ (2 шт.). | 20. Типы химических реакций (схема). |
2. ПСХЭ Д.И.Менделеева (2 шт.). | 21. Относительная ЭО некоторых химических элементов. |
3. Основные приемы работы в химической лаборатории (2 шт.). | 22. Изменение степени окисления. |
4. Нагревательные приборы (2 шт.). | 23. Схема последовательности заполнения электронами энергетических уровней. |
5. Нагревание (2 шт.). | 24. Качественные реакции ионов. |
6. Обработка пробок и стеклянных трубок (2 шт.). | 24-а. Качественные реакции ионов. |
7. Правила безопасности труда в кабинете химии. | 25. Энергия некоторых химических связей. |
8. Выполняйте опыты только по инструкции. | 26. Общая характеристика неметаллов. |
9. Обращение с различными веществами. | 29. Взаимодействие неметаллов с азотной кислотой. |
10. Получение и собирание газов. | 29-а. Взаимодействие неметаллов с азотной кислотой. |
11. Строение и свойства вещества. | 30. Водородные соединения неметаллов. |
12. Кванты (2 шт.). | 39. Генетическая связь органических веществ. |
13. Скорость химических реакций (3 шт.). | |
14. Закон сохранения и превращения энергии в биологических и химических процессах. | |
15. Свойства воды. | |
16. Химические связи. | |
17. Форма и перекрывание электронных облаков. |
Портреты:
Д.И.Менделеев
Модели:
Модели атомов для составления молекул (2 шт.)
Видеофильмы по общей химии.
Лист корректировки
ТЕМА | ПРИЧИНА КОРРЕКТИРОВКИ | СПОСОБ, ФОРМА КОРРЕКЦИИ | СОГЛАСОВАНИЕ С ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ДИРЕКТОРА ПО УВР | ||
НАЗВАНИЕ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ | КОРРЕКТИРОВКА | |||
2016-2017 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по химиия. 9 класс. Для обучающихся с задержкой психического развития
Адаптированная рабочая программа линии УМК «Химия» (8-9 классы) О.С. Габриелян составлена на основе нормативно-правовых документов и методических материалов: 1....
Рабочая программа по химии 8-9 классы
Рабочая программа по химии 8-9 классы...
Рабочие программы по химии 10, 11 классы
Рабочие программы по химии 10 и 11 классов составлены в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта от 05 марта 2004 года. Они рассчитаны на 3 часа в неделю....
Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Декоративно прикладное искусство, 1-11 классы, 2016-2017 уч.г.
Предосавлен методический материал - Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Декоративно-прикладное искусство для классов с углубленным изучением предметов художестве...
Рабочая программа по физической культуре 6 класс 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» разработана для обучающихся 6 класса средней школы.Рабочая программа разработана на основе Федеральных государственных образова...
Рабочие программы по обществознанию 6-9 класс 2022-2023 учебный год
Рабочие программы по обществознанию 6-9 класс 2022-2023 учебный год...
Рабочая программа по химии 8-9 класс
Рабочая прогрмма по химии 8-9 класс...